ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Игнатов С.Ю.
Игнатов Сергей Юрьевич - слушатель академии, Академия Федеральной службы охраны России, г. Орёл
Аннотация: в статье анализируются понятие, виды и функции беспилотных воздушных судов. Ключевые слова: анализ, беспилотные летательные аппараты.
В мировой практике не сложился единообразный понятийный аппарат в отношении беспилотных летательных аппаратов. Поэтому при рассмотрении данной темы необходимо разграничить смысл терминов, которые используются в науке в настоящее время:
- «квадрокоптер» («мультикоптер») - беспилотный летательный аппарат, оснащенный видеозаписывающим устройством; его строение осуществляется на основе вертолетной системы, поэтому может иметь некое количество винтов;
- «дрон» - беспилотный дистанционно-управляемый летательный аппарат, оснащенный видеозаписывающим устройством.
Отличие состоит не в строении или особенностях полета, а в охвате понятий. Коптер - это летательный аппарат беспилотного типа, он строится на четырех отдельных моторчиках, управляющих быстро вращающимися пропеллерами. Замедление или ускорение определенных моторчиков наклоняет корпус устройства в воздухе, позволяет технике лететь.
Таким образом, понятие «беспилотный летательный аппарат» обладает вышеперечисленными разновидностями данного устройства, на которые распространяется действие российского законодательства. Необходимо также отметить, что ни в международном, ни в национальном законодательстве нет единого подхода и к определению беспилотного воздушного (летательного) судна (аппарата).
Легальное определение беспилотного летательного аппарата содержится в Воздушном кодексе РФ. При этом стоит учесть то, что в Кодексе законодатель оперирует прежде всего понятием «воздушное судно».
Под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Легального определения «квадрокоптер» в Воздушном кодексе РФ или Правилах использования воздушного пространства не содержится.
Связано это с тем, что под квадрокоптером понимается летательный аппарат, построенный по вертолетной схеме, как правило, с четырьмя несущими винтами. Коптер может иметь большее или меньшее количество несущих винтов (мультикоптер). Обычно это беспилотные аппараты, управляемые извне внешним пилотом.
В Письме Минпросвещения России от 25.10.2019 № МР-1406/02 «Об использовании квадрокоптеров» сказано, что квадрокоптерами являются беспилотные воздушные суда, то есть летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, управляемые, контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (п. п. 1 и 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
То есть квадрокоптер - лишь разновидность БПЛА, потому легальное определение беспилотного воздушного судна относится и к понятию «квадрокоптер» как более широкое.
Согласно определению, одобренному Ассамблеей ИКАО, «беспилотный летательный аппарат (дрон) представляет собой воздушное судно без пилота, которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса, либо запрограммировано и полностью автономно»
По своему назначению БПЛА классифицируются - для научных (испытания новой техники, в т.ч. новых принципов полета, наблюдения за природными явлениями и др.) и прикладных целей (подразделяются на БПЛА для военного и гражданского применения). Кроме того, БПЛА классифицируются по взлетной массе, дальности, высоте и продолжительности полета, размерам самих аппаратов.
По способу управления беспилотные летательные аппараты подразделяются на неуправляемые, дистанционно управляемые и автоматические.
В неуправляемых БЛА оператор принимает участие только в запуске беспилотника и введении параметров полета перед его взлетом. Как правило, это бюджетные беспилотники, не требующие для эксплуатации профессиональной подготовки оператора и специализированных площадок приземления.
В дистанционно управляемых дронах предусмотрено формирование траектории полета беспилотного летательного аппарата, а автоматические дроны выполняют задачу полностью автономно. В данном случае успех выполнения задачи дрона зависит от точности и корректности введения оператором полетных параметров в стационарный компьютерный комплекс, находящийся на земле.
Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера. Это следует из смысла ст. ст. 8, 33, 37 Воздушного кодекса РФ.
Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС - тут законодатель выделяет три группы:
1) до 150 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;
2) от 150 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство «бытовых» и «коммерческих» квадрокоптеров (иных БВС);
3) от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.
На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
По весу дроны классифицируются на микро, малые, средние и тяжелые.
Вес микро-дронов не превышает 10 кг. Они могут находиться в воздухе не более часа, мини-дроны имеют вес до 50 кг и способны выполнять работу до 5 часов без перерыва. У средних образцов вес достигает 1 тонны, а время беспрерывной работы - до 15 часов.
Что касается тяжелых БЛА с весом больше тонны — они могут осуществлять работу более 24 часов, а некоторым из них под силу межконтинентальные перелеты.
По своему предназначению беспилотные летательные аппараты делятся на следующие группы:
- Коммерческие БЛА, предназначенные для транспортирования грузов, удобрения полей, научных исследованиях и гидро- и метеонаблюдения;
- Потребительские предназначены для развлечения (гонки, видеосъемка наземных объектов и территорий);
- Боевые, специально сконструированные дроны, используемые для военных целей.
При этом такое разделение условно, поскольку БВС можно отнести к средствам двойного назначения (т.е. и «гражданский» БВС может быть превращен в боевой небольшими модификациями) (п. 9.1.12 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.07.2022 № 1299).
По конструкции воздушные БЛА могут быть следующих типов:
- Беспилотники самолётного типа с большой дальностью и скоростью полета.
- Мультикоптеры, имеющие более двух пропеллеров;
- Беспилотники вертолетного типа;
- Конвертопланы. Их особенность состоит в том, что они взлетают «по вертолетному», а в полете перемещаются по самолетному.
- Планеры, используются в большинстве случаев для разведывательных целей. Эти устройства могут быть как с двигателем, так и без него.
- Тейлситтеры - дроны, которые для смены режима полета поворачивают свою конструкцию в вертикальной плоскости.
- Аппараты, способные садиться на воду, взлетать с нее и погружаться в нее.
- Привязные беспилотники. Их особенность в том, что электропитание и команды управления поступает к такому дрону по проводу.
Коммерческие и потребительские беспилотные устройства в основном управляются при помощи пульта, но могут быть и полностью автоматическими. Пульт дистанционного управления отправляет сигналы в контроллер БЛА, который в свою очередь производит обработку полученных сигналов и далее отправляет команды на различные элементы управления беспилотника. Так, например, сигнал об увеличении скорости дрона заставляет пропеллер крутиться быстрее, что приводит к повышению скорости перемещения беспилотного летательного аппарата.
На данный момент наибольший интерес к теме беспилотной гражданской авиации проявляют компании -дистрибьюторы, производители комплектующих для оптики и систем машинного зрения, компьютерного программного обеспечения, компании картографического сервиса и аэрофотосъемки, аграрный сектор, а также широкий спектр государственных ведомств (полиция, скорая медицинская помощь, Министерство по чрезвычайным ситуациям) и т.д.
В количественном отношении структура рынка выглядит следующим образом: основная доля в числе гражданских пользователей БПЛА - 84%, 15% - коммерческие беспилотники и только 0,5% - военные беспилотники. Это из - за того, что военный беспилотник в среднем стоит в 200 раз больше, чем беспилотник гражданского назначения. Однако, в настоящий момент доля военных беспилотников существенно увеличивается.
Применение квадрокоптеров в настоящее время приобрело массовый характер не только среди населения страны, но и используются различными органами власти:
- департаментом охоты и рыболовства для борьбы с браконьерами;
- Комитетом лесного хозяйства России для обнаружения лесных пожаров квадрокоптерами, оснащенными инфракрасной оптикой, различающей возгорание под торфяником;
- Министерством сельского хозяйства России распространяется практика использования квадрокоптеров для ухода за растениями и деревьями;
- поисково-спасательными частями для патрулирования мест зимнего отдыха (зимняя рыбалка, зоны крещенских купаний, лесные и парковые зоны) и пляжей во время купального сезона для предотвращения несчастных случаев;
- воинскими частями Министерства обороны России для ведения разведки на ближних расстояниях, корректировки координат при нанесении огневого поражения различными средствами, контроля территории и необходимых объектов. Также Вооруженные Силы России оснащаются БПЛА «Охотник», «Корсар», «Орлан» и др. БПЛА могут решать разведывательные задачи (на сегодня это основное их предназначение), применяться для нанесения ударов по наземным и морским целям, перехвата воздушных целей, осуществлять постановку радиопомех, управления огнём и целеуказания, ретрансляции сообщений и данных, доставки грузов.
- инспекторами государственного земельного надзора Росреестра для проведения фото- и видеосъемки земельных участков с целью выявления нецелевого использования земель, несанкционированных мусорных свалок (с направлением сведений в Росприроднадзор);
- МЧС России для проверки соблюдения противопожарного режима;
- центрами организации дорожного движения администраций субъектов РФ для осуществления быстрой оперативной съемки с места ДТП;
- Госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости для проверки демонтажа самостроев и др.
Потенциальный объем российского рынка может составить около 2,5 млн единиц к 2025 г., к этому времени российский внутренний рынок может составить около 3% от мирового Одни из самых крупных компанийпроизводителей БПЛА в России: ZALA Aero Group; ООО «Беспилотные системы»; «Истринский экспериментальный механический завод»; ООО Аэрокон»; ООО «Специальный технологический центр» . При этом, мировой рынок беспилотников будет расти намного быстрее в количественном выражении, чем в стоимостном. Таким образом, количество малоразмерных, сложных в обнаружении и нейтрализации и доступных по цене БПЛА в ближайшее время значительно увеличится. Соответственно, возрастет и уровень их доступности. А бесконтрольное массовое применение беспилотных летательных аппаратов влечет за собой проблемы безопасности в условиях несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов.
Список литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ от 24.03.1997. № 12. Ст. 1383
2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 04.07.2016, № 27 (Часть I). Ст. 4224.
3. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 17.05.2023) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 09.08.2004. № 32. Ст. 3314
4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658» //Собрание законодательства РФ от 28.03.2022. № 13. Ст. 2077
5. Постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении Правил государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ от 03.06.2019, № 22. Ст. 2824.
6. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 05.04.2010. № 14. Ст. 1649.