УДК 378.146
И. Н. Медведева, О. И. Мартынюк, С. В. Панькова, И. О. Соловьева
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Актуальность темы обусловлена переходом высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), которые предусматривают формирование электронного портфолно обучающегося.
В данной работе представлен опыт по формированию электронного портфолно студентов на физико-математическом факультете ПсковГУ (на примере направления 02.03.01 Математика и компьютерные науки).
Ключевые слова: портфолно, электронное портфолно, компетенция, результаты обучения.
Одним из общесистемных требований к реализации программ бакалавриата, магистратуры, прописанных в ФГОС ВО, является следующее: «7.1.2. ... Электронная информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать формирование электронного портфолно обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса».
Таким образом, вопросы, связанные с разработкой структуры электронного портфолно, порядком его формирования, использования в процессе обучения и в период государственной итоговой аттестации представляются весьма актуальными. В данной работе представлен опыт по формированию электронного портфолно бакалаврами направления 02.03.01 Математика и компьютерные науки, а также обозначены вопросы и проблемы, возникающие в связи с необходимостью его формирования.
В работе [2] авторами рассмотрены подходы к созданию портфолно достижений обучающихся, представлены наиболее распространённые виды портфолно, описана современная и удобная в использовании форма электронного портфолно — онлайн-портфолио, предполагающая размещение информации в сети Интернет.
Остановимся на результатах опыта формирования электронного портфолно на физико-математическом факультете ПсковГУ. С 2011 года студентами первого курса всех направлений подготовки было начато формирование электронного портфолно компетенций. Первоначальной целью данного портфолно являлись самооценка и подтверждение уровня сформированное™ компетенций, включённых в модель выпускника в соответствии с ФГОС ВПО.
Нами был разработан следующий шаблон электронного портфолно компетенций студента (табл. 1).
При заполнении портфолно студенты проводили самооценку сформированно-сти компетенций [4] и выставляли в соответствующем столбце таблицы балл от 1 до 5, отражающий, по их мнению, уровень сформированное™ той или иной компетенции. Для подтверждения заявленного уровня сформированности в столбце «Обоснование» студенты поясняли, почему был выставлен такой балл, а в столбце «Подтверждающие документы» размещали ссылку на документ или папку с документами, подтверждающими самооценку сформированности компетенций.
Таблица 1
Шаблон электронного портфолно компетенций
Портфолио компетенций студента направление
Шифр компетенции Формулировка компетенции Самооценка (балл от 1 до 5) Обоснование Подтверждающие документы
ОК-1 _
ОПК-1
ПК-1
На рис. 1 приведён фрагмент портфолио компетенций.
Формулировка Балл от
Шифр компетенции 1 до 5 Обоснование Подтверждающие документы
ПК-3 способность строго доказывать утверждение, сформулировать результат, увидеть следствия полученного результата
ПК-4 способность публично представлять собственные и известные научные результаты
Освоение основных дисциплин. Получение экзамена по "Математическому анализу", "Функциональному анализу", "Комплексному анализу","Дифференциальным уравнениям", "Физике", "Топологии".Сдача коллоквиумов по различным предметам.Написание самостоятельных и индивидуальных работ. Участие в олимпиадах. Защита курсовых и дипломной работ. Выступление с докладами на парах.Участие в молодежной научно-практической конференции Псков ГУ за 2013/2014 год и за 2014/2015 год.
задания, тесты.
XVI областная rh из и к п- м атр в л яти ч р с ка я студенческая олимпиада сертификат
Конференции ОНО 2014. 2015 Презентации
руководителя о ВКР по
Тезисы Рефераты Сертификат {учебные] психологии
ПК-7 способность
использовать методы математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в
научно-технической сфере,в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний
ПК-0 способность
представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории
Разработка базы данных и написание курсовой работы на тему: "Создание базы данных MS Access Университет". Использование полученных знаний для написания выпускной квалификационной работы:"Стратегии поведения военнослужащих срочного призыва в условиях ожидаемых террористических угроз".А именно, использование знаний из предметной области,как "Математическая статистика",для факторной обработки психологических методик. Пример решения задачи линейного программирования:графический метод. Подготовка докладов и рефератов, различных выступлений. Разработка и проведение кружка, классного часа в школе. Выступления перед детьми в детском спортивном лагере. Участие в рабочей группе и обсуждение расчета размера платы за проживание в студенческих общежитиях ПсковГУ за 2014-2015 год. Выступление на молодежной научно-практической конференции ПсковГУ в 2013/2014 и в 2014/2015 году.
Обработка Курсовая работа по результатов ИНфОрмаТИКе ГпгшгпппгисЛ
задачи "Малое предприятие"
руководителя о ВКР по
прохождении практики
Vuofiuuo
презентации
Приказ о создании
nafinuou
2014
Рис. 1. Фрагмент портфолио компетенций
Рассмотрим примеры обоснования студентами сформированности компетенций.
Пример 1. Компетенция ОК-15 «способность к письменной и устной коммуникации на русском языке».
Студент оценил сформированность данной компетенции баллом «5» и привёл следующее обоснование: «Ведение деловой переписки с преподавателями и одно-группниками. Общение с научным руководителем во время написания курсовых работ и итоговой квалификационной работы. Общение с преподавателями и одногруп-пниками в электронной среде при освоении дистанционных дисциплин. Написание собственной книги и её презентация во время изучения дисциплины по выбору «Эксперимент в литературе». Подготовка мероприятий вместе с детьми во время работы в
летнем спортивном лагере «Нептун», разрешение конфликтных и спорных ситуаций между детьми. Прохождение учебной практики «Педагогический практикум» и участие в работе инструктивного лагеря, где вместе со студентами разных факультетов готовили мероприятия и принимали участие в подготовленных мероприятиях».
В качестве документов, подтверждающих данный уровень сформированности компетенции, были размещены: контрольный лист об участии в педагогическом практикуме 2014, фотоотчёт о работе в детском оздоровительном лагере, творческая работа в рамках дисциплины по выбору «Эксперимент в литературе».
Пример 2. Компетенция ПК-24 «владение методами математического и алгоритмического моделирования при анализе управленческих задач в научно-технической сфере, а также в экономике, бизнесе и гуманитарных областях знаний».
Студент оценил сформированность данной компетенции баллом «4» и привёл следующее обоснование: «Разработка базы данных и написание курсовой работы на тему: «Создание базы данных MS Access Университет». Использование полученных знаний для написания выпускной квалификационной работы, а именно, использование знаний из предметной области («Математическая статистика») для факторной обработки психологических методик. Пример решения задачи линейного программирования: графический метод».
В качестве документов, подтверждающих данный уровень сформированности компетенции, размещены: курсовая работа по информатике, обработка и анализ результатов анкетирования при написании выпускной квалификационной работы (ВКР), отзыв научного руководителя о ВКР, решение задачи «Малое предприятие».
В течение всего периода обучения каждый студент на своём диске Google или Yandex размещал индивидуальные образовательные достижения, систематизируя их по видам деятельности, типу документов и др. (см. рис. 2).
С Диск
Поиск по Диску
Мой диск ■*■ AZ О <
Б Анализ урока Анкеты п Газета, грамота И Доклады и реф...
Б Зачетная книжк... и Информационна и История матем... И компетентно ст...
В Курсовая работ... и Литература и Маткад для опк... и Модель
Мой дневник во... и Обновленное Б OK и Портфолио по п...
Б Практи ка ВЭ Рейтинг и С а мо стоя гел ьн.. ш ОНО
t* Maple and Math...
Рис. 2. Содержание Google-диcкa студента
На рис. 3 представлены результаты выполнения заданий по оценке общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Математические пакеты в математике». В папке «Практика» находятся отчёт о прохождении практики и отзыв с места прохождения практики (рис. 4).
о ^
= О о
М... > Математические пакеты в математике *
У\/ ОИКТ.^ис* ОПК4.с|оих \У 11КЬ с1о!:х УУ 11К6.СООХ
Рис. 3. Размещение работ, подтверждающих сформироваииость компетенций Мо > Прг > Отчет по производственной практике
В Дневник практи...
W Отчет^осх П Характеристика.рп...
Рис. 4. Документы о прохождении производственной практики
Таким образом, в электронное портфолио компетенций студенты включали следующие материалы:
• общую информацию об авторе портфолио (фамилия, имя, отчество обучающегося, направление подготовки, профиль, форма обучения, год поступления, автобиография, фотография и др.);
• документированные образовательные достижения за весь период обучения (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
• творческие, проектные, исследовательские работы студента;
• отчеты о прохождении учебных и производственных практик;
• отзывы и оценки руководителей практик, работодателей и др. о различных видах деятельности студента;
• результаты учебной, научно-исследовательской, общественной, спортивной, культурно-творческой и других видов деятельности студента;
• информацию об уровне сформированности компетенций студента на основании оценки, включая самооценку;
• итоговое резюме, содержащее анализ студентом результатов своей деятельности, оценку готовности к профессиональной карьере.
Каждый студент в течение всего периода обучения пополнял, обновлял электронное портфолио. Ссылку на него он размещал в дистанционном курсе «Сопровождение студентов ФМФ при освоении ООП» [1, 3]. В конце каждого этапа обучения студенты представляли свои портфолио экспертам. Перед итоговой государственной аттестацией выпускники защищали сформированные за весь период обучения портфолио.
С учетом накопленного опыта мы предлагаем следующую структуру электронного портфолио обучающегося:
1. Титульный лист.
2. Содержание портфолио.
3. Учебная деятельность.
4. В неучебная деятельность.
5. Матрица соответствия образовательных результатов обучающегося компетенциям выпускника (в соответствии с ФГОС).
6. Итоговое резюме.
Это основные разделы портфолио, внутри которых для удобного размещения и поиска документов могут быть созданы подразделы. Остановимся подробнее на возможном наполнении основных разделов.
Титульный лист. Раздел содержит общую информацию об авторе портфолио: фотографию, фамилию, имя, отчество обучающегося, направление подготовки, профиль, форму обучения, год поступления и т. п. Кроме этого, здесь могут быть размещены автобиография или самопрезентация в форме эссе и др.
Содержание портфолио. Здесь может быть отражена структура портфолио, его разделы и подразделы, а также представлен перечень документов, размещённых в портфолио.
Учебная деятельность. Обучающийся размещает в этой папке документы (работы, рецензии, оценки), демонстрирующие результативность своей учебной деятельности в рамках основной образовательной программы, а также дополнительного образования.
Внеу.чебная деятельность. Этот раздел содержит информацию об участии студента в научных исследованиях, конференциях, конкурсах, олимпиадах, студенческом самоуправлении, кружках, волонтёрском движении, общественных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях разного уровня. Форма представления подтверждающих документов может быть различной: публикации, дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма, фотографии, видеозаписи и др.
Матрица соответствия образовательных результатов компетенциям содержит самооценку уровня сформированности компетенций обучающегося с обоснованием и подтверждением работами и документами (ссылки на соответствующие работы и документы).
Итоговое резюме содержит письменный анализ обучающимся своей деятельности и её результатов, оценку готовности к профессиональной карьере. Оно может быть представлено в форме эссе, рекомендательного письма и проч. Кроме этого, студент может использовать шаблон визитной карточки, предложенный в работе А. А. Шехонина и др. [5] на с. 37-39.
Таким образом, накопленный опыт показал, что электронное портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
студента в разнообразных видах деятельности: учебной, научно-исследовательской, общественной, профессиональной и т. д. Это эффективная форма самопрезентации и самооценивания результатов деятельности студента, позволяющая привлечь внешние источники информации о качестве подготовленности студентов, столь важные в компетентностном подходе.
Вместе с тем, в процессе формирования электронного портфолио возникает целый ряд вопросов, на которые в вузе ещё необходимо найти ответы:
Каков статус электронного портфолио обучающегося?
Должен ли быть определён перечень документов, обязательных к размещению в портфолио?
Кто должен контролировать ход формирования портфолио?
Должно ли портфолио оцениваться и если да, то где эта оценка будет учитываться?
Должна ли проходить защита портфолио выпускника?
Конечно, эффективность использования электронных портфолио еще не доказана, их разработка достаточно трудоёмка, требует многих часов преподавательского труда, потраченного на сопровождение формирования электронного портфолио, но, несмотря на многие нерешенные проблемы и дополнительные трудозатраты педагогов, преимущества портфолио несомненны. Мы разделяем точку зрения, что электронное портфолио является выражением «качественной и многоуровневой оценки компетенций, измерения индивидуального прогресса студентов, самопрезентацией для работодателей, а значит, важным элементом практико-ориентированного, дея-тельностного, компетентностного подходов к образованию» [5].
Литература
1. Медведева И. Н.. Мартынюк О. И, Панькова С. В., Соловьева И. О. Использование электронной информационно-образовательной среды вуза для сопровождения студентов в процессе освоения образовательных программ // Society, Integration, Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume I, May 22-23,2015. Rezekne: Rezeknes Augstskola, 2015. 468 p. P. 255-264.
2. Медведева И. H., Мартынюк О. И, Панькова С. В., Соловьева И. О. К вопросу о формировании электронного портфолио обучающегося // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Вып. 5. Псков: Издательство ПсковГУ, 2014. С. 134-140.
3. Медведева И. Н„ Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О., Гаврилов А. А. Дистанционное сопровождение студентов при реализации компетентностно-ориентирован-ных образовательных программ // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Вып. 3. Псков: Издательство ПсковГУ, 2013. С. 153-167.
4. Медведева И. Н„ Мартынюк О. И., Панькова С. В., Соловьева И. О., Шинкарева А. А. Самооценка сформированное™ компетенций студентов первого курса физико-математического факультета в условиях реализации ФГОС ВПО // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Вып. 1. Псков: Издательство ПсковГУ, 2012. С. 129-146.
5. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева ИВ., Багаутдинова А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. СПб.: НИУ ИТМО, 2014.80 с.
Об авторах
Медведева Ирина Николаевна — кандидат физико-математических наук, доцент, декан, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Мартынюк Оксана Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Панькова Светлана Витиславовна — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Соловьева Ирина Олеговна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математического анализа и методики обучения математике, физико-математический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
I. Medvedevci, О. Martynyuk, «SI Pan 'kova, I. Solovyova EXPERIENCE OF THE STUDENT'S ELECTRONIC PORTFOLIO FORMATION
The relevance of the topic is stipulated by the transition of higher education to federal state educational standards, which provide for the formation of e-learning portfolio.
This paper presents the experience of the formation of an e-learning portfolio for students of Physics and Mathematics Faculty in Pskov State University (for example, direction 02.03.01 Mathematics and Computer Sciences).
Key words: portfolio, electronic portfolio, competence, learning outcomes.
About the authors
Dr. Irina Medvedeva, Associate Professor, Head of the Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
Dr. Oxana Martynyuk, Associate Professor, Department of Algebra and Geometry, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
Dr. Svetlana Pan'kova, Associate Professor, Department of Physics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.
Dr. Irina Solovyova, Associate Professor, Head of the Department of Mathematical Analysis and Methods of Teaching Mathematics, Faculty of Physics and Mathematics, Pskov State University, Russia.