УДК: 378.14 ББК: 4448.126
Тарасова А.Г.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ: ВКЛЮЧЁННОСТЬ В ПРОЕКТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Tarasova A. G.
THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS-DESIGNERS: INVOLVEMENT IN PROJECTS OF CRIME PREVENTION
Ключевые слова: социальная компетентность, образовательная среда, антикоррупционное поведение, интеллектуальный продукт.
Keywords: social competence, educational environment, anti-corruption behavior, intellectual product.
Аннотация: в статье актуализирована проблема формирования социальной компетентности студентов-дизайнеров при выполнении проектов экономико-правовой и политической направленности в условиях социальных трансформаций современного российского общества. Показана роль творческого взаимодействия педагогов вуза, их влияния на студенческую молодёжь, на формирование ценностных ориентаций, профессиональных и социальных компетенций.
Abstract: the problem offormation of social competence of students-designers in carrying out projects of economic-legal and political orientation in terms of social transformation of modern Russian society actualized in this article. Shown the role of creative interaction between teachers of the University, their impact on students, on the formation of value orientations, professional and social competencies.
Качественные достижения обучающихся обычно рассматриваются с точки зрения социальной компетенции, имея в виду, что ими усвоены основные знания, опыт, ценности, которые приобретаются благодаря образованию. Они позволяют человеку устанавливать связи между знаниями и конкретной жизненной (социальной) ситуацией, находить способы и пути решения проблем, делать осознанный нравственный выбор. Нами социальная компетентность рассматривается как общее понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека, как личностное свойство, в основе которого лежит отношение к себе, своей социальной группе, к обществу, к миру в целом. «Социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, разрешать конфликты, в выносливости и т.д. Здесь важно отметить связь профессиональных и социальных компетенций»1.
Современный педагог в период значительных социальных трансформаций, осознавая свою ответственность перед молодёжью, стремиться научить её умению анализировать, выяв-
1 Ушакова Н.Н. Мониторинг формирования социальной компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения // Вестник ЮУрГУ. №26 (285). 2012. 168 с.
Творческий дар полезней от всех болезней и самых тяжких невзгод как личного, так и общественно-политического характера.
Ю. Богомолов
лять события и устанавливать между ними причинно-следственные связи, формировать активную гражданскую позицию, основанную на самоуважении и прагматическом подходе. Иногда правда о явлениях общественной жизни тяжела, неприятна, болезненна, но при помощи педагога молодёжь учится не бояться трудностей и неудач, преодолевать социальную апатию и правовой нигилизм, опираясь на позитивный опыт старшего поколения. Поэтому так важна зрелая гражданская позиция преподавателя, способного противостоять политическому манипулированию, иметь критический взгляд на негативные явления современной российской действительности.
Сформированные гуманистические ценности (вера в добро и справедливость, защита прав и свобод человека, народовластие, независимый суд, разделение властей, поддержание порядка и стабильности в обществе, защита прав меньшинства и др.) передаются студентам-дизайнерам в процессе совместного с педагогом выполнения творческих проектов, например, по профилактике правонарушений, наркомании в молодёжной среде, пропаганде здорового образа жизни и др. Поиск и обсуждение материалов, подготовка экспозиции, а если точнее, совместное творчество, укрепляют доверие и нравственные начала.
Поэтому мы подчёркиваем, что в условиях модернизации системы образования, использования новых информационных технологий, изменения федеральных образовательных стандартов, особенно значим так называемый человеческий фактор.
Личностное развитие и сформированные профессиональные знания и умения позволяют говорить о реализации потенциальных возможностей в профессиональной деятельности, о профессиональной компетентности. Для полноценного и качественного развития личностного потенциала специалиста дизайнера необходимо формирование потребности в интеллектуальном и общекультурном развитии, формирование навыков самостоятельной творческой деятельности1.
Как подчёркивают современные российские политики, важнейшим ресурсом развития всё больше становится человеческий потенциал: «Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве»2. Эти слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные в Послании к Федеральному собранию (2012 г.), в полной мере можно отнести к студентам-дизайнерам, осваивающим секреты мастерства под началом педагогов.
В период социальных трансформаций, вследствие обострения кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни наблюдается спад в деятельности по воспитанию подрастающего поколения, в том числе в студенческой среде. Педагогу-дизайнеру, художнику, помимо профессиональных компетенций, заданных федеральными государственными образовательными стандартами, расписанных в учебно-методических комплексах, при общении со студенческой молодёжью необходимо учитывать изменения, происходящие в российском обществе, которые не могут не влиять на сознание и чувства. В новых условиях педагогу, противодействующему эрозии духовно-нравственных основ жизни, проявлениям эгоистических, антигуманных черт в поведении обучающихся, нужно последовательно и целеустремлённо формировать социальные компетенции, общечеловеческие ценности.
1 Вилкова А.А. Формирование компетентности в области живописи у специалиста-дизайнера в вузе. [Электронный ресурс] / А.А. Вилкова. - Режим доступа: http://discollection.ru/article/G71G2GG7_YilkoYa _ата_ апа-й1_еупа_73614
2 Путин В.В. Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года. Москва, Кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krem1in.ru/eYents/president/ пе^^/17118.
Сегодня проблема формирования гражданской позиции, антикоррупционного поведения становится одной из актуальнейших, так как она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших сло-ёв общества. Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений и девиаций (отклонений) является одной из главных задач политики государства.
В этой связи серьёзную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а также уголовные преступления, в том числе коррупционного характера, разрушающие российскую государственность, подрывающие доверие к институтам власти, растлевающие население страны. Несмотря на провозглашённый гуманизм - своеобразный суперпринцип всего местного самоуправления, как и всего конституционного строя, на принцип равенства, принцип уважения прав человека и принцип незыблемости, ненарушаемости конституционных прав граждан, человек в нашей стране часто остаётся безоружным перед сплочённым бюрократическим аппаратом, который несвободен от многих недостатков.
«Бескультурщина, хамство служащих способствуют дезорганизации, дестабилизации социально-политических процессов, рождают недоверие между властью и людьми, не позволяют найти компромиссные выходы из конфликтных ситуаций. Они ведут к падению нравов в обществе, что неизбежно порождает большинство социальных проблем: тотальную коррупцию во всех эшелонах власти, нищету пенсионеров, недофинасирование бюджетной сферы, моральное убожество некоторых чиновников и депутатов. В сложившихся условиях продолжительной безответственности и безнаказанности, когда бюрократия приносит пользу, в основном, себе и своим близким, всё более нетерпимыми становится чиновничье хамство, несоблюдение элементарных правил поведения при общении с подчинёнными и посетителями. При этом в чиновники сегодня идёт большое количество умных, способных, амбициозных людей, не всегда обладающих профессиональными навыками, достаточной для работы с людьми квалификацией, моральными качествами и культурным уровнем, но они быстро заражаются всеми бюрократическими болезнями, находя их социально приемлемыми»3. Эти
3 Снегирёва М.В. Противодействие вербальной агрессии чиновников. Культура. Образование. Право: материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 апреля. 2013 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, Вып. 5. 2013. 109 с.
пороки дизайнерам нужно раскрыть визуальными средствами, опираясь, например, на статью закона «О противодействии коррупции» (от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции (ред. от 22.12.2014 г.), на описание конкретного юридического факта, на художественный текст и др.
Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.
По мнению антропологов, визуальная культура состоит из четырех элементов:
1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей (форма, цвет, вкус предметов).
2. Отношения. Визуальная культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
4. Правила. Эти элементы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями визуальной культуры. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и могут служить обоснованием1.
При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.
Важная задача при обучении - научить студентов содержательно рассматривать и анализировать мир, используя в работах «подсмотренное и переработанное». Видеть красоту, гармонию и понимать художественный образ дает возможность студенту создавать свои неповторимые творческие работы2.
1 Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 272 с.
2 Тарасова А.Г. Визуальная культура в художест-
венном образовании. Сб. научных статей по материалам III Всероссийскую науч.-практ. конф. с международным участием «Визуальные образы современной культуры: уральско-сибирские диалоги» (традиции и новации в
Дизайн имеет дело с объектами, которые ещё не существует в природе.
Процесс подготовки дизайнеров означает и изменение всей системы формирования профессиональных качеств личности в целом, и замену одних методик другими, а также перестройку учебных планов и программ. Будущим дизайнерам необходимо использовать в своей практике рациональные средства и методы, принимать решения на основе компетентности. Обучение дизайнера заключается в подготовке специалиста с широким набором творческих способностей, владеющего проектным языком, сформированными эстетическими взглядами, готового к постоянному саморазвитию и самореализации. Изобразительная информация выступает важнейшей составной частью коммуникативных процессов в обществе и в сфере дизайна, в частности. Однако изучение природы и специфики художественного языка изобразительной информации осуществляется в сфере дизайна еще недостаточно. Необходимость решения данной проблемы обусловлена двумя важными тенденциями развития дизайна и проектной культуры в целом3.
В процессе изучения дисциплины «Макетирование» предполагается освоение студентами приемов и методов достижения гармоничного взаимодействия материальной формы, развитие пластического видения, способности свободно и грамотно воплощать композиционное решение средствами макетирования, которое необходимо при подготовке бакалавра профессионального обучения в области дизайна. Целью изучения курса «Макетирование» является подготовка бакалавров, обладающих целостной системой знаний о законах художественно-композицион-ного творчества, владеющих пластическим видением и объемно-пространственным мышлением, способных свободно и грамотно воплощать композиционное решение в материальную форму. Для приобретения умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Макетирование» преследует решение следующих задач:
1) изучение техники и приёмов макетирования с учетом свойств и пластических возможностей различных материалов;
2) овладение методами моделирования объемно-пространственных композиций;
3) формирование умения грамотно ис-
культуре мегаполиса). Омск, 10-Папреля 2014. Омск: «Золотой тираж» ООО «ОМСКБЛАНКИЗДАТ», 2014. С. 174 -178.
3 Тарасова А.Г. Применение информационных технологий в обучении дизайну компьютерной графике. Сб. научных статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Сборник РИНЦ, РГППУ «21 век - век дизайна». Екатеринбург, 25 мая 2014. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. С. 148-155.
пользовать пластический художественный язык и конструктивные свойства материалов макетирования, добиваться максимальной выразительности работы;
4) развитие объемно-пространственного мышления;
5) формирование навыков самостоятельной творческой работы.
В результате изучения дисциплины «Макетирование» студент должен приобрести общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО, но немаловажными являются и социальные компетен-ции1.
Студент-дизайнер, обдумывая предложенную идею, последовательно воплощая собственный замысел, подчинённый серьёзной социальной проблеме, проникает в новую область человеческой жизни. Он становится носителем нового знания, социального художественного высказывания, двигателем прогресса. Его точка зрения опирается на исследование, например, сложного социального явления - коррупции. Дизайнеру -специалисту по художественному проектированию изделий и предметов - помимо решения эстетических задач приходится осуществить моральный выбор: занять чёткую антикоррупционную позицию, то есть определить своё правовое поведение.
Перед студентами педагог ставит задачу: специфическими инструментами труда дизайнера (краски, бумага, кисти, карандаши, ножницы, линейки и др.), а также автоматизированные средствами (персональный компьютер, плоттер, принтер, специальное программное обеспечение и пр.) создать эскизы, чертежи и макеты изобразительных форм, которые помогают раскрыть/показать социальную проблему. Опытный преподаватель помогает студентам-дизайнерам с разработкой проекта, но не ограничивает его творческую активность, не отвергает предлагаемые смелые решения, а умело корректирует их.
Е.И. Рогов указывает, что «под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях»2.
Деятельное сотрудничество преподавателей разных кафедр института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ М.В. Снегирёвой, А.Г. Тарасовой воплощается в
1 Тарасова А.Г. Учебно-методический комплекс дисциплины «Макетирование». Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 27 с.
2 Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и прак-
тика / Е.И. Рогов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
совместных проектах, в которых активно участвуют студенты. Так, в октябре 2015 года начата подготовка к «круглому столу» и выставке по антикоррупционной тематике, которые пройдут в стенах Российского государственного профессионально-педагогического университета. И дальше выставка студенческих работ продолжит свою работу на другой площадке учебного учреждения, а именно в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры».
В большинстве европейских государств, в том числе и Российской Федерации, коррупция уголовно наказуема. К сожалению, Россия входит в число стран с высоким уровнем коррупции, что мешает её экономическому развитию, созданию условий для предпринимательской активности. Коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве, с ней необходимо бороться различными способами и средствами, так как нестабильное состояние бизнес-среды и коррумпированного бюрократического аппарата, широкой вовлечённости граждан в преступные схемы грозит стране серьёзными политическими рисками.
В послании Генерального секретаря Организации Объединённых наций Пан Ги Муна сказано: «Я настоятельно призываю каждую страну ратифицировать и выполнять Конвенцию Организации Объединённых наций против коррупции, чтобы выкорчевать глубоко укоренившуюся коррупцию. Предусмотренные в ней основополагающие меры по предупреждению коррупции, её криминализации, осуществлению международного сотрудничества и возвращению активов дали значительные результаты, однако в этих областях предстоит сделать ещё гораздо больше»3. Наверное, правильно, когда молодёжь вовлечена в решение глобальных проблем современности, хотя бы на своём уровне и имеющимися у неё средствами.
Для пропаганды антикоррупционных знаний о коррупции ООН (Организация Объединённых Наций) учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря). Студенты и преподаватели уже начали воплощать в жизнь свои научно-исследовательские и творческие идеи, предполагая обобщить их при проведении «круглого стола» и выставки в РГППУ в декабре 2015 года.
Успешная учебно-творческая деятельность, развитие коммуникативных способностей, индивидуальный подход в решении эстетических задач и воплощение социальных идей позволяют говорить о том, что студент, обучаясь в
3 Послание Генерального секретаря Пан Ги Муна по случаю Международного дня борьбы с коррупцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/ events/anticorruptionday/
вузе, формирует значимые мировоззренческие качества, показывает любознательность, целеустремлённость, решительность, принципиальность, самостоятельность. Очень важно, что импульс к творчеству может быть задан социальной задачей, ранее не встречавшейся, но студент берётся за неё и создаёт имеющимися техническими средствами художественные образы, дизайнерский продукт.
При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них»1.
Таким образом, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию. «Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориен-тации»2.
Современный студент-дизайнер, который знает, умеет, владеет: с позиции Б. Блума: «знает» - может воспроизвести и самостоятельно интерпретировать; «умеет» - способен действовать на основе знаний, решать практические задачи; «владеет» - может свободно пользоваться, решать любые практические задачи3.
Формирование социальной компетентности студентов-дизайнеров, включённых в проекты по профилактике правонарушений коррупционной направленности, будет тем успешнее, чем больше они начнут взаимодействовать с преподавателями, друг с другом для воплощения собственных идей и концепций, обмениваться творческими находками, высказывать собственные взгляды по острым социально-политическим, экономическим и
1 Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге / С. Зеки // В мире науки. 1992. № 11. С. 33-41.
2 Вайндорф-Сысоева М.Е, Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. (Технология правильного ответа). М.: Юрайт -Издат, 2004. 254 с.
3 Бердяева Т.В., Сурыгин А.И. Профессио-
нально важные качества личности специалиста. Подход, средства формирования, методики оценивания. СПб.: Политехнический университет, 2005.
130 с.
культурным проблемам. Гражданская зрелость складывается из многих элементов, «и очень важно предоставить гражданам право самим бороться с коррупцией и обманом,
4
стимулировать их на это» .
Социальная компетенция в современной научной литературе определяется качеством личности, сформированным в процессе ее социализации, представляет определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека, обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей, и определяет направленность личности и ее готовность к эффективному взаимодействию со средой. Социальная компетенция - одна из пяти, которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества. Важное значение имеет сформированность у будущих педагогов такой ключевой компетенции, как социальная. Существует объективная необходимость формирования социальной компетенции студентов в педагогическом вузе и нацеленностью традиционной педагогической практики на знаниево-ориентированные технологии и методики обучения. Формирование социальной компетенции педагога рассматривается в едином контексте формирования его профессиональной компетентности, с учетом методологических ориентаций, обусловленных реализацией компе-тентностного подхода в образовании, особенностей функционирования отечественной системы высшего профессионального образования, требованиями к педагогической профессии. В соответствии с данным пониманием социальной компетенции мы определяем социальную компетенцию педагога как совокупность социально-педагогических и социально-психологических знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, мы рассматриваем социальную компетенцию педагога как обязательную часть его общепрофессиональной компетентно-сти5.
Именно этим занята сегодня творческая группа (студенты + педагоги) из РГППУ, настроенная на создание интересного интеллектуального продукта социальной направленности. Для студентов специальности «Дизайн» творческий проект по антикоррупционной тематике является фундаментальной сферой знаний и умений, без которых дизайнер не может состояться как специалист. Из вы-
4 Филиппов П.С. Гражданам - правовое оружие для борьбы с коррупцией и обманом / П.С. Филиппов. СПб.: Норма, 2012. 32 с.
5 Мосягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа) [Электронный ресурс] / Г.П. Мосягина. - Режим доступа: http://discollection.ru/ атйс!е/25112008_mosjagina_galina_ рейоут_72909
шесказанного можно сделать вывод, что студент постоянно должен расширять активно свой кругозор, приобретать навыки работы в различных направлениях, формировать исследовательские умения в поисках информации, развивать и тренировать восприятие и навыки принятия оптимальных решений, создавать интеллектуальный продукт. А педаго-
гу в условиях духовно-нравственных основ жизни нужно последовательно и целеустремлённо формировать социальные компетенции, общечеловеческие ценности в поведении обучающихся.
Надеемся, что такой опыт будет полезен как студентам, так и педагогам.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бердяева, Т.В., Сурыгин А.И. Профессионально важные качества личности специалиста. Подход, средства формирования, методики оценивания. / Т.В. Бердяева, А.И. Сурыгин. - СПб.: Политехнический университет, 2005. - 130 с.
2. Вайндорф-Сысоева, М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. (Технология правильного ответа) / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт - Издат, 2004.
- 254 с.
3. Вилкова, А.А. Формирование компетентности в области живописи у специалиста-дизайнера в вузе - [Электронный ресурс] / А.А. Вилкова. - Режим доступа: http://discollection. ru/article/ 07102007_vilkova_anna_anatol_evna_73614
4. Зеки, С. Зрительный образ в сознании и в мозге / С. Зеки // В мире науки. - 1992. - № 11.
- С. 33-41.
5. Мосягина, Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа) - [Электронный ресурс] / Г.П. Мосягина. - Режим доступа: http://discollection.ru/article/25112008_mosjagina _galina_ petrovna_72909
6. Послание Генерального секретаря Пан Ги Муна по случаю Международного дня борьбы с коррупцией - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/ anticorrup-tionday/
7. Путин, В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 декабря 2012 года. Москва, Кремль - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/17118.
8. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
9. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 272 с.
10. Снегирёва, М.В. Противодействие вербальной агрессии чиновников. Культура. Образование. Право: материалы Международной заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 апреля. 2013 г. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2013. Вып. 5. - 109 с.
11. Тарасова, А.Г. Визуальная культура в художественном образовании. Сб. научных статей по материалам III Всероссийскую науч.-практ. конф. с международным участием «Визуальные образы современной культуры: уральско-сибирские диалоги» (традиции и новации в культуре мегаполиса). Омск, 10-11апреля 2014. - Омск: Золотой тираж, 2014. - С. 174 -178.
12. Тарасова, А.Г. Учебно-методический комплекс дисциплины «Макетирование». - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 27 с.
13. Тарасова, А.Г. Применение информационных технологий в обучении дизайну компьютерной графике. Сб. научных статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Сборник РИНЦ, РГППУ «21 век - век дизайна». Екатеринбург, 25 мая 2014. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - С. 148-155.
14. Ушакова, Н.Н. Мониторинг формирования социальной-компетентности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - №26 (285). - 168 с.
15. Филиппов, П.С. Гражданам - правовое оружие для борьбы с коррупцией и обманом / ПС. Филиппов. - СПб.: Норма, 2012. - 32 с.