Научная статья на тему 'Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности национальной системы образования в свете единого критерия ее качества'

Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности национальной системы образования в свете единого критерия ее качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности национальной системы образования в свете единого критерия ее качества»

Перед нами, уважаемые коллеги, открывается многомерное пространство новых задач, новых проблем, настоятельно требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.

© Фельдштейн Д. И., 2005

Н.В. Кузьмина

ПРЕДМЕТ НАУКИ АКМЕОЛОГИИ И ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ЕДИНОГО КРИТЕРИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА

аука определяется как сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научных знаний. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, соответствующих предмету ее изучения на основании открываемых ею законов.

Условно науки делят на естественные, технические, гуманитарные и социально-экономические, а еще на фундаментальные и нефундаментальные. К последним относят гуманитарные и социально-экономические.

В условиях рыночных отношений закрываются институты и лаборатории, отказывают в финансировании, сокращают число научных работников. Но, в системе образования все науки выступают в роли гуманитарных средствами созидания в человеке и самосозидания человеком свойств индивида, личности, субъекта будущей общетрудовой, специальной и профессиональной деятельности, индивидуальности физических и психических новообразований, которые возникают под влиянием: предъявляемой учебной и научной информации; искусства мотивирования учащихся к восприятию, усвоению; искусства учащихся к овладению и применению знаний на практике.

Рождение новой науки связано с разрешением противоречий в исследуемой области. Если объект новой науки выходит за рамки наук, официально признанных, то это новая интегративная наука. Если новая интегративная наука опирается на принципы фундаментальных наук, то есть выявляет законы и зависимости, обеспечивающие прогноз отдаленных последствий от принимаемых в настоящем решений, то это — новая фундаментальная наука.

Объектом фундаментальной акмеологии является национальная система образования (НСС). Ее исследует прямо или косвенно множество наук, в том числе психология, педагогика, частные методики, экономика, юриспруденция и другие. То есть ее объект действительно выходит за рамки одной науки. Ею руководят взрослые люди, обладающие разными полномочиями и творческими потенциалами и достигают разных результатов по критерию качества конечных продуктов — развитие у всех или подавляющего большинства выпускников творческой готовности к самостоятельному решению предстоящих специальных и профессиональных задач.

Мы сделали единицей анализа НСС образовательное учреждение (ОУ). Каждое из них функционирует на основании лицензии, разрешающей взрослым людям осуществлять учебно-воспитательную деятельность в отношении учащихся разных возрастов, в них поступающих. Все ОУ функционируют с разной степенью продуктивности. Их духовными продуктами являются психические новообразования, развиваемые средствами отбираемой научной и учебной информации, особым образом структурированной и предъявляемой учащимся с использованием искусства мотивирования их к ее воспитанию, пониманию,

усвоению, применению на практике.

Все науки, в том числе фундаментальные в НСО выступают в роли гуманитарных и прикладных, в том числе физика и математики. Они — средства развития у учащихся творческой готовности к продуктивному решению предстоящих задач.

Преподаватели, независимо от наук, представителями которой они являются, различаются по уровням мастерства и продуктивности деятельности. Критерий мастерства: за отведенное на процесс обучения время средствами учебной и научной информации, предусмотренной ГОС и самостоятельно накопленной, мотивирования учащихся к овладению ею, организации взаимодействия с нею, развивать у всех или подавляющего большинства учащихся готовность к продуктивной предстоящей деятельности.

Современные НСО вступили в конкурентную борьбу за качество образования по критерию конкурентоспособности их выпускников на внутреннем и внешнем рынках труда. Предполагается конкуренция дипломов разных вузов, в соответствии с единым критерием качества образования, пригодным к применению в любой НСО, качество специалистов определяется качеством созидаемых ими духовных и материальных ценностей или продуктов по показателю времени и пространства их распространенности.

НСО — созидательные, то есть они осуществляют не услуги. Образовательное искусство является сложнейшим и наименее исследованным. Оно — очевидное-невероятное. В течение длительного времени средствами информационного, коммуникационного и технологического воздействия в НСО созидают — созидатели всей культуры, всех наук, всей техники и самого образования. Приравнение образования к сфере услуг — признак неграмотности или намеренного разрушения НСО в угоду конкурентам.

Доказательство продуктивности созидательной деятельности преподавателей и учащихся являются представители вершин, создатели новых форм организации обучения и воспитания, научных теорий, методологии и методов исследования, которые усилиями совместной деятельности преподавателей и учащихся «прорастают» в будущее.

Продуктами созидательной деятельности Сократа, Платона, Аристотеля являются: диалогический метод обучения, философские концепции о строении, развитии мира и его познании. А жили они за три с половиной века до нашей эры.

Продуктами философской мысли профессоров высшей школы Канта и Гегеля стали их философские труды, заставляющие думать и спорить современных философов.

Представители фундаментальных наук, Ньютон, Эйнштейн, Бор в начале получили общеобразовательную и общенаучную подготовку. Продуктами представителей фундаментальных наук, Д.И. Менделеева, А.Н. Крылова, Н.Е. Жуковского стали их лекции студентам — будущим специалистам, студенты заставляли их представлять классы тех профессиональных задач, которые их ждали впереди.

Продуктами гениального учителя математики Андрея Павловича Киселева, выпускника Санкт-Перетбургского университета, студента знаменитых профессоров П.Л. Чебышева, А.Н. Коркина, О.И. Санова, стали его учебника арифметики, алгебры, геометрии, служившие русской школе с 1873 по 1974 гг. В них аккумулирована психология обучаемых. Киселев со школьных лет занимался репетиторством. Когда его учебники были заменены новыми, то вместе с ними из учебников ушли разделы, рассчитанные на подготовку школьников к восприятию разделов высшей математики в высшей школе. Лучшие преподаватели высшей математики г. Воронежа и сейчас своих учащихся обращают к учебникам А.А. Киселева.

Итак, объект фундаментальной акмеологии НСО, как функциональная, созидательная, устремленная всеми своими подструктурами на достижение общих для всех, искомых конечных результатов — развитие готовности выпускников к самостоятельной деятельности в новой среде.

Предметом наших тайных усилий было создание теории продуктивного функционирования НСО как целостного организма, управляемого министерствами, федеральными, региональными и самоуправляемыми, нуждающегося в согласовании усилий множества субъектов созидательной и самосозидательной деятельности в направлении достижения общих искомых результатов — творческой готовности выпускников к продуктивному ре-

шению предстоящих задач.

Научная теория должна излагаться в системе понятий той науки, которая исследует данный объект. В 1989 г. индуктивным путем мы пришли к своему определению предмета фундаментальной акмеологии. Предмет экспериментальной акмеологии сформулирован Е.И. Степановой. Свое определение предмету акмеологии дали А.А. Деркач и А.А. Бода-лев. Все три направления имеют общие корни.

Предмет фундаментальной акмеологии — законы, закономерные связи и зависимости между уровнями продуктивной, созидательной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) взрослых людей в условиях норм и правил, систем ограничений и предписаний, накладываемых на участников профессиональными требованиями к качеству процесса деятельности и созидаемого продукта, с одной стороны, и факторами — объективными, субъективными, субъективно-объективными — содействующими и препятствующими самореализации творческих потенциалов субъектов созидания на пути к высшим уровням или вершинам продуктивности в решении специальных и профессиональных задач на этапах: формулирования, процесса решения, оценки качества результатов решения, диагностики причин, обусловивших реальное качество результатов и их оценку.

В нашем определении предмета фундаментальной акмеологии новыми понятиями, ставящими ее в новые отношения с другими науками, являются следующие: созидательная деятельность как деятельность длительная, опирающаяся на образы искомых результатов и возможных наиболее экономных действий, ведущих к цели. Современная созидательная деятельность субъектов опирается на предварительную специальную и профессиональную подготовку и завершается созданием продукта, удовлетворяющим требованиям качества.

Созидание возможно только на основании отражения. Созидание — это отличительная особенность человека. Вводя это понятие, акмеология выводит психологию на новый исследовательский уровень. Вводя понятие «продукт», мы выносим акмеологию за рамки психологии в самостоятельную область. Как известно из трудов С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского, понятие продукта на входит в предмет психологии.

Ранжируя объекты исследования по уровням продуктивности и далее вводя понятие субъективных факторов продуктивности, акмеология на службу созидательной деятельности специалистов образования ставит всю психологию, обнаруживая вместе с тем принципиально новые проблемы, решение которых будет служить совершенствованию НСО.

Акмеологическое понятие «образовательная задача» позволяет акмеологии строить новые отношения с педагогикой, которая за время своего длительного существования не открыла ни одного закона. Но в ней сформулировано много норм и правил, необходимых для профессионально грамотного формулирования образовательных задач.

Процесс образовательной деятельности мы определяем как совместное и раздельное решение бесчисленных задач субъектами созидательной и самосозидательной деятельности.

Понятие «самодвижение к вершинам» включает самосознание и самореализацию творческих потенциалов субъектов, их диагностику по признакам способностей. Тем самым мы вводим и новые координаты для рассмотрения системы психологических понятий по службе образования.

Система новых понятий позволила нам оформить фундаментальную, т.е. проверяемую на практике, предсказывающую последствия теорию продуктивного функционирования НСО, образовательных учреждений и деятельности участников образовательного процесса.

Теория определяется как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных) связях определенной области описываемой деятельности (предметного поля объяснений и интерпретаций).

В идеале теория должна представлять собой систему ее законов и презентировать основной категориально-понятийный аппарат ее описания, понимания, истолкования, интерпретации, объяснения и прогнозирования, вводить правила логического вывода

более конкретного знания (следствий) из наиболее общих для данной теории оснований

- посылок.

Теория правильно построенная является открытой как в сторону исследования фактов, так и в сторону метатеоретических исследований, в которых она согласовывается с другими теориями, имеющими отношений к данной предметно-проблемной области.

Акмеологическая теория продуктивного функционирования НСО создавалась, опираясь на Единый Критерий Качества Образования (ЕККО). Мы его определяем как развитие творческой готовности (ТГ) у всех или подавляющего большинства выпускников ОУ. В НСО всего пять основных подструктур и по две сопутствующих, т.е. всего пятнадцать. Субъектами исследования качества результатов собственной деятельности были специалисты образования — аспиранты и соискатели нашей кафедры — представители всех 15 подструктур, множества учебных дисциплин. Для получения сравнимых данных использовались созданные нами методики, принятые в качестве условных стандартов.

В НСО имеют место сложные встречные информационные, коммуникационные и технологические потоки. Они обусловлены законами релевантности и релятивизма. Возникают под воздействием процессов глобализации и конкуренции национальных культур «сверху вниз» (конкурентоспособность страны, производств, профессиональных школ всех уровней образования, общеобразовательных школ, дошкольного образования). Потоки «снизу вверх» связаны с уровнем ТГ:

- выпускников ДОУ к обучению в начальных классах;

- выпускников начальных классов к предметному обучению в основных;

- выпускников профессиональной школы к решению производственных задач;

- выпускников системы повышения квалификации — к более продуктивному решению задач, чем до поступления на курсы.

Ценность теории определяется предсказательной силой законов, составляющих ее сущность.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существует три основных группы законов:

- специфические или частные;

- общие — для больших социальных групп;

- всеобщие или универсальные.

НСО — сложная функциональная, информационная, коммуникационная и технологическая система, продуктивность которой определяется всеобщими, общими и частными законами.

Существует три группы всеобщих законов:

I. закон наличия ОУ как образовательной системы (ОС) во времени и пространстве;

II. закон продуктивного управления и самоуправления ОУ как ОС во времени и пространстве;

III. закон продуктивной деятельности участников образовательного процесса в ОС. Они являются всеобщими потому, что справедливы для всех 15 подструктур НСО. Сущность этих законов состоит в следующем.

Закон I. Существует зависимость между высшими уровнями продуктивности образовательных учреждений как ОС, в меняющейся социально-экономической и политической среде на протяжении многих лет, веков и согласованием всех и каждого структурного элемента с потребностями общества, которому они служат. При выпадении любого из структурных элементов ОС или его рассогласовании с требованиями общества, ОУ исчезает.

Описание этого закона описаны в нашем учебном пособии для студентов — социальных психологов «Методы системного педагогического исследования», ЛГУ, 1980.

Закон II. Существует зависимость достижения искомых конечных результатов и вершинами в развитии ТГ всех выпускников к продуктивному решению предстоящих задач и владением преподавателями и учащимися методами деятельности. Изучение субъектами созидания достоинств и недостатков своих выпускников в решению предстоящих задач —

главный стимул к самосовершенствованию и совершенствованию деятельности ОУ.

Блокирование возможностей исследовать преподавателями достоинства и недостатки собственной деятельности по показателям ТГ выпускников к продуктивному решению предстоящих задач с помощью тестов в ЕГЭ является помехой в повышении качества образования. То есть препятствует продуктивному саморазвитию НСО.

Закон III. Существует зависимость между высшими уровнями продуктивности ОУ в коллективной, групповой, индивидуальной деятельности и их соответствием классов решаемых задач творческим потенциалам субъектов решения.

Общие законы продуктивного функционирования НСО и ее подструктур связаны со специализациями в информационном, коммуникационном и технологическом обеспечении. Они задают свои общие требования всем участникам образовательного процесса определенного профиля подготовки.

Частные законы связаны с требованиями будущих профессий к природной одаренности людей к определенным видам деятельности.

Поскольку фундаментальная акмеология исследует законы созидания и самсозида-ния будущих созидателей всей культуры, всей науки, а также самого образования, нужно учитывать главную закономерность продуктивности НСО: главным фондом являются специалисты образования — от воспитателей детских садов до преподавателей высшей школы. Высших уровней продуктивности достигают только те, кто в силу природной одаренности, особой чувствительности к объекту, процессу и результатам собственной деятельности в учащихся накапливают фонды психологических и акмеологических знаний. Их нужно уметь найти и от них эти знания добыть и поставить на службу образования.

© Кузьмина Н. В., 2005

В.В. Рубцов

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

реди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы психолого-социального обеспечения образования, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть возрастного подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных моделей и технологий обучения, при создании программ и учебников реально учитывать закономерности психического развития детей, сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психологических функций и новообразований, а также роль ведущих типов деятельности в их формировании у школьников. Будучи руководителем и участником группы разработчиков Концепции содержания непрерывного образования Минобразования РФ, (конкретно, я отвечал за дошкольное и начальное звено), мы с коллегами рассматривали возрастной подход в качестве условия разработки этой Концепции.

Наш анализ, в частности показывает, что на сегодняшний день в дошкольных учреждениях в должной степени недооценивается значение развития собственно игровой деятельности — ведущей для детей дошкольного возраста, а воспитатели чрезмерно увлекаются различными формами обучения. Как правило, в дошкольных учреждениях в непомерно большом объеме используются «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, перегружающие память, систематический, напрягающий ребенка контроль за усвоением знаний и умений и др. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования.

В свою очередь в начальной школе имеет место недопустимая интенсивность процесса обучения, при том, что отсутствует мотивированная познавательная деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.