О.В. Толстик
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
В настоящее время наиболее обсуждаемой проблемой является укрепление федерации в обществе с трансформирующейся политической системой. В социальных науках эта проблема рассматривается с позиций устойчивости федеративных отношений. Исследователи еще не достигли единодушия относительно условий обеспечения устойчивости федерации.
Одни авторы считают, что устойчивость федерации зависит от федерального правового контроля, обеспечивающего фактическое соответствие конституций, нормативных актов региональных субъектов конституции федерации. Другие исследователи полагают, что решение социально-экономических проблем регионов способно гарантировать длительность федеративных отношений. Третьи подчеркивают значение безопасности регионов, актуальной в связи с этнонациональными конфликтами. Многообразие точек зрения обозначило необходимость политико-правового объяснения причин региональной заинтересованности субъектов федерации в устойчивости федеративных отношений и разработке соответствующего методологического подхода.
В юридической науке можно выделить легальный и социологический подходы в интерпретации понятия устойчивости федерации в условиях трансформации политической системы.
Юристы называют конституционный порядок «фактической конституцией», то есть реальным порядком социальных отношений, подлежащих регулированию конституцией.
Конституция государства закрепляет права граж-дан и государственное устройство, его форму. В отличие от унитарного государства, конституция федерации нормативно закрепляет единство союзного государства и разделение государственной власти между федеральным центром и региональными субъектами федерации. Единство и разделение государственной власти по вертикали составляет конституционную основу федерации [1, с. 7]. С легальной точки зрения, конституционный порядок регионов федерации означает уровень фактического соблюдения региональными субъектами федерации принципов единства союзного государства и разделения государственной власти по вертикали.
В рамках легального подхода рассматриваются регулятивная и правоохранительная функции федеральной конституции.
Регулятивная функция федеральной конституции заключается в приоритете норм федеральной конституции перед нормами конституций (уставов) субъектов союзного государства. Конституционные нормы союзного государства являются общими, поскольку обладают предписывающей и связующей силой на всей территории федерации. Следовательно, федеральная конституция нормативно упорядочивает все сферы общественных отношений и обмен ценностями, управление и подчинение, обеспечение правопорядка [2, с. 168].
Правоохранительная функция федеральной конституции предполагает контроль поведения субъектов конституционного права. Если федеральные и региональные органы государственной власти нарушают федеральную конституцию, то в регионах развивается конфедеративное и унитарное правовое пространство, противоположное федеративному устройству.
В легальном аспекте конституционный порядок является частью правопорядка федерации. Правопорядок регламентируется общими нормами федеральной конституции и отраслевыми правовыми нормами. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями [3, с. 526]. Поэтому конституционный порядок образует основную часть правопорядка, поскольку распространенность нарушений основного закона в регионах угрожает распадом федерации.
В регионах федерации конституционный порядок не является постоянной величиной. Переменная величина порядка определяется числом конституционных правонарушений, допускаемых в регионах центральными и местными органами государственной власти и должностными лицами. В легальном аспекте устойчивость конституционного порядка в регионах и устойчивость союзного государства возрастают по мере снижения количества правонарушений, допускаемых субъектами конституционного права.
С легальной точки зрения, федеральный контроль конституционного порядка в регионах федерации обеспечивается юридическими средствами. Сущность федерального контроля заключается в сдерживании конституционных правонарушений. Контроль сочетает превентивную и реактивную стратегии. Превентивная стратегия предотвращает конституционные правонарушения. Она сдерживает «параллельное и зачастую взаимоисключающее правотворчество федерации и ее субъектов» [1, с. 8]. Реактивная стратегия предусматривает проверку, выявление конституционных правонарушений и судебное установление меры ответственности за правонарушение. Для превентивной и реактивной стратегий характерен принудительный стиль, формализованный в конституционном праве.
Величина конституционного порядка в регионах определяется количеством конституционных правонарушений: рост движений сепаратизма, трансформация федеративных отношений в
конфедеративные и распад федерации. Устойчивая федерация с демократическим режимом свидетельствует об эффективности законотворческой и правоохранительной деятельности государства, способного гарантировать конституционные права и свободы своих граждан. Как исследовательская перспектива легальный подход имеет недостатки. Он не учитывает ограниченности материальных и человеческих ресурсов общества, предоставляемых в распоряжение правоохранительной деятельности. Те федерации, которые исключительно полагаются на внешний контроль конституционного порядка, оказываются неустойчивыми.
Вследствие теоретической ограниченности легализма, в научной литературе получил распространение социологический подход. В изучении проблемы устойчивости союзного государства социологи руководствуются принципами легитимности нормативного порядка, фактической значимости для субъектов конституционного права требований федеральной конституции.
Критерий легитимности порядка применим в объяснении проблемы устойчивости федерации, так как действия органов государственной власти регионов и их граждан в отношениях с федеральным центром зависят от их представлений о справедливости конституционно установленного разделения власти по вертикали. С точки зрения социологического подхода, понятие устойчивости союзного государства означает постоянство федеративных отношений, обусловленное субъективной значимостью требований федеральной конституции для субъектов конституционного права.
У этого определения имеются два основания. Во-первых, федеральная конституция выполняет интегративную функцию. По мнению В.П. Казимирчука и В.Н. Кудрявцева, она обеспечивает включенность субъектов федерации и граждан «в единую систему социальной организации» [4, с. 69]. Следовательно, социологическое понимание устойчивости федерации учитывает эту социальную функцию, объясняет координацию действий участников политического процесса соображениями значимости общеправовых норм. Во-вторых, от интегративных последствий федеральной конституции зависит результативность ее регулятивной и правоохранительной функций в регионах. Конституция упорядочивает практику федеративных отношений, которая имеет общественное признание. Легитимность конституционного порядка ведения политического процесса - переменная величина. Чем выше легитимность федеральной конституции, тем меньше требуется ресурсов государственного принуждения в отношении ее нарушителей.
Вслед за М. Вебером, М. Доган различает понятия легитимного и легального порядка. Понятие легитимного порядка подчеркивает фактическую значимость формального соответствия порядка социальных отношений законам страны [5, с. 160]. Легальный порядок не всегда обладает легитимностью. Мотивом следования правовым нормам может быть опасение негативных санкций при невыполнении обязательств. В этом случае, если ослабевает внешний контроль, нормативное взаимодействие переходит в девиантное поведение. В социологическом аспекте проблема устойчивости федерации - это проблема легитимности федеральной конституции. Эта легитимность проявляется в политическом конформизме субъектов федерации и населения региона. Конформизм, означающий нормативную ориентацию действий, мотивирован морально и прагматически: федеральная конституция уважительно воспринимается и с заинтересованностью исполняется.
У социологического подхода также имеются свои достоинства и недостатки. Он ориентирует на изучение заинтересованности субъектов федерации и населения территории в конституционном порядке и акцентирует социально-экономические, политические, культурные причины этой заинтересованности. Социологический подход подчеркивает значение политического конформизма регионов в отношениях с федеральным центром. Данный подход не учитывает прерывности федеративных отношений в условиях динамично изменяющейся политической системы. Недооцениваются национализм и сепаратизм, способные привести к распаду федерации при потере способности федеральной власти реагировать на конституционные нарушения.
Как видно из вышеизложенного, в изучении проблемы устойчивости федерации преобладают однофакторные подходы. Для легального подхода эта устойчивость производна от усилий федеральной власти, способной обеспечить юридическими средствами соответствие конституций субъектов федерации общефедеральной конституции. При этом не учитывается заинтересованность региональных политических сил в сохранении федерации. В социологическом подходе акцентируется политический конформизм сторонников федеративного государства и не учитываются политические силы, выступающие против федеративного устройства. В изучении проблемы федерации необходим интегральный подход, позволяющий свести воедино отдельные концептуальные достижения легального и социологического подходов.
Литература
1. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
2. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.
3. Правопорядок // Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1997.
4. Казимирчук В.И., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995.
5. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994. № 6.