Финансы малого и среднего бизнеса
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
в.в. ШИГАНов, старший преподаватель Мурманского государственного технического университета
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 января 2008 г., впервые определил предметом государственного регулирования отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и самоуправления муниципальных образований не только в сфере развития малого, но и среднего предпринимательства. Кроме того, на законодательном уровне даны понятия микропредприятия, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также инфраструктуры поддержки, виды и формы финансово-кредитной поддержки [1, ст. 4006].
В целях реализации государственной политики в сфере предпринимательства предусмотрены конкретные условия и меры по обеспечению финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в частности развития рынка кредитных услуг. В связи с этим важно критически рассмотреть механизм реализации государственной и муниципальной финансово-кредитной политики и попытаться найти пути решения имеющихся проблем, обусловленных ограниченным доступом субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам.
критерии и условия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в государственный реестр юридических лиц.
Исключение среди юридических лиц составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые согласно законодательству не могут быть отнесены к субъектам предпринимательства.
К субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены и физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
Вместе с тем эти категории субъектов малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям:
1) суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц, претендующих на присвоение им статуса субъектов малого или среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %. Исключение в данном случае составляют лишь активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;
2) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2010 г. будут дополнительно учитываться выручка от реализации товаров, выполненных работ и предоставленных услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в том случае, если предельные значения будут выше или ниже указанных предельных значений. Такое решение принимается на основе результатов предпринимательской деятельности в течение двух календарных лет, следующих один за другим [1, ст. 4006].
основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Основными целями государственной политики, как, кстати, и муниципальной, в этой сфере экономики являются:
— формирование конкурентной среды в реальном секторе экономики Российской Федерации, в том числе регионов и муниципальных образований;
— обеспечение благоприятных и равных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике;
— оказание различных форм содействия субъектам малого и среднего бизнеса в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на национальный рынок и рынки иностранных государств;
— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и расширение масштабов его деятельности в национальной экономике, в том числе в реальном секторе экономики регионов и муниципальных образований;
— обеспечение занятости населения и развитие его самозанятости, особенно в депрессивных регионах и муниципальных образованиях;
— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ и предоставляемых услуг в объеме валового внутреннего продукта муниципальных образований, регионов и Российской Федерации в целом;
— увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства уплаченных ими налогов в доходной части федерального и региональных бюджетов, бюджетов муниципальных образований.
В достижении указанных целей большое значение имеет грамотная и эффективная финансово-кредитная политика, которая является действенным инструментом государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства.
Финансово-кредитные механизмы государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса. Сектор малого и среднего предпринимательства в России значительно отстает в своем раз-
витии от состояния и роли в экономике, которую он занимает в развитых странах. У нас, к примеру, вклад только малого предпринимательства (без учета среднего предпринимательства) в валовой внутренний продукт составляет немногим более 10 %, а в странах Европы этот сектор экономики дает 50 % ВВП [2, с. 4].
Причинами такого отставания являются довольно жесткие условия существования субъектов предпринимательства в нашей стране на всех его стадиях: от создания и становления до последующего развития. В частности, отрицательное влияние тут оказывают следующие причины:
а) несовершенство нормативно-правовых актов, регулирующих создание и деятельность малых и средних предприятий и частое изменение правового поля предпринимательской деятельности;
б) чрезмерная налоговая нагрузка и налоговое администрирование;
в) административные и иные ограничения в доступе к материальным ресурсам;
г) практическая недостаточная доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства финансовых ресурсов.
В свою очередь, недоступность финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства вызвана:
1) наличием высоких процентных ставок по бюджетным и банковским кредитам. В результате чего малые и средние предприятия с низкой рентабельностью, но ориентированные, к примеру, на модернизацию своего производства, не в состоянии взять бюджетный или банковский кредит;
2) особыми требованиями к гарантийному обеспечению кредитов, когда отсутствие системы государственных и муниципальных гарантий и поручительства, необходимого залога преграждает малому и среднему бизнесу путь к получению банковского финансового кредита;
3) нецелесообразно высоким налогообложением по отношению к кредиторам и заемщикам;
4) почти повсеместным неэффективным использованием бюджетных денежных средств, выделяемых на финансово-кредитную поддержку субъектов предпринимательства. Финансовые ресурсы из федерального и региональных бюджетов, бюджетов муниципальных бюджетов зачастую или не доходят до них, или выдаются под очень высокую — рыночную — кредитную ставку;
5) отсутствием налоговых стимулов у субъектов малого и среднего предпринимательства для увеличения объема собственных денежных средств,
направляемых на переоборудование производства и развитие инновационного бизнеса;
6) отсутствие до последнего времени законодательного закрепления государственной и муниципальной финансово-кредитной поддержки объектов инфраструктуры, обеспечивающих нормальную работу предприятий малого и среднего бизнеса.
В конце 2004 г. внесены изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которыми была исключена статья о государственных фондах поддержки предпринимательства [3, ст. 3607]. После чего, во-первых, было прекращено бюджетное финансирование этих фондов в регионах, а, во-вторых, они лишились права выдавать займы субъектам предпринимательства. Между тем именно государственные фонды поддержки предпринимательства и занимались в регионах в основном микрофинансированием, давая возможность новым фирмам сделать первые шаги в бизнесе.
По некоторым данным, половина этих фондов работала с займами с 10 тыс. руб., 25 % — начинали кредитовать бизнес с 20 тыс. руб., а у остальных фондов стартовый порог по кредитованию начинался с 40 — 60 тыс. руб. [4, с. 11].
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены права и ответственность всех уровней власти в сфере развития предпринимательства, установлены формы, условия и порядок оказания финансово-кредитной поддержки малым и средним предприятиям.
Например, ранее полномочия органов власти муниципальных образований по оказанию финансово-кредитной формы помощи не были законодательно включены в государственную систему поддержки предпринимательства. Естественно, это вносило определенные трудности в финансово-кредитную деятельность муниципальных образований в сфере малого и среднего бизнеса.
Более того, в законодательстве появилась правовая норма о межмуниципальном виде поддержки, в том числе финансово-кредитной поддержке, малого и среднего предпринимательства. Несколько муниципальных образований могут объединить свои усилия и финансовые ресурсы для создания и реализации общей программы содействия развитию предпринимательства. Регионы могут проводить среди муниципальных образований конкурсы по различным направлениям предпринимательской деятельности в целях оказания финансовой под-
держки малым и средним предприятиям. Лучшие предпринимательские проекты будут финансироваться из региональных бюджетов.
Государственная и муниципальная финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2008 г. включает в себя:
— предоставление бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций на замену и модернизацию оборудования, совершенствование технологических и внедрение инновационных процессов;
— поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства через создание государственных и муниципальных фондов поддержки, фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;
— выдачу из бюджетов разных уровней субвенций, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов;
— выдачу из бюджетов разных уровней субсидий, предоставляемых бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
— предоставление государственных и муниципальных гарантий и поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малым и средним предприятиям.
Таким образом, впервые законодательно определена финансово-кредитная поддержка со стороны государственных и муниципальных органов власти организаций и предприятий инфраструктуры, деятельность которых направлена на развитие предпринимательства на территории регионов и муниципальных образований.
На финансово-кредитную помощь могут претендовать также некоммерческие организации, объединяющие предприятия малого и среднего бизнеса и представляющие интересы субъектов предпринимательства прежде всего во властных структурах.
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам власти муниципальных образований, которые оказывают финансово-кредитную поддержку предпринимательству, предписано вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки.
В этих реестрах должны содержаться такие сведения, как: а) вид, форма и размер предостав-
ляемой финансово-кредитной поддержки; б) срок оказания поддержки; в) дата принятия решения о предоставлении финансово-кредитной поддержки (или прекращении оказания); г) информация о нарушении порядка и условий предоставления финансово-кредитной поддержки, в том числе о нецелевом использовании финансовых средств, выделенных на эту поддержку (в случае, если нарушения такого характера будут иметь место).
Финансовые ресурсы федерального бюджета, которые выделяются на государственную финансово-кредитную поддержку малого и среднего предпринимательства и предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, предоставляются бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Следовательно, на условиях долевого финансирования целевых расходов и в порядке, установленном Правительством РФ.
Правительство РФ предоставляет регионам финансовые ресурсы на конкурсной основе конкретно на поддержку малого бизнеса. Установлены критерии отбора регионов при проведении конкурса на предоставление подобного рода субсидий. Такими критериями являются:
— размер средств бюджета самого региона, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства;
— прирост объемов товаров (работ, услуг), производимых на территории региона субъектами малого предпринимательства, в том числе производимых на экспорт и в научно-техническом секторе;
— прирост численности субъектов малого предпринимательства и работников, которые заняты в этой сфере экономики [5, ст. 1147].
основные принципы оказания государственной финансово-кредитной поддержки. Основными принципами финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны государства и муниципальных образований являются:
1) заявительный порядок обращения за оказанием поддержки;
2) доступность поддержки для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ к участию в федеральных, региональных и муниципальных программах развития предпринимательства субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) открытость процедуры оказания поддержки: от подачи заявки и ее рассмотрения до окончания целевого использования финансово-кредитных средств;
5) оценка эффективности использования бюджетных финансовых средств и кредитной поддержки.
Таким образом, с введением в действие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сформирована система нормативного правового регулирования финансово-кредитной политики и практического обеспечения государственными и муниципальными финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим, несомненно, возросла роль финансово-кредитной политики как инструмента государственного управления развитием важного сектора реальной экономики, каким является малое и среднее предпринимательство.
Поэтому органам государственной власти и органам власти муниципальных образований целесообразно своевременно определить в своих целевых программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства комплекс перечней финансово-кредитных мероприятий, направленных на достижение целей в области финансирования предпринимательства на разных этапах его становления и развития.
Например, в Мурманской области четвертый год проводится конкурс инвестиционных проектов субъектов предпринимательства в целях возмещения части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление этих проектов. Кстати, в первые годы проведения конкурса не поступило ни одной заявки на участие в нем от предпринимателей депрессивных районов. Поэтому ЗАО «Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса» объявило о начале работы в рамках проекта помощи в получении кредитных ресурсов предпринимателям депрессивных районов в регионе.
Причем финансово-кредитная политика в рамках государственных и муниципальных целевых программ должна вестись с учетом опережающего развития тех сегментов предпринимательства и отраслей национальной экономики, которые ориентированы на промышленное и научно-техническое производство, выпуск импортозамещающей и высокотехнологичной продукции. В настоящее время лишь 10 — 15 % субъектов малого предпринимательства в промышленном секторе экономики имеют доступ к финансово-кредитной поддержке, запланированной в региональных программах [6].
В то же время в развитых странах в области инновационных технологий и промышленности работают до 75 % малых фирм, а, к примеру, в Санкт-Петербурге — крупном промышленном и научном городе — лишь 2 %.
Для стимулирования промышленного и инновационного сектора предпринимательства в Санкт-Петербурге образован государственный Фонд содействия кредитованию малого бизнеса с капиталом в 334 млн руб. Он покрывает производственным и инновационным малым фирмам до 70 % от суммы взятого кредита и процентов по нему [7, с. 17].
Принятая новая целевая программа «Поддержка и помощь в развитии малому и среднему предпринимательству в Новосибирске на 2008 — 2010 годы» включает комплекс конкретных мер по предоставлению финансово-кредитной поддержки предпринимательству в промышленной и инновационной сферах деятельности.
В Республике Карелия четко определены виды государственной поддержки инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса: а) предоставление налоговых льгот; б) предоставление государственных гарантий и поручительства; в) предоставление льготных бюджетных кредитов для реализации инвестиционных проектов.
На федеральном уровне, на наш взгляд, необходимо решить в законодательном порядке вопрос о целевом налоговом стимулировании деятельности инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта государственная мера позволила бы сделать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам предпринимательства на местах наиболее адресной и направленной на повышение их конкурентоспособности, рост капитализации инновационного сегмента малого и среднего бизнеса.
На федеральном и региональном уровнях остро назрела потребность повысить эффективность государственного финансово-кредитного механизма с помощью разработки и реализации программ (или отдельных подпрограмм в рамках целевых программ) микрофинансирования малого и среднего бизнеса, и в первую очередь начинающих предпринимателей.
К примеру, в Санкт-Петербурге планируется разработать и принять городскую программу микрокредитования. В ходе ее реализации малый бизнес сможет получать за счет бюджетных средств небольшие займы по упрощенной схеме и на ранней стадии своего развития — до одного года.
В Нижегородской области на льготное кредитование с компенсацией части процентной ставки
в рамках областной целевой программы поддержки предпринимательства запланировано выделить на 2008 г. 460 млн руб. бюджетных денег [8, с. 15].
Регулирование развитием негосударственных механизмов финансово-кредитной поддержки. Однако предпринимаемых мер со стороны государственных и муниципальных органов власти по финансово-кредитному обслуживанию малого и среднего бизнеса с помощью бюджетных денежных средств явно недостаточно. В целях более широкого обеспечения финансово-кредитной поддержки предпринимательства и создания ее действенной системы следует предпринять законодательные меры по развитию негосударственных механизмов финансово-кредитной поддержки, формированию соответствующих условий для негосударственных небанковских организаций финансирования малого и среднего бизнеса. На правовой основе необходимо разработать внебюджетные и малозатратные схемы финансово-кредитной поддержки предпринимательства [9, с. 84].
Постоянно действующий консультативный орган — Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ отметил, что кредитование субъектов предпринимательства со стороны банков и иных кредитных организаций вызывает определенные трудности.
Во-первых, банкам зачастую невыгодно заниматься микрокредитованием, поэтому, к примеру, те же субъекты малого бизнеса для них малоинтересны.
Во-вторых, на рынке банковских кредитных услуг недостаточно предложений по кредитованию на продолжительные периоды и под относительно небольшую процентную ставку.
В-третьих, кредитование предпринимательства, особенно микропредприятий и малого бизнеса, требует больших трудозатрат на единицу кредитных вложений, чем, например, при кредитовании крупных компаний.
В-четвертых, Банк России установил достаточно сложную процедуру кредитования индивидуальных предпринимателей и малых предприятий.
Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации констатировал: «В связи с этим становится актуальной подготовка проекта федерального закона, направленного на упрощение кредитования субъектов малого предпринимательства. Законодательно закрепить такой упрощенный порядок можно было бы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О
банках и банковской деятельности в Российской Федерации» [10, с. 32].
Это позволило бы создать надлежащие условия для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса прежде всего через региональные и местные банки. Пока же, по данным исследований, только около 35 %, например, субъектов малого предпринимательства прибегают к такому виду банковских услуг, как кредитование [11, с. 11].
В целом же, как следует из вышеизложенного, несовершенство финансово-кредитных рынков, ориентированных на удовлетворение финансовых запросов и интересов субъектов предпринимательства в регионах, вызвано комплексом причин. Основные причины, которые наиболее отрицательно влияют на состояние всей финансово-кредитной системы в сфере малого и среднего предпринимательства, следующие:
— относительно низкий уровень развития финансово-кредитных услуг в регионах;
— субъекты предпринимательства рассматриваются финансово-кредитными организациями как предприятия с большим кредитным риском;
— отсутствие системы и механизмов страхования финансовых рисков в предпринимательском секторе реальной экономики;
— слабая заинтересованность финансово-кредитных организаций в работе с предпринимательским сегментом;
— высокие процентные ставки, устанавливаемые финансово-кредитными организациями для субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей;
— практическая недоступность для предпринимательских структур долгосрочных кредитов;
— недостаточно полная законодательная база для эффективного финансово-кредитного обслуживания предпринимательских структур.
Представители некоммерческих организаций, объединяющих субъекты малого и среднего бизнеса, предлагают ускорить разработку и принятие полноценного Федерального закона «О микрофинансовых организациях». Минэкономразвития России совместно с Российским микрофинансовым центром разработали проект программы поддержки микрофинансовых организаций, который вполне может стать частью правительственной программы поддержки предпринимательства.
В России сейчас действуют около 2 000 небанковских микрофинансовых организаций. Совокупный портфель их займов — около 560 млн долл. Российский микрофинансовый центр считает, что
из 6 млн предпринимателей в стране в микрокредитовании нуждаются свыше 50 %. Спрос на микрокредиты составляет порядка 6 — 8 млрд долл. США, однако он удовлетворен лишь на 20 % [12, с. 3].
Следовательно, государственная и муниципальная финансово-кредитная политика как инструмент управления развитием малого и среднего бизнеса должна предусматривать не только ее финансовое обеспечение за счет бюджетных средств, но и регулирование кредитными процессами в сфере деятельности банковских и небанковских микрофинансовых организаций. Только в этом случае можно достигнуть тех целей, которые стоят в области повышения роли сектора предпринимательства в отечественной экономике, в том числе ускорения в ней инновационных процессов.
Литература
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон (в ред Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
2. Леонидов И. На 12 лет вперед // Российская газета. 2008. 10 апр.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 2004. № 35. Ст. 3607.
4. Материалы 3-го Национального форума по правовым вопросам в области микрофинансирования «Проблемы совершенствования правового пространства для микрофинансовой деятельности в России» (30 ноября 2005 г). Санкт-Петербург: Российский микрофинансовый центр, 2005.
5. Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. постановлений Правительства РФ от 14.09.2005 № 565; от 09.12.2005 № 755; от 11.04.2006 № 207; от 20.09.2006 № 582; от 23.02.2007 № 126; от 20.03.2008 № 188) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 12. Ст. 1147.
6. Материалы 8-й Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО» (16 мая 2007 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conference8.rcsme. т/
7. Белов В. Подушка безопасности // Российская газета. 2008. 29 апр.
8. Кравченко Д. Поставить на ноги // Эксперт Волга. 2008. № 12 (24 марта).
9. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2007.
10. Концепция законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства. (Составители Федирко П.С. , Зангеева С.Б. ). М.: Издание Совета Федерации, 2003.
11. Финансово-кредитные механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (Составители: Ермаков В. П., Хлынин О.И., Кочетова Н.Ю.). - М.: Инфомарт, 2002.
12. Ведомости. 2007. 5 дек.