Научная статья на тему 'Предоставление бюджетного кредита'

Предоставление бюджетного кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ / SUBSIDIES / SUBVENTION / BUDGETARY INVESTMENT / RESERVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Карпов С.

Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление бюджетного кредита подразделяется на два вида: 1) кредиты, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; 2) кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям. Бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С Карпов С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING BUDGETARY LOAN

Analysis of Russian legislation allows us to conclude that the provision of budgetary credits is divided into two types: a) provided by entities other than state and municipal unitary enterprises, and b) given to state and municipal enterprises. The author has identified the characteristics of these types. On this basis, I concluded that budget is a form of foundation and spending funds assigned for financial security objectives and functions of the state and local governments.

Текст научной работы на тему «Предоставление бюджетного кредита»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА

С. С КАРПОВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России

Аннотация. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление бюджетного кредита подразделяется на два вида: 1) кредиты, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; 2) кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям. Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Ключевые слова: субсидии, субвенции, бюджетные инвестиции, резервные фонды.

PROVIDING BUDGETARY LOAN

S.S. KARPOV,

adjunct faculty of administrative law MIA of Russia at Moscow University

The summary. Analysis of Russian legislation allows us to conclude that the provision of budgetary credits is divided into two types: a) provided by entities other than state and municipal unitary enterprises, and b) given to state and municipal enterprises. The author has identified the characteristics of these types. On this basis, I concluded that budget - is a form of foundation and spending funds assigned for financial security objectives and functions of the state and local governments.

Key words: subsidies, subvention, budgetary investment, reserves.

Бюджетные кредиты подразделяются на следующие два вида: 1) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; 2) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

Бюджетный кредит может быть выдан при условии представления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Бюджетные кредиты всегда предоставляются на условии возмездности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или (по его поручению) уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.

Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком обеспечения возврата кредита. Они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых негосударственным организациям.

Бюджетные кредиты обоих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетом субъекта Федерации.

Получатели бюджетного кредита (заемщики) обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Сторонами договора о предоставлении за счет бюджета субъекта Федерации бюджетного кредита выступают непосредственно субъект Федерации (займодавец) и получатель кредита (заемщик). По своей правовой природе этот договор является финансово-правовым договором займа.

Предоставление из бюджетов субъектов Федерации субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, целевыми программами и законами субъектов Федерации. В случаях нецелевого использования субсидий и субвенций, а также их неиспользования в установленные сроки они подлежат возврату в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Федерации.

Предоставление бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта Федерации на эквивалентную часть

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

уставных (складочных) капиталов и имущества юридических лиц и оформляется участием субъекта Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством.

Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Федерации и юридическим лицом об участии субъекта Федерации в собственности субъекта инвестиции.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

В расходной части бюджетов субъектов Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов Федерации при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год. Так, в соответствии с Законом Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетного процесса и финансовом контроле в Алтайском крае» размер резервного фонда в краевом бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов краевого бюджета.

Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Исполнительной орган государственной власти субъекта Федерации обязан ежеквартально информировать орган законодательной (представительной) государственной власти субъекта Федерации о расходовании средств резервного фонда.

Финансирование новых видов расходов бюджетов субъектов Федерации или увеличение финансирования существующих видов расходов этих бюджетов может производиться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.

При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов (п. 2 ст. 83 БК РФ).

Субъекты Федерации предусматривают особый порядок принятия налоговых законов, а также других

законов о расходах, покрываемых за счет средств бюджета субъекта Федерации. Они должны приниматься законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации с обязательным выяснением мнения исполнительных органов субъекта Федерации.

Введение этого правила объясняется стремлением обеспечить сбалансированность бюджета, которая может быть нарушена посредством принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации законов, приводящих к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета. В законе субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Если расходы на реализацию законодательного акта частично (не в полной мере) обеспечены источником финансирования в соответствующем законе о бюджете, то указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если законодательные или иные правовые акты субъекта Федерации устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные законом этого субъекта о бюджете, применяется закон о бюджете.

Если в процессе исполнения бюджета субъекта Федерации происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных нормативными правовыми актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете субъекта Федерации на соответствующий год, если бюджетным законодательством не предусмотрено иное.

Бюджетные средства, выделенные из бюджета субъекта Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств. Они будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

К числу основных получателей бюджетных средств относятся:

# бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;

# государственные унитарные предприятия;

# негосударственные юридические лица;

# органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;

государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.