2.3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КАПИТАЛИЗАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ЕДИНОЙ ГРУППЫ МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Комолов Артем Леонидович, аспирант. Место учебы: Институт государства и права РАН. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются изменения, внесенные в рамках государственной антикризисной политики. Данные изменения позволяют предоставлять субординированные кредиты, использовать государственные ценные бумаги для повышения капитализации банков, осуществлять рефинансирование без обеспечения, расширить перечень ценных бумаг, с которыми Банк России вправе осуществлять операции и осуществлять иные меры по поддержке банковской системы Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная политика, мировой финансовый кризис, банковская система, дополнительная ликвидность, капитализация банка, банкротство кредитной организации, субординированные кредиты, рефинансирование.
GRANTING ADDITIONAL LIQUIDITY TO THE CREDIT ORGANIZATIONS AND INCREASING OF THEIR CAPITALIZATION AS A GROUP OF MEASURES OF THE STATE POLICY OF PREVENTING INSOLVENCY (BANKRUPTCY) OF THE CREDIT ORGANIZATIONS
Komolov Artem Leonidovich, postgraduate student. Place of study: Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
Annotation: This article describes the legal changes brought within the state anti-crisis policy. These changes allow: to grant subordinated loans, to use the state securities to increase the capitalization of banks, to carry out non-collateralized refinancing, to expand the list of securities which can be used by the Bank of Russia to support the banking system of Russia.
Keywords: state policy, international financial crisis, banking system, additional liquidity, capitalization of the bank, bankruptcy of the credit organization, subordinated loans, refinancing.
В настоящее время в Российской Федерации активно реализуется государственная политика по противодействию негативного влияния мирового финансового кризиса на стабильность банковской системы, в частности, устанавливаются меры, содействующие кредитным организациям избегать возникновения формально определенных в законе оснований для принятия мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
В Федеральном законе от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ) предусмотрена правовая возможность размещения средств Фонда национального благосостояния на
общую сумму не более 450 миллиардов рублей во Внешэкономбанке на депозиты в порядке, установленном Правительством РФ, для предоставления субординированных кредитов (займов) без обеспечения исключительно на следующих условиях:
- предоставление до 31.12.2008 г. ОАО «Банк ВТБ» (на сумму, не превышающую 200 млрд. рублей) и ОАО «Россельхозбанк» (на сумму, не превышающую 25 млрд. рублей) на срок до 31.12.2019 г. по ставке 8 % годовых;
- предоставление до 31.12.2009 г. российским кредитным организациям, в том числе ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк», (на общую сумму - не более 40 млрд. рублей) на срок до 31.12.2019 г. по ставке 8 % годовых;
- предоставление до 31.12.2010 г. российским кредитным организациям на срок до 31.12.2020 г. по ставке 9,5 % годовых.
Возникновение у Внешэкономбанка права осуществлять данные операции с российскими кредитными организациями (за исключением ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Россельхозбанк») сопряжено с определенными обстоятельствами. Суть некоторых обстоятельств заключается в том, что кредитная организация должна иметь определенный рейтинг долгосрочной кредитоспособности, а также получить после 01.10.2008 г. от третьих лиц субординированных кредитов (займов) и (или) сумм в оплату взноса в уставный капитал этой кредитной организации в законодательно определенных размеров.
Кроме того, в Законе № 173-ФЗ установлено, что и Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты. Данные депозиты размещаются на общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на 1 год (с возможностью пролонгации) по ставке ЛИБОР (в долларах США сроком на один год, установленную на дату размещения депозита) увеличенной на 1 % годовых исключительно для осуществления следующих мер:
- предоставление организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25.09.2008 года от иностранных организаций;
- приобретения права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25.12.2008 года;
- осуществления в указанных целях иных операций в соответствии с решениями наблюдательного совета Внешэкономбанка.
Внешэкономбанку предоставлено право самостоятельно определить какие из вышеуказанных мер ему осуществить. Кроме того, требования к получателям кредитов (займов) и иные условия предоставления соответствующих кредитов (займов), устанавливаются наблюдательным советом Внешэкономбанка. Однако при этом установлены следующие ограничения:
1) данные меры необходимо применить до 31.12.2009;
2) общая сумма указанных кредитов (займов), а также прав требований, приобретаемых Внешэкономбанком за счет сумм предоставленных Банком России, не должна превышать сумму, эквивалентную 50 млрд. долларов США;
3) минимальная процентная ставка по кредитам, предоставляемым Внешэкономбанком должна превышать ставку ЛИБОР (в долларах США сроком на один год, установленную на дату предоставления кредита) на 5 % годовых.
НЕДОПУЩЕНИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Комолов А.Л.
Общеизвестно, что существенная доля пассивов ряда отечественных кредитных организаций формировались за счет заключения договоров кредитов (займов) и иных гражданско-правовых сделок с иностранными организациями. Вследствие этого, положения Закона № 173-ФЗ, связанные с размещением Банком России депозитов во Внешэкономбанке, направлены на предотвращение наступления предбанкротного состояния в отечественных кредитных организациях, несмотря на то, что в данных законодательных положениях непосредственно кредитные организации не упоминаются.
Законом № 173-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 25.11.2009 № 279-ФЗ) предоставлено Банку России право заключать с кредитными организациями до 31.12.2010 г. соглашения о компенсации Банком России части убытков (расходов) кредитных организаций, возникших по сделкам с другими кредитными организациями, совершенным с
14.10.2008 по 31.12.2010, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В Законе № 173-ФЗ содержатся нормы, направленные на оказание государственной финансовой поддержки Сберегательному банку РФ - Банк России должен предоставить Сберегательному банку РФ субординированные кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающие 500 млрд. рублей, на срок до 31.12.2019 г. под 8 % годовых. Банк России вправе предоставить данные субординированные кредиты (займы) путем приобретения выпускаемых Сберегательным банком РФ облигаций и (или) выпускаемых в его пользу и гарантированных Сберегательным банком РФ еврооблигаций.
В целях поддержания стабильности банковской системы был издан Федеральный закон от
18.07.2009 № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков» (далее - Закон № 181-ФЗ). Российская Федерация (в лице федеральных органов исполнительной власти) получило право осуществлять меры по повышению капитализации банков, являющихся акционерными обществами, путем обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции таких банков.
Процедура повышения капитализации включает:
1) размещение банком привилегированных акций;
2) эмиссию Российской Федерацией облигаций федерального займа;
3) заключение договора мены привилегированных акций, размещаемых банком, на облигации федерального займа, выпущенные Российской Федерацией.
При регламентации процедуры повышения капитализации банков в Законе № 181-ФЗ определены порядок и условия повышения капитализации банков, в частности, установлены требования для соответствующих банков, порядок подачи и рассмотрения предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации, особенности реализации банком и его акционерами своих прав в связи с реализацией процедуры повышения капитализации и т.д.
Кратко рассмотрим некоторые из основных условий капитализации банков.
Максимальный объем привилегированных акций не должен превышать 100% от величины основного капитала банка по состоянию на 01.07.2009 г. При этом общая номинальная стоимость привилегированных акций не должна быть менее 25 млн. рублей. При этом следует принять во внимание такие общеизвестные
факты как то, что величина собственных средств формируется не только из основного капитала, но и дополнительного капитала, а также то, что наиболее существенным на практике источником увеличения размера собственных средств банка (за исключением увеличения уставного капитала) являются субординированные кредиты (займы), но они учитываются при расчете дополнительного капитала. Вследствие этого, даже при получении субординированных кредитов (займов) в рамках антикризисной политики в качестве банков, соответствующих условиям Закона № 181-ФЗ, могут выступать только т.н. «средние и крупные банки». Данный вывод подтверждается подпунктом «б» пункта 2 Правил направления банками предложения об участии в процедуре повышения капитализации и принятия решения об удовлетворении (отказе в удовлетворении) предложения банка об участии в процедуре повышения капитализации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2009 № 853), согласно которому размер активов соответствующего банка должен составлять на 01.07.2009 г. не ниже 30 млрд. рублей.
До 31.12.2010 г. Правительство РФ вправе осуществлять эмиссию облигаций федерального займа со сроком погашения не позднее 31.12.2019 г. и ежегодной выплатой купонного дохода. После завершения размещения привилегированных акций Российская Федерация вправе назначать представителя в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка и налагать вето в отношении некоторых решений банка.
С 01.01.2016 г. Российская Федерация вправе отчуждать привилегированные акции акционерам - владельцам обыкновенных акций банка и самим банкам в порядке приватизации. Владелец привилегированных акций спустя 10 лет после их размещения сможет требовать у банка конвертации привилегированных акций в обыкновенные акции.
В целях решения проблемы банковской системы с недостатком ликвидности Федеральными законами от
13.10.2008 № 171-ФЗ и от 27.10.2008 № 176-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ). Данные изменения повлекли наделение Банка России следующими правами:
1. Предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня (ранее рефинансирование осуществлялось только при обеспечении).
Перечень рейтинговых агентств, требования, порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров Банка России. Так, например, на основании Указания Банка России от 12.11.2008 № 2128-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 октября 2008 года № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» в перечень соответствующих рейтинговых агентств вошли:
1) международные рейтинговые агентства:
- Fitch Ratings;
- Standard & Poor's;
- Moody's Investors Service;
2) национальные рейтинговые агентства:
- рейтинговое агентство «RusRating»;
- рейтинговое агентство «Эксперт РА»;
- рейтинговое агентство «Национальное Рейтинговое Агентство»;
- рейтинговое агентство «АК&М».
В настоящее время наблюдается тенденция по ужесточению условий предоставления кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения. В частности, с 01.02.2010 г. снижены лимиты по кредитному риску и повышены минимальные уровни рейтингов кредитоспособности, присваиваемых национальными рейтинговыми агентствами (см.: Информация Банка России от 16.11.2009). Банк России нацелен на постепенное сокращение масштабов рефинансирования без обеспечения, ориентируясь на позитивную динамику основных макроэкономических показателей.
2. Покупать и продавать государственные ценные бумаги, облигации Банка России и иные ценные бумаги, определенные решением Совета директоров Банка России, на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России (ранее Банк России вправе был покупать и продавать на открытом рынке только государственные ценные бумаги и облигации Банка России).
Кроме того, на основании положений Закона № 86-ФЗ Банк России усилил государственные меры по борьбе с проблемой ликвидности банковской системы Российской Федерации.
Так, например, как следует из информации, размещенной на официальном сайте Банка России «www.cbr.ru», Ломбардный список Банка России значительно расширен за счет включения в него акций российских юридических лиц и биржевых облигаций, которые до этого не предусматривались в Ломбардном списке. Кроме того, Банком России изменены условия включения ценных бумаг в Ломбардный список. В частности, одним из условий является то, что облигации (кроме облигаций Банка России) и акции должны иметь допуск к обращению на ЗАО ММВБ или ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» (ранее было иное условие -допущение данных ценных бумаг к обращению на Организованном рынке ценных бумаг и иных финансовых активов в Секторе для расчетов по государственным федеральным ценным бумагам).
Банком России внесен ряд изменений1 в Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» в целях расширения возможностей кредитных организаций для получения дополнительной ликвидности. Некоторые изменения можно охарактеризовать следующим образом:
- скорректирован порядок предоставления Банком России кредитов, а также сохранен лимит кредитования только в отношении внутридневных кредитов и кредитов овернайт;
- в число активов, которые принимаются в обеспечение кредитов, включены векселя, выданные ООО или субъектами малого предпринимательства; более широкий перечень облигаций; права требования по кредитным договорам, заемщиками по которым выступают ООО или субъекты малого предпринимательства, а также поручительства банков;
- уточнены требования к лицам, солидарно отвечающего с векселедателем (заемщиком) за платеж по векселю (за возврат суммы основного долга). Таким
1 См., например: Указания Банка России от 03.10.2008 № 2084-У, от 14.10.2008 № 2094-У, от 23.10.2008 № 2104-У, от 16.12.2008 № 2151-У, от 10.08.2009 № 2273-У и т.д.
лицом может выступать также Российская Федерация или муниципальное образование, а в качестве векселедателя может выступать не только акционерное общество, но и государственное унитарное предприятие или субъект РФ.
Большое значение в рамках рассматриваемой темы имеет динамика изменений ставки рефинансирования. Так, например, на период с 14.07.2008 г. по 11.11.2008 г. ставка была установлена в размере 11 % (Указание Банка России от 11.07.2008 № 2037-У), далее размер ставки рос до периода с 01.12.2008 г. по 23.04.2009 г. -13 % (Указание Банка России от 28.11.2008 № 2135-У), после чего наблюдается тенденция снижения и с
01.06.2010 г. ставка равна 7,75 % (Указание Банка России от 31.05.2010 № 2450-У).
В заключение необходимо отметить, что для решения вопроса ликвидности, являющегося наиболее острым на первичном этапе кризисных явлений для банковской системы, в Российской Федерации, был предпринят широкий ряд законодательных мер, оценка эффективности которых, однако, станет возможна после преодоления последствий мирового финансового кризиса.
Рецензия
на статью аспиранта Института государства и права РАН Комолова Артема Леонидовича «Предоставление кредитным организациям дополнительной ликвидности и повышение их капитализации в качестве единой группы мер по недопущению банкротства кредитных организаций»
Тема, которой посвящена статья Комолова А.Л., является актуальной вследствие реализации в настоящее время мер, предпринятых в рамках осуществления государственной антикризисной политики в банковской сфере.
В статье автор рассматривает законодательные изменения, позволяющие предоставить кредитным организациям дополнительную ликвидность и повысить их капитализацию. Эти изменения внесены для ограничения негативного влияния мирового финансового кризиса на отечественную банковскую систему. Для дальнейшего развития правового регулирования банковской системы необходимо, в частности, научное осмысление внесенных изменений. Вследствие указанных обстоятельств, данная статья имеет научное и практическое значение.
Научная новизна данной статьи заключатся в том, что автор осуществляет комплексное рассмотрение соответствующих изменений в качестве единой группы мер по недопущению банкротства кредитных организаций.
На основе вышеизложенного представляется возможным опубликование статьи Комолова А.Л. в качестве научного труда.
Научный руководитель, к.ю.н. Ю.И. Кормош