Научная статья на тему 'Правовые принципы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований'

Правовые принципы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3031
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ / ЗАКОННОСТЬ / ГЛАСНОСТЬ / ПЛАНОВОСТЬ / МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ / LEGAL PRINCIPLES / FINANCIAL ACTIVITY / FEDERALISM / LEGALITY / PUBLICITY / PLANNING / LOCAL FINANCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табатадзе Давид Георгиевич

В статье рассматриваются основные правовые принципы регулирования финансовой деятельности органов местного самоуправления, раскрываются их содержание, значение и особенности реализации в практике финансовой деятельности муниципальной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal princip of realisation of financial activity of municipal unions

The article deals with the main legal principles of regulating local government agencies financial activities, reveals their content and meaning, as well as peculiarities of their implementation in the practice of municipal authorities financial activities.

Текст научной работы на тему «Правовые принципы осуществления финансовой деятельности муниципальных образований»

Табатадзе Д.Г.

Правовые принципы осуществления финансовой деятельности

муниципальных образований

Проблема правового регулирования финансовой деятельности местного самоуправления в настоящее время приобрела первостепенное значение. Коренная реорганизация управления на местах, создание самостоятельной системы местного самоуправления в Российской Федерации обусловили невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, закрепленное Конституцией РФ [1]. Тем самым новый правой статус субъектов местного самоуправления обусловил возможности самостоятельно формировать и использовать местные финансы, саморегулировать финансово-бюджетные отношения с другими субъектами. Но этот процесс не может осуществляться вне государства и без его поддержки. Именно поэтому, гарантируя местное самоуправление, Российская Федерация принимает на себя обязательства по обеспечению необходимых материальных и правовых условий для развития финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Реализация данных обязательств обусловливает главный способ влияния государства на финансовую деятельность органов местного самоуправления - это правовое регулирование, которое строится на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих наиболее сущностные особенности и целенаправленность финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Основными общеотраслевыми принципами финансового права можно назвать следующие [2, с. 47]:

1) приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;

2) социальная направленность финансово-правового регулирования;

3) федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;

4) единство финансовой политики и денежной системы;

5) самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;

6) распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;

7) участие граждан РФ, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле;

8) гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

9) принцип плановости и законности финансовой деятельности.

Основное содержание правовых принципов финансовой деятельности органов местного самоуправления определяется Конституцией РФ.

Главными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Наиболее полно принцип федерализма раскрыт в научной литературе применительно к бюджетной деятельности муниципальных образований [3, с. 364-410]. Как отмечает Ю.А. Крохина, бюджетная деятельность муниципальных образований во многом обусловлена политико-социальной ролью местного самоуправления и в условиях федеративного устройства государства осуществляется в строгом соответствии с разграничением бюджетной компетенции (прав) между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Влияние федеративного устройства государства на формирование доходов и расходов местных бюджетов выражается, по мнению Ю.А. Крохиной, в двух аспектах [3, с. 383-385]. Первый аспект связан с государственным регулированием и организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления и использованию этих ресурсов в соответствии с задачами, вытекающими из функций местного самоуправления. На данном этапе правовыми методами определяются состав расходов муниципального образования, источники доходов, порядок формирования доходов и направления расходов. Наиболее сложной и важной задачей государственного регулирования муниципальных доходов и расходов на стадии формирования является обеспечение соответствия расходных функций и доходных поступлений как основного условия эффективности созданных бюджетных взаимосвязей. Однако в процессе формирования бюджетных отношений муниципального уровня трудно добиться соответствия доходного потенциала и потребностей в финансировании расходов. Названные обстоятельства предопределяют законодательную регламентацию бюджетных отношений муниципального

образования с субъектом Российской Федерации, в составе которого это образование находится, и Российской Федерацией в целом как единым государством.

Правовое регулирование разграничения бюджетных доходов и расходных полномочий между местным и государственным уровнями выражает второй аспект влияния федеративного устройства государства на формирование бюджетов муниципальных образований. Посредством системы правового регулирования межбюджетных отношений обеспечивается соответствие расходных функций и доходных поступлений в местном бюджете.

Важно обратить внимание, что, несмотря на относительную самостоятельность, оба аспекта действия принципа федерализма в сфере образования, распределения доходов и расходов местных бюджетов функционируют как единое целое, поскольку отражают две стороны единого процесса организации бюджетных отношений и бюджетной политики государства.

Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования признано государством как важнейшее условие для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий [4].

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и другое.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целостной системы финансово-плановых документов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности [5, с. 5]. Ю.А. Крохина указывает на сочетание принципа самостоятельности местных бюджетов с их государственной финансовой поддержкой [3, с. 385]. В соответствии с названными принципами доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Европейская хартия местного самоуправления в качестве одного из основных закрепляет принцип соразмерности ресурсов органов местного самоуправления полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом [6]. При этом, как справедливо считают исследователи, данный принцип выступает как цель, к достижению которой необходимо стремиться, «поскольку ресурсы никогда не соразмерны потребностям. Применение данного принципа необходимо, поскольку он требует выработки общих правил и определения неких средних показателей обеспеченности ресурсами тех или иных видов задач, решаемых органами власти» [7, с. 254].

Большинство толковых словарей русского языка определяют «соразмерность» как согласование, пропорциональность, соответствие чему-либо по величине, размеру и т.п. [8, с. 274; 9, с. 747]. Соразмерность, как и формально-юридическое равенство, является универсальным правовым принципом.

Важным в осуществлении органами местного самоуправления финансовой деятельности является принцип самостоятельности в формировании и использовании местных финансов, который гарантируется Конституцией РФ (ст. 12, 30-133). Органы местного самоуправления самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги в соответствии с федеральным законодательством. Они вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий, при согласовании с ними и соответствующем финансовом обеспечении со стороны государственной власти.

С.Б. Дремов указывает, что местные финансы, как и государственные, в своем правовом содержании должны опираться на следующие принципы:

- единство законодательной и нормативной базы;

- открытость и прозрачность;

- разграничение полномочий и предметов ведения;

- целевая ориентированность;

- научный подход к реализации намеченных целей;

- экономичность и рациональность;

- управляемость финансовыми потоками на централизованной основе [10, с. 41].

Подчеркивая важность правовой основы местных финансов, ст. 2 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает обязательность таких принципов, как самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность.

Необходимо отметить, что не все указанные принципы реализуются на практике, что свидетельствует о наличии проблем в реформировании местного самоуправления. Только в том случае, когда органы местного

самоуправления будут осуществлять свою финансовую деятельность в соответствии с рассматриваемыми нами принципами, можно будет говорить о достаточном финансовом обеспечении муниципальных образований.

Литература

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Хи-мичева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008.

3. Крохина Ю.А. Принцип федерализма в бюджетном праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001.

4. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утв. Указом Президен-та Российской Федерации от 15 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 21 октября.

5. Деменкова А.В. Реализация принципа соразмерности местных финансов объему компетенции органов местного самоуправления // Гражданин и право. 2006. № 4.

6. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 44-66.

7. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. М., 2004.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 4.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

10. Дремов С.Б. Правовое регулирование финансовых отношений в системе местного самоуправления Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.