Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
15.1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Шалитаев Владимир Юрьевич, аспирант
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в статье автором рассматривается нормативно-правовая база, которая регулирует информационную деятельность Следственного комитета РФ в сфере взаимодействия с федеральные органы государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественностью. Деятельность Следственного комитета Российской Федерации по взаимодействию со СМИ и населением нацелена на максимально возможный охват печатных и интернет-СМИ, телевизионных эфиров и социальных медиа, в связи с этим в ежедневном режиме проводится их мониторинг, оперативный поиск и систематизация информации. Правовая модель работы по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Следственного комитета Российской Федерации в современных условиях соответствует запросам общества, является достаточно эффективной и востребованной.
Ключевые слова: взаимодействие, законодательные акты, полномочия, принцип гласности, следственная деятельность.
LEGAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF RUSSIA IN THE FIELD OF PUBLIC RELATIONS
Shalitayev Vladimir Yu., postgraduate student
Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Annotation: in the article the author considers the regulatory and legal framework that regulates the information activities of the Investigative Committee of the Russian Federation in the sphere of interaction with federal bodies of state power, state authorities of the subjects of the Russian Federation, local governments, and the public. The activities of the Investigative Committee of the Russian Federation on interaction with the media and the population are aimed at the maximum possible coverage of print and Internet media, television broadcasts and social media, therefore, daily monitoring, operational search and systematization of information are carried out. The legal model of the work on interaction with the media and the public of the Investigative Committee of the Russian Federation in modern conditions corresponds to the needs of the society, is sufficiently effective and in demand.
Keywords: interaction, legislative acts, powers, the principle of publicity, investigative activities.
Следственный комитет Российской Федерации как федеральный государственный орган является важнейшим элементом конституционного строя, защиты интересов личности, общества и государства. Его развитие, повышение эффективности функционирования, совершенствование форм и методов реализации полномочий - процесс, требующий постоянного научного анализа и обобщения, уточнения конституционно-правового статуса и принципов деятельности.
В п. 2 ст. 5. Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» отмечается, что следственные органы и учреждения Следственного комитета:
«1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности».
Реализация принципа информирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения о результатах следственной деятельности осуществляется повсеместно в деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Ежегодно в следственных управлениях Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации проводятся расширенные заседания коллегий, на которых подводятся итоги работы за полугодие, год [2, с. 250]. Так, на расширенном заседании коллегии в следствен-
Шалитаев В. Ю.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИИ В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю отмечено, что в 2016 году зарегистрировано 2208 сообщений о совершенных преступлениях; по результатам их рассмотрения возбуждено 557 уголовных дел; следователями следственного управления закончено 495 уголовных дел [7, электронный ресурс].
Кроме руководителей или представителей иных правоохранительных органов субъекта Российской Федерации на коллегиях принимают участие представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, представители органов местного самоуправления, сотрудники средств массовой информации, а также представители Общественного совета при следственном управлении по субъекту Российской Федерации. Подобные Общественные советы созданы в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [6, электронный ресурс].
Общественные советы осуществляют свою деятельность по ряду направлений. Во-первых, привлечение граждан, общественных, правозащитных, научных, творческих, религиозных и иных организаций к участию в реализации государственной политики в сфере деятельности Следственного комитета. Во-вторых, участие в пределах компетенции в разработке и рассмотрении концепций, программ, гражданских и общественных инициатив по наиболее актуальным вопросам деятельности Следственного комитета в области уголовного судопроизводства, защиты прав и свобод граждан. В-третьих, привлечение представителей средств массовой информации в интересах всестороннего и объективного информирования населения об актуальных вопросах деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с российским законодательством общественные организации осуществляют общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов установленной сферы деятельности Следственного комитета. В целях реализации данных норм права общественных организаций закреплены в частности в таких документах как: «Положение об Общественном совете при Главном следственного управлении Следственного комитета Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу», «Положение об Общественном совете при следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Пензенской области», «Положение об Общественном совете при Следственном комитете Российской Федерации» и других [5, с. 455].
С помощью данного конституционно-правового механизма в региональных следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации ежегодно информируются о результатах следственной деятельности не только органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и широкий круг общественности.
Действуя в духе правового принципа гласности, Следственный комитет Российской Федерации ведет активную работу по взаимодействию с общественностью непосредственно, а также через средства массовой информации оперативно предоставляя данные по расследуемым уголовным делам, защиты за-
конных интересов граждан. Следственный комитет России регулярно озвучивает свою официальную позицию на федеральных телеканалах, в печатных СМИ, интернет-изданиях, а также социальных сетях, что отвечает конституционным требованиям, предъявляемым к деятельности органов государственной власти и их взаимодействия с общественностью.
Данная деятельность регламентирована приказом Следственного комитета Российской Федерации от 11.08.2011 г. № 127 «Об организации взаимодействия Следственного комитета Российской Федерации со средствами массовой информации и общественностью». Так, в п. 1 данного приказа определена необходимость «осуществлять взаимодействие со СМИ и общественными объединениями на основе принципов гласности, законности, объективности, системности, оперативности и профессионализма в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, законами Российской Федерации от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», федеральными законами от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 28.12.2010 № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными обязательствами Российской Федерации, касающимися вопросов информационной политики, а также организационно-распорядительными документами СК России».
В целях доведения информации о своей правозащитной деятельности до широкой общественности подразделениями СК РФ используются различные формы взаимодействия со СМИ, включая:
проведение личных встреч руководителей следственных органов, учреждений и организаций СК России с редакторами ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, с журналистами;
- организацию пресс-конференций и брифингов по наиболее актуальным вопросам;
- проведение встреч и «круглых столов» с представителями общественных объединений и религиозных организаций и др.
Как отмечает А.И. Бастрыкин в своем интервью 12 апреля 2017 года «Российской газете», «постоянный диалог с представителями общественности способствует не только эффективному участию населения в мероприятиях по противодействию коррупции, экстремизму, защите прав детей, но и совершенствованию работы самих следственных органов СК и укреплению к ним доверия. Отчетливо понимая всю значимость этой работы, мы используем для этого самые различные организационные формы, включая совещания с членами Общественного и Научно-консультативного советов при Следственном комитете, с участниками Консультативного совета Следственного комитета ...» [8, электронный ресурс].
Следственный комитет Российской Федерации, в рамках закона, постоянно информирует общественность о ходе проведения процессуальных проверок, расследовании уголовных дел, в том числе о результатах проведения отдельных следственных действий по уголовным делам, получившим широкий общественный резонанс [3, с. 92]. Положительный отклик
Проблемы экономики и юридической практики
6'2017
общественности имеет ежедневная публикация на официальных сайтах Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных подразделений, в периодических печатных изданиях, сетевых изданиях, трансляциях по теле- и радио каналам информация по защите прав несовершеннолетних, матерей одиночек, пенсионеров и других категорий лиц.
Согласно данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), общество высоко осведомлено об основных направлениях деятельности СК России: более половины респондентов смогли правильно обозначить их. Соответственно за последние три года уровень информированности россиян о деятельности СК России вырос на 10% [1, электронный ресурс].
Многочисленные общественные организации считают, что открытость в работе ведомства гарантирует независимость следствия, способствует укреплению законности и правопорядка в стране. Принцип гласности, подотчетности общественности не может быть заменен другими принципами организации процесса предварительного следствия, принятия процессуальных решений [4, с. 129]. Деятельность следственных органов и учреждений Следственного комитета Российской Федерации должна соответствовать конституционным требованиям, «действовать гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне».
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,28%.
Список литературы:
1. ВЦИОМ: почти половина россиян считает эффективной борьбу СК РФ с коррупцией // «ИТАР-ТАСС» - информационное агентство, 2016. URL: http://tass.ru/obschestvо
2. Лукоянов Я.Н. Реализация принципа гласности в деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5. С. 249-252.
3. Рудченко А.А., Бурьянова Е.И. Принципы гласности и информационного освещения результатов деятельности следственного
комитета Российской Федерации // в сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право / Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-96.
4. Шалитаев В.Ю. Принцип гласности в деятельности Следственного комитета России: особенности и формы реализации // Научное обозрение. Серия «Экономика и право». 2016. № 5. С. 128-133.
5. Эмих В.В. Общественные советы в системе Следственного комитета Российской Федерации // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Выпуск 12. С. 452-466.
6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62060/
7.http://kamchatka.sledcom.ru/news/item/1076625
8. https://rg.ru/interviews/3413.html
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Шалитаева Владимира Юрьевича на тему: Правовые аспекты деятельности Следственного комитета России в сфере взаимодействия с общественностью Следственный комитет Российской Федерации реализует одну из важнейших функций государства - защиту прав и свобод человека и гражданина. В основе деятельности Следственного комитета Российской Федерации лежит обеспечение общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Поэтому статья, в которой рассматриваются правовые аспекты деятельности Следственного комитета России в сфере взаимодействия с общественностью, написана на актуальную и востребованную в современных условиях тему.
Убедительно звучит вывод автора о том, что «открытость в работе данного ведомства гарантирует независимость следствия, способствует укреплению законности и правопорядка в стране». При этом деятельность Следственного комитета Российской Федерации по взаимодействию со СМИ и населением нацелена на максимально возможный охват печатных и интернет-СМИ, телевизионных эфиров и социальных медиа.
Статья выполнена на научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Г. Н. Щедролюбова