Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности, функции и организационная структура специальных служб Индии: разведывательное бюро'

Правовые основы деятельности, функции и организационная структура специальных служб Индии: разведывательное бюро Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ БЮРО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОМПЕТЕНЦИЯ / THE INTELLIGENCE BUREAU OF INDIA / LAW / LEGISLATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ходатенко Е. Н.

Рассмотрены правовые основы функционирования и организационно-управленческая структура Разведывательного бюро Индии, занимающего важное место в системе специальных служб этой страны. Анализируются индийские нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, новейшая англоязычная литература по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law foundation, functions and organization structure of Indian special services:Intelligence Bureau

This article is devoted to study the law foundation of functioning of The Intelligence Bureau of India and its organization and governing structure. In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date English language literature.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности, функции и организационная структура специальных служб Индии: разведывательное бюро»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ИНДИИ: РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ БЮРО

Е.Н. ХОДАТЕНКО, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация. Рассмотрены правовые основы функционирования и организационно-управленческая структура Разведывательного бюро Индии, занимающего важное место в системе специальных служб этой страны. Анализируются индийские нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, новейшая англоязычная литература по данной проблематике. Ключевые слова: Разведывательное бюро, законодательный акт, законодательство, компетенция.

THE LAW FOUNDATION, FUNCTIONS AND ORGANIZATION STRUCTURE OF INDIAN SPECIAL SERVICES:INTELLIGENCE BUREAU

E.N. HODATENKO candidate of historical sciences, dotsent

Annotation. This article is devoted to study the law foundation of functioning of The Intelligence Bureau of India and its organization and governing structure. In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date English language literature. Key words: The Intelligence Bureau of India, law, legislation, competence

Спецслужбы занимают большое место в государственном аппарате Индии, в том числе в осуществлении внешней и внутренней политики, включая борьбу с терроризмом. Правовое регулирование их деятельности осуществляется в соответствии с принятым в 1985 г. Законом о разведывательных организациях (ограничении прав), который установил перечень, а также наиболее общие функции и основные направления деятельности правоохранительных органов. В соответствии с гл. 2 специальной службой, на которую распространяются все положения Закона, выступает любая организация, учрежденная центральным правительством для ведения разведки и контрразведки и внесенная в перечень таких организаций, который представляет собой приложение к Закону. Поправки к перечню имеет право вносить только центральное правительство Индии с обязательным информированием парламента страны обо всех таких изменениях.

В строгом соответствии с принципом разделения властей и проводимой руководством Индии

политикой жесткого разграничения полномочий между органами государственной власти в Индии существует разветвленная система спецслужб (Управление внешней разведки, Центральное бюро расследований, армейские разведки, специальные экономические службы и т.д.), в которой значительная роль отводится Разведывательному бюро.

Разведывательное бюро — главный контрразведывательный орган Индии, на который возложены задачи по обеспечению национальной безопасности. Особенность этой спецслужбы состоит в том, что его статус и функции из соображений конспирации в национальном законодательстве не отражены1, а регламентируются исключительно закрытыми ведомственными актами и распоряжениями высшего руководства страны. По той же причине парламент Индии практически лишен возможности контролировать деятельность бюро, включая даже вопросы финансирования. Входя в систему МВД Индии, Разведывательное бюро докладывает информацию непосредственно в Секре-

тариат Кабинета Министров2.

Основные функции Разведывательного бюро:

Ф сбор разведывательной информации об угрозе национальной безопасности и общественному порядку в стране;

Ф защита жизненно важных учреждений, организаций и объектов от диверсионной деятельности и саботажа;

Ф противодействие иностранным спецслужбам, организующим подрывную деятельность против Индии;

Ф выявление лиц (и контроль над ними), чья лояльность Конституции Республики Индии и обязательность ее исполнения находятся под сомнением;

Ф координирование деятельности спецслужб и органов госбезопасности, находящихся в распоряжении штатов.

Разведывательное бюро не имеет исполнительных прав, т.е. не может самостоятельно производить задержание, аресты, допросы и иные процессуальные действия, что вытекает из положений УПК Индии; оно занимается исключительно сбором информации.

Разведывательное бюро находится в зависимости от департаментов уголовных расследований полиции штатов, которые являются в известном смысле исполнительным элементом бюро.

Возглавляет Разведывательное бюро кадровый офицер спецслужб в ранге генерального директора. Срок его пребывания в должности не установлен и определяется на индивидуальной основе в зависимости от конкретных обстоятельств. Как правило, со сменой правительства происходит и назначение нового директора бюро. В организационном отношении бюро состоит из центрального аппарата (штаб-квартиры, находящейся в Дели) и территориальных органов. В состав штаб-квартиры входят три основных оперативных подразделения:

1) Управление внутренней безопасности — отвечает за организацию контроля над деятельностью оппозиционных политических партий, общественных организаций, коммуналистских движений, религиозных общин и т.п. Особое внимание в его работе уделяется получению упреждающей информации о готовящихся массовых антиправи -тельственных и других акциях, направленных на подрыв политической стабильности и общественного порядка в стране. Учитывая тесные связи Разведывательного бюро с правящей партией, возможности этого управления также периодически используются для негласного сбора сведений об отдельных политических лидерах, в частности, кандидатах на важные государственные должности, вероятных союзниках и противниках, изучения настроений местного населения и его реакции на те или иные действия правительства;

2) Управление обеспечения безопасности высокопоставленных лиц которое было создано в середине 1980-х гг., после убийства Премьер-министра Индиры Ганди. Главный объекта внимания управления — местные экстремистские и террористические организации,

политические программы которых рассматривают индивидуальный террор в качестве важного средства достижения поставленных целей. В обязанности личного состава управления входит своевременное вскрытие замыслов готовящихся покушений, выявление и содействие в задержании разыскиваемых боевиков и террористов, постоянное изучение обстановки в ближайшем окружении индийских руководителей и на маршрутах их поездок внутри страны и за рубежом. Добываемая при этом информация вместе с соответствующими рекомендациями представляется другим спецслужбам и полиции для организации оптимального режима физической защиты руководства и нейтрализации объектов, представляющих реальную или потенциальную опасность для него.

3) Управление контрразведки — отвечает над организацию контроля за деятельностью сотрудников аккредитованных в Индии иностранных представительств, временно или постоянно находящихся в стране иностранных граждан, включая нелегальных иммигрантов, а также за ситуацией в приграничных районах. В задачу управления входят сбор информации и доклад политическому руководству страны обобщенных данных относительно враждебных замыслов и конкретных действий зарубежных спецслужб, направленных на подрыв национальных интересов Индии, а также разработка и представление рекомендаций по пресечению такой деятельности.

В индийских штатах и союзных территориях функционируют территориальные филиалы Разведывательного бюро, носящие название «Вспомогательные разведывательные бюро», или «Специальные отделения в штатах», возглавляемые сотрудниками в ранге заместителя директора, которые по традиции продолжают называться офицерами центральной разведки3 и являются советниками губернаторов. Разведывательное бюро располагает также сетью перифе-

рийных подразделений4 во всех крупных городах штатов, а в приграничных штатах — разведывательными постами вдоль Государственной границы. В феврале 2002 г. Разведывательное бюро начало работу по созданию сверхсекретного Многофункционального центра для сопоставления и анализа всех разведывательных данных, связанных с обеспечением внутренней безопасности, которые поступают из Вспомогательных разведывательных бюро или из полиции штатов5.

По опубликованным в прессе сведениям, до 50 высших руководящих должностей в Разведывательном бюро традиционно занимают представители Индийской полицейской службы, направляемые на эти должности полицейскими органами разных штатов по принципу «делегирования»; 90% должностей исполнительного звена укомплектованы сотрудниками по «набору напрямую». Для устранения трений между двумя этими категориями по поводу перспектив карьерного роста в 1990 г. была введена должность помощника общего директора, эквивалентная должности суперинтенданта полиции. Кроме того, периодически растет число руководящих постов бюро. В 1992 г. в нем было 12 дополнительных директоров, приравненных к званию генерального директора полиции. Увеличилось и количество должностей общих директоров (аналог генерального инспектора полиции), заместителей директоров (заместитель генерального инспектора полиции) и помощников директоров (суперинтендант полиции).Точные данные о численности личного состава Разведывательное бюро, по понятным причинам, засекречены, однако в разных источниках приводятся некоторые оценочные сведения, свидетельствующие о том, что в центральном аппарате и его периферийных подразделениях в середине 1990.х гг. в общей сложности работало около 15 тыс. сотрудников, а бюджет организации возрос

до 300 млн рупий6 с 200 млн в начале 1990.х гг.7

1 Несмотря на то, что Центральное бюро разведки и расследования и упомянуто в п. 8 Перечня I. — Перечня вопросов, отнесенных к компетенции Союза Приложения седьмого Конституции Индии [Конституция Индии. М., 1956. С. 307].

2 Intelligence profile: India // Fifty-second edition of the N&O column

/ Spooks newsletter. 2002. September 01. http: //www. cvni.net /radio/nsnl/nsnl052/ nsnl52in.html

3 Cm.: Sunil Sainis. Intelligence Reforms // Bharat Rakshak Monitor. 2001. Vol. 3 (4). January-February http:// www.bharat-rakshak.com/MONITOR/ ISSUE3-4/sainis.html

4 Cm.: Intelligence Bureau (India) // Directory > Reference > Wikipedia http:/ /www.answers.com/topic/ intelligence-bureau

5 Cm.: Praveen Swami. A new intelligence organization // Frontline.

- 2002. Vol. 19. Issue 06. March 16-29

http://www.frontlineonnet.com/ fl1906/19061240.htm

6 Cm.: Sagarika Ghose. Spies Left Out In The Cold // Outlook. - 1996. February 07 —http://www.outlookindia.com/full. asp?fodname=19960207&fname=intellig ence&sid=1

7 Cm.: The Illustrated Weekly of India.

— 1990. October 14.

О НЕКОТОРЫХ СУЩНОСТНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

В.Р. ЦУРПАЛЮК, соискатель Современной гуманитарной академии

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор А.М. КОНОНОВ

TSURP77@MAIK.RU

Аннотация. Рассматриваются отдельные вопросы юридической природы и сущности права на образование, его место в системе субъективных публичных прав. Анализируется и развивается позиция ряда ученых, утверждающих, что право на образование является также и обязанностью получать (иметь) образование.

Ключевые слова: права и свободы человека, право на образование, обязанность получать (иметь) образование.

SOME ESSENTIAL ASPECTS OF THE RIGHT TO EDUCATION

V.R. TSURPALYUK, aspirant of the Modern Humanitarian Academy

Annotation. We consider some issues of legal nature and essence of the right to education, its place in the system of subjective public rights. Analyzes and develops the position of some scholars who claim that the right to education is also the duty to receive (have) education.

Key words: Human rights and freedoms, the right to education, the obligation to receive (be) education.

Право на образование — субъективное публичное право, а значит, неотчуждаемо, не подлежит свободному обороту подобно гражданским частным правам. Только то лицо, которому оно принадлежит, может им пользоваться и не вправе передать его ни другому лицу, ни группе людей, ни обществу, ни государству. Лицо, обладающее субъективным правом, т.е. установленной государством меры возможного поведения, свободен в выборе объема, вида и формы поведения.

Однако, несмотря на свое естественное дозаконотворческое происхождение, осуществление права на образование не является безграничным. Так, «право (свобода) в законе — это всегда известное ограничение естественного права с точки зрения уточнения границ его распространения, определения дозволенных форм, способов реализации права, обозначения механизмов защиты от нарушения или восстановления нарушенного права»1. По мнению К. Ясперса, подлинная свобода осознает свои

границы2.В ст. 4 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., сообщившей идее прав человека универсальную всеобщность, было закреплено положение, ставшее аксиомой и не утратившее своей актуальности по сей день. Оно заключается в том, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: осуществление естественных прав каждого человека ограничивается лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.