УДК 343.72
М. А. Семиряжко*
Предмет мошенничества при получении выплат
В статье раскрывается понятие предмета мошенничества - социальные выплаты. Анализируются виды социальных выплат, трактуется понятие - «социальный». Устанавливаются противоречия между использованием термина «социальная выплата» в различных нормативных правовых актах. Вносятся предложения по совершенствованию формулировки статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за хищение путем обмана при получении выплат.
Ключевые слова: мошенничество; предмет преступления; социальные выплаты; благотворительность.
M. A. Semyryazhko*. The subject of fraud in obtaining payments. The article deals with the concept of fraud subject - social benefits. Analyzes the types of social payments, interpreted the concept - «social». Mounted contradictions between the use of the term «social payments» in various regulations. There are the proposals for improving the wording of the article of the Criminal Code, providing for liability for the theft by deception in obtaining payments
Keywords: fraud, the subject of crime, social benefits, charity.
С 1 января 2013 г. мошенничество при получении выплат выделено законодателем в качестве самостоятельного, специального состава преступления, ответственность за которое предусмотрено ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [1; 2] (далее - УК РФ).
Специалисты в области уголовного права на протяжении нескольких лет обсуждают обоснованность выделения указанной нормы из общего состава мошенничества. Открытым остается вопрос, на основе каких критериев мошенничество при получении выплат выделено из общего состава мошенничества путём уточнения признаков предмета рассматриваемого преступления. Безусловно, к таким критериям можно отнести распространённость указанного преступления, его влияние на уровень жизни граждан и имидж государственной власти. Специфика предмета преступного посягательства, а также отсутствие в законодательстве чёткого понятийного аппарата приводят к трудностям применения указанного состава мошенничества. Предмет преступления, на который производится посягательство - денежные средства или иное имущество, похищенное при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат. Выплата стала одним из оснований выделения ст. 159.2 УК РФ из общего состава мошенничества. В ч. 1 статьи понятие «выплата» сужено до «социальной выплаты», перечислены такие её виды как пособие, компенсация, субсидия. Больше никаких уточнений относительно перечисленных видов выплат статья не содержит.
Уголовный кодекс Российской Федерации использует понятие «выплата» и в других статьях. Схожий смысл представлен в названии преступления, предусмотренного ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат». Здесь состав «выплат» иной, чем в ст. 159.2, объединяет их лишь указание на «пособие». В целях государственной статистики подобные выплаты, поступающие в пользу работника, признаются «выплатами социального характера» [3].
Таким образом, уголовное законодательство содержит схожие по предмету преступного посягательства составы преступлений (ст. 145.1 и 159.2 УК РФ). Несмотря на схожесть, статьи находятся в различных разделах УК РФ: первый состав является преступлением против личности (разд. 7), а именно, «конституционных прав и свобод человека и гражданина» (гл. 19), а второй - в сфере экономики (разд. 8) и против собственности (гл. 21).
Определение понятия «выплата» отсутствует, а практика единого использования не сложилась даже на уровне федерального законодательства. Не раскрывает данное понятие и его деление на отдельные виды (пособия, компенсации, субсидии), т.к. последние столь же часто, в разных смыслах и бессистемно, используются в законодательстве. Исследования свидетельствуют, что систематизация этих выплат вызывает сложности. Так, при классификации выплат для нужд ст. 145.1 УК РФ Н.Ю. Гронская использует перечень органов, такие выплаты осуществляющих. Выделяются выплаты, которые производятся работодателем, органами занятости, органами социальной защиты населения, образовательными организациями [4, с. 6]. Однако даже при такой значительно упрощенной классификации выпадает Пенсионный фонд Российской Федерации, выплачивающий не только пенсии, но и другие выплаты [5; 6]. Оставлены без внимания и негосударственные пенсионные фонды [7].
Видимо, этими трудностями полной исчерпывающей классификации выплат вызвано введение уточняющего признака ч. 1 ст. 152.2 - социальные. Однако, к сожалению, определённости это не добавило. Отечественное законодательство не даёт общего определения «социальной выплаты», а
* Семиряжко, Мария Александровна, адъюнкт кафедры уголовного права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-70-20. E-mail: [email protected].
* Semyryazhko, Maria Alexandrovna, associate professor, criminal law department, Saint Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Phone: (812) 744-70-20. E-mail: [email protected].
© Семиряжко М.А., 2016
Уголовное право и уголовный процесс
практика его применения позволяет сделать вывод о собирательном значении, непоследовательности в использовании в связке к другим понятиями, о наличии «легальных» синонимов.
Возможно, добавит ясности в этот предмет раскрытие того смысла, который привносит выплатам такая их характеристика, как «социальные».
В словарной статье дается ссылка на словарь В.И. Даля, который также содержит определения «социальности». «Социальность, ж., франц., общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни» [8, с. 65]. Представлено происхождение этого слова - французское. При этом связь с Францией прослеживается еще в одном моменте -использовании слова «гражданственность». Последнее понятие отражает связь используемых слов с культурой буржуазного общества, закрепившихся в период европейских буржуазных революций. Определение В.И. Даля не рассматривает социальность применительно к лицам, в отличие от более поздних определений, а выводит его на уровень взаимоотношений, «гражданского быта», т.е. жизни в гражданском обществе. Модель гражданского общества в России призвана была прийти на смену обществу сословному. Однако полноценного перехода не произошло, и к 1917 г. российское общество соединило в себе черты обеих моделей. Об этом соединении свидетельствует название Декрета «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», принятого ЦИК в 1917 г. [9]. При этом, отказавшись от прежних общественных моделей, государство устанавливало новый общественный порядок — советский социалистический строй. Государство работало над идеологической поддержкой происходящих общественных изменений по всем направлениям. Коснулось это и государственной помощи населению, и указанная деятельность стала впоследствии называться «социальной помощью», что сохранилось и до настоящего времени [10].
Соответственно, социальная выплата - это название государственной помощи или заботы, принятых в обществе и организованных по определенной модели. Например, по модели гражданского или социалистического общества. В этом смысле всё, что соответствует этой деятельности, имеет исторические основания называться «социальным»: социальная помощь, социальные учреждения, социальное государство и др. Здесь проявляется идеологическая составляющая «социального» в российском обществе, демонстрирующая приверженность государства определенной модели общественного порядка.
Наибольший объём социальных выплат в современном обществе осуществляет государство. Существенную часть расходов федерального бюджета Российской Федерации составляют так называемые «социальные статьи». Законодательство о федеральном бюджете содержит самостоятельный раздел расходов, называемый «Социальная политика», в который включены и социальные выплаты. Некоторые исследователи определяют данное направление деятельности как ведущее в перечне государственных функций. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 7 социальную направленность государства как элемент конституционного строя. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) [11] в разд. III «Расходы бюджетов» содержит ст. 74.1 «Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения», ч. 2 которой, по всей видимости, и стала основой для описания диспозиции ст. 152.2 УК РФ. В ч. 1 ст. 74.1 БК РФ социальное обеспечение населения подразделяется на два вида, на которые и расходуются бюджетные ассигнования: социальные выплаты и приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан. В законодательстве вторая форма социального обеспечения встречается под названием «набор социальных услуг». Общей целью этих ассигнований выступают меры социальной поддержки населения.
Ч. 2 ст. 74.1 БК РФ закрепляет возможность соответствующим бюджетам устанавливать самостоятельно те или иные меры социальной поддержки посредством принятия «публичных нормативных обязательств», под которыми понимаются «публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации» [12]. В ч. 2 представлены виды бюджетных ассигнований для исполнения указанных обязательств, к которым отнесены «пенсия, пособия, компенсации и другие социальные выплаты, а также меры социальной поддержки населения». Статья 159.2 УК РФ не содержат указаний на «пенсии» и «меры социальной поддержки», используемые в ст. 74.1 БК РФ, но добавляет «субсидии», которых, в свою очередь, не знает БК РФ. Исключение пенсий связано с дифференциацией уголовной ответственности по данной статье и ст. 145.1 УК РФ.
Понятие «меры социальной поддержки» не раскрывается бюджетным законодательством, однако достаточно широко используется в текстах нормативных актов [13]. Анализ порядка использования приводит к выводу, что данное словосочетание выступает общим названием для мер различного содержания, применяемого к различным категориям граждан. Указанные в ст. 159.2 УК РФ в качестве вида социальных выплат «субсидии» не используются Бюджетным кодексом Российской Федерации применительно к выплатам физическим лицам. Тем не менее понятие «субсидия» в необходимом смысле нашло своё отражение в Федеральном законе «О государственной социальной помощи»: «Субсидия -имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг» (ст. 1). Набор социальных услуг установлен ст. 6.2 данного закона. Использование понятия «социальная выплата» в тексте УК РФ свидетельствует о видовом значении данного понятия для всех перечисленных в диспозиции ст. 159.2 УК РФ выплат, что соответствует БК РФ. Установлено, что понятие «меры социальной поддержки» в уголовно-правовом смысле являются «иными социальными выплатами», что не соответствует ч. 2 ст. 74.1 БК РФ. Общим и для бюджетного законодательства, и для УК РФ является указание на такие виды социальных выплат, как «пособия» и «компенсации».
Понятие «пособие» представлено в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», где оно понимается как «безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации» (ст. 1). Понятие «компенсация» достаточно активно применяется в жилищной сфере. Этому способствует прямое указание в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) [14] на возможность «компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (ст. 160). Есть примеры и иных названий для подобных выплат. Ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [15] устанавливает «единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения».
Таким образом, имеется различие между понятием «социальная выплата», используемым в бюджетном и уголовном законодательствах. В первом случае социальная выплата выступает одним из видов социального обеспечения, её денежной формой, исполняемой предоставлением денежных средств нуждающемуся. Наряду с денежной существует и «натуральная» форма социального обеспечения [16; 17]. Самостоятельной формой социального обеспечения следует признать «набор социальных услуг» [18], который представляет собой нормативно установленный перечень товаров и услуг, предоставляемых за государственный счёт. В этой связи понятие «социальные услуги» не соответствует понятию «услуги» в трактовке гражданского законодательства, где под последними понимается деятельность, результат, которой не имеет материального отражения [19]. Несогласованность понятий уголовного бюджетного и гражданского кодексов приводит к противоречию между названием и диспозицией первой части ст. 159.2 УК РФ. Понятие выплаты, используемое в названии, противоречит указанию на имущество в первой части. Очевидно, что выплаты не могут производиться никаким иным имуществом, кроме денег. Подобный подход имел бы смысл, если все неденежные формы государственной социальной помощи приобретались за бюджетные средства. Однако ряд товаров и услуг предоставляются государственными предприятиями и учреждениями непосредственно нуждающимся. В этой связи возникает вопрос о надлежащей квалификации деяний, нацеленных на мошенническое получение натуральной помощи (ортопедической обуви) и социальной услуги (медицинского обследования). Возможно, предпочтение в этом случае следует отдать диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, а не её названию. Кроме того, понятие «имущество» в гражданско-правовом смысле противопоставляется услуге, в связи с чем вопрос о квалификации приобретения путём обмана путевки в государственный санаторий остается открытым.
В целях устранения указанных противоречий полагаем целесообразным заменить в названии ст. 159.2 УК РФ слово «выплаты» на слова «социальной помощи», диспозицию ст. 159.2 УК РФ дополнить словами «социальная помощь» В свою очередь, содержание статьи должно учитывать разницу в существующих формах социальной помощи и дифференцировать от этого уголовную ответственность. Незаконное приобретение денежных выплат должно влечь большую ответственность, чем получение социальной услуги. Действующее уголовное законодательство этого не учитывает.
В полной мере все вышесказанное относится к муниципальным бюджетам и к бюджетам субъектов Российской Федерации. Социальные выплаты, предусмотренные бюджетами различных уровней, составляют государственное и муниципальное имущество, и до распределения этих выплат между получателями являются «нераспределённой» собственностью соответствующих публично-правовых образований [20]. Таким образом, понятие «социальная выплата» сочетает в себе идеологическую составляющую, показывающую государственное участие в помощи нуждающимся, и технико-юридическую, определяющую основания и порядок распределения этих средств среди нуждающихся. Вместе с тем наряду с идеологической и юридической составляющими, рассматриваемые выплаты носят и культурный характер. Готовность помочь ближнему и самоотречённость в её крайнем проявлении всегда ценились не только в русской, но и мировой культуре. В этом смысле «социальность» выплаты предполагает её поступление от кого-либо безвозмездно (в дар) для помощи, что обусловлено какими-либо негативными обстоятельствами (бедой, горем) в жизни человека («трудной жизненной ситуацией»).
В то же время внешнюю помощь нуждающимся могут оказывать и отдельные граждане, частные и религиозные организации, в т.ч. посредством разовых или периодических денежных выплат. Соответствующая помощь в законодательстве называется не социальной, а благотворительной [21], но при отсутствии легальных определений и эти выплаты могут быть признаны социальными. В пользу же публичных источников социальных выплат свидетельствует указание в ст. 159.2 УК РФ на то, что данные выплаты «установлены законами и иными нормативными правовыми актами».
Признание бюджетным законодательством источником социальных выплат исключительно государственные и муниципальные бюджеты вызывает не только вопрос об учёте культурных условий российского общества, но и о соблюдении требований ст. 8 Конституции Российской Федерации о равенстве в защите всех форм собственности. В существующей формулировке ст. 159.2 УК РФ, на первый взгляд, посвящена защите исключительно государственной и муниципальной собственности. Однако и здесь судебная практика по уголовным делам подходит к пониманию «социальной выплаты» шире, чем Федеральный закон «О государственной социальной защите», относя к социальным выплатам и те, что сделаны работодателем - частной организацией в пользу виновного [22]. Возможно, в целях устранения противоречий следует прямо назвать в составе выплат (возможно, в отдельной части ст. 159.2) социальные выплаты от частных лиц.
Социальные выплаты имеют различную направленность, в зависимости от тех целей, на которые выплата предоставлена. Набор этих целей определяет направления расходования бюджетных средств, т.е. финансирования социальной политики государства. Наглядно это представлено в распределении расходов федерального бюджета на социальные нужды. Наиболее существенные суммы социальных выплат составляют выплаты на помощь в обеспечении жильём. Общий объём финансирования федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. составляет 691,82 млрд. рублей [23]. В
Уголовное право и уголовный процесс
такой формулировке неопределённость социальной выплаты частично устраняется за счёт уточнения сферы потребностей (нуждаемости) получателя выплаты. Подобные выплаты принято называть целевыми. Как показывает судебная практика, существует значительное количество преступлений, возбуждённых по ст. 159.2 УК РФ, где предметом посягательств выступали выплаты на улучшение жилищных условий [24].
Социальная направленность жилищного законодательства в России имеет свои начала в Конституции. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Основного закона установлена возможность нуждающимся получить жильё бесплатно либо за доступную плату. В данном случае речь идет о возможности получения не только денежных средств, но и жилья. Этот двойственный характер социальной выплаты учтён законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ. В этой связи, если во владение поступают не денежные средства, а вещи, в т.ч. и ценные бумаги [25], то содеянное также следует квалифицировать по ст. 159.2 УК РФ при условии, что данное имущество было приобретено на бюджетные средства, предназначенные для социальных расходов.
Наряду с бюджетным финансированием социальных программ предусмотрено также финансирование из внебюджетных фондов, которые зачастую называются «социальными». В частности, установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2015 г. вправе осуществлять по целевой статье расходов «Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в общем объёме 60 млн. рублей [26]. Подобные социальные выплаты также выступают объектом уголовно-правовой защиты посредством ст. 159.2 УК РФ.
Изложенное позволяет говорить о том, что формулировка названия ст. 159.2 УК РФ и предмета мошенничества при получении выплат, содержащиеся в ст. 159.2 УК РФ, ввиду их неоднозначности создают определённые трудности при квалификации деяний. Кроме того, использование в диспозиции ч. 1 ст. 159.2 УК РФ уточняющего признака «..выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами...» не позволяет охватить все правоотношения, в которых может иметь место изучаемое противоправное деяние, в частности, не охватывается мошенничество, совершённое в целях получения помощи при благотворительной деятельности граждан и организаций.
Учитывая вышеизложенное, возможно рассмотреть вопрос о том, чтобы в целях устранения рассмотренных выше противоречий и несовершенств заменить в названии статьи 159.2. УК РФ слово «выплаты» словами «социальная помощь», этим же словосочетанием дополнить диспозицию статьи, а также включить в структуру статьи понятие «социальная помощь от частных лиц и организаций».
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.04.2016).
2. Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 49. - Ст. 6752.
3. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 октября 2013 г. № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", № П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"» (в ред. от 23 октября 2014 г.) // Текст приказа официально опубликован не был.
4. Гронская, Н. Ю. Преступления в сфере оплаты труда и социальных выплат по уголовному законодательству Российской Федерации (ст. 145/1 УК РФ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2007. - 6 с.
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 5. - Ст. 180 (п. 6).
6. Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. № 5. - Ст. 180.
7. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // СЗРФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 2 х т. - Т. 1. - М., 2002.
9. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. // Сборник материалов и документов Управления делами Совнаркома СССР. - 1942.
10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 28 ноября 2015 г., с изм. от 29 декабря 2015 г.) // СЗРФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗРФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
12. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 ноября 2015 г. № Ф09-5958/15 по делу № А76-26518/2014 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.03.2016).
СтадникМ.А. Уголовно-правовые аспекты освобождения от уголовной ответственности в связи.
13. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 07.04.2016) (ст. 15).
14. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 14.
15. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗРФ. -1998. - № 22. - Ст. 2331 (ст. 15).
16. Федеральный закон от 19 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗРФ. - 1999 . - № 29. - Ст. 3699 (ст. 12).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1215-р «Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации» // СЗРФ. - 2014. - № 28. - Ст. 4106.
18. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗРФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II, ст. 779) от 26 января 1996 г. - № 14-ФЗ // СЗРФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I, ст. 214, 215) от 30 ноября 1994 г. - № 51-ФЗ // СЗРФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
21. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗРФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340 (ст. 2).
22. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 20 июля 2015 г. по делу № 33-3904/2015 // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.04.2016).
23. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 // СЗРФ. - 2011. - № 5. - Ст. 739.
24. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 20 июля 2015 г. по делу № 33-3904/2015 // ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.04.2016).
25. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 (в ред. от 24 августа 2004 г.) «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» // СЗРФ. - 1994. - № 7. - Ст. 694.
26. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 387-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в ред. от 20 апреля 2015 г.) // СЗРФ. - 2014. - № 49 (ч. VI, ст. 4). - Ст. 6896.
УДК 343.234.5 М.А. Стадник*
Уголовно-правовые аспекты освобождения
от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
В данной статье рассмотрены сущностные характеристики и некоторые особенности, а также функциональное назначение института деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности.
Ключевые слова: деятельное раскаяние, освобождение от уголовной ответственности, сущность деятельного раскаяния, функции деятельного раскаяния.
M.A. Stadnik*. Criminal and legal aspects of release from criminal liability in connection with active repentance. In this article intrinsic characteristics and some features, and also a functional purpose of institute of active repentance as the bases of release from criminal liability are considered.
Keywords: active repentance, release from criminal responsibility, essence of active repentance, function of active repentance.
Применение исключительно наказаний к лицу, совершившему преступление, и отказ государства от сотрудничества с преступником показали свою неэффективность и иррациональность. Для преодоления возникшей ситуации был создан институт деятельного раскаяния как основание освобождения от уголовной ответственности. Нормы о деятельном раскаянии призваны выполнять следующие функции.
1. Социально-экономическая: во-первых, государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц, не применяя наказание при условии уплаты виновным лицом определенной суммы в бюджет, активно способствует его пополнению и созданию резервов, используемых для
* Стадник, Мария Андреевна, адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 89817562476. Email: [email protected].
* Stadnik, Maria Andreyevna, graduated of department of criminal law of the St. Petersburg university Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Phone: 89817562476. Email: [email protected].
© Стадник М.А., 2016