ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИЦИЯ ИНДИИ, ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Е.Н. ХОДАТЕНКО,
кандидат исторических наук, доцент
Аннотация. Изучаются правовые основы функционирования гражданской полиции Индии, рассматривается ее организационно-управленческая структура. В своем исследовании автор опирается на анализ индийских нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, использует новейшую англоязычную литературу.
Ключевые слова: полиция Индии, Индийская полицейская служба, законодательство.
THE CIVIL POLICE OF INDIA, ITS ORGANIZATION AND GOVERNING
E.N. HODATENKO,
the candidate of historical sciences, the senior lecturer
The summary. This article is devoted to study the law foundation of functioning of The Civil Police of India and its organization and governing structure. In his researching the author rests upon Indian standard legal acts of federal and regional levels, uses up to date English language literature.
Key words: the Police of India, the Indian Police Service, law.
Правовой основой функционирования полиции в Индии является Закон об Индийской полиции 1861 г.1, который принят британскими колонизаторами вслед за Сипайским восстанием 1857—1859 гг. В 1888 г., 1949 г. и 1966 г. в Закон были внесены незначительные поправки, в частности в соответствии с последним законом о поправках членам полицейских сил запрещалось без письменной санкции центрального правительства состоять в профсоюзах или политических ассоциациях, обществах или организациях; общаться с прессой или публиковать книги или документы; участвовать или выступать на митингах или демонстрациях (ст. 3). За нарушение этих запретов предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет или штраф в размере до 2 тыс. рупий, или оба эти наказания (ст. 4)2.
Правительство «Джаната парти», пришедшее к власти в результате парламентских выборов 1977 г. назначило Национальную комиссию по делам полиции (National Police Commission) для рассмотрения всех аспектов полицейской системы. В течение 1979— 1981 гг. Комиссия по результатам своей работы подготовила доклад в восьми частях3. В докладе содержались рекомендации относительно реформирования полиции, а в приложении к последней части (представленной в мае 1981 г.) включен проект законопроект о полиции4. Однако после смены центрального правительства и возвращения к власти Индийского национального конгресса в 1980 г. вопрос о реформе полиции был отложен «в долгий ящик» и больше не рассматривался на правительственном уровне.
Структура и организация полиции в Индии до сих пор унаследованы от колониальных времен.
Основной правовой базой существования полиции по-прежнему остаются Закон о полиции 1861 г., законы штатов о полицейских силах, а также принятые в их развитие правила и предписания. Так, еще в 1934 г. были утверждены Правила полиции Пенджаба (Punjab Police Rules), по которым управляются полицейские организации штатов Пенджаб, Химачал-Прадеш, Харьяна, территории союзного подчинения Чандигарх и национальной столичной территории Дели5. В своей деятельности индийская полиция руководствуется еще тремя базовыми законами: УК Индии (Indian Penal Code) 1862 г., Законом Индии о свидетельских показаниях (Indian Evidence Act) 1871 г. и УПК (Code of Criminal Procedure) 1973 г.6 Эти акты в общем виде устанавливают единые для всей страны права и обязанности полицейских органов, предписывают единые процессуальные рамки их функционирования и наделяют четко очерченным объемом властных полномочий. Законодательные собрания штатов вправе принимать в их развитие свои законы, которые, однако, не могут противоречить основополагающим принципам, содержащимся в общенациональных нормативных актах. Законы распространяются на всю страну, и правительства штатов обязаны действовать в строгом соответствии с их требованиями.
Помимо основных законов, имеются следующие законодательные акты, которые также действуют на всей территории Индии:
$ Закон о взрывчатых веществах (Explosives Substances Act) 1908 г. с поправками 2001 г.; $ Закон о государственной тайне (Official Secrets Act) 1923 г.;
® Закон об оружии (Arms Act) 1959 г.; ® Закон о национальной безопасности (National Security Act) 1980 г.;
Ь Закон о спецслужбах Индии (Intelligence Organization Act) 1985 г.;
Ь Закон о борьбе с коррупцией (Prevention of Corruption Act) 1988 г.
В основном полиция в штатах и союзных территориях организована по административно-территориальному принципу, а также включает ряд функциональных подразделений, таких как департамент уголовного расследования, лаборатория судебной медицины, организация противопожарной службы штата, дорожная полиция. Высший административный аппарат полиции каждого штата формируется из офицеров Индийской полицейской службы (ИПС), а также полицейской службы штата7.
ИПС представляет собой элитный корпус, чьи члены замещают все старшие посты и управленческие должности полиции на уровне штата и дистрикта8, а также в центральных полицейских организациях. Набор в ИПС, как и в другие всеиндийские службы, проводит Комиссия по делам государственной службы союза (Union Public Service Commission). Полицейская служба штата считается нижестоящей службой по отношению к ИПС. Набор в нее осуществляют соответствующие правительства штатов через комиссии по делам государственной службы штатов посредством сдачи экзаменов.
В штатах ИПС и полицейской службы штата дополняются подчиненными полицейскими службами (Subordinate Police Services), из числа членов которых производиться набор на должности инспектора полиции, младшего инспектора полиции и помощника младшего инспектора полиции. Набор кандидатов (при наличии высшего образования) в подчиненные полицейские службы производится после сдачи ими конкурсных экзаменов, проводимых комиссиями по делам государственной службы штатов9.
Полицейские силы в штатах возглавляет генеральный директор полиции или генеральный инспектор полиции. Во многих штатах имеется более одного генерального директора или генерального инспектора, однако только один из них является генеральным директором полиции (генеральным инспектором полиции)10. Так, с момента независимости полицию Ориссы возглавлял генеральный инспектор полиции, должность которого с апреля 1980 г. была реорганизована в должность генерального директора полиции11. С 1965 до 1987 г. полицию Трипуры (тогда союзной территории) возглавлял генеральный инспектор полиции. С февраля 1987 г. его статус был повышен до генерального директора полиции12.
Штаты могут иметь деление на зоны (Zones), объединяющие направления (Ranges), которые находится под административным контролем заместителя генерального инспектора. Направления включают в
себя несколько дистриктов13. Возглавляемый старшим суперинтендантом или суперинтендантом дистрикт является ключевой единицей в управлении полицией. Дистрикты делятся на подобласти (SubDivisions), которые возглавляют помощник суперинтенданта полиции (Assistant Superintendent of Police) или заместитель суперинтенданта полиции (Deputy Superintendent of Police). Подобласти состоят из полицейских округов (Police Circles) под руководством инспекторов. Полицейские округа объединяют ряд полицейских участков, которые могут размещаться в большой деревне или городе и которыми заведуют инспекторы (раньше — младшие инспекторы) полиции. У них в подчинении находятся младшие инспекторы, помощники младшего инспектора и кон-стебли14.
Считается, что полицейский аппарат штата основывается на младшем инспекторе или инспекторе полиции (начальнике полицейского участка) и суперинтенданте полиции (руководителе полиции дистрикта). Правда, в некоторых штатах, например в Пенджабе, полицейский дистрикт возглавляет старший суперинтендант полиции15. В штате Джамму и Кашмир полицией дистрикта также руководит старший суперинтендант полиции, а полицией подобласти — суперинтендант полиции или заместитель суперинтенданта полиции в зависимости от численности населения16.
В британский период и долго после обретения Индией независимости суперинтендант полиции был под контролем магистрата дистрикта, но затем суперинтенданты стали отвечать за управление полицией в своих дистриктах перед генеральными инспекторами, и больше не рассматриваются как подчиненные магистратов дистриктов17.
Назначение на должность офицеров ИПС начинается с уровня помощника суперинтенданта полиции, который заведует подобластью с четырьмя или больше полицейскими участками. После 5—7 лет службы офицер назначается суперинтендантом полиции дистрикта, состоящего из двух или более подобластей. Затем он может быть назначен заместителем генерального инспектора, который руководит направлением, состоящим из трех или четырех дистриктов. Его вышестоящим начальником является зональный генеральный инспектор, заведующий зоной (из 8—10 дистриктов) и ответственный перед генеральным директором полиции штата. Офицеров ИПС также назначают на должности в специализированные подразделения полиции или в батальоны вооруженной полиции, в центральные военизированные формирования или центральные полицейские организации, такие как Центральное бюро расследований, Разведывательное бюро18.
Полиция в больших городах (Дели, Калькутта, Мумбаи, Ченнаи, Бангалор, Хайдарабад, Ахмеда-бад, Нагпур, Пуна и др.) подчиняется комиссару
(Commissioner) полиции, который обладает и некоторыми судебными полномочиями19. В больших городах помощник суперинтенданта полиции и суперинтендант называются помощник комиссара полиции и заместитель комиссара полиции соответственно.
Первым офицерским званием в полиции является младший инспектор полиции (аналог звания лейтенанта в армии). Далее следуют инспектор (капитан), заместитель суперинтенданта (майор), суперинтендант полиции (подполковник)20, старший суперинтендант (полковник), заместитель генерального инспектора (бригадный генерал). Генеральный инспектор полиции штата соответствует званию генерал-майора в сухопутных войсках индийской армии, а генеральный директор полиции штата — генерал-лейтенанту21.
В дополнение к обычной полиции почти в каждом штате и союзной территории имеются силы вооруженной полиции, которые являются резервными подразделениями, остающимися большинство времени в казармах до вызова на выполнение специальных обязанностей или на борьбу с широкомасштабными нарушениями общественного порядка22.
1 The Police Act, 1861 (№ 5 of 1861) [22 March 1861] // India Code Information System. URL: http://indiacode.nic.in/ fUllact1.asp?tfnm=186105.
2 The Police-Forces (Restriction Of Rights) Act, 1966 (No. 33 of 1966) [2 December 1966] // India Code Information System. URL: http://indiacode.nic.in/fullact1.asp?tfnm=196633.
3 Singh N.K. Policing in India: The System, Inadequacies and Impediments // Dialogue. 2004. Vol. 6. 1. July-September. URL: http://www.asthabharati.org/Dia_July04/ Nksingh.htm.
4 Noorani A.G. Police and the Constitution // Economic and Political Weekly. 2006. Vol. 41. № 12. URL: http: //www.epw. org.in/showArticles.php?root=2006&leaf=03&filename=9877 &filetype=html.
5 Brief History (Updated on 23-1-2006) // Haryana Police. URL: http://haryanapolice.nic.in/hp_history_main.htm.
6 Ajay K. Mehra. Policing in a Developing and Democratising Soci-ety // Dialogue. 2004. Vol. 6. № 1. July—September. URL: http://www.asthabharati.org/Dia_July04/Ajay.htm.
7 Там же.
8 Brass P.R. The Politics of India Since Independence. The New Cambridge History of India. Cambridge, 1991. P. 55.
9 Careers in the police force (Subordinate Police Services) / People & Places // Sify, 17.05.2005. URL: http://sify.com/ peopleandplaces/fullstory.php?id=13743023&page=3.
10 Don the khaki...
11 History of Orissa Police // Orissa Police. URL: http:// orissapolice.nic.in/history.htm.
12 Police Head Quarters // Tripura Police. URL: http:// tripurapolice.nic.in/asthq.htm.
13 India 2003. Р. 676.
14 Ajay K. Mehra. Op. cit.; Singh, N.K. Op. cit.
15 Structure // Punjab Police. URL: http://www.punjabpolice. org/struct/index.html.
16 Chibber M.L. Soldiers' Role in National Integration (with special reference to Jammu & Kashmir). New Delhi, 1986. P. 70.
17 Brass P.R. Op. cit. P. 55—56.
18 Don the khaki.
19 Police // National Portal of India. URL: http://india.gov. in/citizen/police.php.
20 Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь. М., 2003. С. 171, 228, 473, 475.
21 Don the khaki..
22 Brass P.R. Op. cit. P. 56.
Российское гражданство
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПАСПОРТ
4-е издание •s!»!«.
РОССИЙСКОЕ ГРАЖДАНСТВО
Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 383 с.
Рассматриваются социальная природа гражданства и исторические условия его развития. Приводятся понятие и общая характеристика гражданства, раскрываются его принципы и юридическая природа. Особое внимание уделяется законодательному регулированию гражданства в Российской Федерации.
Для студентов (слушателей), аспирантов (адъюнктов), преподавателей юридических вузов, работников правоохранительных органов и судов, а также для всех интересующихся проблемами гражданства.