Научная статья на тему 'Гражданское общество в структуре ценностей современной студенческой молодежи'

Гражданское общество в структуре ценностей современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
475
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / VALUES / VALUE ORIENTATION / CIVIL SOCIETY / DEMOCRATIC TRANSFORMATION / COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кошарная Галина Борисовна, Толубаева Людмила Тимофеевна

Представлен анализ ценностного восприятия студенческой молодежью изменений, происходящих в современной России, демократических преобразований и формирования гражданского общества. Анализируется проявление признаков гражданского общества в современной России, особенности его становления, развития и отношение к этим процессам со стороны студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кошарная Галина Борисовна, Толубаева Людмила Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY IN STRUCTURE OF VALUES OF MODERN STUDENT YOUTH

The analysis of students' perceptions of value youth of changes in modern Russia, democratic reforms and formation of civil society is given. The manifestation of symptoms of civil society in contemporary Russia, especially its emergence, development, and the ratio of these processes on the part of students is analyzed.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в структуре ценностей современной студенческой молодежи»

УДК 316.422

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

© Галина Борисовна КОШАРНАЯ

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, доктор социологических наук, профессор, зав.кафедрой социологии и управления персоналом, e-mail: k-galina1@yandex.ru © Людмила Тимофеевна ТОЛУБАЕВА

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, e-mail: tltg@mail.ru

Представлен анализ ценностного восприятия студенческой молодежью изменений, происходящих в современной России, демократических преобразований и формирования гражданского общества. Анализируется проявление признаков гражданского общества в современной России, особенности его становления, развития и отношение к этим процессам со стороны студенческой молодежи.

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; гражданское общество; демократические преобразования; студенческая молодежь.

Для современной России одной из актуальных проблем, привлекающих внимание как ученых, так и политиков, является формирование гражданского общества. Порою дискуссия по поводу его присутствия или отсутствия в российском обществе приобретает прямо противоположные утверждения.

Имея сложную структуру, включающую хозяйственные, экономические, правовые, семейные, межнациональные, межконфессио-нальные и другие отношения, гражданское общество также устанавливает политические отношения между государством и гражданами. В отличие от государственных структур, в которых преобладают вертикальные связи подчиненности, в гражданском обществе широко представлены горизонтальные связи, т. е. отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

На фоне происходящих изменений в российском обществе все более важным становится знание того, как относятся россияне к происходящим изменениям, к формированию и дальнейшему развитию гражданского общества. Особое внимание заслуживает изучение отношения молодого поколения к гражданскому обществу как к ценности, в

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ «Динамика ценностей и ориентаций студенческой молодежи Приволжского федерального округа в условиях социокультурной модернизации России», проект № 12-03-00116.

частности студенческой молодежи [1]. Значимость позиции молодежи трудно переоценить, т. к. она представляет собой социальнодемографическую группу общества, которая выделяется на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, специфических психологических и культурных свойств, обусловленных уровнем социально-экономического, культурного развития, а также особенностями социализации в обществе. Молодежь является своего рода индикатором в отношении изменений, происходящих в ценностной системе россиян. По мнению российских исследователей, именно молодые люди, юноши и девушки в возрасте до 25 лет, являются поколением, которое практически свободно от ностальгии по советскому прошлому [1]. Особое место в перспективе развития общества занимает студенческая молодежь. Ей присущ социальный оптимизм, положительное восприятие перемен, достаточно высокая степень удовлетворенности своей жизнью и ее позитивные оценки [2-4]. Для студенческой молодежи характерна высокая мобильность, функциональная подвижность, более гибкие адаптационные стратегии, а также быстрая реакция в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде [5; 6, с. 37]. Вместе с тем присутствует и специфика ценностей студенчества, которая состоит в незавершенности формирования ценностной системы, т. к. ее социально-экономическое, социально-

политическое положение, духовный мир, система ценностных ориентаций находятся на стадии становления [7].

С целью изучения ценностных ориентаций студенческой молодежью, в частности, восприятия ею формирования гражданского общества в России как ценности, в период 2012-2013 гг. научным коллективом в рамках гранта РГНФ было проведено социологическое исследование среди студентов Поволжья в городах Пенза, Уфа, Казань, Саранск. Всего было опрошено 1042 респондента, из них: 292 студента вузов г. Пензы, 346 -г. Уфы, 200 - г. Казани, 204 - г. Саранска.

Характерно, что сегодня для студентов высокими по значимости оказались такие ценности, как семья (67 %), хорошее образование (40 %), престижная и интересная работа (39, 40 % соответственно), материальный достаток (34 %), хорошее здоровье (31 %). Вместе с тем все эти ценности в полной мере могут быть реализованными только в условиях достаточно зрелого уровня развития гражданского общества и решения в нем одного из важнейших вопросов - социального равенства. Как показали проведенные исследования, весьма разнообразно представляют студенты реализацию в обществе социального равенства и то, в каком обществе им хотелось бы жить (табл. 1).

Как видно из представленной табл. 1, для 35 % респондентов социально справедливое общество, в котором бы они хотели жить, это то, где государство должно обеспечивать гражданам примерно равные возможности для осуществления их жизненных планов, а уже используют они эти возможности или нет - зависит от них самих. Мнение юношей и девушек в этом отличаются (31, 40 % соответственно). Жить в социально справедливом обществе, в котором все люди живут примерно одинаково, материальные и духовные блага распределяются между всеми членами общества поровну, хотели бы 27 % опрошенных студентов, а 22 % респондентов хотели бы жить в социально справедливом обществе, в котором достаток распределяется в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Только 9 % респондентов хотели бы жить в обществе, где каждый заботится о себе сам, а государство помогает только незащищенным группам (инвалидам, матерям-одиночкам, пенсионерам и т. д.).

Такие ответы коррелируются с пониманием студентов, что значит для них быть гражданином России (табл. 2).

Приведенные данные в табл. 2 показывают, что почти половина студентов (49 %) понятие «быть гражданином России» связывают с тем, чтобы иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, для 43 % респондентов российское гражданство -это проживание в России. Отмечены студентами значимость и таких показателей, как «быть патриотом, любить свою Россию», «защищать свое государство» (соответственно 38 и 31 %), «знать историю своей страны, помнить ее героев и гордиться достижениями и победами России» - 19 %. Вместе с тем 28 % респондентов связывают российское гражданство только с паспортными данными.

Отношение к государству, к соблюдению прав и порядка неразрывно связано с обязательностью его граждан соблюдать законы. Без этого невозможно функционирование гражданского общества. Как показали исследования, только для 27 % респондентов быть гражданином России значит исполнять ее законы, и всего лишь для 16 % респондентов такая ценность, как законность оказалась значимой. В то же время для студентов достаточно высокую ценность имеют независимость и индивидуальность - 26 %, свобода -32 %, инициативность и предприимчивость -30 % (табл. 3). Настораживает наличие определенных иждивенческих настроений студентов, которые, в частности, прослеживаются и в том, что только 9 % из числа опрошенных считают обязательным для гражданина России нести ответственность за судьбу страны (табл. 2).

Правовая культура граждан является одной из важных характеристик гражданского общества. Анализ ответов студентов по поводу их отношения к законам, к законности дает возможность определить уровень их правовой культуры. На рис. 1 показано неоднозначное отношение студентов к закону. Так, 45 % из опрошенных студентов ответили, что необходимо соблюдать законы только в том случае, если это делают представители власти, 27 % считают не столь важно, соответствует что-либо закону или нет, главное, чтобы это было справедливо и только 22 % респондентов утверждают, что всегда и во всем следует соблюдать букву закона, да-

же если закон уже устарел или не вполне соответствует сегодняшним реалиям. Достаточно большой процент опрошенных студентов (6 %) вообще затруднились высказать свое отношение к необходимости соблюдать законы. В подобных ответах прослеживается некий нигилизм студенческой молодежи к правовым обязанностям. Объяснение этому

кроется в незавершенности формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи, в связи с чем законы, общественные нормы поведения воспринимаются как привносимые извне, не интегрированные в собственное сознание, и воспринимаются как возможное наказание со стороны внешней карающей инстанции.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Каждое общество по-своему решает проблему социального равенства. А в каком обществе Вам хотелось бы жить?» (в %, п = 1024)

Показатели Всего Пол Курс

мужской женский ы и р ё второй третий йы ты етв е V 1 тыя

Удельный вес в выборке 100 52 48 18 24 32 18 8

Все живут примерно одинаково... 27 27 26 25 19 34 27 23

Достаток распределяется по труду. 22 24 21 25 21 19 26 22

Государство обеспечивает людям примерно равные возможности. 35 31 40 35 46 28 32 38

Каждый заботится о себе сам 9 12 6 7 10 13 5 9

Затрудняюсь ответить 7 6 7 8 4 6 10 8

Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Что лично для Вас означает быть гражданином России?» (в %, п = 1024)

Показатели Всего Пол Курс

мужской женский ы в р ер п второй третий йы ты Л е етве 1 тыя

Удельный вес в выборке 100 52 48 18 24 32 18 8

Быть гражданином России по паспорту 28 28 28 25 28 30 30 30

Проживать в России 43 45 42 42 39 48 42 48

Иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности 49 44 54 53 38 46 59 60

Быть патриотом, любить свою Россию 38 43 31 38 35 39 38 35

Защищать свое государство 31 33 29 25 30 33 31 40

Исполнять законы России 27 21 33 18 32 25 32 28

Знать историю своей страны, помнить ее героев и гордиться достижениями и победами России 19 18 20 14 19 21 17 23

Нести ответственность за судьбу страны 9 6 12 14 18 3 5 3

Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

Вместе с тем 31 % студентов считают, что сохранение порядка и безопасности в стране стоят того, чтобы нарушать закон, 56 % не согласны с этим, 13 % затруднились ответить на этот вопрос (табл. 4).

Данные табл. 4 дают возможность проследить, как меняется мнение студентов по мере их перехода с одного курса на другой. Так, если на первом курсе 31 % студентов допускают возможность нарушения закона ради сохранения порядка и безопасности в стране, то уже к пятому курсу с таким убеждением остается 18 % респондентов. И наоборот, не согласных респондентов с возможным нарушением закона ради порядка и безопасности в стране к пятому курсу увеличивается с 56 до 71 % ответивших. Большого отличия в ответах на этот вопрос между юношами и девушками не прослеживается.

Одной из важных характеристик гражданского общества является наличие в обще-

стве демократии. Демократия предоставляет населению страны участвовать напрямую в осуществлении власти, возможность влиять на политику государства. Вместе с тем нередко существует иллюзия, что общество, установившее демократические отношения само собою вступает на путь благополучного развития. Опыт как западных стран, так и России подтверждает, что использование демократии как инструмента для решения проблем общества не всегда может привести к положительным результатам. Порою не только отдельные граждане, но и целые социальные группы воспринимают демократию как вседозволенность. На сегодняшний день в молодежной среде можно наблюдать различное понимание демократии. В табл. 5 показано, что вкладывает в понятие демократии студенческая молодежь.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Какие из представленных ниже ценностей наиболее значимы лично для Вас?» (в %, п = 1024)

Варианты ответов %

Свобода 32

Инициативность, предприимчивость 30

Независимость, индивидуальность 26

Законность 16

Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

45

45-

40-

35- /

30- 27

25-

20- /

15- /

10- /

5- /

0- Л

22

□ Не так важно соответствие законам

□ Законы надо соблюдать, если это делают представители власти

□ Законы надо соблюдать в любом случае

□ Затрудняюсь ответить

6

Рис. 1. Отношение студентов к закону (в %, п = 1024)

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Порядок и безопасность в стране стоят того, чтобы нарушить закон?» (в %, п = 1024)

Показатели Всего Пол Курс

мужской женский Л и р ё второй третий йы ты етв е V 1 тыя

Удельный вес в выборке 100 52 48 18 24 32 18 8

Согласен 31 33 30 38 29 38 24 18

Не согласен 56 55 57 51 60 51 57 71

Затруднились ответить 13 12 13 11 11 11 19 11

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Что Вы понимаете под демократией?»

(%, п = 1024)

Показатели Всего Пол Курс

мужской женский ы в р пер второй третий йы Є Л е етв тче 1 тыя

Удельный вес в выборке 100 52 48 18 24 32 18 8

Свобода слова, печати 48 46 50 57 43 42 56 49

Свобода вероисповедания 30 29 32 30 15 30 40 54

Независимая судебная система 36 38 34 33 32 38 41 38

Независимый парламент 18 17 18 14 11 21 14 41

Право избирать и быть избранным (равные выборы) 29 23 36 29 32 20 34 41

Законность, порядок, стабильность 29 30 29 36 28 28 31 23

«Пустая болтовня» 13 14 11 6 21 16 6 5

Другое 1 2 1 0 0 2 2 3

Затрудняюсь ответить 7 6 8 7 12 5 9 3

Примечание: ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего, демократия для студентов - это свобода слова, печати (48 %), независимая судебная система (36 %), свобода вероисповедания (30 %). Несколько меньший процент студентов связывают демократию с правом избирать и быть избранным (29 %), законностью, порядком и стабильностью (29 %). У студентов 5-го курса по сравнению с первокурсниками повышается ценность независимости парламента (18 и 41 % соответственно), а также право избирать и быть избранным (29 и 41 % соответственно). При этом количество студентов пятого курса, считающих демократию пустой болтовней по сравнению с ответами студентов первого курса, снижается (5 и 13 % соответственно).

Определяя для себя право на жизнь как одну из приоритетных ценностей, студенты высоко ценят свое право на свободу (52 %). Но для реализации этих ценностей необходима активная жизненная позиция, что далеко не всегда проявляется в действиях студенческой молодежи. На вопрос: «Каково Ваше отношение к политике» почти половина опрошенных студентов (48 %) ответили, что интересуются от случая к случаю, для 26 % -нет определенной политической ориентации, а 20 % респондентов вообще политикой не интересуются. Отсюда закономерно, что единственная форма участия для большинства студентов в политической жизни общества - это участие в выборных компаниях в

качестве избирателей (71 %), при этом почти третья часть опрошенных в выборах не участвуют (27 %), т. е. игнорируют свое демократическое право влиять на формирование законодательной ветви власти, определяющей законы для общества.

Таким образом, анализ отношения студенческой молодежи к гражданскому обществу как к ценности показал, что студенческая молодежь воспринимает положительно признание гражданских, политических и социальных прав, деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма. Вместе с тем исследование показало определенную специфику позиции большинства студентов в отношении к законам государства, связав их исполнение с соблюдением законов самой властью. Обращает на себя внимание незрелость политической культуры для определенной части студенческой молодежи, некоторый нигилизм в отношении к правам и обязанностям, а порою и иждивенческие настроения.

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

2. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т., Дробижева Л.М. Влияние социокультурной модернизации в современной России на ценности и ориентации студенческой молодежи. Пенза, 2012.

3. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Трансформация базовых ценностей современной студенческой молодежи // Вопросы современной науки и практики. Тамбов, 2012. № 3 (41).

4. Толубаева Л.Т., Рожкова Л.В. Особенности консолидационного потенциала студенческой молодежи регионов Среднего Поволжья // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза, 2012. № 3.

5. Семенова В. В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество / под ред. Ядова В.А. М., 2001. С. 256-276.

6. Ядова М. Российское поколение икс: «модернисты» и «традиционалисты» (опыт пилотажного исследования) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2008. № 3.

7. Беляева Л.А. Динамика базовых ценностей населения постсоветской России // Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / отв. ред. В.В. Степин, А.А. Гусейнов. М., 2005.

Поступила в редакцию 16.04.2013 г.

UDC 316.422

CIVIL SOCIETY IN STRUCTURE OF VALUES OF MODERN STUDENT YOUTH

Galina Borisovna KOSHARNAYA, Penza State University, Penza, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor, Head of Sociology and Personnel Management Department, e-mail: k-galina1@yandex.ru

Lyudmila Timofeyevna TOLUBAYEVA, Penza State University, Penza, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor of Sociology and Personnel Management Department, e-mail: tltg@mail.ru

The analysis of students' perceptions of value youth of changes in modern Russia, democratic reforms and formation of civil society is given. The manifestation of symptoms of civil society in contemporary Russia, especially its emergence, development, and the ratio of these processes on the part of students is analyzed.

Key words: values; value orientation; civil society; democratic transformation; college students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.