ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378 DOI: 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157
ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ СРЕДСТВО САМООЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия.
E-mail: [email protected]
Л. Н. Степанова
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического
университета, Куйбышев, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Введение. Модернизация и реформирование высшей школы, смещение акцента с академического образования на практико-ориентированную подготовку актуализируют поиск новых, более объективных средств и технологий оценивания результатов учебно-профессиональной деятельности студентов. Одна из таких эффективных и трендовых педагогических технологий - портфолио, демонстрирующее персональный уровень знаний и профессионализма его обладателя.
Цель статьи заключается в обсуждении возможностей и ресурсов портфолио для развития профессиональной компетентности студентов вуза.
Методология и методики. На теоретическом уровне произведена ретроспекция понятия «портфолио» в отечественной и зарубежной науке. В эмпирической части исследования применялись такие психодиагностические методики, как «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана, опросники «Рефлексивность» А. В. Карпова и «Стиль са-
морегуляции поведения» В. И. Моросановой. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики, основанных на распределении Стьюдента.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены преимущества использования технологии портфолио в условиях вузовского образования. Доказывается, что процесс разработки подобного средства мониторинга профессионального роста и учебных достижений студента предполагает не только фиксацию его усилий и успехов в конкретных видах деятельности, но и активизацию аналитических способностей обучающегося через самостоятельное сопоставление им итогов собственной работы с установленными стандартами критериями. Создание портфолио позволяет решать значимые педагогические задачи: стимулировать мотивацию к обучению и развивать рефлексивно-оценочные навыки будущих специалистов. Подчеркивается, что функционально портфолио может выступать инструментом как анализа учебно-профессиональных достижений студентов, так и прогнозирования их профессионального будущего. На выборке обучающихся в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета установлено наличие взаимосвязи между активным систематическим формированием портфо-лио и позитивной динамикой параметров профессионального развития студентов, в особенности его регуляторного, мотивационного и рефлексивного компонентов.
Практическая значимость. Результаты исследования являются вкладом авторов в научно обоснованные представления об использовании технологии портфолио в практике российской высшей школы. Полученные данные могут быть востребованы преподавателями системы профессионального образования и тьюторами, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов.
Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, мотивация профессиональной деятельности, саморегуляция, рефлексия, рефлексивно-оценочная компетентность.
Благодарности. Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъекта социономических профессий».
Для цитирования: Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 139-157. 001: 10.17853/1994-5639-2018-6-139-157
PORTFOLIO AS AN INSTRUMENTAL MEANS OF SELF-EVALUATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS
E. F. Zeer
Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.
E-mail: [email protected]
L. N. Stepanova
Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev, Russia.
E-mail: [email protected] Abstract. Introduction. In the context of the reformation of the higher education system, the shift of academic education towards the practical sphere of future professional activity bring onto focus the quest for new, more objective methods and means of assessing the results of educational and professional activities of students. In this connection, one of those is the portfolio which enables to evaluate not only the level of knowledge, but also the individual progress of the student.
The aim of the publication is to discuss the opportunities and the role of the portfolio in the development of professional competence of university students.
Methodology and research methods. At the theoretical level, the article provides a retrospection of the concept of the portfolio in domestic and foreign science. Empirical research was carried out with the use of such psychodiagnostic techniques as the method of "Motivation of Professional Activity" by K. Zamfir in modification of A. Rean; the questionnaire "Reflexivity" by A. V. Karpov; the questionnaire "Style of Behaviour Self-Regulation" by V. I. Morosanova. The obtained data were processed by means of the methods of mathematical statistics based on the Student's T-Test.
Results and scientific novelty. The article analyzes the advantages of using the portfolio in terms of higher education. It is proved that the process of portfolio development involves not only the demonstration of the student's efforts and achievements in a particular activity, but also contributes to the development of analytical abilities, by comparing the results of their own activities with the established standards. The use of the portfolio contributes to the solution of significant pedagogical tasks, such as stimulating motivation for learning, striving for a high level of achievement, the development of reflective and evaluation skills. It is highlighted that functionally the portfolio can serve as the tool of both the analysis of educational and professional achievements of students, and forecasting of their professional future. The sample of students of Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University demonstrated the relationship between the active use of portfolio technology and the positive dynamics of parameters for professional development of students, namely regulatory, motivational and reflective components.
Practical significance. The results of the study can be considered as a contribution to the scientifically based ideas about the use of portfolio technology in the practice of the Russian higher education. The data obtained in the course of the study can be used by representatives of the vocational education system, tutors engaged in psychological and pedagogical support of university students.
Keywords: portfolio, portfolio technology, motivation of professional activity, self-regulation, self-consciousness, reflexive and evaluative competence.
Acknowledgements. This work was performed within the framework of the project "Social and Humanitarian Paradigm of Formation of Transprofessionalism of the Members of Socionomic Professions" implemented with the support of the Russian Foundation for Basic Research, grant № 18-013-01147.
For citation: Zeer E. F., Stepanova L. N. Portfolio as an instrumental means of self-evaluation of educational and professional achievements of students. The Education and Science Journal. 2018; 6 (20): 139-157. DOI: 10.17853/19945639-2018-6-139-157
Введение
Новые социально-экономические реалии требуют от высшей школы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда, способных самостоятельно приобретать, анализировать и продуктивно использовать информацию, жить и эффективно работать в динамично изменяющемся мире. Решение данной задачи обусловило реформирование системы профобразования, введение профессиональных и образовательных стандартов нового поколения, опирающихся на компетентностный подход к обучению, что, в свою очередь, повлекло переосмысление форм и методов развития профессионала, передачи ему определенного набора необходимых знаний, умений и навыков и средств их оценки.
Одним из приоритетных направлений повышения качества образования в вузе является реализация индивидуальных траекторий обучения и профессионального развития, посредством которых стимулируется мотивация студентов к учебно-познавательной деятельности и личностным успехам. Обучающиеся должны осознавать ценность усваиваемых знаний и навыков в контексте предстоящего трудоустройства, дальнейшей профессиональной деятельности и всей жизненной перспективы. Возможным инструментом личностно-ориентированной подготовки, положительно влияющим на образовательную мотивацию будущих профессионалов, является создание ими начиная с младших курсов портфолио как комплек-
сного документального свидетельства академических и личных достижений, позволяющего прогнозировать карьеру субъекта и задавать ее генеральное направление.
По мнению Т. Г. Новиковой, С. И. Никитиной, М. А. Пинской, А. С. Та-зутдиновой и др., в сравнении с традиционной системой оценивания, не позволяющей зафиксировать многие умения и навыки, присваиваемые студентами в процессе обучения, портфолио становится одним из наиболее продуктивных способов мониторинга учебных и внеучебных результатов.
Е. С. Полат, Д. Н. Исоян, Е. Н. Балыкина, О. Г. Смолянинова, Х. Баррет, Дж. Бартон, А. Коллинс и др. подчеркивают возможности технологии портфолио для развития рефлексивно-оценочных способностей обучающихся, активизации их познавательной деятельности, повышения исследовательской активности и конкурентоспособности.
Однако, несмотря на широкое распространение портфолио в системе профессиональной подготовки и значительный рост количества публикаций, посвященных проблеме его использования, в психолого-педагогической литературе недостаточно четко обозначены компоненты профессиональной компетенции, формирующиеся с помощью портфолио. Это обстоятельство определило цель нашего исследования - выявление ресурсов портфолио для профессионального становления и развития студентов. Теоретическая значимость работы заключается в изучении эффективности целенаправленного применения технологии портфолио в организационно-педагогической деятельности вуза; практическая - в повышении качества подготовки профессионально-педагогических кадров на основе данной технологии.
Обзор литературы
Понятие «портфолио» - сравнительно новое для сферы профессионального образования. Этот термин пришел из мира искусства: художники, модельеры, фотографы всегда собирали портфолио своих творческих работ. Предложение об использовании подобного метода в образовании впервые появилось в середине 80-х гг. ХХ в. в США. Вслед за Америкой и Канадой нововведение получило популярность в Европе и Японии [1, 2]. В России идея портфолио была перенята в конце ХХ - начале ХХ1 в.: оно стало рассматриваться как продукт деятельности обучающегося по завершении определенного образовательного этапа, а также в качестве показателя готовности специалиста к профессиональной деятельности.
Тем не менее до сих пор нет определенности относительно как содержательной характеристики самого термина, так и технологии реализа-
ции портфолио. Попробуем обобщить различные принятые в зарубежной и отечественной литературе подходы к трактовке рассматриваемого понятия и его смысловой нагрузке.
Практику приложения портфолио к образовательному процессу изучали такие западные ученые, как Р. Баерман, Дж. Джонс, Д. Литл, Л. Марби, С. Дж. Пейп, Б. Хангерленд и др.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл определяют данный феномен как сознательную, подчиненную конкретной цели совокупность работ учащихся, которая демонстрирует его старания и достижения в одной или нескольких областях1.
Х. Баррет описывает портфолио как составленную для обозначенной цели коллекцию студенческих или преподавательских работ, отражающих усилия и прогресс индивида в одном или в ряде видов деятельности на протяжении определенного времени. Электронный портфолио, или е-портфолио, создающийся с помощью цифровых технологий, позволяет его обладателям коллекционировать и демонстрировать артефакты своей деятельности в разнообразных медиасредах (аудио, видео, графика, текст) [3].
По утверждению Д. Коула, С. Райана и Ф. Кика, портфолио - это нечто большее, чем рейтинг или количественная оценка, так как оно сопровождается примечаниями, разъяснениями и наглядными примерами того, над чем работал студент, и акцентирует не конечный результат, а демонстрирует динамику развития личности, т. е. портфолио представляет собой средство продолжительного мониторинга личностных достижений. Подобного рода мониторинг, предполагающий сбор информации из разных источников различными методами в течение определенных временных интервалов, является более эффективным инструментом в сравнении с традиционными тестами и экзаменами, поскольку дает возможность пролонгированной аутентичной оценки личностных и профессиональных результатов студентов, что оказывается очень востребованным в ситуации динамично меняющихся условий рынка труда. Для современных работодателей важны не столько конкретные профессиональные знания и умения потенциальных работников, сколько их метакомпетенции, личностные ресурсы, мотивация к постоянному самообучению и адекватные реакции на непрерывные изменения (цит. по [4]).
Осуществляя аналитический обзор отечественных подходов к обсуждаемому феномену, мы обратили внимание на многочисленные по-
1 Arter J., Spandel V. Using portfolios of student work in instruction and assessment. Add Journal to My LibraryEducational Measurement: Issues and Practice. Vol. 11 (1). Mar 1, 1992. P. 201-209.
пытки авторов конкретизировать обозначающее его понятие: есть «портфолио ученика», «портфолио студента», «портфолио учителя», «учебный портфель», «рабочий портфель», «портфель достижений», «профессиональный портфель» и др. Такое многообразие вариантов названий объясняется желанием разграничить виды портфолио в зависимости от целей его создания, предназначения, возможностей использования, возрастных категорий его составителей, типов учебных заведений и т. д.
Однако, например, М. А. Пинская, рассуждая о портфолио учащегося и студента-педагога, приводит весьма традиционное и универсальное определение: портфолио - это подборка репрезентативных документов (доказательств) каких-либо профессиональных (учебных) квалификаций и достижений [5, 6].
Е. Н. Бабонова понимает портфолио студента как «нечто большее, чем просто папка работ студента; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений. Благодаря портфолио можно будет судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях студента» [7].
В правительственном документе Министерства образования и науки РФ содержится определение портфолио учащихся основной и полной средней школы, разработанное командой профессионалов Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ): «Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:
• проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
• оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе)»1.
В целом в российской педагогике портфолио воспринимается как совокупность (коллекция) работ обучающегося или педагога, показывающая его старания и результаты в обучении за обозначенный отрезок времени. Сегодня портфолио также включает разделы, связанные с самооценкой учащимся своих достижений и планированием дальнейших сту-
1 Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/ 345/1854.php (дата обращения: 15.03.2018).
пеней и форм обучения, например посредством выбора профильных классов, проектирования индивидуальной образовательной траектории и т. п.
Основная функция высшей школы - подготовка человека к выходу на рынок труда. В этой связи, по мнению Е. Могилевкина, весьма перспективно применение портфолио для проектирования и становления карьеры: «Портфолио карьерного продвижения (ПКП) представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента. Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения» [8].
Ряд авторов (Е. С. Полат, Д. Мейер, Г. К. Селевко, Т. А. Стефанов-ская, Н. П. Дутко, И. В. Шалыгина и др.) предлагают рассматривать портфолио как педагогическую технологию.
Разработчик технологии электронного портфолио К. Э. Безукладников считает: «Профессиональный портфолио является современной научно обоснованной технологией мониторинга становления профессиональной деятельности студента и представляет собой целостную систему, реализующую функции непрерывного сбора информации, ее структурирования, анализа, реализации обратной связи, передачи данных для использования в управлении, нахождении аномалий и др.» [9]. Исходя из данного определения можно выделить следующие ключевые характеристики портфолио: системность, аналитичность, непрерывность, структурированность, рефлексивность, доступность для различной экспертной аудитории.
С точки зрения Е. С. Полат, Н. Н. Сметанниковой, И. В. Шалыгиной, особая ценность технологии портфолио заключается в развитии рефлексивных способностей и самооценки собственной деятельности учащегося или профессиональной деятельности педагога [10].
Н. П. Дутко полагает, что регулярное ведение портфолио активизирует динамику профессионального роста студентов и позволит решить задачу более объективного определения их профессиональных качеств и достижений. При интеграции традиционных количественных и качественных оценок появится возможность в полной мере получать представление об уровне компетентности и конкурентоспособности будущего специалиста1.
Наряду с диагностическими, контрольными, аттестационными, рейтинговыми функциями портфолио в специальной литературе описаны и так называемые «развивающие функции» данного инструмента.
1 Дутко Н. П. Портфолио как технология оценивания профессионального роста учителя [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pjrtfolio.ucoz.ru (дата обращения: 12.09.2016).
Например, И. А. Кныш и И. П. Пастухова описывают портфолио как средство самоорганизации, самосовершенствования и самопрезентации студента, позволяющее формировать навыки рефлексии собственной деятельности и конструктивное отношение к внешней оценке [11].
Н. В. Зеленко и А. Г. Могилевская, изучая вопрос использования порт-фолио будущим педагогом, к числу решаемых с его помощью задач причисляют развитие умения самопроектирования профессионального будущего на основе объективного оценивания своих преимуществ и недостатков [12].
Е. Ю. Кудрявцева называет портфолио «инструментом самообразовательной деятельности» студента и подчеркивает его обширные возможности в становлении способности действовать в ситуации неопределенности с учетом наличных условий [13].
Еще один важный аспект использования портфолио - функция прогнозирования профессионального будущего студентов [14, 15].
Концепция непрерывного образования, реализуемая посредством индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов, подразумевает наличие альтернативных вариантов приобретения профессиональных знаний, умений и навыков. Однако для такого обучения требуются эффективные средства сопровождения или навигаторы продвижения студента в образовательном процессе. Портфолио может выступать в качестве наглядной матрицы индивидуальных учебно-профессиональных достижений, демонстрирующей степень восхождения студента к результату деятельности (получению продукта обучения). Другими словами, данный инструмент представляет собой развернутую наглядную карту, благодаря которой студент может оценить свое местонахождение, обозначить ближайшие цели и перспективы профессионального развития. Следовательно, портфолио является предиктором проектирования карьеры потенциального специалиста, средством верификации прогноза будущего - определения степени его достоверности и обоснованности [16, 17].
Е. В. Игонина, кроме оценочных и развивающих функций портфо-лио, выделяет группу его «функций управления», отражающую характер взаимодействия профессионально-образовательной деятельности студента и преподавателя [18].
К управленческим задачам, которые решаются при помощи пор-тфолио, ученые относят:
• выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития путем соотнесения персональных достижений с требованиями образовательного стандарта (Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская);
• развитие навыков самопроектирования профессионального будущего (Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская);
• помощь в личностно-профессиональном самоопределении студентов и развитие у них компетенции проектирования жизни и профессиональной карьеры (И. А. Кныш, И. П. Пастухова);
• активизацию рефлексивных механизмов в обучении взрослых, содействие планированию профессиональной карьеры, побуждение к личностным и образовательным успехам (О. Г. Смолянинова);
• психолого-педагогическую поддержку самообразования, актуализацию внутреннего потенциала и способностей студентов в определении траектории саморазвития и реализации поставленной цели (Н. В. Зелен-ко, А. Г. Могилевская).
Г. Б. Голуб и О. В. Чуракова ввели понятие «модельной функции» портфолио, заключающейся в возможности выстраивания модели индивидуального образовательного маршрута каждого отдельного взятого студента [19]. Осуществление «модельной функции» портфолио возможно за счет
• создания студентом коллекции работ, демонстрирующих динамику его достижений в различных сферах профессионально-образовательной деятельности;
• самостоятельной работы обучающегося по установлению связей между уже усвоенным содержанием образования (реализованными целями, решенными задачами и др.) и тем содержанием, которое нужно освоить в перспективе;
• исчерпывающего описания процессуальной стороны профессионально-образовательной деятельности студента с раскрытием специфики ее индивидуального стиля и способов ее коррекции;
• организации самостоятельной, а также совместной с педагогом оценки результатов деятельности и перспектив развития.
Таким образом, анализ различных позиций отечественных и зарубежных авторов позволяет утверждать, что использование портфолио в практике профессиональной подготовки способствует:
• выработке навыков объективного самооценивания уровня профессиональных компетенций и результатов образовательной деятельности;
• повышению мотивации к учебным и личностным достижениям;
• развитию навыков планирования и самоорганизации собственной учебной деятельности и карьеры;
• прогнозированию альтернативных вариантов профессионального развития;
• освоению опыта конструктивной конкуренции;
• усилению мотивации к самообразованию и совершенствованию профессиональных компетенций;
• индивидуализации (персонализации) образования;
• росту конкурентоспособности будущего профессионала.
Технология портфолио отвечает целям, задачам и принципам прак-
тико-ориентированного обучения, является точным инструментом аутентичного оценивания образовательных достижений по результатам, полученным в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности.
Материалы и методы
На основе теоретического анализа заявленной темы в качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что использование портфолио в образовательно-воспитательном процессе вуза содействует более эффективному профессиональному развитию будущих специалистов, а именно: формирует у них рефлексивно-оценочную компетентность, поддерживает их внутреннюю мотивацию к обучению, повышает способность к самоорганизации деятельности.
Для проверки гипотезы в октябре 2017 г. на базе Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета было проведено эмпирическое исследование. Респондентами выступили студенты факультета психологии, общий объем выборки составил 60 человек в возрасте от 18 лет до 21 года. В экспериментальную группу вошли 30 студентов, систематически работающих над созданием собственного портфолио на протяжении двух лет, в контрольную - 30 студентов, не имеющих портфолио.
Диагностический этап эмпирического исследования, направленный на определение показателей профессионального развития будущих специалистов, осуществлялся с помощью следующих диагностических методик:
• «Мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана [20];
• опросника рефлексивности А. В. Карпова [21];
• опросника «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой [22].
В качестве метода математической обработки полученных эмпирических данных использовался t-критерий Стьюдента. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерной программы SPSS Statistics.
Результаты исследования
Сравнение показателей испытуемых в контрольной и экспериментальной группах (далее - КГ и ЭГ) подтвердило наше предположение о том, что у студентов, систематически составляющих портфолио, преоб-
ладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности (табл. 1). Ведущим мотивом их обучения является интерес к содержанию избранной специальности, которая сама по себе представляет для них ценность и доставляет удовольствие.
Таблица 1
Мотивация профессиональной деятельности студентов (по методике К. Замфир в модификации А. А. Реана)
Table 1
Motivation of professional activity of students (the method by K. Zamfir in
A. A. Rean's modification)
Мотивация профессиональной деятельности КГ ЭГ tэмп
Внутренняя 2,533 3,233 2,448*
Внешняя положительная 3 2,822 0,816
Внешняя отрицательная 2,6 2,633 0,086
* - значимые различия в выраженности параметров мотивации.
Внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности связана с решением творческих задач, развитием понятийного мышления и когнитивной гибкостью и является предиктором более эффективных учебных стратегий, настойчивости, а также академических достижений и психологического благополучия. По мнению А. А. Реана, преобладание внутренней мотивации у человека актуализирует его истинные потребности, интересы и цели; он ощущает уверенность в себе и возможность самореализации, переживает чувство удовлетворения от выполняемой работы, стремится достичь в ней определенных позитивных результатов [18].
Как видно в табл. 1, регулярное ведение портфолио и самооценивание своих результатов, систематизация приобретенного опыта и знаний повышают внутреннюю мотивацию студентов, актуализируют их потребность в профессиональной компетентности и личном выборе.
В ходе исследования были установлены статистически достоверные различия между выборками КГ и ЭГ по параметрам «Ретроспективная рефлексия» и «Перспективная рефлексия» (табл. 2).
Рефлексивные способности обеспечивают индивиду возможность самоанализа собственного поведения и оценки ситуации, сопоставления существующих требований и своих действий, коррекции последних в соответствии с меняющимися условиями и личными потребностями. На поведенческом уровне рефлексия характеризуется временем обдумывания человеком текущих событий, уровнем полноты процессов выбора решения, тенденцией к самоанализу в разнообразных жизненных обстоятельствах.
Таблица 2
Способность студентов к рефлексии (по методике А. В. Карпова)
Table 2
Ability of students to self-consciousness (by A. V. Karpov's technique)
Параметры рефлексивности КГ ЭГ tэмп
Ситуативная (актуальная) рефлексия 5,433 5,467 0,420
Ретроспективная рефлексия 5,133 5,467 2,448*
Перспективная рефлексия 4,467 5,333 2,536*
Общий уровень рефлексии 4,362 4,323 1,871
* - значимые различия в выраженности параметров рефлексивности.
Ретроспективная рефлексия выражается в склонности студентов, использующих портфолио, к анализу уже реализованной деятельности и ее мотивов, осуществившихся событий и их причин. То есть предметом рефлексии становятся содержание приобретенного опыта, его положительные стороны и совершенные ошибки.
Перспективная рефлексия, напротив, заключается в стремлении к анализу будущих деятельности и поведения, к планированию и прогнозированию возможных последствий своих решений. Ее ключевым поведенческим признаком выступает регулярность обращения к предстоящим событиям.
Содержание табл. 2 показывает, что систематическое ведение порт-фолио студентом, предполагающее фиксацию, накопление и оценку индивидуальных достижений за определенный период обучения, помогает формированию рефлексивных качеств.
Были выявлены различия между выборками КГ и ЭГ и по показателям саморегуляции поведения «Оценивание результатов» и «Самостоятельность», среднее значение, как и предполагалось, оказалось выше в ЭГ (табл. 3).
Студенты, создающие портфолио своей учебной деятельности, более адекватно и объективно оценивают себя и критично относятся к результатам собственной деятельности. Формирование портфолио позволяет им выработать личные критерии и показатели итогов своей работы. Такие обучающиеся могут самостоятельно установить как факт несоответствия полученных результатов с поставленной целью, так и приведшие к нему причины и при этом гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Эти студенты отличаются большей независимостью, автономностью в организации собственной активности, умениями планировать свою деятельность, регулировать ее выполнение, достигать намеченной цели, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты.
Таблица 3
Стиль саморегуляции поведения студентов (по методике В. И. Моросановой)
Table 3
Style of students' behaviour self-control (by V. I. Morosanova's technique)
Параметры саморегуляции КГ ЭГ ^мп
Планирование 4,067 5 1,210
Моделирование 4,333 5 0,856
Программирование 4,467 5,333 1,871
Оценивание результатов 4,200 5,333 2,2*
Гибкость 5,733 5,467 0,420
Самостоятельность 4,4 6 2,536*
Общий уровень 24,067 25,6 1,511
* - значимые различия в выраженности параметров саморегуляции.
Таким образом, использование технологии портфолио развивает индивидуальную систему осознанной саморегуляции произвольной активности студентов, в частности их самостоятельность, и существенно повышает способности к оценке ее результатов.
Заключение
Полученные нами результаты вполне согласуются с теоретическими исследованиями, имеющимися в психолого-педагогической литературе, и эмпирически подтверждают, что систематическое создание портфолио влияет на показатели профессионального развития студентов, в особенности на регуляторный, мотивационный и рефлексивный компоненты. Наглядная демонстрация значимых результатов профессионального и личностного развития будущего специалиста является не только средством внешней экспертизы его деятельности, но и обеспечивает возможность ее рефлексии и самооценки, служит инструментом, поддерживающим профессиональный рост, мотивацию и самоорганизацию.
Процесс разработки портфолио содействует развитию у студентов умений сопоставлять результаты собственной деятельности с профессиональными стандартами и на этом основании совершенствовать свои знания и навыки.
Кроме того, технология портфолио позволяет решать важные педагогические задачи: стимулировать потребности в высоком уровне знаний в области изучаемой дисциплины, развитие рефлексивных и оценочных способностей, а также навыков обучения, включающих постановку цели, планирование, самоорганизацию деятельности, проектирование дальнейшей карьеры будущего специалиста.
Теоретические и практические данные, накопленные в современной науке, являются весомым аргументом в пользу внедрения технологии портфолио в образовательную практику высшего образования в России. Дальнейшая практика применения портфолио в нашей стране сопровождается необходимостью решения ряда первоочередных задач, к которым относятся:
• создание и экспериментальное исследование различных моделей и видов вузовского портфолио с учетом имеющегося зарубежного опыта;
• разработка единой базы критериев и средств оценивания учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности студентов, представленных в портфолио;
• обеспечение методического и психолого-педагогического сопровождения студентов, осваивающих технологию работы с портфолио, и подготовка соответствующих специалистов.
Весьма перспективным и обоснованным представляется изучение управленческих и моделирующих функций портфолио, его возможностей в сфере прогнозирования профессионального будущего и проектирования карьеры специалиста.
Список использованных источников
1. Slepcevic-Zach P., Stock M. ePortfolio as a tool for reflection and self-reflection // Reflective Practice. 23 February, 2018. P. 1-17. DOI: 10.1080/ 14623943.2018.1437399.
2. Caballero A. R. E-portfolio paradigm: Basis for developing an academic conceptual framework tertiary learning performance // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017 (November Special Issue IETC). Р. 262-269.
3. Barrett H. C. Researching Electronic Portfolios and Learner Engagement: The Reflect Initiative // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2007. № 50 (6). P. 436-449. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.learntechlib.org/ p/65425/ (дата обращения: 10.03.2018).
4. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.
5. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении: методическое пособие. Москва, 2008. 114 с.
6. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. Учительский портфолио студента-педагога // Вопросы образования. 2005. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchitelskiy-portfolio-studenta-pedagoga (дата обращения: 27.03.2018).
7. Бабонова Е. Н. Проектирование методической системы подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в обучении в условиях становле-
ния компетентностного подхода // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-190.pdf (дата обращения: 27.03.2018).
8. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://pan-dia.ru/text/78/296/65153.php (дата обращения: 3.03.2018).
9. Безукладников К. Э. Профессиональный портфолио как технология педагогического мониторинга уровня сформированности профессиональных компетенций студентов / / Профессиональная подготовка педагогических кадров для системы образования Пермского края: материалы региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2006 г., Пермь. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2006. 170 с.
10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2002. 272 с.
11. Кныш И. А., Пастухова И. П. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 69-73.
12. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 1. С. 61-63.
13. Кудрявцева Е. Ю. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа. 2008. № 4. С. 8-12.
14. Зеер Э. Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. № 3 (36). С. 16-26.
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9-28.
16. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 77-92.
17. Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Клещева И. В., Багаутдино-ва А. Ш. Оценка образовательных результатов в процессе формирования пор-тфолио студента. Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2014. 81 с.
18. Игонина Е. В. Функции портфолио студента вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Ч. II. Новосибирск: СибАК, 2011.
19. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. № 1. С. 155-181.
20. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. С. 84-86.
21. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
22. Моросанова В. И. Диагностика индивидуальных особенностей саморегуляции подростков // Прикладная психология. 2003. № 3. С. 58-63.
References
1. Slepcevic-Zach P., Stock M. ePortfolio as a tool for reflection and self-reflection. Reflective Practice. 23 February, 2018; 1-17. DOI: 10.1080/ 14623943.2018.1437399
2. Caballero A. R. E-portfolio paradigm: Basis for developing an academic conceptual framework tertiary learning performance. Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017 (November Special Issue IETC); 262-269.
3. Barrett H. C. Researching electronic portfolios and learner engagement: The reflect initiative. Journal of Adolescent & Adult Literacy [Internet]. 2007 [cited 2018 Mar 10]; 50 (6): 436-449. Available from: https://www.learntechlib.org/ p/65425/
4. Smolyaninova O. G. Tehnologija jelektronnogo portfolio v obrazovanii: rossijskij i zarubezhnyj opyt = E-portfolio in education: Russian and foreign experience. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2012. 332 p. (In Russ.)
5. Novikova T. G., Pinskaya M. A., Prutchenkov A. S., Fedotova E. E. Is-pol'zovanie portfolio uchashhegosja v predprofil'noj podgotovke i profil'nom obuc-heni = The use of the student's portfolio in pre-profile training and profile training. Moscow; 2008. 114 p. (In Russ.)
6. Novikova T. G., Pinsky M. A., Prutchenkov A. S. Teacher portfolio of a student-teacher. Voprosy obrazovanija = Questions of Education [Internet]. 2005 [cited 2018 Mar 27]; 4 Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/uchi-telskiy-portfolio-studenta-pedagoga (In Russ.)
7. Babonova E. N. Designing of methodical system of preparation of pedagogical shots to use of ICT in education in conditions of formation of competence approach. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Omsk State Pedagogical University [Internet]. 2007 [cited 2018 Mar 27]. Available from: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-190.pdf (In Russ.)
8. Mogilevkin E. Portfolio of career advancement as a modern technology of planning and career development of graduates. Upravlenie personalom = Personnel Management [Internet]. 2006 [cited 2018 Mar 03]; 5. Available from: http://pan-dia.ru/text/78/296/65153.php (In Russ.)
9. Bezukladnikov K. E. Professional portfolio as a technology of pedagogical monitoring of the level of formation of professional competences of students. In: Professional'naja podgotovka pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija Permskogo kraja: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 18 ap-relja 2006 g., Perm = Materials of the Regional Scientific-Practical Conference "Professional Training of Teachers for the Education System of the Perm Region"; 2006 April 18; Perm: Perm State Pedagogical University; 2006. 170 p. (In Russ.)
10. Polat E. S., Bukharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pe-dagogicheskie i in-formacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: uchebnoe po-
sobie dlja studentov peda-gogicheskih vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii pe-dagogicheskih kadrov = New pedagogical and information technologies in the education system: A textbook for students of pedagogical universities and system of professional development of pedagogical personnel. Moscow: Publishing House Academija; 2002. 272 p. (In Russ.)
11. Knysh I. A., Pastukhova I. P. Portfolio of individual achievements as control and evaluation pedagogical means. Srednee professional'noe obrazovanie = Secondary Vocational Education. 2008; 1: 69-73. (In Russ.)
12. Zelenko N. V., Mogilevskaya A. G. Portfolio of the future teacher. Stan-darty i monitoring v obrazovanii = Standards and Monitoring in Education. 2009; 1: 61-63. (In Russ.)
13. Kudryavtseva E. Portfolio as a tool of self-educational activity of students. Profil'naja shkola = Profile School. 2008; 4: 8-12. (In Russ.)
14. Zeer E. F. Psychological features of forecasting the professional future of youth. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija = Actual Problems of Psychological Knowledge. 2015; 3 (36): 16-26. (In Russ.)
15. Zeer E. F., Cimanuk E. E. Methodological guidelines for the development of transprofessional teachers of vocational education. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2017; 19, 8: 9-28. (In Russ.)
16. Zeer E. F., Zhurlova E. Y. Navigation AIDS as tools to support the development of competences in the conditions of realization of individual educational trajectory. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2017; 19, 3: 77-92. (In Russ.)
17. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., Kleshchev, I. V., Bagautdinova A. S. Ocenka obrazova-tel'nyh rezul'tatov v processe formirovanija portfolio studenta = Evaluation of educational results in the formation of students' portfolio. St.-Pe-tersburg: Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics; 2014. 81 p. (In Russ.)
18. Egonina E. V. Functions of a student's portfolio. In: Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Collection of Articles on the Materials of the 7th International Scientific-Practical Conference "Personality, Family and Society: Issues of Pedagogy and Psychology". Part II. Novosibirsk: Sibak; 2011. (In Russ.)
19. Golub G. B., Churakova O. V. Portfolio in the system of pedagogical diagnostics. Shkol'nye tehnologii = School Technologies. 2005; 1: 155-181. (In Russ.)
20. Rean A. A. Psihologija i psihodiagnostika lichnosti: Teorija, metody issledovanija, praktikum = Psychology and psychodiagnostics of personality: Theory, research methods, practical work. St.-Petersburg: Publishing House Prajm-Evroznak; 2006. p. 84-86. (In Russ.)
21. Karpov A. V. Reflexivity of mental property and methods of its diagnostics. Psihologicheskij zhurnal = Psychological Journal. 2003; 24, 5: 45-57. (In Russ.)
22. Morosanova V. I. Diagnosis of individual characteristics of self-regulation of adolescents. Prikladnaja psihologija = Applied Psychology. 2003; 3: 58-63. (In Russ.)
Информация об авторах:
Зеер Эвальд Фридрихович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected]
Степанова Любовь Николаевна - старший преподаватель кафедры психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, Куйбышев, Россия. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2018; принята в печать 16.05.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Evald F. Zeer - Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology of Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Lyubov N. Stepanova - Senior Lecturer, Department of Psychology, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University, Kuybyshev, Russia. E-mail: [email protected]
Received 16.01.2018; accepted for publication 16.05.2018.
The authors have read and approved the final manuscript.