Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КИТАЯ / ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ВОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюй Чжэн

Статья посвящена актуальному состоянию вокальной педагогики Китая на пути ее интеграции в мировую музыкальную культуру. В работе освещаются аспекты современного высшего вокального образования в Китае, рассматриваются вопросы современных задач вокальной педагогики, возможные пути их решения и достижения максимальных результатов в становлении вокального искусства Китая нового поколения. Исследуются процессы совершенствования учебных программ музыкальных вузов Китая за последние годы под влиянием тенденций развития международных культурных связей, профессионального взаимодействия вокальных школ страны с западными аналогами в области технической и художественной подготовки студентов-вокалистов. Особенное внимание уделено современной подготовке будущих вокальных педагогов на примере широкоформатной образовательной программы Цзилиньского университета. Также в статье сформулированы актуальные проблемы и намечены пути их решения в аспекте современного вокального образования в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 378:784

ББК 85.314-7 р (5 кит)

Сюй Чжэн

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Статья посвящена актуальному состоянию вокальной педагогики Китая на пути ее интеграции в мировую музыкальную культуру. В работе освещаются аспекты современного высшего вокального образования в Китае, рассматриваются вопросы современных задач вокальной педагогики, возможные пути их решения и достижения максимальных результатов в становлении вокального искусства Китая нового поколения. Исследуются процессы совершенствования учебных программ музыкальных вузов Китая за последние годы под влиянием тенденций развития международных культурных связей, профессионального взаимодействия вокальных школ страны с западными аналогами в области технической и художественной подготовки студентов-вокалистов. Особенное внимание уделено современной подготовке будущих вокальных педагогов на примере широкоформатной образовательной программы Цзилиньского университета. Также в статье сформулированы актуальные проблемы и намечены пути их решения в аспекте современного вокального образования в КНР.

Ключевые слова:

вокальная педагогика Китая, вокальная школа, вокальное искусство Китая, музыкальные вузы, оперное искусство, современное вокальное образование в высших учебных заведениях КНР.

Сюй Чжэн. Аспекты развития современного высшего вокального образования в Китае // Общество. Среда. Развитие. - 2022. № 4. - С. 27-30. -DOI 10.53115/19975996_2022_04_027-030

© Сюй Чжэн - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: 806696348@ qq.com

о са

ю О

Китайское вокальное образование сегодня представляет собой непрерывный процесс внутреннего преобразования и трансформации. Вокальное искусство Китая имеет многовековую историю и является реликтом древнейшей цивилизации Востока, сохранившей свои культурные традиции древности до наших дней. Однако, под влиянием государственной политики открытости и эскалируемой тенденции китайского общества к интеграции в мировое культурное поле, современное вокальное искусство страны, в той же мере, как и вокальное образование, переживает мощные изменения и реорганизацию.

Современное вокальное искусство в Китае ставит перед системой образования будущих музыкантов-исполнителей

разноуровневые задачи. Это касается как изменений в структуре учебных программ, так и изменения вектора развития национальной вокальной школы. Важным условием для научно-методического сообщества Китая в области вокального искусства представляется возможность профессионального совершенствования исполнителей КНР в европейской классической музыке при сохранении баланса и внимания к традиционному уникальному вокальному наследию страны. Эти задачи стимулируют процесс модернизации современного вокального образования Китая в непрекращающемся диалоге культур и совершенствовании художественного уровня представителей китайской вокальной школы нового поколения.

см о см

о

3

ю о

Учебные программы современных музыкальных вузов в КНР сегодня значительно отличаются от аналогов даже десятилетней давности. Изменения, направленные на формирование профессиональных компетенций выпускников вокальных факультетов, коснулись не только подготовки голосового аппарата студентов, но и формирования художественного амплуа будущих артистов оперной сцены, создания творческой индивидуальности и стиля певцов, музыкальной грамотности и кругозора музыкантов, а также педагогических навыков передачи мастерства будущим поколениям.

Таким образом, можно выделить несколько основных направлений в вокальном образовании Китая нового времени: академическое вокальное направление в рамках европейской оперной школы, традиционное народное вокальное искусства Китая, эстрадный вокал и вокальная педагогика. Последнее из них является, несомненно, важной величиной в процессе изменения культурной ориентации китайского общества, так как профессиональное вокальное образование в педагогических вузах современного Китая позволит подготовить учителей для общеобразовательных школ и массового музыкального образования, что, несомненно, благотворно повлияет на общий культурно-художественный уровень нового поколения граждан страны, стремящейся к обновлению жизненных приоритетов и установок.

Высшее вокальное образование нового времени во многом опирается на аналогичные образцы Запада, в том числе и опыт российских вузов. Иными словами, цикл обязательных дисциплин для вокалистов, помимо специальности, включает теоретические предметы, историю зарубежной музыки и Китая, историю искусств, анализ музыкальных форм и другие, привычные для западных музыкантов позиции [6].

Также отдельные университеты имеют возможность включать в учебный план своих студентов специальные дисциплины, как например, Цзилиньский педагогический университет определяет в качестве основных такие предметы, как основы вокальной методики, сценическую речь и движение, танец, актерское мастерство [3]. В этом учебном заведении зани-

маются профессиональной подготовкой педагогов-вокалистов. Акцент в обучении делается на получение студентами профессиональных педагогических компетенций в области интеллектуального и психофизического развития детей, получения базовой платформы знаний в сфере мировой художественной культуры, истории искусства и понимания художественного контекста оперных постановок.

Именно такое широкоформатное образование, предлагаемое Цзилиньским университетом, направлено на обучение вокальному искусству будущих учителей. Необходимо заметить, что по окончании этого университета выпускники получают специализацию «Музыкальное исполнительство», но при этом, благодаря педагогической направленности вуза, имеют возможность преподавать вокал в различных учебных заведениях [3]. Университет также динамично реагирует на изменяющуюся ситуацию в мировом пространстве и предлагает различные форматы обучения: онлайн и оффлайн, индивидуальные планы для студентов, факультативные формы вокального обучения.

Одним из наиболее важных направлений в учебном процессе университета является практика сценической деятельности в постановках учебного оперного театра. Участвуя в подготовке и постановке оперных спектаклей, студенты не только шлифуют вокальные навыки и мастерство исполнителя, но и развивают свой художественный вкус, учатся владеть сво -им телом и манерой поведения на сцене, преодолевают возможные психологические барьеры, связанные с публичными выступлениями и демонстрацией себя на публике. В процессе подготовки того или иного театрального образа студенты имеют возможность почувствовать и определить индивидуальный вокальный стиль и развить способность эмоционально-чувственного и художественно-эстетического восприятия [7]. Все достижения, получаемые во время работы студентов-вокалистов в учебном оперном театре, позволяют не только развить вокальную технику и сценический артистизм, но и иметь возможность впоследствии применить свои навыки в педагогической деятельности.

Очень важно отметить, что современное вокальное образование в Китае на-

правлено на подготовку артистов европейской, русской и китайской национальной оперы [5]. Каждая оперная школа была сформирована в определенной культурной среде и под влиянием национальных традиций, сохраняющих некий культурный код, передаваемый из поколения в поколение посредством возможностей искусства. Поэтому подготовка профессионального артиста оперной сцены обязана учитывать все нюансы манеры исполнения, уникальные особенности постановки голоса, сценического движения и художественного воплощения образов и персонажей на сцене. Исследователи полагают, что «в колледжах и университетах Китая необходима реформа вокально-музыкального образования, так как узкое образование вокалиста должно расширяться, поэтому важно включать дисциплины, связанные с формированием музыкальной грамотности, эстетики и др. [4, с. 196]. Таким образом, реформы высшего вокального образования необходимо продолжать и уделять значительное внимание научно-методической разработке проблематики учебных программ по вокалу.

Обучение современного артиста Национального оперного театра «Пекинской оперы» или «Оперы Цзиньцзюй», в первую очередь, опирается на вокальную подготовку студента.

Репертуар русского оперного театра обязательно включает такие шедевры, как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, сказочный мир опер Н.А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и другие. Музыка русских композиторов и овладение основами русской вокальной школы включают в себя постижение лирической доминанты, отраженной в музыке П.И. Чайковского, исторические вехи развития русской истории, воплощенные в произведениях М.И. Глинки, М.П. Мусоргского и других великих русских композиторов.

В процессе обучения певцов - исполнителей западной оперы, так же как и русской оперы, необходимо привить навык персонификации исполняемой партии, научить студента проникать в глубину личности персонажа, его эстетического и эмоционального характера, понимать и передавать национальный колорит роли. Для этого программа обучения вокали-

стов должна быть наполнена дисциплинами сценического направления, а отбор студентов необходимо производить не только по наличию проявленных музыкальных и вокальных способностей, но и по ярким артистическим характеристиками абитуриента, его личностным качествам, необходимым для сценической деятельности.

К сожалению, современные музыкальные вузы Китая не имеют в практике специальной программы психолого-педагогического обучения будущих артистов оперного театра [2]. Отметим, что нередко формирование образа персонажа происходит за счет использования различного театрального реквизита или его аналогов в процессе обучения. Обучение вокалиста основывается на вокальной технике, безусловно, имеющей решающее значение для оперного искусства, однако в современную компетенцию профессионального вокалиста обязательно включено понятие передачи художественного образа, богатое и развитое воображение, умение чувственно сопереживать и доносить до зрителей эмоциональный план сюжета исполняемой оперы [1].

Многие педагоги-вокалисты и исследователи в Китае предлагают усовершенствовать учебные программы консерваторий и других музыкальных вузов дополнительными часами, направленными на сценическую подготовку студентов-вокалистов и работу над художественно-образным воплощением оперных персонажей.

К сожалению, в современном вокальном образовании в вузах Китая все еще существует значительная проблема, выраженная в недостаточно высокой квалификации преподавательских кадров. Сегодня можно наблюдать постепенное нивелирование этого недостатка посредством развития научно-исследовательского интереса к вопросам вокального искусства и педагогике в КНР, а также планомерным усилением активности вокально-исполнительской деятельности педагогов. Очевидно, что к максимальному результату может привести создание эффективной системы поствузовской подготовки педагогических кадров, включающей в себя обязательное участие преподавателей в международных конференциях, посвященных вокальному ис-

3

ю О

кусству, концертной деятельности и научно-исследовательской работе.

В процессе решения этих проблем следует руководствоваться опытом западных коллег, имеющих многолетний опыт развития структуры высшего вокального образования, в том числе с опорой на практику современных российских вузов. Необходимо перенимать существующую в других странах систему усовершенствования квалификации профессорско-преподавательского состава вокальных кафедр и отделений, стимулируя развитие активной научной деятельности интенсивным сотрудничеством с представителями международного исследовательского сообщества в области вокального искусства.

Также следует стимулировать преподавательские кадры развивать собственную концертную вокальную деятельность и добиваться ее максимальной продолжительности, что, несомненно, обеспечит рост интереса к вокальному искусству в стране и повысит уровень педагогического мастерства среди педагогов-вокалистов. Современный педагог-вокалист высшей школы - это, в первую очередь, исполнитель, имеющий насыщенную концертную практику, а также исследователь и профессионал, владеющий современными методиками преподавания своего предмета и имеющий возможность непрерывно повышать свою квалификацию в области вокального искусства и вокальной педагогики.

Список литературы:

[1] Ван Хуайцзянь. Новая модель подготовки специалистов музыкального образования // Вестн. Гуан-чжоуск. техн. пед. ин-та. - 2010, № 2. - С. 76-79.

[2] Грибкова О.В., Казначеев С.М. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности // Искусство и образование. - 2018, № 2 (112). - С. 77-83.

[3] Официальныйфсайт Цзилиньского педагогического университета. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.jlu.edu.cn/

[4] Фанг Ю. Изучение необходимости и направления реформы преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах // Северная музыка. - 2020, № 10. - С. 196-198.

[5] Чжао Мэн. Процесс развития китайской оперы // Университетский научный журнал. - 2017, № 29. -С. 160-165.

[6] Яо Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России / Дисс. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2015. - 196 с.

[7] Яо Ц. Опера для образования и раскрытия индивидуальных особенностей // Музыкальный мир. -Сиань: Музык. изд-во провинции Шэньс. - 2012, № 10. - С. 12-13.

см о см

О

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.