Научная статья на тему 'Роль государственных программ поддержки российских банков в развитии их кредитно-инвестиционной активности'

Роль государственных программ поддержки российских банков в развитии их кредитно-инвестиционной активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1186
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / СПОНТАННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФАКТОРИНГ / ACCOUNTS RECEIVABLE / ACCOUNTS PAYABLE / BALANCES / SPONTANEOUS FINANCING / FACTORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полетаева В. М., Смулов А. М.

Работа посвящена анализу роли государственных программ поддержки банковского сектора в развитии его кредитно-инвестиционной активности. Авторами рассматриваются программы государственной поддержки кредитных организаций в периоды обострений системного кризиса 1998 г., 2008-2009 гг., 2014-2016 гг. По результатам исследования выявлено, что программы поддержки банковского сектора не оказывают существенного влияния на развитие его кредитно-инвестиционной активности. Авторами сделаны предположения о причинах подобного положения дел. В качестве альтернативы, которая помогла бы снизить негативное влияние обострений кризиса как на банковскую систему, так и на национальную экономику в целом, авторами предлагается осуществление государственно-банковского финансирования, при котором средства будут предоставляться кредитным организациям на индивидуальных условиях под конкретный инвестиционный проект. В статье отмечается, что источником финансирования государственных инвестиционных вложений может выступать разумная часть средств Фонда национального благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF GOVERNMENTAL PROGRAMMS OF RUSSIAN BANKS SUPPORT IN THEIR CREDIT-AND-INVESTMENT ACTIVITY DEVELOPMENT

Article analysis role of banking sector governmental support programs in its credit-and-investment activity development. Authors consider credit institutions governmental financial support programs in period of systemic crisis exacerbation in 1998, 2008-2009, 2014-2016. On the basis of the research findings authors finds out, that governmental programs of banking sector support don’t reach its credit-and-investment activity. Authors generated ideas about reasons of such situation. Authors consider state-and-banking financing with governmental support on individual terms for certain investment project as the alternative way to undercut negative influence of crisis exacerbations on banking system and national economy. Authors consider certain part of National Wealth Fund as the resource of state investments financing.

Текст научной работы на тему «Роль государственных программ поддержки российских банков в развитии их кредитно-инвестиционной активности»

УДК 336.71, 338.22

DOI: 10.18413/2411-3808-2018-45-2-229-238

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В РАЗВИТИИ ИХ КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

ROLE OF GOVERNMENTAL PROGRAMMS OF RUSSIAN BANKS SUPPORT IN THEIR CREDIT-AND-INVESTMENT ACTIVITY DEVELOPMENT

В.М. Полетаева, А.М. Смулов V.M. Poletaeva, A.M. Smulov

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36 Образовательное частное учреждение высшего образования «Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета», г. Москва Россия, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane, h. 36 Private educational institution of higher education Saint Tikhon's Orthodox University for the

Humanities, Moscow Russia, 115184, Moscow, Novokuznetskaya st., 23B

Email: [email protected], [email protected]

Аннотация

Работа посвящена анализу роли государственных программ поддержки банковского сектора в развитии его кредитно-инвестиционной активности. Авторами рассматриваются программы государственной поддержки кредитных организаций в периоды обострений системного кризиса 1998 г., 2008-2009 гг., 2014-2016 гг. По результатам исследования выявлено, что программы поддержки банковского сектора не оказывают существенного влияния на развитие его кредитно-инвестиционной активности. Авторами сделаны предположения о причинах подобного положения дел. В качестве альтернативы, которая помогла бы снизить негативное влияние обострений кризиса как на банковскую систему, так и на национальную экономику в целом, авторами предлагается осуществление государственно-банковского финансирования, при котором средства будут предоставляться кредитным организациям на индивидуальных условиях под конкретный инвестиционный проект. В статье отмечается, что источником финансирования государственных инвестиционных вложений может выступать разумная часть средств Фонда национального благосостояния.

Abstract

Article analysis role of banking sector governmental support programs in its credit-and-investment activity development. Authors consider credit institutions governmental financial support programs in period of systemic crisis exacerbation in 1998, 2008-2009, 2014-2016. On the basis of the research findings authors finds out, that governmental programs of banking sector support don't reach its credit-and-investment activity. Authors generated ideas about reasons of such situation. Authors consider state-and-banking financing with governmental support on individual terms for certain investment project as the alternative way to undercut negative influence of crisis exacerbations on banking system and national economy. Authors consider certain part of National Wealth Fund as the resource of state investments financing.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, сбалансированность, спонтанное финансирование, факторинг.

Keywords: accounts receivable, accounts payable, balances, spontaneous financing, factoring.

Введение

Российская экономика переживает в настоящее время очередной виток системного кризиса, возникшего в процессе трансформации административно-командной системы национального хозяйства и перехода к рыночным отношениям, сопровождавшего ее развитие уже более четверти века. Системный кризис находит свое отражение в ряде проблем (диспропорций), которые еще больше его усугубляют. Они ставят национальную экономику в существенную зависимость от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков, геополитической обстановки и иных внешних факторов, которые неоднократно становились толчками к обострению системного кризиса в России.

Ликвидация сложившихся проблем в числе прочего требует всемерного развития инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, предполагающей рост вложений в реальный сектор экономики. Одним из направлений таких вложений должна стать материально-техническая база российской промышлености, которая, по оценкам экспертов [Аганбегян и др., 2014], является крайне отсталой и устаревшей. Во многих промышленных отраслях применяются технологии, использовавшиеся в развитых странах 20-30 лет назад. Средний срок службы машин и оборудования приближается к 20 годам, в то время как морально, а порой и физически устаревшими считаются машины, проработавшие более 10 лет. Доля полностью изношенных основных фондов в коммерческих организациях (без учета субъектов малого предпринимательства) за последние 10 лет увеличилась с 12,9% в 2007 г. до 16,9% в 2016 г. [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]

По мнению академика РАН Аганбегяна А.Г., на технологическое перевооружение всего народного хозяйства потребуется дополнительно к осуществляющимся вложениям около 2,0-2,5 трлн руб. инвестиций в год в течение 10-15 лет [Аганбегян и др., 2014; Аганбегян, 2016]. Среди всего многообразия источников инвестиций, использование банковских кредитов обладает рядом преимуществ, которые объясняются характером деятельности кредитных организаций. Банки специализируются на предоставлении денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, дифференцированного подхода к заемщикам, целевого характера кредитования предприятиям, иным кредитным организациям и населению. Эти институты, как правило, располагают наиболее квалифицированными кадрами и технологиями организации кредитного процесса, в том числе анализа финансового положения потенциального заемщика, качества предоставляемого им обеспечения, иных факторов, определяющих его кредитоспособность [Смулов, 2009]. Однако, несмотря на указанные преимущества, банковское кредитование продолжает играть не столь значительную роль в финансировании инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Так, доля банковских кредитов в финансировании инвестиций в основные фонды в течение последних 10 лет не превышала 11,8%, по итогам 2016 г. составила 10,5%. [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики].

В качестве меры стимулирования кредитно-инвестиционной активности банков можно рассмотреть государственно-банковское финансирование, при котором предоставление государством денежных средств будет осуществляться на индивидуальных условиях для каждого инвестиционного проекта, отобранного кредитной организацией, в том числе в форме проектного финансирования [Бектенова, 2014]. Кроме того, возможно (и как показывает опыт - для государства эффективно) реализовывать программы полной или частичной компенсации процентной ставки по кредитам, например, в части, превышающей величину рентабельности потенциального заемщика.

Задачей настоящего исследования является рассмотрение действующих в России государственных программ поддержки банковского сектора и оценка роли этих программ в развитии кредитно-инвестиционной активности банков.

Основные результаты исследования

На протяжении последних 20 лет в России неоднократно реализовывались государственные программы финансовой поддержки кредитных организаций. Рассмотрим основные из них и проанализируем влияние этих программ на деятельность банков по кредитованию реального сектора экономики.

Для преодоления негативных последствий кризиса в банковской системе была создана государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (ГК «АРКО»), целью которой являлась реструктуризация банков, пострадавших в результате острой фазы кризиса - дефолта по обязательствам государства, достаточность капитала которых не превышала 2%, и они не исполняли своих обязательств перед кредиторами в течение 7 дней.

Наибольший объем финансирования в рамках этой государственной программы поддержки банковского сектора был предусмотрен для ОАО АКБ «СБС-Агро» и АО «Россельхозбанк» - 3,1 млрд руб., ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» -2,7 млрд руб., АО «АЛЬФА-БАНК» - 1,0 млрд руб., Банк «Возрождение» (ПАО) -632,5 млн руб. и АО Банк АВБ - 579,7 млн руб. Многие из банков, в отношении которых проводились меры реструктуризации, впоследствии прекратили свое существование, в том числе в связи с неисполнением обязательств перед кредиторами.

Статистическая информация о кредитно-инвестиционной активности банков за период 1998-2001 гг. в открытых источниках отсутствует, поэтому проанализировать влияние государственных программ поддержки 1998 г. на ее развитие не представляется возможным. Однако, исходя из того, что целью деятельности реализовывавшей эти программы ГК «АРКО» являлась реструктуризация кредитных организаций, находящихся под ее управлением, можно сделать вывод, что развитие кредитно-инвестиционной активности не являлось задачей этих программ.

Следующие значительные по объему финансирования программы поддержки российской банковской системы проводились в период очередного обострения системного кризиса национальной экономики в 2008 г.

С самого начала кризиса государством в лице Центрального банка Российской Федерации, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» был предпринят ряд мероприятий по поддержке банковского сектора, в первую очередь крупных кредитных организаций. Ниже перечислены некоторые из них.

Во-первых, осенью 2008 г. Внешэкономбанком были предоставлены 17 российским банкам необеспеченные субординированные кредиты по ставке 8% годовых на срок до 31.12.2019 г. на общую сумму 404 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния. Крупнейшими заемщиками Внешэкономбанка выступили Банк ВТБ (ПАО), который привлек 200 млрд руб., АО «Россельхозбанк» - 25 млрд руб., Банк ГПБ (АО) -90 млрд руб. и АО «АЛЬФА-БАНК» - 40 млрд руб. [Банки просят пролонгировать кредиты от ВЭБа. 2016]

Во-вторых, субординированный кредит в сумме 500 млрд руб. под 8% годовых на срок до 31.12.2019 г. был предоставлен Банком России ПАО Сбербанк. [Банки просят пролонгировать кредиты от ВЭБа. 2016]

В-третьих, Банком России было размещено на депозите во Внешэкономбанке 50 млрд долл. США сроком на 1 год по ставке LIBOR+1% для рефинансирования долгов кредитных организаций, возникших до 25.09.2008 г. на условиях: срок предоставления средств - 1 год, минимальная ставка - LIBOR+5%. [Николаев И.А., 2008] Информация о ходе реализации указанной программы на сегодняшний день в открытых источниках отсутствует.

В-четвертых, принятыми в октябре 2008 г. поправками к Федеральному закону «О Центральном» банке Российской Федерации», Банку России было предоставлено право выдачи кредитов без обеспечения на срок до 6 месяцев российским банкам, имеющим

рейтинг не ниже определенного уровня. Только за период с 20.10.2008 г. по 10.11.2008 г. в рамках данной меры поддержки кредитным организациям было предоставлено 690,8 млрд руб. на срок от 33 до 91 дня по средневзвешенной ставке от 9,89 до 10,53%. [Николаев И. А., 2008] Наряду с этим были снижены нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед нерезидентами в рублях и иностранной валюте, физическими лицами в рублях, иным обязательствам в рублях и иностранной валюте и уменьшены ставки по операциям предоставления ликвидности.

В-пятых, с целью недопущения «бегства вкладчиков» был принят ряд мер, направленных на защиту их интересов. В частности, повышена сумма страхового возмещения по депозитам в банке, в отношении которого наступил страховой случай в размере до 700 тыс. руб. на одного вкладчика.

Суммарные затраты государства на преодоление негативных последствий финансового кризиса только за 2,5 месяца (по состоянию на 10.11.2008 г.) оцениваются в 6 трлн руб., что составляет около 13,9% ВВП за 2008 г. [Николаев И.А., 2008]

В соответствии с официальными статистическими данными объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, на срок свыше 3 лет увеличивался в течение всего отображенного на рис. 1 периода. В 2008 г. он вырос в 1,56 раза, в 2009 г. - в 1,31 раза, в 2010 г. - в 1,20 раза, а в 2011 г. - в 1,30 раза.

Хотя программы поддержки банков и способствовали некоторому росту среднесрочного и долгосрочного кредитования, на наш взгляд, в значительной степени это увеличение объясняется не выдачей новых, а реструктуризацией ранее предоставленных кредитов посредством изменения условий их погашения, в том числе увеличения их сроков. Так, в начале обострения системного кризиса величина кредитов, депозитов и прочих средств, размещенных организациям на срок свыше 3 лет, увеличивалась более быстрыми темпами, чем объем всех видов кредитования и прочего размещения денежных средств организациям (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного). Со II кв. 2009 г. в течение календарного года объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, снижался, в то время как кредитование на срок свыше 3 лет в этот период росло. Подобная динамика двух показателей может, на наш взгляд, быть объяснена только изменением сроков уже ранее предоставленных средств в связи с их реструктуризацией. Оживление кредитной активности банков началось лишь со второго квартала 2010 г.

Еще одно обострение системного кризиса российской экономики началось в конце 2014 г. В период рассматриваемого этапа кризиса, как и во время финансово-экономической нестабильности 2008-2009 гг., государством в лице Центрального банка Российской Федерации, Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» был предпринят ряд мероприятий по поддержке банковской системы. Ниже приведены некоторые из них.

Во-первых, в декабре 2014 г. ГК «АСВ» начала реализовываться программа дока-питализации кредитных организаций посредством облигаций федерального займа (ОФЗ).

Механизм этой программы заключался в увеличении собственных средств банка путем передачи ему ОФЗ, совокупная номинальная стоимость которых, в соответствии с Порядком и условиями размещения имущественного взноса РФ в имущество Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в субординированные обязательства и привилегированные акции банков (далее также Порядок), не могла превышать 25% его собственных средств (капитала) по состоянию на 01.01.2015 г. На финансирование программы Правительством Российской Федерации был выделен 1 трлн руб. По состоянию на 03.04.2017 г. в ней приняли участие 34 банка, а объем средств, направленных на государственную поддержку, составил 838 млрд руб., из которых 527 млрд руб. предоставлено кредитным организациям посредством приобретения их привилегированных акций, а 311 млрд

руб. - путем вложения в субординированные облигации этих институтов. [ЦБ: почти треть участников программы поддержки банков не соблюдают ее условия, 2017]

Центральным банком Российской Федерации отмечается, что, хотя ряд банков и соблюдает установленные утвержденным Советом директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» Порядком требования по наращению кредитного портфеля и вложений в облигации по указанным выше приоритетным направлениям, на 01.02.2017 г. девять участников программы (более четверти) их не выполняет. Кроме того, в начале апреля 2017 г. аудиторы Счетной палаты Российской Федерации заявили о систематическом выявлении искажений в отчетах, направляемых кредитными организациями, получившими государственное финансирование в ГК «АСВ». Искажения касаются информации о предоставлении в рамках ключевых направлений кредитов и приобретении долговых обязательств, а также данных о фонде оплаты труда и вознаграждении топ-менеджмента банков-участников. [ЦБ: почти треть участников программы поддержки банков не соблюдают ее условия, 2017]

Во-вторых, в российское федеральное законодательство было внесено ряд поправок, предусматривающих потенциальную возможность пролонгации срока предоставленных в 2008-2009 гг. Внешэкономбанком субординированных кредитов. Так, на основании решения Правительства Российской Федерации срок размещения депозита в размере 404 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния может быть продлен до 31 декабря 2022 г. для пролонгации субординированных кредитов, предоставленных до 31.12.2008 г. Банк ВТБ (ПАО), Банк ГПБ (АО), АО «Россельхозбанк» и другим кредитным организациям в рамках этой программы и до 31 декабря 2023 г. для пролонгации субординированных кредитов, выданных до 31.12.2010 г. До внесения изменений эти сроки составляли 31.12.2019 г. и 31.12.2020 г. соответственно. Кроме того, была предусмотрена возможность увеличения срока субординированного кредита, выданного Банком России ПАО Сбербанк первоначально до 31.12.2019 г.

По новым условиям он может быть продлен до 50 лет с последующей пролонгацией не чаще одного раза в 50 лет без согласования с кредитором. Этим же федеральным законом была предусмотрена возможность конвертации субординированных кредитов ПАО Сбербанк и других участников программы в привилегированные акции. [Федеральный закон от 13.10.2008 г. № 173-ФЗ]

В-третьих, Центральный банк Российской Федерации в конце 2014 - начале 2015 г. при помощи операций РЕПО предоставлял кредитным организациям необходимый им объем иностранной валюты. Он начал проводить эти операции 29.10.2014 г. на сроки 28 дней и 1 неделя, а с 17 ноября - также на 12 месяцев. Только в декабре 2014 г. чистый приток валютной ликвидности в банковскую систему по этому инструменту составил 19,6 млрд долл. США, в феврале эта величина составила 7,1 млрд долл. США. [Битва за ликвидность, 2015]

В-четвертых, с целью недопущения «бегства вкладчиков» вновь была повышена сумма страхового возмещения по депозитам. На этот раз до 1400 тыс. руб.

Благодаря государственным программам поддержки, как и в кризис 2008-2009 гг., значительное количество кредитных организаций, в первую очередь крупных, смогло продолжить функционирование. Проанализируем влияние этих программ на развитие кредитно-инвестиционной активности банков в предприятия.

По данным рис. 2, в течение 2014 г. и первого квартала 2015 г. наблюдался рост как кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, так и кредитования юридических лиц на срок свыше 3 лет. Во втором квартале 2015 г. произошло некоторое уменьшение обоих рассматриваемых показателей, а в третьем и четвертом кварталах этого года их рост возобновился.

20 000 000 18 000 000 16 000 000 14 000 000 12 000 000 10 000 000 8000000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0

18 400 916

сч\

.«г $

счЧ-

о>

ж

л>

4V! СЧ>

сч\

V

cnN

сК

Ч*

счЧ-

Л

сч\

Л

<йч <ач

сЛ

■ Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям в рублях и ин.валюте, млн.руб.

7 267 527

Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям в рублях и ин.валюте на срок свыше 3 лет, млн.руб.

ю

3

4

1 А У Ч Н

m

го m Д О М О С

о

е р

Ci)

я

о

X

о

Рис. 1. Динамика кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных российскими банками организациям

в рублях и иностранной валюте с 01.01.2008-01.01.2012 гг. Fig. 1 Dynamics of credits, deposits and other funds extended to legal entities by Russian banks in rubles and foreign currency from 01.01.2008-01.01.2012 [Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации]

я

а

х ф

о р

ю о

00

ю 2

4

5

По мнению авторов, определенное влияние на положительную динамику кредитования могли оказать программы поддержки банковского сектора. Так, на протяжении всего 2015 г. и 2016 г. наблюдался небольшой рост кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям в рублях. Однако большое значение имел также фактор переоценки по кредитам, предоставленным в иностранной валюте, о чем свидетельствуют данные рис. 3.

Как известно, обострение системного кризиса, начавшееся в конце 2014 г., характеризуется существенной девальвацией российского рубля. Например, в отдельные даты февраля 2015 г. устанавливаемый Банком России официальный курс рубля к доллару США превышал 70 руб. за 1 долл. США, а в феврале 2016 г. - 83 руб. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям в иностранной валюте, отражаются в отчетности банков в российской национальной валюте посредством переоценки иностранной валюты по официальному курсу Банка России.

В IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. (в период, когда произошла существенная девальвация рубля) наблюдался значительный рост объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям в иностранной валюте (с 6 935 102 млн руб. на 01.102014 г. до 10 787 110 млн руб. на 01.40.2015 г.). Объем кредитования организаций в рублях увеличился в IV квартале 2014 г. в существенно меньшей степени (с 20 181 081 млн руб. до 20 849 792 млн руб.), а в I квартале 2015 г. - снизился (до 20 484 858 млн руб.) (рис.3).

Во втором квартале 2015 г. национальная валюта несколько укрепилась. В этот период объем кредитования в рублях несколько вырос (до 20 527 094 млн руб.), а в иностранной валюте упал. На протяжении III и IV кварталов 2015 г. вновь происходит существенная девальвация российской валюты, и, хотя кредитно-инвестиционная активность в рублях продолжает расти (с 20 527 094 млн руб. на 01.07.2015 г. до 21 253 717 млн руб. на 01.01.2016 г.), темпы ее положительного изменения не столь существенны, как по иностранной валюте, которая увеличилась за этот период с 10 442 141 млн руб. до 13 706 311 млн руб. (рис. 3).

В 2016 г., в особенности начиная со II квартала, вновь происходит существенное повышение курса национальной валюты, которое продолжается до конца года и на протяжении I квартала 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным рис. 3, в этот период значительно снижается объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям в иностранной валюте, и продолжается рост кредитования в рублях. По информации рис. 2., в течение всего 2016 г. и I квартала 2017 г. происходит падение показателя кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, которое, по мнению авторов, можно объяснить в том числе ревальвацией российского рубля. Отрицательная динамика наблюдается и по кредитованию на срок свыше 3 лет, однако не с I, а с III квартала 2016 г. (рис.2).

Причину небольшого роста этого показателя в I-II кварталах 2016 г. однозначно определить невозможно. Подобное обстоятельство может быть сопряжено с реструктуризацией части проблемной судной задолженности, в ходе которой ее сроки увеличились, или наращиванием кредитного портфеля банка.

Заключение

Таким образом, хотя программы государственной поддержки и оказали некоторое влияние на развитие кредитно-инвестиционной активности банков, оно, в особенности 2008-2009 гг., не было весомым. Это объясняется тем, что по ряду программ средства выделялись единовременно в значительном объеме и в период обострения кризиса, когда финансовая устойчивость самих банков была подорвана, и им требовались денежные ресурсы для нейтрализации последствий кризиса. Кроме того, в течение длительного периода времени отсутствовала нормативная регламентация направлений использования средств полученной помощи, а также должный контроль со стороны государства за их расходованием, когда эти направления стали определяться.

ю

3 6

А У

Ч Н

Ы m В m

Д О

М О С

Рис. 2. Динамика кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных российскими банками организациям в рублях

и иностранной валюте (в том числе на срок свыше 3 лет) с 01.01.2014 - 01.04.2017 гг. Fig. 2 Dynamics of credits, deposits and other funds extended to legal entities by Russian banks in rubles and foreign currency (including other 3 years) from 01.01.2014 - 01.04.2017 [[Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации]]

Рис. 3. Динамика кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных российскими банками организациям в рублях

и иностранной валюте с 01.01.2014 - 01.04.2017 гг. Fig.3 Dynamics of credits, deposits and other funds extended to legal entities by Russian banks in rubles and foreign currency from 01.01.2014 - 01.04.2017 [Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации]

О е

р

Ci)

я о

х о

а

X ф

о р

Ю о

8. №

ю

2. Т

о

4

5

Можно отметить, что совместное государственно-банковское финансирование, при котором денежные ресурсы будут предоставляться государством на постоянной основе под конкретные инвестиционные проекты, отобранные банком, обеспечило бы более значимый эффект для национальной экономики, позволило осуществить ее структурную перестройку и решить ряд иных проблем, сопровождающих ее развитие в течение более четверти века. Благодаря этому она, вероятнее всего, стала бы более устойчивой к негативному воздействию внешних факторов.

Для финансирования государственных вложений в экономику может быть использована, в частности, некоторая разумная часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), величина которого по состоянию на 01.08.2017 г. составляет 4449,35 млрд руб. (4,8% ВВП) [Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации]. Изначально целью создания фонда было софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечение сбалансированности бюджета. Впоследствии в Бюджетный кодекс Российской Федерации было принято ряд поправок (эти поправки в настоящее время не действуют), в результате которых средства ФНБ могли направляться на поддержку банковской системы в 2008-2010 гг. посредством субординированных кредитов Внешэкономбанка.

Кроме того, в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, до 10% средств Фонда могло размещаться в кредитных организациях с капиталом не менее 100 млрд руб. на субординированных депозитах, либо в их субординированных облигациях.

Важным направлением реализации программ государственно-банковского финансирования должно стать обеспечение качественного контроля целевого характера и эффективности использования заемщиками предоставленных средств, а также финансового положения и других факторов их кредитоспособности. Для осуществления надлежащего контроля наряду с банковскими работниками могут привлекаться (ввиду острой необходимости скорейшей ликвидации диспропорций экономики и обеспечения ее устойчивого развития), например, представители Центрального банка Российской Федерации, осуществляющие надзор за деятельностью кредитных организаций.

Подводя итог, следует вновь подчеркнуть, что задача структурной перестройки национальной хозяйственной системы, а также преодоления иных проблем социально-экономического характера требует значительных инвестиционных вложений, в том числе на модернизацию материально-технической базы отечественных производств. Финансирование инвестиций предлагается осуществлять посредством государственно-банковских вложений, которые при эффективном общественном контроле могут обеспечить решение фундаментальной экономико-производственной задачи, снизить зависимость российской экономики от внешних факторов и избавить государство от необходимости направлять значительный объем средств на преодоление негативных последствий системного кризиса. В конечном итоге в значительной степени локализовать сам системный кризис, хотя бы в сфере структурно-преобразованной экономики.

Список литературы References

1. Аганбегян А.Г. 2016. От рецессии и стагнации через финансовый форсаж - к экономическому росту // Деньги и кредит. 2016. № 12. С. 46-52. Aganbegyan A.G. 2016. Ot recessii i stagnacii che-rez finansovyj forsazh - k ehkonomicheskomu rostu // Den'gi i kredit. 2016. № 12. page 46-52. (in Russian).

2. Аганбегян А.Г., Клеева Л.П., Кротова Н.А., Куприянов Л.И., Мерзлякова С.Г., Мотова А.А., Панюков А.Ю. 2014. Направления промышленной политики России на перспективу. - М.:РАНХиГС, 2014. С. 83. Aganbegyan A.G., Kleeva L.P., Krotova N.A., Kupriyanov L.I., Merzlyakova S.G., Motova A.A., Panyukov A.Yu. 2014. Napravleniya promyshlennoj politiki Rossii na perspektivu. -M.:RANHiGS, 2014. - page 83. (in Russian).

3. Банки просят пролонгировать кредиты от ВЭБа 2016. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/06/29/647189-banki-prosyat-

veba#/galleries/140737488879061/normal/1 (Дата обращения: 21 февраля 2018). Banks ask VEB for loans extension 2016. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2016/06/29/647189-banki-prosyat-veba#/galleries/140737488879061/normal/1 (accessed 2 February 2018). (in Russian)

4. Бектенова Г.С. Предпосылки и тенденции развития проектного финансирования на мировом рынке. Адаптация к российским экономическим условиям // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 12. С. 75-82. Bektenova G.S. Predposylki i ten-dencii razvitiya proektnogo finansirovaniya na mirovom rynke. Adaptaciya k rossijskim ehkonomiches-kim usloviyam // Vestnik Rossijskogo ehkonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. 2014, № 12, page 75-82.

5. Битва за ликвидность 2015. URL.: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=7774875 (Дата обращения: 22 февраля 2018). Liquidity battle 2015. URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=7774875 (accessed: 22 February 2018). (in Russian).

6. Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В. Россия и мир против финансового кризиса. Аналитический доклад. 2008. URL: http://www.fbk.ru/upload/images/anticrisis_world.pdf (Дата обращения: 25 января 2018). Nikolaev I.A., Marchenko T.E., Titova M.V. Russia and world facing with financial crisis. Analytical report. 2008. URL: http://www.fbk.ru/upload/images/anticrisis_world.pdf (accessed 25 January 2018). (in Russian)

7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации 2018. - URL: https://www.minfin.ru. (Дата обращения: 05 февраля 2018). Official site of the Ministry of Finance of Russian Federation 2018. URL: https://www.minfin.ru. (accessed: 01 February 2018).

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Федерации 2017. -URL.: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 01 февраля 201). Official site of the Federal state statistic 2018. - URL: http://www.gks.ru/ (accessed: 01 February 2018).

9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации 2018. - URL: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 01 февраля 2018). Official site of the Central bank of Russian Federation 2018. - URL.: http://www.cbr.ru/ (accessed 01 February 2018).

10. Смулов А.М. 2009. Промышленные предприятия и банки: взаимодействие и разрешение кризисных ситуаций. М.: Финансы и статистика, 2009. - C. 496. Smulov A.M. 2009. Promyshlennye predpriyatiya i banki: vzaimodejstvie i razreshenie krizisnyh situacij. M.: Finansy i statistika. - page 496. (in Russian)

11. Федеральный закон от 13.10.2008 г. № 173-Ф3 (ред. 03.07.2016) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Federal law dd. 13.10.2008 №173-FZ «On supplementary measures for Russian Federation financial system support».

12. ЦБ: почти треть участников программы поддержки банков не соблюдают ее условия. 2017. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=9697035 (Дата обращения: 23 февраля 2018). Central bank: almost one third of banks support public program participants fail to comply with its conditions 2017. URL: http://www.ba nki.ru/news/lenta/?id=9697035 (accessed 23 February 2018). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.