Толстик О.В.
Правовые механизмы обеспечения устойчивости федерации:
интегральный подход
Интегральный подход в современной теории права является одним из самых перспективных, так как позволяет интегрировать методы нескольких научных дисциплин в изучении права. С позиций анализа федеративного правопорядка принципом интегрального подхода является комплексность основных причин устойчивости федерации в условиях трансформации политической системы. Поскольку эта трансформация происходит в ходе борьбы политических сил федерализма и сепаратизма, демократии и авторитаризма, устойчивость федерации зависит от двух переменных величин - легитимности федеральной конституции и федерального контроля конституционного порядка. Чем выше легитимность федеральной конституции, тем меньше требуется ресурсов федерального контроля для сдерживания, маргинализации противников федерализма и демократии и наоборот. Когда регионы отрицают принципы единства союзного государства и разделения государственной власти по вертикали, конституционный порядок ведения политического процесса становится нелегитимным. Федерация оказывается неустойчивой при отсутствии политического конформизма субъектов федерации и населения регионов и при неспособности федеральной власти противодействовать нарушениям конституции.
Обратимся к факторам, способствующим политическому конформизму регионов и федеральному контролю конституционного порядка, от которых зависит устойчивость федерации.
Политический конформизм регионов может поддерживаться верой в священность издавна существующей федерации. Эту веру М. Вебер именовал традиционным признанием порядка [1, с. 617]. По мнению К.С. Гаджиева, вера в священность федерации неотделима от исторической памяти совместного проживания народов в течение многих поколений [2, с. 248]. В отличие от истории унитарных государств, федеративная организация невозможна без писаной конституции, определяющей сферы юрисдикции и способ кооперации центрального государства и субрегионов. Вера в священность федерации переносится на конституцию и передается новым поколениям в процессе социализации, обучения конформизму. Политический конформизм проявляется в повышенном внимании к теме федеральной конституции, нарушение которой вызывает тревогу в общественном мнении. Уважение конституции выражается отрицанием попыток ее ревизии.
Политический конформизм субъектов федерации - фактор устойчивости государственного устройства. Федерализм длительное время был альтернативой имперскому идеалу. В Древнем Риме федерализация соседних территорий была скрытой формой построения империи. Германская империя 1871 года создавалась с помощью кратковременной федерализации немецких королевств.
Политический конформизм региональных субъектов федерации отличает соблюдение принятой процедуры внесения поправок к Основному закону, что обеспечивает относительную стабильность конституционного текста. Федерации могут различаться мягким и жестким вариантом поправочной процедуры. Некоторые федерации, например, Индия, допускают изменение конституции простым большинством субъектов федерации. В других федеративных государствах, в том числе в РФ, применяется жесткий вариант процедуры конституционных изменений квалифицированным большинством или всеми субъектами федерации [3, с. 25]. Наиболее жесткая процедура действует в ФРГ, где конституционно запрещено изменение федеративного устройства [4, с. 6].
Независимо от различий поправочного механизма, политический конформизм сторонников федерализма проявляется в соблюдении процедуры внесения, принятия или отклонения поправок к конституции. Напротив, политический нонконформизм отрицает федеральную конституцию вместе с поправочной процедурой. Об этом свидетельствует политический радикализм сторонников сецессии.
Отсутствие политического конформизма объясняет недолговечность федераций. Попытки создания федераций в ходе деколонизации в большинстве случаев оказались безуспешными. В регионах, прежде контролируемых Великобританией, только Индия обладает устойчивым федеративным устройством. После непродолжительного периода распалась федерация стран Карибского бассейна, Родезии, Новой Зеландии, а также Мали, находившегося в составе Французского сообщества. Усилился сепаратизм Малайской федерации и Нигерии. Кратковременным экспериментом оказался федерализм в Конго и Индонезии.
Для конформизма участников политического процесса не имеет значения источник происхождения федеральной конституции, является ли она оригинальной или производной. Первая воплощает инновационный образец взаимодействия федерации и ее региональных частей, а вторая следует стандарту с возможными изменениями, вызванными соотношением политических сил в период
учреждения федерации и прошлым развитием регионов. Различие оригинальных и производных образцов федеральной конституции не указывает на длительность существования федераций и, следовательно, политический конформизм регионов. Демократический конституционализм США, Швейцарии и СССР - оригинальные образцы конституционного устройства. В России конца ХХ века произошла замена советского образца на демократический стандарт конституционализма. С другой стороны, распад федераций в большинстве постколониальных стран не указывает на безусловную длительность существования государств, ориентированных на внешний опыт.
Для политического конформизма регионов имеет вторичное значение способ учреждения федерации, является ли она конституционной или конституционно-договорной. В первом случае федерации образуются принятием или изменением конституции. Во втором случае федеральной конституции предшествует подписание федеративного договора. Различение двух видов легальных актов учреждения федерации не свидетельствует о будущей устойчивости или неустойчивости государственного устройства.
Вера в священность федерации определяется наличием федеральной традиции политической культуры правительств и граждан. Устойчивость этой веры зависит от длительности существования федерации. Поскольку вера может быть подорвана националистическими или унитарными движениями, идеологи федерализма пытаются усилить политический конформизм регионов. Сегодня получили распространение две формы федеральной идеологии: субсидиарная и глобалистская.
Идеология субсидиарности обосновывает естественную ответственность федерации за развитие регионов. Принцип субсидиарности предполагает федеральную помощь региону для его последующего саморазвития. В настоящее время данный принцип вошел в конституции всех демократических государств, в том числе и Конституцию РФ [3, с. 237; 5, s. 30]. Поскольку субсидиарная ответственность предполагает региональное саморазвитие, сторонники идеологии утверждают, что политические свободы возможны только при федерализме. Данное утверждение о прямой связи политических свобод и федерализма не поддается проверке. В одних случаях федеральная конституция гарантирует равные свободы на территории субъектов федерации. В других случаях федерализм может быть инструментом подавления свободы и социального прогресса.
Федерально-глобалистская идеология обосновывает неизбежность федерализма в условиях трансграничных, экономических, политических и информационных связей. Федерализм рассматривается адекватным глобализации транснациональным институтом. Он заменяет унитарные национальные государства.
Идеологи субсидарности и глобализации могут поддерживать традиционную веру в священность федерации. Но они не могут заменить эту веру идейной убежденностью в неизбежность федерализма. Субсидиарная ответственность федерации за саморазвитие регионов опосредуется политическим режимом, а преимущества глобализации не всегда очевидны.
Таким образом, федерализм трансформирующейся политической системы означает политическое движение за сохранение федеративного устройства государства. В условиях смены политического режима устойчивость федерации зависит от политического конформизма субъектов федерации и населения регионов, уважительно и заинтересованно исполняющих требования новой федеральной конституции. Конформизм участников политического процесса поддерживается верой в федерацию, идеологиями федерализма и заинтересованностью в помощи федерального центра в решении проблем социально-экономического развития и безопасности регионов. Поскольку федерализму противостоят политические партии и движения национального сепаратизма, конформизм участников политической трансформации не будет всеобщим. Устойчивость федерации зависит от способности федерального центра осуществлять конституционный контроль и противодействовать политическому экстремизму. В условиях трансформации политической системы устойчивость федерации не является предопределенной. Затяжная нерешенность региональных проблем и правительственная неспособность обеспечить конституционный порядок ведения политического процесса приводят к региональному отрицанию единства союзного государства.
Литература
1. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990.
2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.
3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
4. Современный немецкий конституционализм. М., 1994.
5. Laufer H. Der Grundkonsens in der freiheitlichen Demokratie. Koeln, 1988.