Научная статья на тему 'Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации'

Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5277
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИИ / ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалитаев Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются конституционно-правовые основы организации, особенности правового регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации, а также его становлению как правоохранительного органа государства. Автор делает вывод о том, что Следственный комитет Российской Федерации, не входя ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти, является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the constitutional and legal basis for the organization, especially the legal regulation of the Investigative Committee of the Russian Federation relating to the adoption of the Federal Law № 403-FZ of 28 December 2010 «On the Investigation Committee of the Russian Federation». Particular attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties and the structure of the Investigative Committee of the Russian Federation as well as its emergence as a law enforcement officer of the state. The author concludes that the Investigative Committee of the Russian Federation, without entering into the structure of an organ of state power, nor in any of the branches of government is an extension of presidential power and can be considered as an element of checks and balances in the system of separation of powers.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации»

УДК 343

ВЮ Шалитаев ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются конституционно-правовые основы организации, особенности правового регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации». Особое внимание уделяется анализу задач, полномочий, обязанностей, а также структуры Следственного комитета Российской Федерации, а также его становлению как правоохранительного органа государства. Автор делает вывод о том, что Следственный комитет Российской Федерации, не входя ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти, является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Ключевые слова: законодательство, правовой статус, полномочия, функции, обязанности, правовое регулирование, Следственный комитет.

ShaHtaev THE LEGAL STATUS OF THE INVESTIGATIVE

COMMITTEE THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article considers the constitutional and legal basis for the organization, especially the legal regulation of the Investigative Committee of the Russian Federation relating to the adoption of the Federal Law № 403-FZ of 28 December 2010 «On the Investigation Committee of the Russian Federation». Particular attention is paid to the analysis of tasks, powers, duties and the structure of the Investigative Committee of the Russian Federation as well as its emergence as a law enforcement officer of the state. The author concludes that the Investigative Committee of the Russian Federation, without entering into the structure of an organ of state power, nor in any of the branches of government is an extension of presidential power and can be considered as an element of checks and balances in the system of separation of powers. Keywords: legislation, legal status, powers, functions, responsibilities, legal regulation, Investigative Committee.

Следственный комитет Российской Федерации реализует одну из важнейших функций государства - защиту прав и свобод человека и гражданина. В основе деятельности Следственного комитета Российской Федерации лежит обеспечение общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. При определении правового статуса контрольных и надзорных органов государства большинство ученых характеризуют эти органы понятиями «особый» и «специфический». При этом не дается определение правового статуса с позиций конституционного права.

Указы Президента Российской Федерации, Федеральный закон № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации» заложили основу реформирования правового статуса Следственного комитета Российской Федерации. Вместе с тем, данные нормативные акты не дают полного представления о правовом статусе данного органа, его целях, задачах, полномочиях, функциях и принципах функционирования. Еще в пояснительной записке к проекту данного закона отмечалось, что функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснитель-

© Шалитаев В.Ю., 2014

Раздел V. Педагогика, политология, право, психология, социология, филология, философия

ное соблюдение конституционных прав граждан [1]. Теперь Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российский Федерации основано на нормах, кодифицированных в Конституции Российской Федерации, а также в Указе Президента РФ № 1182 от 27 сентября 2010 г. «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации». Полномочия и обязанности Следственного комитета Российской Федерации регулируются нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г.; Федеральным конституционным законом № З-ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Основными задачами Следственного комитета являются:

«1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле» [3].

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации № 38 от 14 января 2011 г. «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены: Положение о Следственном комитете Российской Федерации; перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям; перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий; перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации,

по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В систему Следственного комитета входят:

— центральный аппарат Следственного комитета;

— главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

— следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета [3].

Рассмотренные нововведения создают благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Таким образом, Указ Президента РФ № 1182 от 27 сентября 2010 г. «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», а затем и принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» явились началом реформирования правового статуса Следственного комитета Российской Федерации.

Однако одного Федерального закона явно недостаточно, продолжению реформирования должно сопутствовать принятие соответствующих нормативных правовых актов, внесение изменений и дополнений в действующее российское законодательство.

Следственный комитет по отношению ко всей системе органов прокуратуры получил существенную организационную независимость, которая не в полной мере согласуется с принципами единства и централизации органов прокуратуры, закрепленными в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации. Так, например, вопросы образования, реорганизации и ликвидации органов Следственного комитета не входят в сферу компетенции Генерального прокурора Российской Федерации [2].

Библиографический список

1. Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Следственный комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Российский следователь. — 2014. — № 5.

2. Медведев В.А. К вопросу о системе и структуре органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации // Современное право. — 2010. — № 8.

3. Федеральный закон Российской Федерации № 403-ФЭ от 28 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. — 2010. — № 5375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.