Научная статья на тему 'Антикоррупционный механизм в контрактной системе государственных закупок'

Антикоррупционный механизм в контрактной системе государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1563
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционный механизм / контрактная система / государственные закупки / причины коррупции / признаки коррупции. / corruption / anti-corruption mechanism / contract system / government procurement / causes of corruption / signs of corruption.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

В работе рассматриваются вопросы создания антикоррупционного механизма в контрактной системе закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Объектом исследования выступают отношения в процессе закупочного цикла в рамках контрактной системы государственных закупок. В качестве исследуемой цели ставится рассмотрение механизма противодействия коррупции в контрактной системе закупок для ее дальнейшего совершенствования. Методология исследования основана на использовании системного подхода в изучении многоаспектного явления – коррупции в системе государственных закупок. Общенаучные методы познания позволили выявить причины коррупции в контрактной системе, признаки ее проявления участниками на всех этапах закупки. Практическая значимость исследования заключается в предложении комплексного подхода к решению противодействия коррупции в государственных закупках, реализуемых через единую информационную систему, стимулирование выбора наиболее конкурентных способов закупок государственными и муниципальными заказчиками, в том числе электронных способов, необходимость повышения профессионального уровня лиц, занимающихся закупочными процедурами, формирования антикоррупционного мировоззрения у всех участников закупок, включая поставщиков, предотвращения коррупционных рисков на всех стадиях закупочного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Елена Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION MECHANISMS IN THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PURCHASES

The paper deals with the creation of an anti-corruption mechanism in the contract system of procurement of products for state and municipal needs. The object of the research is the relations in the procurement cycle process within the framework of the public procurement contract system. The study target is the consideration of a mechanism for countering corruption in the contractual procurement system for its further improvement. The research methodology is based on the use of a systems approach in studying a multidimensional phenomenon – corruption in the public procurement system. General scientific methods of cognition revealed the causes of corruption in the contract system, signs of its manifestation by participants at all stages of procurement. The practical significance of the study is to propose an integrated approach to addressing corruption in public procurement implemented through a single information system, encouraging the choice of the most competitive procurement methods by state and municipal customers, including electronic methods, the need to improve the professional level of people involved in procurement procedures the anti-corruption outlook of all procurem

Текст научной работы на тему «Антикоррупционный механизм в контрактной системе государственных закупок»

УДК 342.5

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Е.Р. Борисова

В работе рассматриваются вопросы создания антикоррупционного механизма в контрактной системе закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Объектом исследования выступают отношения в процессе закупочного цикла в рамках контрактной системы государственных закупок. В качестве исследуемой цели ставится рассмотрение механизма противодействия коррупции в контрактной системе закупок для ее дальнейшего совершенствования. Методология исследования основана на использовании системного подхода в изучении многоаспектного явления - коррупции в системе государственных закупок. Общенаучные методы познания позволили выявить причины коррупции в контрактной системе, признаки ее проявления участниками на всех этапах закупки. Практическая значимость исследования заключается в предложении комплексного подхода к решению противодействия коррупции в государственных закупках, реализуемых через единую информационную систему, стимулирование выбора наиболее конкурентных способов закупок государственными и муниципальными заказчиками, в том числе электронных способов, необходимость повышения профессионального уровня лиц, занимающихся закупочными процедурами, формирования антикоррупционного мировоззрения у всех участников закупок, включая поставщиков, предотвращения коррупционных рисков на всех стадиях закупочного цикла.

Ключевые слова: коррупция; антикоррупционный механизм; контрактная система; государственные закупки; причины коррупции; признаки коррупции.

E.R. Borisova. ANTI-CORRUPTION MECHANISMS IN THE CONTRACT SYSTEM OF PUBLIC PURCHASES

The paper deals with the creation of an anti-corruption mechanism in the contract system of procurement of products for state and municipal needs. The object of the research is the relations in the procurement cycle process within the framework of the public procurement contract system. The study target is the consideration of a mechanism for countering corruption in the contractual procurement system for its further improvement. The research methodology is based on the use of a systems approach in studying a multidimensional phenomenon - corruption in the public procurement system. General scientific methods of cognition revealed the causes of corruption in the contract system, signs of its manifestation by participants at all stages of procurement. The practical significance of the study is to propose an integrated approach to addressing corruption in public procurement implemented through a single information system, encouraging the choice of the most competitive procurement methods by state and municipal customers, including electronic methods, the need to improve the professional level of people involved in procurement procedures the anti-corruption outlook of all procurement participants, including suppliers, preventing corruption risks at all stages of the procurement cycle.

Keywords: corruption; anti-corruption mechanism; contract system; government procurement; causes of corruption; signs of corruption.

Борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, свидетельством чего является принятие государственных программ, нормативно-правовых актов противодействия коррупции в различных сферах деятельности российского общества. Вопросы предотвращения коррупционных схем в контрактной системе закупок, наряду с гласностью и эффективностью, составляют одну из основных целей Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ-44) [1]. ФЗ-44 является одним из базовых элементов отечественной антикоррупционной системы, сущность которой обозначена Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Национальной стратегией противодействия коррупции, принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460.

Разнообразным аспектам механизма противодействия коррупции посвящены труды

отечественных и зарубежных авторов: В.В. Андреева, Е.Р. Борисовой, Т.Н. Вязовской, Г.И. Богуша, Д.В. Змиевского, М.С. Качелина, А.А. Лебедевой и др., в которых показано, что коррупция, как многоаспектное явление, имеет самые разнообразные последствия во всех сферах жизнедеятельности общества [2; 3].

Коррупция носит транснациональный характер, являясь острой проблемой как для развитых, так и развивающихся стран. Она присуща не только разным странам, но и имеет историческую природу. В отечественной практике, не только в период современной рыночной, но в период плановой, административной экономики, имели место ее проявления [4]. В современных условиях становления шестого технологического уклада для наращивания темпов экономического роста важно эффективное использование собственных ресурсов, исключающее злоупотребления [5].

Сущность коррупции сводится к злоупотреблению служебным положением ради получения выгоды в той или иной форме. Особенностью нашего подхода к коррупции является то, что мы рассматриваем ее с позиции участников контрактной системы закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, касающихся отношений на протяжении всего закупочного цикла, начиная от планирования и заканчивая исполнением контракта.

Государственные закупки более чем на треть составляют ВВП многих государств, в том числе и России, что обуславливает привлекательность создания неправомерных коррупционных схем. Во всех странах мира организация публичных закупок используется в целях эффективного расходования бюджетных средств, содействия добросовестной конкуренции, что невозможно достичь в полной мере без профилактики коррупции. Причины коррупции, представленные на рисунке, самые разнообразные.

Признаками коррупции в контректной сис-

теме государственных закупок, на наш взгляд, являются: уклонение участников контрактной системы от проводимых контрольных мероприятий и аудиторских проверок; высокий удельный вес неконкурентного способа закупок (у единственного поставщика) в структуре всех способов определения поставщика, подрядчика; регулярное предпочтение определенного поставщика при проведении процедур определения поставщика; описание объекта закупки (технического задания) под конкретного поставщика, не указывая его наименования, используя показатели, описывающие объект закупки, который может поставить (оказать услуги или выполнить работы) только данный поставщик.

Для предотвращения коррупции в контрактной системе предусмотрены инструменты противодействия.

На стадии планирования. Введение механизма планирования, нормирования и обоснования закупок позволяет уже на начальной стадии закупочного цикла избежать приобретения продукции с избыточными потребительскими свойствами. При формировании плановых документов в качестве инструмента противодействия коррупции можно рассматривать обоснование закупки, т.е. соответствие установленным, предусмотренным законодательством целям и требованиям к закупаемой продукции. При этом большое внимание уделяется обоснованию начальной максимальной цены продукции.

На стадиях определения поставщика и исполнения контракта. Регулирующая функция системы государственных закупок проявляется также в таком принципе контрактной системы, как принцип обеспечения конкуренции. Открытая конкуренция выступает действенным инструментом борьбы с коррупцией, одновременно позволяющим в наибольшей степени повысить эффективность системы закупок. Благодаря конкуренции обеспечивается про-зычность процедэдэ заюешк, что способствует

Неверие участников контрактной системы в беспристрастность заказчиков Несовершенство законодательства о закупках

Недобросовестность государственных служащих ' Причины ^^ ^ коррупции ^ Низкая квалификация специалистов, занятых в закупках

Недостаточное методическое сопровождение Министерства финансов РФ Незнание поставщиками своих прав и обязанностей

Причины коррупции в госудайственных закупках

привлечению достаточно большого количества поставщиков. Более того, государственным и муниципальным заказчикам предоставлена возможность пользоваться широкой линейкой способов осуществления закупок. С учетом использования электронных процедур закупок все способы в соответствии с законодательством подразделяются на две группы: конкурентные и один неконкурентный. Конкурентные способы закупок, как открытые, так и закрытые, в свою очередь делятся на всевозможные торги (конкурсы и аукционы) и неторговые способы (запрос предложений и запрос котировок).

Законодательство предусматривает только один неконкурентный способ закупки - закупки у одного поставщика. Таким образом, государство стремится ограничить наиболее коррупционный способ закупки, когда напрямую, без конкуренции заключается контракт. При использовании других способов закупки предполагается потенциально неограниченный круг участников процедур закупки продукции, поскольку поставщиком может выступать любое предприятие (или физическое лицо), потенциально имеющее возможность выполнить условия контракта. Обеспечение конкуренции и выбор конкурентных способов закупки создает условия для противодействия коррупции в контрактной системе.

Важная роль в создании конкурентной среды принадлежит созданию механизмов расширения сектора малого предпринимательства и социально ориентированного бизнеса. Для привлечения субъектов малого предпринимательства государственных и муниципальных заказчиков обязали закупать у малых предприятий не менее 15 % совокупного годового объема закупок. Кроме того, государственные и муниципальные заказчики имеют такой инструмент привлечения малого бизнеса, как установление в извещении о закупке продукции требования к поставщику о привлечении в качестве соисполнителей на субподряд предприятий и организаций из числа малых предприятий. Данный инструмент, разбивая крупные подряды, уменьшает привлекательность крупных хищений в сфере закупок.

В процессе мониторинга, аудита и контроля. В целях достижения необходимого результата и контроля со стороны государства, а также предотвращения коррупции заказчиков обязали размещать в открытом доступе в единой информационной системе государственных закупок обязательные документы по процедурам закупок, начиная с планов закупок и заканчивая отчетами о приобретенных товарах, выполненных работах и оказанных услугах.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт борьбы с коррупцией, среди наиболее эффективных методов предупреждения коррупции выступает выстраивание системы антикоррупционных требований к государственным и муниципальным служащим. В связи с этим в законодательстве о контрактной системе государственных закупок в качестве базового принципа определен принцип профессионализма заказчика, предусматривающего проведение закупок на профессиональной основе. Профессионализм заказчиков предполагает выстраивание определенных требований к должностным лицам заказчиков, что предполагает формирование антикоррупционного мировоззрения с помощью антикоррупционного образования. С этой целью требуется выстраивание системы обучения и переподготовки на протяжении всей деятельности государственного, муниципального служащего.

Таким образом, законодательство о контрактной системе создает инструментарий недопущения нецелевого использования бюджетных средств. Для борьбы с коррупцией в контрактной системе выстроен определенный механизм, включающий инструментарий предотвращения коррупционных рисков на всех этапах закупочных процедур, начиная с размещения плановых документов в единой информационной системе, выбора определенных способов конкурентных закупок, исполнения контрактов, предъявления требований к лицам, осуществляющим закупку продукции для государственных и муниципальных нужд. Для дальнейшего совершенствования механизма противодействия коррупции необходимо оптимизировать применение инструментария предотвращения коррупционных рисков.

Список литературы

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.

2. Андреев В.В., Борисова Е.Р. Коррупция и ответственность в сфере государственных закупок: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. 190 с.

3. АндреевВ.В., Вязовская Т.Н., ЗмиевскийД.В., Лебедева А.А. Коррупционные риски законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Современная научная мысль. 2016. № 5. С. 213-221.

4. Борисова Е.В. Генезис развития концепций планирования в России // Вестник Россий-

ского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С.18-20.

5. Борисова Е.В. Концептуальные вопросы перехода экономики к шестому технологическому укладу в процессе модернизации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 12-15.

References

1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'kh i munitsipalnykh nuzhd: feder. zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ // Sobr, zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 14. st. 1652.

2. Andreyev V.V., Borisova E.R. Korruptsiya i otvetstvennost v sfere gosudarstvenny'kh zakupok [Corruption and liability in public procurement]: monografiya. Cheboksary: ChKI RUK, 2009. 190 s.

3. Andreyev V.V., Vyazovskaya T.N., Zmi-

evskij D.V, Lebedeva A.A. Korruptsionnye riski zakonodateFstva o kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd [Corruption risks of legislation on a contractual system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs] // Sovremennaya nauchnaya mysF. 2016. № 5. S. 213-221.

4. Borisova E.V. Genezis razvitiya kontseptsij planirovaniya v Rossii [Genesis of the development of planning concepts in Russia] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S. 18-20.

5. Borisova E.V. KontseptuaF ny'e voprosy' per-ekhoda ekonomiki k shestomu tekhnologicheskomu ukladu v protsesse modernizatsii [Conceptual issues of transition of the economy to the sixth technological order in the process of modernization] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 3 (29). S. 12-15.

БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail. ru.

УДК 342.57

СТАТУС ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ИЗБИРАТЕЛЯМИ

М.В. Демидов, Ю.С. Смирнова

Центральное место в структуре органов местного самоуправления занимает представительный орган муниципального образования. Все остальные органы ему подотчетны и подконтрольны. Его деятельность напрямую зависит от депутатов, от того, насколько они активно и компетентно выполняют свои обязанности в качестве членов выборного коллегиального органа местной власти. Депутаты ответственны перед населением за обеспечение стабильного социально-экономического развития территорий муниципальных образований.

В настоящее время все больше актуализируются вопросы дальнейшего укрепления полновластия и самостоятельности выборных органов местного самоуправления. Это, в свою очередь, остро ставит задачу повышения компетентности депутатов представительных органов власти. В связи с этим необходимо постоянно повышать уровень правовой культуры народных избранников и их компетентность в вопросах управления территориями муниципальных образований.

Ключевые слова: депутат; представительный орган; муниципальное образование; статус депутата; избиратели; население; отзыв депутата.

M.V. Demidov, Yu.S. Smirnova. STATUS OF THE DEPUTY OF THE REPRESENTATIVE BODY OF THE MUNICIPALITY AND ITS RESPONSIBILITY TO THE VOTERS

The central place in the structure of local governments is a representative body of the municipality. All other bodies accountable and controlled to him. Its activities directly depend on the deputies, on how

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.