Научная статья на тему 'Акметеория фундаментального образования – основа конкурентоспособности и профессионализма преподавателя в национальной системе образования России'

Акметеория фундаментального образования – основа конкурентоспособности и профессионализма преподавателя в национальной системе образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акметеория / акмеологические законы фундаментального образования / компетентность / продуктивность / творческий потенциал / национальная система образования / ametheory / acmeological laws of fundamental education / competence / productivity / creativity / national education system
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Паутова Людмила Евгеньевна, Жаринова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акметеория фундаментального образования – основа конкурентоспособности и профессионализма преподавателя в национальной системе образования России»

Кузьмина Н.В.

Паутова Л.Е.,

Жаринова Е.Н?

АКМЕТЕОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Ключевые слова: акметеория, акмеологические законы фундаментального образования, компетентность, продуктивность, творческий потенциал, национальная система образования.

Keywords: ametheory, acmeological laws of fundamental education, competence, productivity, creativity, national education system.

Актуальность разработки и внедрения акмеологической теории фундаментального образования в систему образования, деятельность отдельного преподавателя, определяется тем, что в современных социально-экономических условиях развития общества мы участвуем в процессе становления высокопродуктивной национальной системы образования России. Это происходит на этапе перехода социально-экономического развития к шестому технологическому укладу (ТУ), который определяет необходимость и потребность развития иного производственного потенциала -формирование и развитие человеческого креативного ресурсного потенциала - акмепотенциала, специалиста владеющего стратегиями достижения высокопродуктивных социально-значимых результатов, способного профессионально и ответственно разрабатывать, внедрять созидательные технологии деятельности. Что, в свою очередь, диктует высокие профессиональные требования к современному специалисту в любой сфере деятельности, особенно в образовании, т.к. это начало и основа становления личности как будущего профессионала в избранной сфере деятельности - конкурентоспособность отрасли и страны, в целом. Это предполагает сформированный продуктивный уровень готовности человека (специалиста) к личностному, социальному, профессионально-технологическому саморазвитию и высокопродуктивной жизнедеятельности в социуме. С приходом и становлением шестого уклада экономического развития основным производственным фактором становятся знания и применение новейших технологий, что определяет 1) новые рынки, факторы и технологии конкуренции, 2) актуальность и необходимость совершенствования национальной системы образования в целом, с учетом цифровизации общества и нравственной его основы.

«Потребность специалистов освоить технологии стимулирования учащихся соответствующего возраста, с которым работают, к саморазвитию - шаг к успеху.

Потребность в мастерстве, стимулирование природных потенциалов

самореализации - путь к вершинам».

(Н.В. Кузьмина)

Стратегические и концептуальные основы формирования национальной системы образования, направлений взаимодействия ее основных субъектов на разных уровнях государственного управления мы можем определить на основе Федеральных нормативно-правовых актов [1; 2; 3; 4; 5]:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017 г.).

- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года.

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

1 Кузьмина Нина Васильевна - д.психол.н., член-корреспондент РАО, профессор, в.н.с. Смольного института РАО. Профессиональные интересы: психология развития и акмеология, социально-экономические вопросы социума и личности. Приоритетные тематические направления организации: психологические и акмеологические исследования проблем образования, мониторинг качества образования на всех уровнях; продуктивность системы образования в целом. E-mail: andromeda55@mail.ru

Паутова Людмила Евгеньевна - к.психол.н., доцент, с.н.с. ВНИИ «Радуга», г.о. Коломна, Коломна. Профессиональные интересы: психология развития и акмеология, социально-экономические вопросы социума и личности. Приоритетные тематические направления организации: психолого-акмеологические и комплексные социально-экономические исследования. E-mail: cosidanie35@yandex.ru

Жаринова Евгения Николаевна - к.психол.н., доцент кафедры гуманитарно-художественного образования Смольного института РАО. Профессиональные интересы: психология развития и акмеология, профессиональный тренинги, профессионально-педагогическая культура. Приоритетные тематические направления организации: профессиональная компетентность специалиста, акмеологический тренинг, акметехнологии в профессиональной деятельности. E-mail: andromeda55@mail.ru

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».

В процессе реализации стратегий в системе профессионального образования ведущая роль и ответственность возлагается на преподавателя как носителя высокопродуктивных акместратегий и акметехнологий профессионально-образовательной деятельности [9, с. 58-70]. В связи с этим задача преподавателя - научить студентов стратегиям це-леполагания и достижения заданных результатов в профессиональной деятельности, одновременно саморазвиваясь и продуктивно созидая в ней, поскольку, в период профессионального обучения происходит процесс формирования личности будущего специалиста как активного субъекта продуктивной профессиональной деятельности.

Представление фундаментально-теоретического и практического потенциала акмеологической науки и решение на ее основе конкретных профессионально-образовательных проблем опирается на следующие основные тезисы:

1. Акмеология предполагает рассмотрение не только психологических аспектов процесса саморазвития специалиста в профессии, но, прежде всего, динамику развития личности.

2. Высокий профессионализм специалиста выступает в качестве основной детерминанты успешного профессионального и личностного развития.

3. Профессиональная карьера специалиста сопровождается личностно-профессиональным развитием, а данное развитие есть предпосылка движения к высокопродуктивному результату.

С учетом названных положений значительную роль в формировании продуктивной национальной системы образования (далее по тексту НСО) России играют не только теоретические положения акмеологии, но и разработанные на ее основе практические методы акмеологических исследований личностно-профессиональ-ных аспектов специалистов образования и других. Знание, понимание и внедрение таких методов в образовательную деятельность преподавателя профессиональной школы расширяет горизонты индивидуального самосознания основных ее субъектов, обеспечивает поступательное прогрессивное развитие специалиста в конкретной сфере деятельности. Обучение этим умениям и формирование заданных компетенций студентов в профессиональной школе - это профессиональная акместратегия-задача преподавателя. Согласно акмеологи-ческой концепции качества и акмеологии фундаментального образования, акместратегия высшего профессионального образования - непрерывное ценностное развитие студента, приводящее к профессиональной зрелости и компетентности выпускника в определенной отрасли деятельности.

Высокопродуктивному решению поставленных задач перед преподавателем профессиональной школы способствует внедрение результатов психолого-акмеологической научной школы Б.Г. Ананьева [6]; акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьминой и наработанного опыта преподавателей-акмеологов из разных регионов Российской Федерации - представителей различных направлений практической акмеологии [7-10].

Акмеологическая теория функционирования НСО в конкурирующем мире, согласно Н.В. Кузьминой [11], создана вследствие 1) выхода за границы наук-дисциплин педагогики, психологии, частных методик, и 2) союза с философией, социальной синергетикой, глобализацией. Фундаментальные науки исследуют законы созидания материальных продуктов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям, передаваемых в пользование другим. Законы - основы созидания фундаментальных теорий, проверяемых практикой и обеспечивающих прогноз. Открывают законы, создают теории и науки, а так же их развивают, - люди, получившие образование. Науку К. Маркс назвал «духовным продуктом человечества». Создавая и развивая духовные продукты - науки, человечество умело взращивает их в самих себе. Фундаментальное образование обеспечивает созидание духовных продуктов в свойствах субъектов образования. НСО функционирует усилиями специалистов - представителей трёх страт [9; 11]:

1) базовые,

2) управления,

3) исследования.

В профессиональной деятельности эти страты дополняют друг друга и подчинены достижению общих конечных результатов - акместратегии организации. Обучение вершинам мастерства представителей трёх страт, созидающих духовные продукты в свойствах субъектов, - перспектива развития образования и акмеологии фундаментального образования. В соответствии с этим многоуровневость продуктивного взаимодействия проявляется в деятельности:

- базовых специалистов - непосредственно взаимодействуют с учащимися, созидая духовные продукты в их свойствах, обеспечивая им создание духовно-материализованных и материальных продуктов, по качеству которых судят об их духовных;

- специалистов управления - опосредовано взаимодействуют с учащимися, вооружая базовых знанием достоинств и недостатков их деятельности, а также стратегиями самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации. Главный вклад специалистов управления в НСО - ознакомление базовых специалистов с данными междисциплинарного циклического мониторинга (МЦМ), и содействие их самосознанию собственной продуктивности на фоне других.

- специалистов исследования качества образования - непосредственно и опосредованно взаимодействуют с базовыми, управления по заданным целям профессиональной деятельности.

Исследователи качества образования вооружают представителей трёх страт теориями, технологиями, измерениями в соответствие с критерием - производительность труда и конкурентоспособность создаваемой выпускниками НСО материальной и духовной продукции.

Поскольку образование функционирует усилиями людей-профессионалов, целесообразно определить особенности законов фундаментального образования. Эти законы, согласно акметеории фундаментального образования Н.В. Кузьминой, являются обеспечивающими условиями созидания духовных продуктов в свойствах его субъектов -конечных результатах профессионально-образовательной деятельности специалистов всех страт.

В акмеологической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой определены законы продуктивного образования [11, с. 283-355]:

1. Акмеологические законы: всеобщие, общие и частные.

2. Акме-синергетические законы.

3. Акме-топологические законы.

Система и особенности акмеологических законов в профессионально-образовательной деятельности в НСО схематично разработана и представлена на рис. 1 [9].

Источник: разработано авторами.

Рисунок 1.

Акмезаконы созидания продуктов профессиональной деятельности преподавателя в НСО

Раскроем специфику выделенных законов фундаментального образования в развитии продуктивности и конкурентоспособности преподавателя в профессиональной деятельности.

1. Акмеологические законы: всеобщий, общий, частный Акмезаконы - устойчивые, повторяющиеся, проверяемые связи и зависимости:

- между уровнями самореализации природных потенциалов в духовных продуктах и акмеядре субъектов образования и факторами - субъективными, объективными, субъективно-объективными, содействующими и препятствующими самореализации в достижении вершин продуктивности в решении предстоящих задач, на входе в новую среду;

- между уровнями продуктивности базовых специалистов-предметников и факторами (субъективными, объективными, субъективно-объективными) содействующих и препятствующих саморазвитию.

Всеобщий акмеологический закон: самореализация природных потенциалов базовых субъектов образования происходит средствами преобразования их в творческие, в акмеядро духовных продуктов, обеспечивая профессионально-творческое саморазвитие личности. Акмеядро духовных продуктов субъектов образования - физические, психические, акмеологические новообразования в их свойствах, возникающие под влиянием и средствами образования, в форме учебных дисциплин, обеспечивающих продуктивное решение задач на входе в новую среду и успешное саморазвитие в ней.

Общие акмеологические законы: самореализация природных потенциалов в акмеядро продуктивной компетентности базовых субъектов образования предполагает разрешения Основного Противоречия Образования (ОПО). ОПО: между ростом объёмов научной и учебной информации и сокращением времени на её отбор, дидактическую обработку, усвоение, применение на практике и извлечение из неё, новых компетенций. Решение ОПО имеет цикличный характер между хаосом и порядком в НСО, в т.ч. в профессиональной деятельности (В.П. Бранский, С. Д. Пожарский, 2010). Талантливые и способные, - первыми улавливают проявления ОПО, находят способы разрешения в программах, АСД, учебных пособиях и учебниках.

Частные акмеологические законы продуктивного решения задач базовыми субъектами образования и учащимися проявляются в устойчивых, повторяющихся, проверяемых связях и зависимостях между уровнями продуктивного решения задач и вооруженности знанием признаков, по которым можно предвидеть, какое решение обеспечит успех. Учет и внедрение частных акмеологических законов обеспечивает формирование антиципации, интеграции, дифференциации преподавателя в деятельности и предвосхищение последствий принимаемых образовательных решений в будущем.

Главные средства созидания духовных продуктов - основные виды деятельности субъектов образования (общение, познание, труд), результаты которых воплощаются в социально-ценных продуктах: духовных, духовно-материализованных, материальных. Средства созидания познавательных интересов и компетенций - учебные дисциплины, в которых представлены все официально признанные науки.

2. Акме-синергетические законы

Акме-синергетические законы - устойчивые, повторяющиеся, проверяемые связи и зависимости:

- между уровнями продуктивности мега-, макро-, микросистем, национальных систем образования (НСО) и факторами (субъективными, объективными, субъективно-объективными), содействующими и препятствующими самореализации природных потенциалов субъектов образования в творческие новообразования, фиксируемых на входе в новую среду, образовательную, социальную, профессиональную;

- между уровнями продуктивности основных подсистем НСО, обеспечиваемых специалистами управления качеством образования по всем вертикалям управления, от региональных министерств до руководителей детских садов, общеобразовательных, профессиональных, учреждений непрерывного образования и базовыми специалистами образования, непосредственно взаимодействующими с учащимися и факторами, обеспечивающими их продуктивность.

Акмесинергетические законы продуктивности специалистов управления качеством образования в целостных образовательных учреждениях, муниципалитетах, регионах, - это устойчивые, повторяющиеся, проверяемые связи и зависимости между уровнями продуктивности подопечных, их базовых специалистов образования, исследующих объекты, процессы, результаты своей деятельности, своего вклада в результаты своего учебного заведения, в котором они работают, и факторами - субъективными, объективными, субъективно-объективными, содействующими и препятствующими достижению вершин продуктивности в решении акмесоциальносинергетических задач, в соответствие с объективным показателем - вкладом выпускников их образовательного учреждения в повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции школьных магазинов, муниципалитетов, региона.

3. Акме-топологические законы - устойчивые, повторяющиеся, проверяемые связи и зависимости:

между уровнями продуктивности специалистов-исследователей качества образования и принятием обоснованных решений для общественного признания подлинно выдающихся результатов.

Акме-топологические законы функционирования образования в регионе и стране. Если в учебном заведении хорошо поставлено трудовое обучение, - результаты в производительности труда и создании конкурентоспособной продукции в регионе. Практика модернизации образования «сверху» является устаревшей, не опирающейся на предварительное выявление продуктивных моделей разрешения ОПО, на теорию обеспечивающую прогноз последствий.

Деятельность специалистов-исследователей качества образования в свете трудов Б.Г. Ананьева [6] подчиняется акме-топологическим законам фундаментального образования.

Акме-топологические законы фундаментального образования - это устойчивые, повторяющиеся, проверяемые связи и зависимости между уровнями продуктивности специалистов-исследователей качества образования, - базовых, управления, исследования, - теориями, технологиями, измерениями, влияющими на повышение их продуктивной компетентности и компетенций, ведущей к производительности труда и конкурентоспособности, создаваемой выпускниками НСО продукции.

В акмеологической теории фундаментального образования Н.В. Кузьмина выделила два всеобщих акмеологи-ческих закона [11, с. 298-321]:

- всеобщий акмеологический закон продуктивного образа-результата - самореализации природных потенциалов субъектов образования в акмеядро духовных продуктов, преобразующее природные потенциалы в творческие;

- всеобщий акмеологический закон развития продуктивной компетентности.

Особенности взаимосвязи акмезадач и постулатов продуктивности в деятельности преподавателя наглядно представлены на рис. 2 [9].

* СМСОУМ: С - способности; М - положительная эмоциональная мотивация; С - направленность на самореализацию природных потенциалов в создаваемых общественно ценных продуктах; О - ответственность перед другими и своей судьбой; У - устремлённость к продуктивной компетентности и компетенциям; М - творческое овладение мастерством;

** компетенции Г(И)ППККО: Г(И) - гностические или исследовательские ; П - прогностические; П - проектировочные; К -конструктивные; К - коммуникативные; О - организаторские.

Источник: разработано авторами.

Рисунок 2.

Взаимосвязь акмезадач и постулатов продуктивности преподавателя

Всеобщие акмеологические законы распространяются на всех субъектов национальных систем образования.

Проверяется закон, посредством самостоятельного решения субъектами образования пяти классов (три созидательные и две контрольные) акмеологических задач, основанных на постулатах в работе со своим контингентом учащихся, с учётом возраста, уровня образования и профиля подготовки.

Таким образом, в акмеологических законах развития продуктивной компетентности специалистов образования обобщены результаты многолетних психолого-акмеологических исследований повторяющихся и проверяемых зависимостей между уровнями деятельности усвоения профессиональных знаний и применением на практике усвоенных учащимися знаний в достижении конечных результатов. При формировании продуктивных компетентностей препода-

вателя необходимым является учет теории функциональных систем П.К. Анохина [7]. Поскольку, она позволяет объяснить условия роста компетентности специалистов образования. Только личное участие субъектов образования в тактической, оперативной, стратегической обратной связи представителей трех страт развивает их продуктивную компетентность.

Акмеологическая теория фундаментального образования в масштабах РФ применима во всех типах образовательных организаций при обучении вершинам продуктивности и профессионализма созидательной деятельности. В этом доказательность подлинной инвариантности выявленных сквозных «акметочек» продуктивности.

Обучение вершинам продуктивной деятельности - неизбежное будущее всех без исключения НСО. Созидание такого духовного продукта, как продуктивная компетентность, интегрирующая усвоенные знания с мастерством их применения на практике согласуется с природной и потребностью каждого человека в самореализации. Такое обучение делает образование подлинно фундаментальным. Овладение вершинами продуктивности - потребность всех или подавляющее большинства субъектов образования: руководителей, преподавателей и обучающихся.

Список литературы и источников

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017 г.). - http://government.ru/info/6217/

2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - http://go vernment.ru/info/6217/

3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». - http://government.ru/info/6217/

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - http://government.ru/info/6217/

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». - http://govern ment.ru/info/6217/

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1: Человек как предмет познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

7. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф.В. Константинов, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1978. - 399, [1] с.

8. Гусева Н.Д. Акмеологическая деятельность преподавателя высшей школы. - СПб.; М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. - 311 с.

9. Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеология - основы профессионализма преподавателя в XXI веке: учебное пособие в трех частях, Ч. 1. / Н.В. Кузьмина, Л.Е. Паутова, Е.Н. Жаринова - СПб.: Центр стратегических исследований, 2018. -200 с.

10. Манойлова М.А. Психолого-акмеологические составляющие профессионального мастерства учителя. - http://universant.pskgu. ru/projects/pgu/storage/wg6110/wgpgpu01/wgpgpu_01_24.pdf

11. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): монография. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. - 382 с.

12. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. -СПб: Центр стратегических исследований, 2012. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.