ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
Шалитаев В.Ю.
5.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шалитаев Владимир Юрьевич, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования деятельности такого федерального органа как Следственный комитет Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации.
Ключевые слова: законодательство, полномочия, правовое регулирование, Следственный комитет.
LEGAL BASES OF ACTIVITY INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Shalitaev Vladimir Yurievich, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]
Annotation: In article it is considered features of legal regulation of activity of such federal body as Investigative committee of the Russian Federation, connected with adoption of the Federal law of December 28, 2010 No. 403-FZ "About Investigative committee of the Russian Federation". The special attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties, and also structures of Investigative committee of the Russian Federation. Keywords: legislation, powers, legal regulation, Investigative committee.
Исследователями, занимающимися проблемами правового статуса прокуратуры Российской Федерации, не раз поднимался вопрос о том, что «совмещение в органах прокуратуры прокурорского надзора и следствия противоречит независимости прокурорского надзора за следствием, поскольку прокуратура может его осуществлять лишь при условии, если следственный аппарат не будет являться частью аппарата самой прокуратуры и прокурор не будет себя чувствовать ответственным за каждый шаг следователя, работой, которого он руководит» [1].
15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Еще в пояснительной записке к проекту данного закона отмечалось, что функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.
Теперь Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере
уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российский Федерации основано на нормах, кодифицированных в Конституции Российской Федерации, а также в Указе Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации».
Полномочия и обязанности Следственного комитета Российской Федерации регулируются нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г.; Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Основными задачами Следственного комитета являются:
1)оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8)определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле [3].
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти.
Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены: Положение о Следственном комитете Российской Федерации; перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры
3'2013
Пробелы в российском законодательстве
Российской Федерации и воинским званиям; перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий; перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
В систему Следственного комитета входят:
центральный аппарат Следственного комитета;
главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета [3].
Рассмотренные нововведения создают благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.
Таким образом, Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», а затем и принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» явились началом реформирования правового статуса Следственного комитета Российской Федерации.
Однако, одного федерального закона явно недостаточно, продолжению реформирования должно сопутствовать принятие соответствующих нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство.
Следственный комитет по отношению ко всей системе органов прокуратуры получил существенную организационную независимость, которая не в полной мере согласуется с принципами единства и централизации органов прокуратуры, закрепленными в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации. Так, например, вопросы образования, реорганизации и ликвидации органов Следственного комитета не входят в сферу компетенции Генерального прокурора Российской Федерации [2].
Список литературы:
1. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы // Государство и право. 2008. № 6.
2. Медведев В.А. К вопросу о системе и структуре органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации // Современное право. 2010. № 8(1).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. 2010. Федеральный выпуск № 5375.
Literature list:
1. Grigoriev V.N., Pobedkin A.V., Kalinin V.N. Procedural regulation of preliminary investigation as a result of reform // the State and the right. 2008. No. 6.
2. Medvedev V.A. To a question of system and structure of bodies of Investigative committee at prosecutor's office of the Russian Federation // the Modern right. 2010. No. 8(1).
3. The federal law of the Russian Federation of December 28, 2010. No. 403-FZ "About Investigative committee of the Russian Federation" // the Russian newspaper. 2010 . Federal release No. 5375.
Рецензия
на статью Шалитаева В.Ю. на тему: «Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»
С целью совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации был создан единый федеральный орган - Следственный комитет Российской Федерации. Однако до сих пор не определен правовой статус Следственного комитета, отсутствует четкая нормативная правовая база. Это является следствием того, что на конституционном уровне не определен правовой статус всей прокуратуры Российской Федерации в целом.
Статья Шалитаева В.Ю., в которой рассматриваются особенности правового регулирования деятельности Следственного комитета РФ, является актуальной на современном этапе.
Заслуживает положительной оценки вывод автора о том, что «продолжению реформирования должно сопутствовать принятие соответствующих нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство».
Статья выполнена на научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Г.Н. Щедролюбова