ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Ярошевич А.Ю.
Ярошевич Андрей Юрьевич - сотрудник, Академия Федеральной Службы Охраны Российской Федерации,
г. Орёл
Аннотация: в статье рассматриваются правовые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Российской Федерации. Автор выделяет основные виды дронов и квадрокоптеров, отражая их классификацию по назначению, весу и другим критериям. Особое внимание уделяется повышению рисков в сфере национальной безопасности и необходимости нормативно-правового регулирования: приводятся требования Воздушного кодекса РФ, а также дополнительные правила и ограничения, предусмотренные подзаконными актами. Анализируются возможные угрозы, связанные с несанкционированным использованием дронов (шпионаж, террористические атаки, контрабанда), и способы противодействия им, включая радиоэлектронную борьбу и физическое уничтожение аппаратов. Работа подчёркивает важность разработки эффективного механизма государственного контроля, который позволил бы использовать все преимущества беспилотных технологий и одновременно минимизировать возникающие риски.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БПЛА), дроны, квадрокоптеры, правовое регулирование, национальная безопасность, воздушное пространство, законодательство, регистрация, административная ответственность, уголовная ответственность, безопасность полётов, радиоэлектронная борьба
УДК 340.113
Рост популярности беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) - от любительских квадрокоптеров до профессиональных дронов - сопровождается повышением рисков в сфере национальной безопасности. Наряду с очевидными преимуществами (мониторинг, разведка, доставка грузов) беспилотники могут использоваться в противоправных целях: ведение несанкционированной фото- и видеосъемки объектов критической инфраструктуры, охраняемых органами государственной охраны объектов, организация террористических атак, контрабанда и т.д. В этой связи органы государственной власти Российской Федерации все больше внимания уделяют нормативно-правовому регулированию в сфере эксплуатации БПЛА и созданию механизмов пресечения незаконного использования дронов.
В мировой практике не сложился единообразный понятийный аппарат в отношении беспилотных летательных аппаратов. Поэтому при рассмотрении данной темы необходимо разграничить смысл терминов, которые используются в науке в настоящее время [9, С.87]:
- «квадрокоптер» («мультикоптер») - беспилотный летательный аппарат, оснащенный видеозаписывающим устройством; его строение осуществляется на основе вертолетной системы, поэтому может иметь некое количество винтов;
- «дрон» - беспилотный дистанционно-управляемый летательный аппарат, оснащенный видеозаписывающим устройством.
Отличие состоит не в строении или особенностях полета, а в охвате понятий. Коптер - это летательный аппарат беспилотного типа, он строится на четырех отдельных моторчиках, управляющих быстро вращающимися пропеллерами. Замедление или ускорение определенных моторчиков наклоняет корпус устройства в воздухе, позволяет технике лететь.
Таким образом, понятие «беспилотный летательный аппарат» обладает вышеперечисленными разновидностями данного устройства, на которые распространяется действие российского законодательства. Необходимо также отметить, что ни в международном, ни в национальном законодательстве нет единого подхода и к определению беспилотного воздушного (летательного) судна (аппарата).
Основополагающий документ, определяющий общие правила эксплуатации воздушных судов (включая беспилотные), - Воздушный кодекс РФ. Именно в этом документе находится легальное определение беспилотного летательного аппарата. При этом стоит учесть то, что в Кодексе законодатель оперирует прежде всего понятием «воздушное судно».
Под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ [1]).
Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ [1]).
Дополнительные требования к эксплуатации БПЛА содержатся в подзаконных актах Правительства РФ и приказах Минтранса и Росавиации (например, Правила использования БПЛА закреплены в Федеральных правилах использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 [7] и др.). В них, в частности, регламентированы правила подачи заявок на полеты, маршрутизация, высотные лимиты и иные ограничения.
По своему назначению БПЛА классифицируются - для научных (испытания новой техники, в т.ч. новых принципов полета, наблюдения за природными явлениями и др.) и прикладных целей (подразделяются на БПЛА для военного и гражданского применения). Кроме того, БПЛА классифицируются по взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета, размерам самих аппаратов.
Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера. Это следует из смысла ст. ст. 8, 33, 37 Воздушного кодекса РФ [1].
Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС - тут законодатель выделяет три группы:
1) до 150 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;
2) от 150 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеров (иных БВС);
3) от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.
На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
При этом такое разделение условно, поскольку БВС можно отнести к средствам двойного назначения (т.е. и «гражданский» БВС может быть превращен в боевой небольшими модификациями) (п. 9.1.12 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299 [8]).
В наши дни квадрокоптеры широко используются не только частными лицами, но и самыми разными государственными структурами. Так, департамент охоты и рыболовства задействует их для противодействия браконьерам, Комитет лесного хозяйства России — для своевременного обнаружения лесных пожаров с помощью инфракрасных камер, способных выявлять очаги возгорания под слоем торфа. Министерство сельского хозяйства внедряет беспилотные технологии в целях ухода за растительностью, а поисково-спасательные подразделения применяют дроны для мониторинга мест зимнего отдыха (зимняя рыбалка, зоны крещенских купаний, лесопарки) и пляжей в купальный сезон, чтобы предотвращать несчастные случаи.
Воинские части Министерства обороны России используют квадрокоптеры для разведки на ближних расстояниях, корректировки координат при огневом воздействии, а также контроля территории и важных объектов. Кроме того, российские Вооружённые Силы оснащаются беспилотными летательными аппаратами «Охотник», «Корсар», «Орлан» и другими, способными решать широкий спектр задач: от ведения разведки и ударных миссий до радиопомех, целеуказания, ретрансляции данных и доставки грузов.
Инспекторы государственного земельного надзора Росреестра используют квадрокоптеры для фото - и видеосъёмки участков с целью выявления нарушений целевого использования земли и несанкционированных свалок (информация затем направляется в Росприроднадзор). МЧС России применяет дроны для контроля соблюдения противопожарного режима, а центры организации дорожного движения региональных администраций — для быстрого документирования дорожно-транспортных происшествий. Наконец, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости использует беспилотники для проверки сноса самовольных построек и выполнения других надзорных функций.
Прорывные технологии, сделавшие дроны доступными практически каждому, неизбежно оборачиваются новыми вызовами, которые сложно переоценить. Небольшой, почти незаметный аппарат с высокоточными камерами и средствами радиоэлектронного подавления способен незаметно вести разведку на объектах, от которых зависит безопасность целого государства. Он же может стать незаменимым инструментом для террористов и диверсантов, сумевших превратить некогда безобидное устройство в летающую платформу для доставки взрывчатки или опасных веществ в людные места. В то же время те же самые технологии позволяют нелегально пересекать границы, прокрадываться в закрытые зоны и осуществлять контрабандные поставки практически под самым носом у правоохранителей.
Но и этим потенциальные угрозы не ограничиваются. Беспилотники создают реальную опасность для традиционного воздушного транспорта, зачастую нарушая установленные правила полётов и ставя под угрозу и пассажирские авиалайнеры, и легкомоторные самолёты, особенно если оператор не имеет должной подготовки или сознательно пренебрегает нормами. Целые массивы видеоматериалов, снятых с высоты, пополняются сюжетами, которые никто не хотел бы видеть в публичном доступе: дроны легко нарушают тайну личной жизни, получая доступ к частной собственности без приглашения. Сам факт возможности незаметного наблюдения из воздуха заставляет людей ощущать себя беззащитными.
Все это формирует мощный комплекс рисков, обусловленных скоростным развитием технологий беспилотников и их широким распространением. Не случайно государственные структуры стремятся выработать механизмы жёсткого регулирования и контроля в этой сфере, ведь любой недостаток в правовом поле моментально превращается в брешь в национальной безопасности и угрозу для обычных граждан.
Для нейтрализации или принудительной посадки (вывода из строя) беспилотников могут применяться средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также физическое уничтожение дрона (например, с помощью стрелкового оружия) при наличии реальной угрозы безопасности. Однако использование таких средств подчиняется ряду правовых ограничений, закрепленных в Федеральных законах «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [5], «О полиции» [6], «О государственной охране» [4] и т.п. Эти акты регламентируют случаи применения специальных средств и оружия.
В соответствии с Воздушным кодексом РФ [1] и Положением о порядке использования воздушного пространства (утвержденным Правительством РФ) [7], на территории России существуют:
• Запретные зоны (зоны, над которыми воздушное пространство закрыто для полетов);
• Ограниченные зоны (полеты осуществляются с особыми условиями);
• Зоны временно запрещенные (устанавливаются на определенный срок в ходе проведения массовых мероприятий, учений и т.д.).
Полеты дронов без специального разрешения в данных зонах являются нарушением, за которое предусмотрена административная (За несогласованный полет, нарушение установленных зон, полет без идентификационных знаков и т.д. устанавливаются штрафы по соответствующим статьям КоАП РФ (например, ст. 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства») [3], а при определенных обстоятельствах - и уголовная ответственность (В случае, если использование дрона повлекло тяжкие последствия (например, террористический акт, причинение смерти, значительный имущественный ущерб и т.д.), наступает уголовная ответственность по соответствующим статьям УК РФ (например, ст. 205 «Террористический акт», ст. 213 «Хулиганство», ст. 281 «Диверсия» и др.) [2]. Кроме того, государственные органы (например, ФСО, ФСБ, Минобороны) вправе предпринимать меры для предотвращения несанкционированных полетов, вплоть до принудительной посадки или уничтожения аппарата.
Современные беспилотные летательные аппараты, ставшие доступными широкому кругу пользователей, открывают колоссальные возможности для мониторинга, доставки, научных исследований, спасательных операций и ряда других сфер. Однако вместе с преимуществами стремительно возрастают и риски: от угроз национальной безопасности до нарушения личной жизни и общественного порядка. Российское законодательство в ответ на эти вызовы регламентирует категории и правила эксплуатации дронов, устанавливает ответственность за несоблюдение норм и предусматривает меры по пресечению незаконного использования БПЛА. На практике это выражается в обязательной регистрации и учёте аппаратов, ограничении полётов в определённых зонах, а также в праве государственных органов применять как радиоэлектронные, так и физические методы принудительной посадки или уничтожения дронов при наличии реальной угрозы. Таким образом, эффективное взаимодействие технологических инноваций и правовых инструментов сегодня становится ключевым условием безопасного развития сферы беспилотных полётов.
Список литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 59-60, 26.03.1997.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 106, 06.06.1996.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 146, 06.07.2016.
6. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
7. Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 29.03.2024) // Российская Бизнес-газета, № 13, 20.04.2010 (окончание).
8. Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299 (ред. от 16.03.2024) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2022, № 30, ст. 5630.
9. Матвеев И.П. Системы противодействия дронам как элемент обеспечения национальной безопасности // Военно-технический вестник. - 2023. - №2. - С. 87-92.