Самыгин Сергей Иванович, доктор социологических наук, профессор, г. Ростов-на-Дону
Самыгин П. С. К. с. н., докторант ИППК при РГУ.
Правовые ценности современного российского студенчества: опыт прикладного социологического исследования (на примере Ростовской области)
Формированию гражданского общества как определенного исторического типа общественной организации способствует укоренение определенного типа общественного правосознания, включающего распространенные в обществе модели и стереотипы социального поведения индивидов, а также их ценностные ориентации. Не вызывает сомнений тот факт, что гражданское общество не может сформироваться без свободной личности с высоким уровнем правового самосознания и культуры. Соответствующий данному типу общества тип личности (правовая личность) отличает определенный набор ценностных ориентаций, включающих, прежде всего, наличие убежденности в справедливости закона, а также внутренней потребности неукоснительно следовать его велениям.
С целью выявить специфику правовых ценностей российской молодежи, анализируемой на примере студенчества, нами было проведено социологическое исследование, основанное на анкетном опросе студенческой молодежи1. В использованную для проведения исследования социологическую анкету было включено несколько блоков вопросов. Основные вопросы касались отношения к закону, а также условий, при которых респонденты считали возможным нарушать законодательные предписания. Кроме того, мы сочли необходимым включить в анкету ряд вопросов, касающихся непосредственного поведения студентов в тех или иных ситуациях, когда перед человеком встает выбор: соблюдать закон или же не соблюдать. Такие ситуации неизбежно возникают в повседневной практике
1 Социологическое исследование, включившее анкетный опрос студенческой молодежи, проводилось при непосредственном участии автора весной 2005 года. Были опрошены студенты нескольких вузов Ростовской области, в том числе РГЭУ, РГУ, НГМА, ЮРГТУ. В выборку попало 450 человек
каждого молодого человека, и выбор стратегии поведения здесь во многом зависит от характера индивидуального правового сознания, его ценностной составляющей. В данном контексте мы исходили из того, что реальными правовыми ценностями можно считать не те, которые тот или иной индивид декларирует, а лишь те, которые он воплощает в своем поведении, социальных практиках. Именно поэтому несколько вопросов нашей социологической анкеты были сформулированы таким образом, чтобы предоставить респондентам возможность выбрать альтернативные варианты поведения в рамках конкретных ситуаций, связанных с соблюдением или несоблюдением норм права.
Принято считать, что основной характеристикой правовой личности является безусловное уважение к закону и наличие убеждения в том, что лишь неукоснительное соблюдение принятых человеком обязательств, зафиксированных в законодательных актах, есть элементарное условие нормального сосуществования людей в рамках общества. Насколько подобные установки характерны для современной российской студенческой молодежи? Как показал проведенный нами опрос, доля таких студентов относительно невелика: лишь только 12,8% отметили, что «букву закона следует соблюдать всегда и во всем, даже если закон устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям». Большая часть связывает индивидуальное соблюдение закона с действиями власти; установки данной группы студентов обусловлены следующим принципом: «если представители власти будут соблюдать законы, то этому примеру последуют и граждане» (так считают 50,64%). Еще треть опрошенных студентов (33,68%) полагает, что «не так важно, соответствует что-либо закону или нет - главное, чтобы это было справедливо». По мнению известного российского специалиста в области социологии права Ф. Э. Шереги, тех, кто ориентирован на поступки по принципу справедливости, правомерно считать склонными к соблюдению законов (здесь ученый принимает гипотезу о том, что закон «справедлив»). На наш взгляд, ставить знак равенства между законом,
исходящим от государства, и справедливостью, вернее, определенным ее пониманием, существующим в обыденном сознании, не совсем корректно. Та или иная ситуация может по-разному трактоваться законом и стихийными представлениями части общества о том, что является и что не является справедливым1. Поэтому мы полагаем, что законопослушными гражданами можно считать лишь тех, которые убеждены в справедливости закона и готовы соблюдать его, независимо от того, насколько этот закон соответствует их представлениям или реальному положению дел в обществе.
В то же время, как показало проведенное исследование, большая часть респондентов склонна ставить соблюдение закона в зависимость от определенных внешних обстоятельств, большинство из которых имеет субъективный характер. Так, около половины студентов ориентируются на традиции народа (29,05%) и представления своего круга, семьи, друзей (15,68%). Еще 5,66% ставят во главу угла свои личные убеждения. В ответах студентов прослеживается определенная взаимосвязь между соблюдением закона и юридическими санкциями, которые могут быть применены государственными органами к лицам, не соблюдающим закон, т.е. наказанием. В частности, 14,65% отметили, что «соблюдать законы» следует тогда, когда за их несоблюдение «могут наказать». Подобное отношение к закону формально является лояльным, однако, личность, находящуюся на таком уровне лояльности, уже нельзя характеризовать как правовую, так как она будет социально-позитивно вести себя только в рамках ориентированного на силовые методы контроля государства и соблюдать закон исключительно под страхом наказания.
1 Здесь можно привести следующий пример: население современного российского общества, как свидетельствуют социологические исследования, считает вполне справедливым уклонение от уплаты налогов, тогда как с точки зрения закона, такие действия считаются противоправными. В данном контексте закон и справедливость (как ее трактует большинство общества) расходятся. По данным В.Э. Бойкова, две трети опрошенных (исследование проводилось в 2003 году) респондентов не видят нечего зазорного в уклонении от уплаты налогов, более того, 36,7% - убеждены, что такого рода обман государства морально оправдан. См.: Бойко В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004.№7. С. 47.
С данной тенденцией тесно связан и низкий уровень доверия населения к государственным органам, который фиксируется в абсолютном большинстве проводящихся в стране социологических исследованиях. Не стал исключением и наш опрос. Проведенное нами исследование показало, что все данные органы, за исключением органа главы государства (Президента) не пользуются в глазах студенческой молодежи каким-либо существенным доверием. Меньше всего современные российские студенты доверяют милиции (ей не доверяют 67,35%), далее следует российский парламент (Государственная Дума и Совет Федерации) - 53,47%, Правительство РФ - 40,87%, прокуратура и суд - 37,79%.
Очевидно, что такой низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти на сегодняшний день есть основное препятствие на пути построения в России правового государства, формирования гражданского общества и нормальных взаимоотношений между обществом и государством. Можно предположить, что недоверие правовым учреждениям есть основная причина того, что представители всех возрастных групп далеко не всегда склонны обращаться в случае нарушения своих прав и прав других лиц к правоохранительным органам, вступать в нормативные отношения с органами, призванными в установленном законом порядке защищать права и свободы граждан. В данном контексте уместно обратиться к данным комплексного социологического исследования, проведенного под руководством Ф. Э. Шереги. Социологи, исследовавшие правовые установки и правовое поведение россиян, обнаружили, что с одной стороны, большинство граждан нуждается, испытывает потребность в повышении своих правовых знаний для решения различных проблем, а с другой стороны, далеко не все используют полученные знания для того, чтобы решать имеющиеся проблемы легальным путем. В частности, лишь 42,5% опрошенных выразили уверенность в том, что любую проблему, относящуюся к сфере правового конфликта, можно решить правовым путем. Полностью уверены в этом лишь 6,9% опрошенных. Сомнения в возможности
решить проблемы правовым путем приводят к поиску обходных путей, что стало для современной России довольно распространенной практикой. По данным Ф. Э. Шереги, 54,4% совершеннолетнего населения считают, что в России имеются неправовые пути решения личных проблем, причем, по мнению 17,5%, добиться неправовым путем решения личной проблемы несоизмеримо легче, чем сделать это легальным способом. Из представителей различных категорий населения, кому особенно хорошо знакомы такие пути, высока доля представителей молодого и среднего поколений. Ответы представителей разных социальных групп свидетельствуют о достаточно высоких масштабах их включенности в неправовые пути решения личных проблем. В рассматриваемом исследовании отмечается, что таковых больше всего среди руководителей малого бизнеса и студентов вузов. Первые сталкиваются с коррумпированной бюрократией, вторые - дают взятки за пересдачу зачетов и экзаменов1.
Наш опрос показал, что так называемые неправовые практики, включающие нелегальную сдачу экзаменов и зачетов, подготовку рефератов, курсовых и дипломных работ, хорошо известны студентам. Причем это касается как сравнительно безобидного использования шпаргалок на экзаменах, так и преступного подкупа преподавателей при сдаче тех же экзаменов и зачетов. Абсолютное большинство студентов допускает для себя возможность написания за деньги рефератов, контрольных работ и других студенческих сочинений, а также уплаты преподавателям денег за экзамены и зачеты. Наиболее распространенными были такие ответы: «вообще-то так делать не стоит, но в трудной ситуации можно» (о покупке дипломов и курсовых), «на это можно пойти только в том случае, если сдать экзамен обычным путем не получается» (о так называемой «коммерческой» сдаче экзаменов). Доля студентов, отметивших, что такой путь является для них абсолютно недопустимым, оказалась очень малой -не более 20%. Интересно, что подобные установки соседствуют в сознании
1 См.: Шереги Ф.Э. Сциология права: прикладные исследования. М., 2002. С. 104-108.
студентов с ярко выраженной ориентацией на получение знаний, формировании профессиональных качеств, пригодных для использования в работе по полученной в высшем учебном заведении специальности. В течение последних лет в средствах массовой информации было немало написано о том, что современная молодежь приходит в вузы вовсе не за знаниями: кто-то хочет получить диплом, необязательно обеспеченный знаниями, кто-то поступает в высшее учебное заведение для того, чтобы не идти в армию и так далее. Наш опрос показал, что такие утверждения не соответствуют истине. Большинство студентов четко осознают то значение, которое будет иметь для их последующей жизнедеятельности высшее образование: 57,07% респондентов отметили, что для них «приоритетным является получение знаний, которые они смогут использовать в будущей профессиональной деятельности»; лишь 1,03% студентов указали, что поступили в высшее учебное заведение для того, чтобы не «идти в армию». Здесь интересно отметить еще и такую деталь: отвечая на вопрос о своих жизненных идеалах и стремлениях, 42,93% опрошенных указали, что их идеалом является «человек-профессионал в своем деле» (этот вариант ответа был самым популярным). И несмотря на все это, те же самые студенты допускают для себя возможность обмана и подкупа преподавателей, выбирают для себя тот путь, который не предполагает усвоение необходимых для них знаний, получаемых в течение обучения в вузе.
На наш взгляд, данные установки в рамках ценностного сознания студентов необходимо рассматривать в контексте более глобальных трансформаций массового сознания населения страны в целом. В том, что массовое сознание в российском обществе за последние полтора десятка лет претерпело существенные изменения, в настоящее время не сомневается никто. Во многом эти изменения были обусловлены постоянно меняющимися условиями жизни, необходимостью приспосабливаться (адаптироваться) к последствиям так называемых структурных реформ. Как отмечает известный отечественный социолог В. Э. Бойков, одной из
форм социально-психологической адаптации людей к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т.д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Причем нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим, с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали - все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, в бизнесе. В подтверждение этого тезиса Э.В. Бойков приводит данные исследования 2003 года, в соответствие с которыми, две трети опрошенных респондентов не видели ничего зазорного в уклонении от уплаты налогов, а 36,7% из них и вовсе были убеждены, что такого рода обман государства морально оправдан. При явно негативном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества, свыше половины опрошенных предпочитают откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью1. Подобную амбивалентность моральных воззрений мы наблюдаем и у опрошенных нами студентов. Так, на словах большинство студентов резко осуждают распространенную в их учебных заведениях незаконную практику покупки зачетов и экзаменов, а на деле те же студенты практикуют указанные способы сдачи зачетов и экзаменов, выступая при этом в большинстве случаев в качестве инициаторов подобных сделок.
Все вышесказанное позволяет констатировать факт расхождения заявленных политической элитой программных целей реформирования правовой сферы и ценностных ориентаций молодого поколения страны в области права, которые характеризуются растущим нигилизмом по отношению к праву, механизмам его действия. Справедливости ради следует отметить, что и в предшествующие
1 См.: Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004.
исторические периоды (например, в советскую эпоху) право не являлось атрибутивным свойством нашей социокультурной системы. Тем не менее сейчас ситуация выглядит куда более плачевной: утрачиваются даже непрочные барьеры на пути неправового сознания, противоправного поведения. Данное обстоятельство является свидетельством того, что в условиях современного российского общества не выполняют свою задачу агенты правовой социализации молодежи, призванные транслировать в молодежную среду навыки и стереотипы правомерного поведения. Применительно к студенчеству речь следует вести о недостаточности чисто когнитивной (знаниевой) подготовки студентов в области права. Обязательным является использование воспитательного воздействия в процессе правового обучения. Интересно, что сама современная студенческая молодежь прекрасно понимает целесообразность корректировки воспитательной политики с учетом новых факторов социализации личности, осознает необходимость модернизировать воспитательные институты социума. Так, экспертный опрос победителей и призеров научной студенческой конференции в Омском государственном университете свидетельствует, что у молодых людей еще сохраняется престижность государственной и общественной заботы о воспитании: 63,7% респондентов считают допустимыми воспитательные воздействия со стороны государства, 71,6% - полагают, что развитие демократии в России привело к неоправданному разрушению системы воспитания молодежи. Как отмечает А. Е. Крухмалева, именно воспитанность людей позволяет им лучше «увязывать» в социальных отношениях свободу, частные инициативы и притязания, сочетать индивидуальные ориентации в совокупности общественных действий, рационально строить отношения с государственными институтами1. От себя добавим, что в качестве неотъемлемого составного элемента воспитательного
№7. С. 47.
1 См.: Современный воспитательный процесс: состояние и проблемы («круглый стол») // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 86-88.
воздействия должно выступать правовое воспитание, направленное на привитие у молодого поколения уважения к закону, праву, правовым институтам. Основополагающей целью правового воспитания молодежи является формирование установок, мотиваций правомерного поведения, преобладание которого является необходимым условием благополучия и процветания общества. Объем задач правового, гражданского воспитания велик, и в их решении, несомненно, большая роль принадлежит воспитательному процессу в высшей школе. Ведь не случайно девиз «К гражданственности - через образование» стал одним из популярных в Европе. Можно констатировать, что от степени правовой воспитанности студенчества, как наиболее грамотной и образованной части молодежи, которая в ближайшие годы сформирует костяк политической элиты страны, зависит эффективность процесса правовой модернизации, направленного на формирование в России гражданского общества и правового государства.