УДК: 37.034(082)
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_2_96
Снегирёва М.В.
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Snegireva M.V.
LEGAL VALUES AND COOPERATION OF TEACHERS IN THE FIELD
OF LIFELONG EDUCATION
Ключевые слова: правовые ценности, непрерывное образование, социальная трансформация, гуманистическое мировоззрение, правовая культура, художественные промыслы, устойчивое развитие.
Key words: legal values, lifelong education, social transformation, humanistic worldview, legal culture, arts and crafts, sustainable development.
Аннотация: Статья посвящена правовому просвещению и сотрудничеству педагогов в области непрерывного образования, когда для формирования социальных качеств личности объединяют усилия воспитатели дошкольных учреждений, педагоги школ, преподаватели вузов и их социальные партнёры из библиотек, музеев, учреждений дополнительного образования и др.
Цель работы в том, чтобы доказать следующее: систематическое взаимодействие педагогов разных дисциплин, проповедующих гуманитарные и правовые ценности, опирающихся на передовые учебно-методические комплексы, современные цифровые технологии и иные средства современной коммуникации, способны сформировать цельную личность, которая усвоит социально-этические нормы, приобретёт экологическое мышление. Эти нормы особенно важно усвоить в условиях социально-политических трансформаций и реформ российского образования при активном влиянии на педагогическую общественность идей динамического консерватизма и имперской государственности. Автор настаивает на том, что российское образование должно оставаться светским, современным, творческим, преодолевать бюрократические препоны, излишнюю зарегулированность и консерватизм. Будущее за открытостью образовательного процесса, поисками новых форм и методов работы в меняющихся условиях глобального мира, правовыми ценностями и активным сотрудничеством педагогов и их социальных партнёров, прогрессивно настроенных и верящих в будущее России. При этом, в соответствии с целями Организации Объединенных Наций, необходимо обеспечивать справедливое качественное образование и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, следовательно, образование в новых реальностях закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечивает устойчивое развитие.
Abstract: The article is devoted to the legal values and cooperation of teachers in the field of lifelong education, when teachers of preschool institutions, school teachers, university teachers and their social partners from libraries, museums, institutions of additional education, etc., combine efforts to form the social qualities of a person.
The following: the systematic interaction of teachers of different disciplines, preaching humanitarian and legal values, relying on advanced educational and methodological complexes, modern digital technologies and other means of modern communication, are able to form an integral personality that will assimilate social and ethical norms, acquire ecological thinking. It is especially important to assimilate these norms in the context of socio-political transformations and reforms in Russian education with an active influence on the pedagogical community of the ideas of dynamic conservatism and imperial statehood. The author insists that Russian education should remain secular, modern, creative, overcome bureaucratic obstacles, excessive regulation and con-
servatism. The future belongs to the openness of the educational process, the search for new forms and methods of work in the changing conditions of the global world, legal values and active cooperation of teachers and their social partners, progressively minded and believing in the future of Russia. At the same time, in accordance with the goals of the United Nations, it is necessary to provide equitable quality education and the promotion of lifelong learning opportunities for all, therefore, education in new realities lays the foundation for improving the living conditions of people and ensures sustainable development.
Обоснование выбора темы исследования «Правовые ценности и сотрудничество педагогов в области непрерывного образования» определяется тем, что сегодня как никогда востребованы гуманистическое мировоззрение, знание и соблюдение норм морали и права, использование педагогами эффективных способов межличностного общения для передачи знаний, умений, навыков разновозрастным воспитанникам. В период социальной трансформации важно «научить ребёнка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни»1. Для достижения результатов в освоении правовых ценностей объединяют усилия воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ, преподаватели высших учебных заведений, сотрудники сферы дополнительного образования. Субъектами образовательных отношений, реализующих государственную политику, являются должностные лица органов исполнительной власти, муниципальных образований, которые в соответствии с заявленными целями осуществляют управленческое воздействие, определяют ресурсы и средства достижения целей. Овладение правовыми ценностями невозможно представить и без законных представителей обучающихся (родителей, усыновителей, опекунов), которые выбирают учреждения, в которых их дети в течение длительного времени получают знания.
Данную тему мы считаем интересной и полезной по целому ряду причин. Во-первых, она находится на стыке нескольких дисциплин: конституционное право, административное право, муниципальное право, правоведение, теория государства и права, философия права, педагогика, литература, история, художественное творчество и др.
1 Асмолов А.Г. Образование впереди перемен // Знак вопроса. Образовательный журнал для взрослых. 2018 г. № 3/2018, С. 96.
Во-вторых, тема социально значима, так как позволяет найденные в разных источниках, неизвестные ранее данные использовать на занятиях в целях определения и закрепления правовых ценностей, учитывая противоречия общественной жизни.
В-третьих, тема расширяет кругозор участников образовательных отношений, позволяет проследить взаимосвязь явлений политической и общественной жизни в историческом процессе, выявить повторяемость тех или иных событий, заметить общее и различное в подходах к правовому просвещению в разные исторические периоды.
Цель, которую мы ставим, беря эту тему: доказать, что овладение правовыми ценностями при сотрудничестве педагогов в области непрерывного образования помогают сформировать основы правовой культуры молодого россиянина, гуманистическое мировоззрение, экологическое мышление при использовании в образовательном процессе творческих методов.
Объектом исследования являются правовые ценности, которые передаются от одних участников образовательных отношений другим в условиях непрерывного образования.
Предметом исследования является степень реализации стратегии «учить учиться» праву в условиях социально-политических трансформаций и реформ российского образования.
В ходе написания работы «Правовые ценности и сотрудничество педагогов в области непрерывного образования» на разных этапах использовались следующие методы исследования:
- проблемно-ориентированный анализ законодательства в образовательной сфере, иных нормативных правовых актов;
- теоретический анализ юридической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы;
- анализ педагогических и андрогоги-ческих условий формирования правовой культуры личности;
- эмпирический метод через моделирование учебных ситуаций, педагогическое наблюдение, интервьюирование участников образовательных отношений, изучающих основы права;
- критический анализ учебно-методических материалов по обучению праву и обобщение результатов исследования.
Предполагаемый адресат исследования - педагогическая общественность, молодые специалисты, преподаватели юридических дисциплин в колледжах и школах, входящие сегодня в педагогическую деятельность «в условиях вызовов неопределённости, сложности и разнообразия»1 ориентированные на формирование у обучающихся правовых ценностей, гуманистического мировоззрения, экологического мышления и пр.
Вопрос о правовых ценностях до конца не определён в юридической науке. В разное время о правовых ценностях писали Н.Н. Алексеев, В.А. Бачинин, К.В. Горобец, П.М. Рабинович, ВС. Нерсесянц, В.П. Пономарёва и др. Специалист в сфере философии права К.В. Горобец полагает, что «правовые ценности рассматриваются как феномены, являющиеся одновременно компонентами права и способом его постижения. Ценности права понимаются как блага, которые защищаются и обеспечиваются правом в силу их значимости для человека и общества»2. В.П. Пономарёва утверждает, что «правовые ценности вне человеческого сознания теряют не только своё значение, но и реальность. Правовой ценностью может быть только то, что находиться в правосознании» . В то же время В.П. Малахов
настаивает на том, что «лишение правовых ценностей бытия превращает их в фикции»4. Под другим углом рассматриваются демократические ценности, где суждений ещё больше, и они разнообразнее, но все они имеют прямое отношение к праву. В исследовании Е.Б. Шестопал показано, что основными ценностями демократии в российском обществе являются «права человека, свобода, соблюдение закона»5. Но, по мнению многих аналитиков, являясь обществом «переходного типа», российское общество ещё не освоило правовые демократические ценности. Нужно время и люди, чтобы правовые ценности трансформировались в поведенческие установки. Но делать эту работу необходимо, осознавая свою просвещенческую миссию.
Е.В. Сурядная в работе «Демократические ценности современного российского общества как условие системы гражданского контроля» подчёркивает, что «основными понятиями, с которыми связывают российские граждане демократическое устройство, являются политическая, социальная и гражданская свобода, права человека, подотчётность политической власти народу и сильное государство»6. Понятия «демократические ценности» и «правовые ценности», не всегда тождественны, имеются оттенки смыслов.
Как видим, даже небольшой обзор показывает противоречивость и неоднозначность подходов к определению понятия «правовые ценности» и определения его места в сфере юридической науки. К.В. Горо-бец обоснованно считает, что «именно через правовые ценности происходит коммуникация между правом и моралью, но правовые ценности потому и являются правовыми, ибо существуют как ценности правовой сферы. Нравственная сфера оперирует своими системами ценностей, не всегда корре-
1 Асмолов А.Г. Образование впереди перемен // Знак вопроса. Образовательный журнал для взрослых. 2018 г. № 3/2018. С. 95.
2 Горобец, К.В. Аксиосфера права: философский и юридический дискурс: моногр. / К.В. Горобец. -Одесса: Фешкс, 2013. С. 2.
3 Пономарёва В.П. Правовые ценности как феномен правовой антропологии / В.П. Пономарёва
// Права: история, теория, практика: сб. статей и
матер. - Брянск: БрГУ, 2006. - Вып. 10. С. 13.
4 Малахов В. Мiф про правовi щнносп / В. Малахов // Право Украни. - 2011. - № 8. С. 181.
5 Шестопал Е.Б. Образы российской власти: От Ельцина до Путина / Е.Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2008. С. 97.
6 Вести. Волгоградский государственный университет. Сер. 4. Ист. 2010. № 1 (17). С. 157.
спондирующим праву»1. Мы разделяем данную точку зрения учёного. Исходя из того, что педагогика представляет собой науку, искусство и технику, следует понимать, что в воспитательной и образовательной деятельности «одинаково необходимы умения, талант и творческие знания, говоря несколько иначе, техника, искусство и наука»2. Особый талант нужен, чтобы привить обучающимся систематические знания о праве, без которых невозможно существовать в цивилизованном демократическом обществе, следует вырабатывать юридическое мышление, представления о позитивном праве и технике его реализации.
В изменяющихся социально-политических, экономических, культурных условиях современной России, когда происходит девальвация многих идей, разочарование в общественных процессах, именно педагогам-правоведам, может быть, предстоит пронести через этот период социальной турбулентности основные правовые ценности, воспитательные рецепты и педагогические принципы. Преемственность и традиции при этом всегда имели большое значение в советской и российской школе. Философ и педагог П.П. Блонский подчёркивал: «Лишь идея, а не техника и талант, может быть сообщена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика»3. При этом следует подчеркнуть, что юридические (правовые) идеи в разные исторические периоды существенно отличались.
В настоящей работе мы будем говорить о правовых ценностях гармоничного цивилизованного человека, что является за-
1 Горобец К.В. Аксиосфера права: философский и юридический дискурс: моногр. / К.В. Горобец. -Одесса: Фешкс, 2013. С. 85.
2 Чапаев Н.К. Традиции легитимации педагогики как научного и социокультурного феномена: историко-образовательный аспект. // Акмеология профессионального образования: материалы 15-й международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-14 марта 2019 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т». Екатеринбург, 2019. С. 115.
3 Блонский П.П. // Педагогика в афоризмах и
изречениях / Сост. В.В.Чечет. Минск: Аверсэв, 2013.
С. 6.
логом построения демократического государства и развитого общества, где граждане умеют реализовывать и защищать свои права, осознавать обязанности и нести ответственность, поддерживать идеи мира и гуманизма. Об этом было много дискуссий в педагогической и юридической среде в постперестроечную пору. Создавались целые научные школы для создания учебно-методического комплекса «Живое право», например, в Санкт-Петербурге, объединяющие теоретиков права, юристов-практиков, международные правозащитные организации, центры гражданского образования в регионах России, педагогов, администрации и учеников пилотных школ, сотрудников, преподавателей, студентов и выпускников Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбург-ского. «В создании «Живого права» приняли участие сотни людей со всего мира» . Высокий научный уровень всего методического комплекса был обеспечен под руководством выдающегося теоретика права Льва Спиридонова, сумевшего собрать сильный авторский коллектив и привлечь к сотрудничеству международные организации (Street Law, Inc. - Стрит Ло Инкорпор-эйшн, США), National Endowment for Democracy (Национальный фонд в поддержку демократии, США), Open Society Institute -New York (Институт «Открытое общество», Нью-Йорк, США, COLPI (Институт конституциональной и правовой политики, Будапешт, Венгрия), коллег «из национальных команд Street Law Албании, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Македонии, Молдовы, Монголии. Польши, Румынии, Словаки, Украины, Узбекистана, Чехии, Эстонии»5. Издание подготовлено в рамках проекта «Живое право», осуществляемого при содействии зарубежных фондов, оно прекрасно иллюстрировано, имеет обширную правовую базу, исторические сведения, приложения, в которых даны контакты некоторых государственных органов
4 Пронкин В.Н., Гутников, А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000. С. 6.
5 Там же.
(Администрации Президента России, Государственно-правового управления Президента РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Центра развития демократии и прав человека, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Гуманитарно-политологический центр
«Стратегия», Российский центр гражданского образования и др.).
В течение ряда лет готовился учебно-методический комплекс (издательство Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского), включающий в себя следующие книги:
- Пронкин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. 2000. - 512 с.;
- Пронкин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя к тому I. Учеб.-метод. Пособие. 2001. - 184 с.
- Пронкин В.Н., Гутников А.Б., Эли-асберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя: Учеб.-метод. пособие. 2001. - 240 с.
- Элиасберг Н.И. Живое право. Интерактивный курс практического права. Учебная программа к тому I. Программа курса «Введение в право. Государственное право». 2002. - 16 с.
- Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2. Учеб. Пособие для 10-11 кл. 2004. - 304 с.
- Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учеб-метод. Пособие. 2004. 160 с. и др.
Этот новаторский комплекс, перевернувший сознание многих педагогов, активно внедрялся в ряде регионов страны, в том числе, на Урале, в Свердловской области. Представитель авторского коллектива А.Б. Гутников 02.02.2005 г. встречался в Екатеринбурге с юристами и педагогами на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы, где разъяснял специфику работы с этими книгами в школах, средних и высших учебных заведениях. Педагоги ехали в Санкт-
Петербург, занимались на курсах повышения квалификации, где делилась методическими наработками Н.И. Элиасберг. Педагоги разных дисциплин, видя новые возможности и перспективы для профессионального роста, увлекались идеями преподавания права по-новому, получали второе высшее образование, защищали диссертации (например, Снегирёва М.В. «Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения»).
В Уральском государственном профессионально-педагогическом университете (ныне Российский государственный профессионально-педагогический университет), в Институте педагогической юриспруденции идеи правового просвещения активно продвигал Д.А. Ягофаров, кандидат юридических наук, понимая, как важно разъяснить суть юридической науки, методически оснастить каждого педагога общественных дисциплин в школах, научить новым интерактивным методикам преподавателей вузов, так как база российского законодательства непрерывно обновлялась, существенными были изменения во всех отраслях права, появлялась новая юридическая терминология (ипотека, средство криптографической защиты информации, экстремизм, электронная подпись и др.), нужно было не просто заменить одни книги другими, но и менять сознание разновозрастных педагогов, сформировавшихся на коммунистических идеях в советское время. Тогда тоже были «вызовы неопределённости», на которые педагог был обязан отвечать в оперативном порядке, передавая современные правовые ценности и формируя при этом социально значимые качества личности ученика.
Сам директор ИПЮ Д.А. Ягофаров активно расширял педагогическое пространство, приглашая к диалогу Уполномоченного по правам человека Свердловской области, представителей исполнительной и законодательной власти, судебных органов, прокуратуры, адвокатуры, средств массовой информации. Была создана «Ассоциация преподавателей права», которая существует по настоящее время. При нём активно взаимодействовали преподаватели и студенты очного и заочного отделений в разных го-
родах России, где были представительства вуза: Березники, Верхняя Пышма, Первоуральск, Пермь, Верхотурье, Ирбит, Кар-пинск, Краснотурьинск, Красноуфимск, Кемерово, Магнитогорск, Омск, Реж, Северо-уральск, Советский, Сургут, Талица, Тольятти, Тюмень и др. Творческое взаимодействие продолжается, приобретая новые формы и методы.
В РГППУ активно проходили и проходят конференции правовой тематики, например, «Формирование в молодёжной среде нетерпимости к коррупционному поведению», где студенты и курсанты выступают с актуальными сообщениями, готовят презентации, видеоролики, плакаты, брошюры, проводят конкурсы стихов и басен. Перед участниками выступают представители прокуратуры, полиции, Федеральной службы судебных приставов, налоговых органов, другие должностные лица государственной и муниципальной власти. «Процесс формирования правовой просвещённости студентов должен интегрировать возможности профессионального образования и имеющиеся общественные ресурсы при оптимальном использовании традиционных и инновационных методик, ведущих в дальнейшем к социализации и самореализации личности»1. Так как конференция всероссийская, то в подготовке принимают участие студенты разных специальностей, очного и заочного отделений, старшеклассники школ, лицеев, гимназий под руководством своих педагогов или родителей, тем самым лучше усваиваются правовые ценности, юридическая терминология, также обеспечивается интердисциплинарность и непрерывность образования. Много лет в научно-практических мероприятиях принимают участие представители разных городов России.
В ноябре 2020 года в РГППУ состоялась Международная научно-практическая конференция «30 лет Конвенции о правах ребёнка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей», она была посвящена 30-летию принятия Организацией Объединённых наций Конвен-
1 Снегирёва М.В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: автореф. диссер... Екатеринбург, 2009. С. 13.
ции о правах ребёнка и 10-летию учреждения института Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области. На нескольких площадках были обсуждены актуальные проблемы защиты прав детей в нашей стране и в соседних государствах (республика Беларусь, Узбекистан и др.), психологические, экономические, социально-культурные проблемы, мешающие сохранять детям свою индивидуальность.
Сегодня на семинарах педагогами исследуются методы формирования патриотизма молодых россиян в современных условиях, как требуют того государственные программы. В рамках национального проекта «Образование» следует прививать базовые ценности не только на уроках, но и в онлайн-формате в условиях пандемии (Сovid-19). Новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» должен был стартовать 1 января 2021 года. Этот документ конкретизирует положение новой конституционной нормы ст. 67 (1), п. 4 которая гласит: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к стар-шим»2. Важно иметь педагогический такт и юридические знания, чтобы соблюсти правовой баланс - говорить о России/Родине/Отчизне/Российской Федерации уважительно, без излишнего пафоса, правдиво и честно, учитывая, что школьники и студенты особенно остро чувствуют фальшь.
В 2020 году большую часть времени школьники и студенты находились дома, поэтому целесообразно было опираться на жизненный опыт и умения родителей, усыновителей, опекунов, чтобы обучающиеся совместно выполняли некоторые задания, вместе находили ответы на разные вопросы. С.Е. Вершинин в монографии «Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
Блоха» цитирует художника В. Брожика: «Родина - это совокупность жизненно важных ценностей и значений, которые человек досконально знает и которые связывают его со средой»1. Без образа Родины трудно разобраться в своих ощущениях и переживаниях, понять, почему в некоторых случаях ты гордишься своей историей, а в других случаях испытываешь стыд и горечь. Мы считаем, что подходить к формированию образа Родины, которая заявлена сегодня как конституционная ценность и оберегается средствами административного права, нужно творчески, неформально, сотрудничая с воспитателями в детских дошкольных учреждениях, с педагогами школ, привлекая в некоторых случаях студентов. У нас такой опыт взаимодействия имеется. Например, на стихи из двух сборников «Как ремёсла зарождались?» и «Любой народный промысел - восторг и удивление!» были подготовлены иллюстрации с применением техники бумагопластики, проведена выставка; она вызвала интерес и эмоции, студенты рассказали о том, что сами умеет делать руками, какими ремёслами начинают овладевать.
Эта работа планомерно ведётся в течение ряда лет, опыт обобщается и сообщается на научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах, публикуется в разных сборниках: Снегирёва М.В., Тарасова А.Г. «Традиции и инновации в создании детских книг: педагогические подходы в системе профессионального образования» (Ульяновск, 2018 г.), «Технология интеграционных проектов: от планов к творческому воплощению» (Екатеринбург, 2020 г.), «Защита детей от словесной и визуальной агрессии через создание нового художественного продукта» (Екатеринбург, 2020 г.), Гонышева Е.Г., Госькова М.П., Снегирёва М.В. «Книга - передовой творческий инструмент: к вопросу о традициях отечественного образования» (Екатеринбург, 2020 г.), Госькова М.П., Снегирёва М.В. «Цивилизационное богатство России - детям» (Екатеринбург, 2020 г.), «Развитие профессионального
1 Вершинин С.Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. С. 72.
творчества педагогов в условиях цифрови-зации» (Москва, 2020), Снегирёва М.В. «Народные ремёсла - цивилизационное богатство России» (Екатеринбург, 2019 г.), «Стратегия и тактика продвижения экологических прав в сфере образования» (Екатеринбург, 2021 г.) и др.
Совместно с методистом М.П. Госько-вой в двух детских садах г. Екатеринбурга проводили занятия «Мозаика художественных промыслов», знакомили детей с разными предметами (матрешки, хохломские ложки, гжельская посуда, вологодские туески, валдайские колокольчики, ростовская финифть, дымковская игрушка, тульский самовар, украшения уральских ювелиров, вологодские туески, жостовские и нижнетагильские подносы и пр.). При этом ребятишки и их родители имели возможность рассмотреть студенческие работы с объёмными иллюстрациями. Воспитанники детского сада читали стихи, танцевали с павло-вопосадскими платками и в костюмах матрёшек; в игры вовлекались родители и сотрудники. Такие занятия проходят ярко, весело, на них дети всегда узнают что-то новое, понимают, как много мастеров создают красоту в разных уголках необъятной Родины.
В РГППУ в 2020-2021 гг., изучая на правоведении поправки в Конституцию Российской Федерации, мы проводим творческий марафон «Культура - уникальное наследие многонационального народа Рос-сии»2, студенты готовят презентации: «Культура народов России, как цветы на весеннем поле», «Приглашаю вас в путешествие по удивительному краю - Забайкалью», «Мордва - народ с богатой историей», «Изящность русского художественного ремесла», «Культура татарского народа», «Народные промыслы Тюменской области», «Традиции и наряды народов Башкортостана», «Марийцы - народ Поволжья», «Рукотворные отзвуки леса (свистульки)» и др. В десятках работ студенты показывают и традиционные промыслы, и зарождающиеся,
2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
недавно появившиеся на выставках в Екатеринбурге: «Иван-да-Марья», «Урал-ювелир», «Минерал-шоу» и др. «Поддержка ремёсел имеет стратегическое значение, т.к. при этом сохраняется идентичность России, понимание традиций многонациональной страны, воспитывается любовь к родной культуре, которая должна восприниматься не как архаическая, а как современная, актуальная, востребованная»1. Таким неформальным образом мы изучаем конституционную норму - статью 68, пункт 4, которая посвящена культуре.
Эти установки важны для студентов творческих и ремесленных специальностей, активизировать их нравственное сознание могут педагоги, искренне увлечённые народной культурой. Активный диалог и совместное творчество, как правило, показывают практические результаты, так как многие ценности являются общими.
Творческая команда в составе студентки гр. КД-406 Чумаковой Валерии, под руководством Тарасовой Анжелики создали анимационный ролик на стихи Снегирёвой Марии, посвящённые трагическим и героическим событиям 1941-1945 гг. Дипломная работа была представлена на защиту в 2020 году, выставлена на сайте РГППУ 22 июня 2020 года, в «День памяти и скор-би»2. Позднее отправлена в Москву на Всероссийский конкурс интерактивных реконструкций событий Великой войны, где заняла второе место в номинации «3D-моделирование и анимация». Подчеркнём, что авторы являются представителями трёх поколений, но эта тема их творчески объединила, показала, что память о войне крайне важна для них. «Необходимо не только возвышать подвиг предков, одержавших победу в войне, но и сформировать понимание того, что война сама по себе -
Снегирёва М.В. Народные промыслы -цивилизационное богатство России. Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIV Международной конференции. 2020. Издательство: ООО «Издательство УМЦ УПИ». Екатеринбург. С. 601.
2 День памяти и скорби. // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] - URL: https://www. rsvpu. ru/instituty/institut-gseo/kafedra-dpo/sobytiya-kafedry-dpo/den-pamyati-i-skorbi/
это страшное событие, которое не должно повторяться в современном мире»3.
Передачу правовых ценностей и сотрудничество педагогов в области непрерывного образования можно проследить на экологической теме, когда стихи преподавателя, иллюстрируются студентами-дизайнерами, затем используются воспитателями в квест-игре «Поляна волшебных ромашек», которая проводилась на территории детского сада. «Основная цель данного мероприятия - пропаганда ценностей здорового образа жизни и формирование основ культуры здоровья. Квест-игра «Поляна волшебных ромашек» проводилась в форме поиска по карте поляны волшебных ромашек вместе с домовенком Кузей»4, затем в группе дети слушают обращённые к ним стихи, записанное Снегирёвой М.В. видео «Будь лесу добрым другом!», о том, как следует себя вести в лесу, а также рассматривают иллюстрированные студентами стихи «Лесные жители», «Лесные ягоды Урала» и
др.
В дни студенческой науки в 2021 году кафедра ДПО РГППУ проводит XIV Всероссийский конкурс студенческих научных работ для электронного журнала «Правовой вестник». В этом году было объявлено, что главной будет экологическая тематика, активно поступают работы, касающиеся как всей страны, так и Уральского региона: «Нарушение и защита экологических прав», «Экологические проблемы России», «Душа Байкальского заповедника», «Правовой режим особо охраняемых зон», «Экологическая обстановка в г. Карабаш», «Экологическая катастрофа на Камчатке и заповедники полуострова», «Комфорт или
Тарасова А.Г. Анимационный видеоролик «Июнь 1941» в рамках выпускной квалификационной работы / Тарасова А.Г. // Проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях циф-ровизации образования: сборник материалов регионального научно-практического семинара, Екатеринбург, 14 ноября 2020 г./ ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2020. С. 28.
4 Квест-игра «Поляна волшебных ромашек» // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 511 [Электронный ресурс] -иИЬ: ШрБ://511 .tvoysadik.ru/site/pub?id=263
планета. Что выберешь ты?», «Экология в г Ревда и в г. Первоуральск» «Экологическая ситуация в России: проблемы, перспективы, характеристики» и др. В рамках дисциплины «Правоведение» имеется возможность не только познакомится с предметом, принципами, источниками экологического права Российской Федерации, прав граждан в области экологии, но и изучить виды юридической ответственности за экологические правонарушения (дисциплинарная, административная, уголовная, материальная). При этом следует подчёркивать правовые ценности, связанные с природой, благополучием людей, с бережным отношением ко всему живому. Экологическое мировоззрение формируется в течение всей жизни, изучая не только право, но и эстетические аспекты природных объектов, мы расширяем кругозор обучающихся, развиваем их эмоции и духовный мир.
Автор этих строк участвовала во Всероссийском конкурсе «Новые сказки о лесе» (Вологда). В 2020 году в сборнике была опубликована сказка «Федорка, Лидушка и Полкан». Вышел первый сборник, подготовленный с использованием гранта Президента Российской Федерации. Планируется создать пять сборников экологических сказок - литературных произведений, которые расскажут детям о природных явлениях в фантазийной форме. Эти произведения, созданные авторами из разных регионов России, призваны формировать гуманное отношение к природе, к лесу и его многочисленным обитателям. Составители сборника подчёркивают, что через детей они акцентируют внимание взрослых на важность вклада в бережное обращение с окружающим миром. Используя новые форматы работы с детьми, воспитатели и учителя проводят экологические уроки, например, на Вологодчине, где активно высаживаются деревья, а также дарят экологические книги.
Однако подходы к педагогике и правовому просвещению на одном историческом отрезке могут быть диаметрально противоположными, находя своих последователей и приверженцев. Следует критически осмысливать разные теоретические разра-
ботки и практический опыт, объективно оценивать ту пользу, которую они могут принести современной школе и вузу.
Не обошли своим вниманием вопросы правового образования представители динамического консерватизма, в основном, представители русской православной церкви, выдвинувшие в 2005 году Русскую доктрину («Сергиевский проект») и продвигавшие её в разных регионах России, (свои идеи они распространяют сегодня при помощи цифровых технологий). Например, некоторые представители проекта приезжали на круглый стол в Екатеринбург 07.11.2005 г., встреча с научно-педагогической общественностью состоялась на площадке Уральского государственного горного университета. Авторы и члены редколлегии Русской доктрины: В.В. Аверьянов, А.Н. Анисимов, И.Л. Бражников, Я.А. Бутаков, П.В. Калитин, А.Б. Кобяков, В.А. Кучеренко, Е.С. Холмогоров, К.А. Че-ремных, некоторые из них представляли проект лично.
В Русской доктрине со всей серьёзностью в главе «Духовный мир России» в пункте 5 «Государству предстоит выйти в духовный океан православия», (несмотря на светский характер государства и поликон-фессиональность населения), прямо заявлено: «Россия как суверенная цивилизация имеет своим духовным стержнем традицию, которая образует фундаментальное измерение всей русской культуры. Православие в настоящем, исконном значении слова не совпадает с понятием «православия как конфессии» (то есть внешне-юридической его стороной). Границы православия не проходят там, где проходят юридические границы Церкви. Православие - это не «конфессия» в новоевропейском смысле слова, а определённый способ социального и надсоциального существования - полная традиция (то есть традиция, чреватая национальной культурой, имперской государственностью и цивилизационной миссией»1. Широкая цитата дана потому, чтобы легче
1 Русская доктрина («Сергиевский проект». Труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма. Москва, 2005 г. С. 70.
было представить разновекторность мнений и противоречивость идей в области образования, показать, как много вопросов возникает у самого педагога и организаторов образовательных процессов, если они отдают предпочтение какой-либо тенденции. При этом необходимо глубокое понимание результатов деятельности, учёт мнения родителей, которые могут быть представителями разных конфессий или агностиками/атеистами.
Подчеркнём, что в Конституции Российской Федерации определённо и однозначно в статье 14 провозглашается: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»1. Но сторонники Русской доктрины безапелляционно подчёркивают превосходство православного образования, уничижительно и критически оценивая другие образовательные системы. «Сегодня планомерно проводимые правительством реформы ориентируют нашу школу на американский стандарт обучения, между тем выпускник колледжа в Штатах находится сейчас на интеллектуальном уровне 5-6 класса самой заурядной нашей школы. Американизация по сути тождественна дебилизации - и это не преувеличение, а результат трезвого профессионального анализа»2. Подобные суждения не имеют под собой объективных оснований, так как известен высокий уровень развития научных центров в Соединённых Штатах Америки, количество Нобелевских лауреатов, научные достижения в космической технике (полёты к Плутонию, Марсу, исследование Луны и пр.).
Вместо научной изоляции, предлагаемой и продвигаемой сторонниками Российской доктрины на телеканале «Царьград»,
1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
2 Русская доктрина («Сергиевский проект». Труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма. Москва, 2005 г. С. 72.
которая наблюдается в России уже некоторое время, по нашему мнению, следовало бы переходить к активному сотрудничеству с иностранными партнёрами, раскрывая при этом творческий потенциал российских молодых учёных. «Для того чтобы наука помогала решать важнейшие мировые проблемы в области улучшения здоровья людей, защиты окружающей среды и обеспечения национальной безопасности, научные исследования должны быть прозрачными и основанными на сотрудничестве. В США открытость, которую соблюдают учёные в своей работе, отражает открытость американского общества. Именно рабочая среда, в которой придерживаются принципа прозрачности, привлекает специалистов со всего мира» . В настоящее время в России существуют проблемы с финансированием науки в разных сферах, следовательно, молодым труднее осуществить свои идеи, которые, может быть, при соответствующей поддержке, могли быть прорывными для всего человечества. Согласно «данным за 2018 год, предоставленным национальным научным фондом США, федеральное правительство остаётся крупнейшим спонсором фундаментальных исследований; на его долю приходится 44 % от их общего объёма»4. Вряд ли «дебильная» нация (даже с привлечением научных кадров из других стран) смогла достичь заметных результатов в фармацевтике, медицинских технологиях, роботизации производств, инфокоммуника-тивных технологиях, телекоммуникациях, киноиндустрии, технологиях освещения и пр.
Некоторое время назад позиции сторонников Русской доктрины были достаточно сильны и влиятельны, но дальше теоретических разработок в сфере образования дело, видимо, не пошло. Многие идеи остались на бумаге. Профессор В.Ф. Базарный утверждал, что «ради укрепления семейных ценностей необходимо восстановление
3 Как в США устроен мир науки. // ShareAmerica - медиаплатформа Государственного департамента США. [Электронный ресурс] - URL: https://share.am erica.gov/ru/%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%8 0%d0%bc%d0%b0%d 1 %86%d0%b8%d 1 %8f-%d0%be-%d0%bf%d 1 %80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d 1 %82% d0%b5/
4 Там же.
нормального мужского воспитания мальчиков в школах, возрождения идеала мужественности. А это требует: разделения (до старших классов) обучения мальчиков и девочек в силу разных темпов взросления полов, во избежание феминизации мужчин; возвращения в школу мужчин-педагогов; повышения их социального статуса»1.
Возникает закономерный вопрос: что помешало мужчинам в сложившихся условиях российской экономико-политической и социальной действительности пойти в школу, чтобы реально, а не доктринально менять страну? По-прежнему математическими, историческими, политическими, правовыми, культурологическими (литература, музыка, изобразительное искусство, языковыми (русский и иностранный) знаниями обучающихся в разных образовательных учреждениях охватывают женщины-педагоги, сопровождая непрерывность и преемственность процесса обучения творческими началами. Видимо, мужчинам давать советы педагогам женского пола гораздо легче, чем деятельно требовать от Правительства Российской Федерации качественных изменений в школах или самим переступить порог учебного заведения и долгие годы подвижнически трудиться. Подчёркивая губительность женского воспитания для судеб России, на страницах Русской доктрины («Сергиевский проект») мы читаем следующие сентенции: «Мужчины должны стать не редким исключением в школах, а ведущей педагогической силой. Но мужчина должен заботиться не только о школьниках, но и о собственных детях, обеспечивать семью; поэтому уровень оплаты учителей должен быть кардинально по-вышен»2. Исходя из логики данного предложения, работающим сейчас и в ближайшие годы женщинам, также обеспечивающим свои семьи (порой в одиночку), уровень оплаты можно оставить прежним? Хотя православным мужчинам, радетелям российского просвещения, можно было ставить
1 Русская доктрина («Сергиевский проект». Труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма. Москва, 2005 г. С. 77.
2 Там же. С. 78.
общей задачей безусловное повышение труда работников обоего пола во всех сферах (воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам школ, преподавателям системы среднего профессионального образования, высших учебных заведений, сотрудникам сферы дополнительного образования, тренерам спортивных и туристических секций, работникам клубов и пр.),
Разработчикам Русской доктрины следовало бы помнить о гендерном равенстве в нашей стране, о конституционной норме, статье 37, в которой говориться не только о том, что «труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию»3, но и «на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис-криминации»4. Этот подход (гуманистический и демократический по своей сути) следовало бы распространить на всех участников образовательных отношений, передающих знания (от воспитателей детского сада до преподавателей высших учебных заведений), так как именно они на своих дисциплинах формируют российского гражданина, передают правовые ценности и делают это непрерывно и творчески.
Следует смотреть не на гендерную принадлежность человека (в образовании основная часть работников - женщины), а видеть у них уверенное владение профессиональными компетенциями. Под компетенцией многие исследователи (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В. Гутмахер, ВВ. Нестеров, В.В. Краевский, А.В. Хуторской, В.А. Богословский, Е.А. Караваева) понимают «сочетание личностных, профессиональных и концептуальных характеристик, определяющее способность сотрудника справляться с конкретной деятельностью»5. Подчеркнём, что сегодня важны личные характеристики педагога, его умение интегрироваться в со-
3 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
4 Там же.
5 Гаджиев А.Г. Развитие управленческих компетенций государственных служащих: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2012. С. 7.
временность, обладание коммуникативными навыками для активного взаимодействия с социальными партнёрами (в том числе, с использованием цифровых технологий, дистанционно в условиях пандемии (covid-19), стремление опираться на творческие эксперименты в своей деятельности.
Проанализировав собственный двадцатилетний опыт правового просвещения, хочу подчеркнуть, что нам, педагогам, повезло, так как мы имели счастливую возможность заниматься интересным и нужным делом, смогли участвовать в формировании и развитии гражданского общества в России. Мы продолжаем творчески сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса, разрешаем встающие перед нами и обществом задачи, учимся использовать правовые методы и различные ненасильственные способы разрешения конфликтов, опираемся на этические законы и справедливость, деятельно трудимся на благо маленьких и взрослых наших соотечественников, местного сообщества. Правовые идеи, сама философия учебно-методического комплекса «Живое право», разработанного Санкт-Петербургским институтом права им. Принца П.Г. Ольден-бургского, совершенно не устарели, наоборот, они востребованы, как никогда ранее. Овладев передовыми педагогическими технологиями в организации деятельности обучающихся, есть возможность оперативно анализировать социально-правовые проблемы современной действительности совместно с коллегами. С помощью цифровых технологий можно быстрее научиться некоторым процессуальным действиям, знакомиться со спецификой отраслей российского права, встречаться со специалистами, которые способны объяснить тонкости правоприменения, сущность многочисленных поправок в текущее российское законодательство, и от теории перейти к практическим действиям.
В заключении отметим следующее: исследование показало, что не нужно отказываться от педагогических идей, выработанных нашими предшественниками, например, В.А. Караковским, который обосновал «следующий набор ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей
и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребёнка, закладывающая основы личности; труд -основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания»1. В условиях социально-политических, экономических и культурных трансформаций, переживаемых российским обществом, особенно остро осознаётся роль и значение гуманистической педагогической деятельности.
Переживая со всем миром пандемию (covid -19) и её последствия, нам, педагогам, следует помнить о 17 целях устойчивого развития ООН, в частности, о цели № 4 -Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Задачами сегодняшнего и завтрашнего дня в России будет получение качественного образования, так как оно «закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития» . Объединяя усилия и активно сотрудничая, все участники образовательных отношений способны работать творчески в области непрерывного образования, передавать правовые ценности, особенно при активной поддержке государством материальными и финансовыми ресурсами детских дошкольных образовательных учреждений, школ, колледжей и высших учебных заведений.
На примерах реального правого просвещения мы показали, что передача правовых ценностей стала неотъемлемой частью
1 Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., Творческая педагогика. - 1993. С. 17.
2 Цели в области устойчивого развития. // Официальный сайт Организации Объединённых наций. [Электронный ресурс] - URL: https://www.un. org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
нашей собственной образовательной деятельности, частью современной коммуникации. Видя на занятиях возрастающий интерес молодёжи к вопросам семейного и административного права, социальной политике российской власти, электоральным процессам, проблемам и защите экологических прав граждан, реализации экономических прав, законности деятельности в информационно-коммуникационном пространстве и др., понимаем, что впереди много важной и нужной для нашего общества работы. Поэтому так необходимо межвузовское сотрудничество, обмен мнениями на научно-практических конферен-
циях, где можно поделиться своими сомнениями, получить профессиональные ответы от специалистов разных юридических специальностей, ознакомиться с пониманием правовых проблем разными участниками образовательных отношений, которые используют теоретическую основу, практический опыт, судебную практику. При этом мы настаиваем на следующем: необходимо совершенствовать подготовку и повышать юридическую квалификацию педагогов, стремиться к высокому уровню компетентности и систематически повышать профессиональное мастерство.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асмолов, А.Г. Образование впереди перемен // Знак вопроса. Образовательный журнал для взрослых. 2018 г. № 3/2018.
2. Блонский, П.П. // Педагогика в афоризмах и изречениях / Сост. В.В. Чечет. Минск: Аверсэв, 2013. 82 с.
3. Вершинин, С.Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. - Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2001. - 304 с.
4. Вести. Волгоградский государственный университет. Сер. 4. Ист. 2010. № 1 (17).
5. Гаджиев, А.Г. Развитие управленческих компетенций государственных служащих: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М.; 2012. 29 с.
6. Горобец, К.В. Аксиосфера права: философский и юридический дискурс: моногр. / К В. Горобец. - Одесса: Фенкс, 2013. - 218 с.
7. День памяти и скорби. // Российский государственный профессионально-педагогический университет. [Электронный ресурс] - URL: https://www.rsvpu.ru/ instituty/institut-gseo/kafedra-dpo/sobytiya-kafedry-dpo/den-pamyati-i-skorbi/
8. Как в США устроен мир науки. // ShareAmerica - медиаплатформа Государственного департамента США. [Электронный ресурс] - URL: https://share.america.gov/ru/ %d0%b8%d0%bd%d 1%84%d0%be%d 1 %80%d0%bc%d0%b0%d 1%86%d0%b8%d 1%8f-%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b5/
9. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., Творческая педагогика. - 1993. С. 89.
10. Квест-игра «Поляна волшебных ромашек» // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 511 [Электронный ресурс] - URL:https://511.tvoysadik.ru/site/pub?id=263
11. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Малахов, В. Мiф про правовi цшносп / В. Малахов // Право Украши. - 2011. - № 8. -347 с.
13. Пономарёва, В.П. Правовые ценности как феномен правовой антропологии / В.П. Пономарёва // Права: история, теория, практика: сб. статей и матер. - Брянск: БрГУ, 2006. - Вып. 10. 257 с.
14. Пронкин, В.Н., Гутников, А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для ученика. Т.1: Учеб. пособие для 8-11 кл. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000. - 512 с.
15. Русская доктрина («Сергиевский проект». Труд коллектива авторов и экспертов, созданный по инициативе Фонда Русский предприниматель» под эгидой Центра динамического консерватизма. Москва, 2005 г. 364 с.
16. Снегирёва, М.В. Народные промыслы - цивилизационное богатство России. Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIV Международной конференции. 2020. Издательство: ООО «Издательство УМЦ УПИ». Екатеринбург. 814 с.
17. Снегирёва, М.В. Общественные ресурсы в педагогических технологиях правового просвещения: автореф. диссер.... Екатеринбург, 2009.
18. Тарасова, А.Г. Анимационный видеоролик «Июнь 1941» в рамках выпускной квалификационной работы / Тарасова А.Г. // Проблемы духовно-нравственного воспитания в условиях цифровизации образования: сборник материалов регионального научно-практического семинара, Екатеринбург, 14 ноября 2020 г./ ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф. -пед. ун-т». Екатеринбург, 2020. 149 с.
19. Чапаев, Н.К. Традиции легитимации педагогики как научного и социокультурного феномена: историко-образовательный аспект / Н.К.Чапаев // Акмеология профессионального образования: материалы 15-й международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-14 марта 2019 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2019. 318 с.
20. Шестопал, Е.Б. Образы российской власти: От Ельцина до Путина / Е.Б. Шестопал. - М.: РОССПЭН, 2008. - 416 с.
Дата поступления: 24.02.2021