Бизнес-разведка как фактор конкурентной борьбы
на мировых рынках высокотехнологичной продукции
П. П. Шарай,
к. э. н., член Совета Фонда транспортной безопасности
Nowadays foreign countries use more often In the past ten years almost all the American and
competitive struggle methods that earlier were European multinational corporations created their
considered unlawful. First of all it’s a question of own BI subdivisions. Small firms have to resort to the
industrial espionage conducted by state special help of private BI companies the number of which
services and private companies. This phenomenon increased greatly in the early 90-s. Generally BI is
is now called «Business intelligence (BI)». The carried on by specialized consulting agencies, bureaus
distinguishing feature of BI in today’s globalization for investment markets studies, and risk management
is that everybody is struggling against everybody. companies. Russian businessmen should bear in mind
that foreign companies are used to BI and that’s why hi-tech information should be provided wisely.
В целях конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичной продукции западные страны все чаще используют методы, которые ранее считались недозволенными и осуждались общественным мнением. Речь идет в первую очередь о промышленном шпионаже, который ведется как государственными спецслужбами, так и частными компаниями западных стран с целью незаконного доступа к технологическим, научно-техническим и другим коммерческим достижениям зарубежный стран и зарубежных компаний-конкурентов. В последние годы на Западе к этому явлению чаще стали применяться термины «конкурентная разведка» или «бизнес-разведка» (БР).Отличительная черта бизнес-разведки в эпоху глобализации — «борьба всех против всех». Один из руководителей внешней разведки Франции DGSE заявил по этому поводу: «Давайте смотреть фактам в лицо. В военной области союзники существуют, в экономической их не бывает» [1].
В докладе американского Национального контрразведывательного центра (National
Counterintelligence Center — NACIC), посвященном промышленному шпионажу, особое внимание обращается на активную разведывательную деятельность спецслужб Франции и Германии против США. К числу объектов разведывательного проникновения указанных спецслужб, по утверждению его экспертов, относятся филиалы американских компаний в Европе. Эксперты центра ссылаются на данные ФБР, согласно которым, французская разведка осуществляет тайное наблюдение за персоналом филиалов американских компаний, проводит многоэтапные опера-
тивные мероприятия по внедрению в эти объекты оперработников и агентов, устанавливает контроль за линиями связи, «взламывает» компьютерные базы данных. В качестве «подозреваемых» в докладе NACIC значатся также Япония, Тайвань, Израиль и Южная Корея [2].
Значительную активизацию масштабов бизнес-разведки отмечают руководители спецслужб большинства западных государств. По оценке вице-президента Федерального ведомства по охране конституции ФРГ (ВГУ) К.-Д. Фриче, после завершения эпохи конфронтации между Востоком и Западом деятельность зарубежных разведывательных служб на территории Германии все в большей степени концентрируется в сфере экономики, науки и высоких технологий. Фриче связывает это с началом процесса глобализации, которая сопровождается быстрой либерализацией мировых рынков и одновременно обострением международной конкурентной борьбы. Получение актуальной информации по ключевым направлениям исследований и разработок, промышленным технологиям, объемам производства и сбыта, рыночной политике, по мнению руководителя ВГУ, приобретает особое значение с точки зрения обеспечения международной конкурентоспособности, как отдельных частных компаний, так и государств. В частности, по данным Фриче, в Федеральной земле Баден-Вюртемберг, где сосредоточены важнейшие промышленные предприятия и научноисследовательские центры Германии, из зафиксированных контрразведкой случаев иностранного шпионажа примерно 65% преследовали цель получить
ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007
ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007
экономическую и научно-техническую информацию, 19% — политическую и только 8% — военную [3].
Оперативную работу Федерального ведомства по охране конституции, по признанию Фриче, осложняет то обстоятельство, что частные фирмы довольно сдержанно относятся к привлечению контрразведки к расследованию случаев шпионажа на своих предприятиях и зачастую скрывают подобные факты либо не сообщают всех подробностей, связанных с утечками информации, опасаясь подорвать свою репутацию на рынке. По данным Фриче, из 2 млн германских предприятий и фирм режим секретности действует лишь на 1600, что составляет около 0,1%. Это в основном предприятия военно-промышленного комплекса, выполняющие государственные заказы и подлежащие контролю со стороны государственных органов в плане соблюдения режима безопасности.
Таким образом, почти 99,9% германских фирм решают проблемы защиты от угрозы шпионажа на свой страх и риск. Большинство из них вообще предпочитает не связывать себя введением режимных мер, которые требуют значительных расходов и постоянной работы с персоналом по поддержанию необходимого уровня служебной дисциплины.
Подобная ситуация сложилась и в США. Согласно оценкам экспертов ФБР, в результате хищений научно-технической, технологической и другой коммерческой информации Соединенным Штатам ежегодно наносится ущерб в размере около 250 млн $, и эта сумма продолжает увеличиваться с каждым годом [4]. В одном из докладов ФБР, выдержки из которого были опубликованы в американской прессе, приводились данные обследования 563 американских компаний. Представители руководства 172 из них заявили, что ежегодно сталкиваются с одним и более случаев хищений секретной научно-технической, технологической и иной коммерческой информации. Несмотря на столь серьезную опасность стать объектами шпионажа, многие из 172 упомянутых компаний не заявили в полицию или ФБР о фактах хищений интеллектуальной собственности. Более того, они даже не разработали комплексных мер по ее защите.
Подобное отношение, с точки зрения экспертов ФБР, приводит к безнаказанности иностранных государственных разведывательных органов и иностранных частных компаний, которые занимаются бизнес-разведкой на территории США. За 5 лет после принятия в 1996 г. конгрессом США закона «Об экономическом шпионаже» (U. S. Economic Espionage Act) на его основании было осуждено всего 19 человек. Причем дела эти, как правило, мелкие. В январе 2000 г., например, суд приговорил к условному тюремному заключению сроком на 2 года сотрудника тайваньской фирмы, пытавшегося похитить у конкурирующего предприятия США технологию изготовления фирменных этикеток.
За последние 10 лет собственные подразделения бизнес-разведки создали практически все транснациональные компании и крупные западные национальные корпорации. Например, во Франции соответствующие департаменты и отделы сформированы
в компаниях Air France, Electricite de France, Renault, PSA Peugeot Citroen, Gaz de France, Thales Communications, Total, а также группах Vivendi и Areva, специализирующейся на атомной энергетике. Подобные подразделения нередко маскируются под «нейтральными» названиями. Например, в группе Vivendi бизнес-разведка функционирует в рамках управления анализа и перспективного прогнозирования.
Кроме того, с начала 90-х гг. прошлого столетия в странах Запада стал наблюдаться бурный рост числа специализированных частных компаний бизнес-разведки, оказывающих услуги средним и мелким предприятиям, которые стремятся выйти на внешние рынки высокотехнологичной продукции, однако не располагают достаточными финансовыми средствами для создания собственных подразделений БР. Как правило, бизнес-разведкой занимаются специализированные консалтинговые фирмы, агентства экономического анализа, бюро по изучению инвестиционных рисков. Официально они предоставляют услуги в области обеспечения безопасности, физической и технической защиты информации, оценки инвестиционных рисков. Функции бизнес-разведки обычно маскируются под вывеской проведения «международных расследований» и «экономических консультаций». По заказам клиентов из числа национальных компаний они занимаются сбором информации о производственной, технической и маркетинговой политике, других аспектах коммерческой деятельности зарубежных конкурентов, применяемых ими тактических приемах, планах выпуска новой продукции, их ценовой и маркетинговой политике.
По оценке английской газеты Financial Times, на смену «патриархальным» небольшим детективным бюро, которые занимались расследованиями случаев корпоративных мошенничеств, краж, добыванием доказательств, необходимых для бракоразводных процессов, пришли компании, сравнимые по масштабам деятельности с государственными спецслужбами.
К настоящему времени в ведущих западных странах сложился хорошо структурированный развитый рынок конфиденциальных услуг в области БР. Эксперты Financial Times считают, что объем услуг, оказываемых компаниями БР на протяжении последних 15 лет ежегодно увеличивался на 8%. В начале 80-х гг. XX в. он составлял 20 млрд $, в 2000 г. — 55 млрд $, а в 2004 г. — 80 млрд $.
В зависимости от источников и методов получения западные эксперты подразделяют 3 категории информации, добываемой специализированными фирмами БР по заказам клиентов из числа национальных высокотехнологичных компаний: «белую», «серую» и «черную».
«Белая», как правило, представляет собой обобщенные и структурированные сведения о деятельности зарубежных конкурентов, собранные из различных открытых источников, включая сеть Интернет. Зачастую эксперты специализированных компаний БР дают интерпретацию собранных данных, их оценку и анализ, поэтому «выходной» информационный материал уже нельзя считать «открытым».
«Серая» информация о деятельности зарубежных конкурентов также добывается легальным путем, но уже с использованием некоторых специальных методов, например путем проведения целенаправленных неофициальных бесед с иностранными госслужащими и бизнесменами, постановки соответствующих заданий сотрудникам, выезжающим в зарубежные командировки. Специализированные фирмы БР нередко используют следующий метод: опытные сотрудники командируются в зарубежные страны, под видом потенциальных партнеров или инвесторов вступают в контакты с руководством фирмы-конкурента и получают требуемую заказчикам технологическую и коммерческую информацию о деятельности конкурента.
Наиболее ценной, однако, считается «черная» информация, для получения которой используется методы «классического» шпионажа: вербовка агентуры из числа сотрудников компании-конкурента, хищение документов, проведение нелегальных оперативно-технических мероприятий, включая установку радиозакладок и взлом корпоративных АИС. Понятно, что ни одна из «консультативных» фирм не рекламирует свою причастность к подобной деятельности. Однако доверенные клиенты могут заказать «черную» информацию, которая стоит чрезвычайно дорого.
Специализированные компании бизнес-разведки поддерживают тесные связи с национальными спецслужбами и правоохранительными органами. Большинство руководящих сотрудников подразделений бизнес-разведки крупных корпораций, а также специализированных компаний БР являются выходцами именно из этих государственных структур. В частности, в компании Air France операциями в области БР руководил бывший суперинтендант французской контрразведки DST Ж.-Л. Бордина, а также Ш. Иви-нек, который до этого занимал ответственную должность в аппарате Совета по внутренней безопасности при президенте Франции. Целую сеть «консультативных» организаций, ведущих бизнес-разведку учредил бывший руководитель французской контрразведывательной службы DST Р. Потра. Бывший высокопоставленный чиновник разведывательной службы Франции SGDN Э. Денес возглавлял отдел экономической разведки в компании Intervenance.
Бывший руководитель отдела «активных мероприятий» внешней разведки Франции DGSE де Лус-таль возглавлял подразделение бизнес-разведки и изучения рисков в группе нефтяных компаний TotalFinaElf. В число ведущих сотрудников этого подразделения вошел и бывший аналитик DGSE А. Ламарк.
Все более активно вмешиваются в конкурентную борьбу на внешних рынках высокотехнологичной продукции государственные спецслужбы западных стран. При этом государственные спецслужбы используют тот факт, что подавляющее большинство частных компаний широко применяют незащищенные каналы связи для передачи конфиденциальной информации, что создает условия для активного использования технических средств радиоэлектронной разведки.
По оценке вице-президента Федерального ведомства по охране конституции ФРГ Фриче, объем информационных потоков чрезвычайно высок, поэтому его защита, особенно установка и эксплуатация специальной аппаратуры и программного обеспечения, требует значительных дополнительных затрат, причем их окупаемость для большинства предпринимателей далеко не очевидна [6].
Это мнение полностью разделяет В. Хофман, начальник службы безопасности химического концерна Вауе^ являющийся также председателем Рабочей группы по безопасности промышленности ФРГ. По его оценке, недопустимо большой объем конфиденциальной коммерческой и промышленной информации продолжает передаваться по незащищенным каналам связи. Особо уязвим, подчеркивает В. Хофман, информационный обмен между штаб-квартирой крупной корпорации и ее зарубежными филиалами, в процессе которого согласовываются условия контрактов, кредитования, осуществляется подача патентных заявок [5].
Безусловное первенство в области радиоэлектронной разведки с целью получения незаконного доступа к научно-техническим и технологическим секретам зарубежных компаний принадлежит США. Агентство национальной безопасности (АНБ) широко использует для получения такой информации известную под кодовым названием Echelon комплексную систему глобального контроля за каналами спутниковой связи. Входящие в систему Echelon станции радиоэлектронной разведки размещены в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Перехваченная с помощью этих станций информация поступает в аналитический центр АНБ, расположенный в штаб-квартире этой спецслужбы в Форт-Миде, штат Мэриленд, где работает около 30 тыс. гражданских и 10 тыс. военных специалистов. В штаб-квартире с помощью вычислительной системы Мемех производства британской фирмы Memex Technology осуществляется более тщательный и профилированный анализ поступающей информации на основе определенных критериев. Система Memex позволяет отфильтровывать нужную информацию по ключевым словам. Соответствующие «словари», на которые она ориентируется, подготавливаются в недрах американской промышленности и содержат термины из определенных областей коммерческой, производственной и научнотехнической деятельности, наиболее интересующих американских производителей. Европейский регион находится под контролем станций системы Echelon, расположенных в Великобритании (Ме-нуит-Хилл) и ФРГ (Бад-Айблинг).
Система Echelon перехватывает коммуникации западноевропейских фирм, в частности немецких, передающих документацию по факсу и другим каналам электронной связи. В прессе ФРГ приводился следующий инцидент, который произошел с немецкой фирмой Enercon GmbH — одним из крупнейших мировых изготовителей энергетических установок. В процессе работы над проектом установки повышенной производительности осуществлялся активный
ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007
ИННОВАЦИИ № 4 (102), 2007
обмен информацией по телефону и компьютерной сети между исследовательской лабораторией и заво-дом-изготовителем. Когда эта фирма предприняла попытку зарегистрировать свое изобретение в США, обнаружилось, что американская корпорация Kenetech уже зарегистрировала патент на идентичную по конструкции и характеристикам установку и даже успела через суд оформить запрет на поставки в США агрегатов немецкой фирмы Enercon GmbH. Впоследствии выяснилось, каким образом документация немецкой фирмы попала в руки американского конкурента. Один из сотрудников АНБ США, выступая в открытой печати, в качестве примера успешно проведенных этой спецслужбой операций сообщил подробности о том, как был установлен контроль за линиями связи фирмы Enercon, каким образом весь пакет перехваченной информации был передан американской компании Kenetech «в целях поддержки национальной промышленности» [5].
В системе государственных органов власти западных стран созданы специальные подразделения, главной задачей которых является сбор и анализ открытой информации о научно-технических и технологических новинках, разработанных за рубежом. В частности, во Франции в конце 90-х гг. XX в. было учреждено полугосударственное Агентство по распространению технологической информации (ADIT), которое снабжает информацией о зарубежных технологических разработках французские предприятия, главным образом компании оборонного сектора. Специалисты Агентства анализируют информацию из открытых источников, в том числе специализированных изданий, получают научно-техническую информацию от атташе по науке из посольств Франции, используют различные формы привлечения к сотрудничеству граждан зарубежных стран. В одном из официальных отчетов агентства сообщалось, в частности, что оно пользуется услугами 10 тыс. «экспертов» из различных стран мира. В 2004 г. президентом ADIT был назначен бывший директор кон-
трразведывательной службы Франции DST Р. Потра. Вице-президентом по вопросам экономической безопасности стал опытный контрразведчик Р. Нар, ранее работавший заместителем директора DST.
Правительством Франции также начата реализация программы «территориальной разведки», выдвинутой еще бывшим министром внутренних дел Де Вильпеном. Целью указанной программы является улучшение обеспечения малых и средних предприятий в провинциях научно-технической, технологической и другой коммерческой информацией, необходимой им для продвижения своей высокотехнологичной продукции на мировые рынки. Правительство утвердило 15 стратегических секторов промышленности и 119 ключевых технологий, развитие которых должно осуществляться с использованием возможностей программы «территориальной разведки». В ее реализации принимают участие государственные спецслужбы, ADIT, а также Французская ассоциация за развитие экономической разведки, объединяющая частные фирмы БР.
Российским компаниям высокотехнологичных секторов экономики, которые зачастую весьма легковесно подходят к контактам с представителями прессы и западных фирм (особенно, если последние обещают инвестиции), следует учитывать распространенную на Западе практику ведения бизнес-разведки и строго дозировать информацию о научно-технических и технологических наработках, передаваемую в СМИ, а также сообщаемую потенциальным западным партнерам.
Литература
1. International Journal of Intelligence and Counterintelligence, № 3, 2002.
2. Аmerican Intelligence Journal.Vol. 18, № 1-2, 1999.
3. Klaus-Dieter Fritsche. Kriminalistik, № 7, 2001.
4. Iпtelligеnсе Newsletter, № 7, 2000.
5. Der Spiegel, № 13, 1999.
6. Kriminalistik, № 7, 2001.
• П0ДПИСКА-2007 • на июль-декабрь no Объединенному каталогу
На почте с апреля 2007 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2007, второе полугодие»
Условия оформления подписки (аннотация, индекс, стоимость) вы найдете '■ I томе каталога, на страницах, указанных в тематическом и алфавитном указателях.
ТЛРііМГІГІН ИНГ Ш іїмта
Контактные номера телефонов специалиста по распространению агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 152-65-58.
П0ДПИСКА-2007
П0ДПИСКА-2007