2. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 5.1.2.)
PUBLIC LAW (STATE LAW)
УДК 342.9 (075.8) ББК 67.401 ГРНТИ 10.19
EDN: QIHBEF
Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности цифровой экономики
©Северин Виталий Андреевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия [email protected]
Аннотация: В статье подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности цифровой экономики возможно только на основе комплексного подхода на междисциплинарной основе, что связано с необходимостью улучшения профессионального взаимодействия специалистов и подготовки юридических кадров для этой сферы.
С учетом предложения Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России концептуально сформулированы функциональные задачи по разработке новой интеллектуальной системы информационной безопасности как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности. Автор выделяет три подпрограммы автоматизации основных функций, связанных с установлением и обеспечением правового режима деятельности высокотехнологичных предприятий, функционирование которых позволит в реальном времени осуществлять оперативное выявление, прогнозирование и выдачу рекомендаций по предупреждению угроз ИБ на ранних стадиях их возникновениявхозяйственной деятельности предприятий. Рассматривая вопрос о сущности подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики, автор отмечает низкий уровень юридической грамотности в этой сфере, что требует разработки новых программ профессиональной переподготовки. Автор считает, что для правового обслуживания высокотехнологичных предприятий нужно готовить юристов на междисциплинарной основе, осознающих перемены в правовой работе, связанные с социально-правовыми последствиями информационной революции и имеющих компетенции, связанныесприменением новыхформ, методов и способов защиты информации. Статья подготовлена по материалам доклада автора 23 ноября 2023 г. в рамках XIII Московской юридической недели и международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы» на совместной Научно-практической конференции (секции) и экспертной сессии Рабочей группы «Нормативное регулирование» AHO «Цифровая экономика»: Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: проблемы и перспективы (о цифровом праве и Цифровом кодексе). Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Юридический факультет.
Ключевые слова: цифровая экономика, высокотехнологичные предприятия, комплексный подход, правовая работа, юрист, информация, система информационной безопасности.
Для цитирования: Северин В.А. Правовые аспекты обеспечения информационной безопасности циф-
ровойэкономики//Пробелы вроссийскомзаконодательстве. 2023. Т. 16. №8. С. 046-051. EDN: QIHBEF
©Severin VitalyAndreevich
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract: The article emphasizes that ensuring the information security of the digital economy is possible only on the basis of an integrated approach on an interdisciplinary basis, which is associated with the need to improve the professional interaction ofspecialists and the training oflegal personnel for this area.
Taking into account the proposal of the Cybersecurity Department of the Ministry of Finance of the Russian Federation,
Legal Aspects of Ensuring Information Security of the Digital Economy
functional tasks for the development of a new intelligent information security system as a response to new challenges from cybercrime are conceptually formulated. The author identifies three automation subprograms of the main functions related to the establishment and maintenance of the legal regime for the activities of high-tech enterprises, the functioning of which will allowfor real-time operational identification,forecasting and issuing recommendations on the prevention of information security threats at the early stages of their occurrence in the economic activities of enterprises.
Considering the issue of the essence of training a new generation of lawyers for the digital economy, the author notes the low level of legal literacy in this area, which requires the development of new professional retraining programs. The author believes that in order to provide legal services to high-tech enterprises, it is necessary to train lawyers on an interdisciplinary basis who are aware of the changes in legal work associated with the socio-legal consequences of the information revolution and have competencies related to the application of new forms, methods and methods of information protection.
The article was prepared based on the materials ofthe author's report on November 23, 2023, within theframework of the XIII Moscow Legal Week and the international scientific and practical conference "Legal support for the sovereignty of Russia: problems and prospects" at a joint Scientific and practical conference (section) and an expert session of the Working Group "Regulatory Regulation" of the ANO "Digital Economy": Legal support for digital sovereignty Russia: problems and prospects (on digital Law and the Digital Code). Moscow, Lomonosov Moscow State University, Faculty of
Keywords: digital economy, high-tech enterprises, integrated approach, legal work, lawyer, information, information security system.
For citation: Severin V.A. Legal Aspects of Ensuring Information Security ofthe Digital Economy //Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №8. Pp. 046-051. (in Russ.). EDN: QIHBEF
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ОБУСЛАВЛИВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входит федеральный проект «Информационная безопасность»1, реализация которого предполагает использование формальных (технические, физические, аппаратные и программные) и неформальных (нормативно-правовые, организационные) средств защиты информации. Поэтому нужен междисциплинарный подход с участием специалистов технического и гуманитарного профиля для комплексного решения проблем обеспечения информационной безопасности (ИБ) цифровой экономики.
Что касается неформальных средств правового обеспечения информационной безопасности, то к ним относятся: правовые нормы публичного и частного права, регулирующих информационные (цифровые) правоотношения (законодательное регулирование); стандарты и регламенты, принимаемые в области защиты информации на ведомственном и корпоративном уровне (нормативное регулирование), а также организационные меры по установлению и обеспечению правового режима безопасности информации.
В условиях цифровой экономики новой задачей юристов является правовое регулирование цифровых отношений в области использования сквозных технологий, что связано с введением в научный оборот понятия «цифрового права» как комплексного межотрас-
*См.: Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7), http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
левого правового института2. Реализация программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ставит перед юристами и службой безопасности задачи по правовому обеспечению информационной безопасности (ПОИБ) совершенно новых объектов - высокотехнологичных предприятий3, которые ранее не были объектами внимания в сырьевой экономике.
Основой развития современных предприятий является новая техническая, технологическая и деловая информация, введенная в оборот как коммерчески значимая информация4, которая признается ценным ресурсом, овеществляется во всех факторах производства и составляет необходимый элемент деятельности по производству и реализации инновационных товаров (работ и услуг). В условиях конкуренции защита такой информации от неправомерного использования требует разработки и соблюдения установленных мер информационной безопасности.
С развитием новейших технологий изменился сам подход к вопросам обеспечения ИБ организаций в силу использования информационных и цифровых технологий, что подтверждается публикацией материалов Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России)5. В частности, следует согласиться с выводами Департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России, что в условиях цифровой трансфор-
2См.: Волков В.Э. Цифровое право. Общая часть: учебное пособие / В. Э. Волков. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. с.10-11.
3См.: Лаптев A.A. Понятие «Высокотехнологичной компании» в современной микроэкономической теории // Инновации. 2007. №7. с.35.
"См.: Северин В.А. Коммерческая тайна в России. — М.: ИКД «Зер-цало-М». 2007. С.37-42.
5 См.: СПРАВКА по вопросу определения перечня перспективных
информационных технологий для их инвестиционной поддержки и оценки информационной безопасности (федеральный проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифро-
вая экономика Российской Федерации») // spravka-dlya-publikatsii-
na-sajte.pdf (digital.gov.ru)
мации экономики любые «инновационные решения требуют тщательного изучения»6. Авторы данного документа считают, что такой подход обусловлен следующими обстоятельствами: «Во-первых, необходимо глубокое изучение новых технических решений с целью выявления в них различного рода уязвимостей. Из-за повышенного спроса и острой конкуренции многие инновации внедряются без должного тестирования на предмет информационной безопасности. Во-вторых, новые технологии могут стать инструментом в руках злоумышленников для достижения ими своих противоправных целей, создавая... новые механизмы обхода, существовавших ранее, средств защиты. В-третьих, инновационные технологии могут послужить основой для создания принципиально новой интеллектуальной системы информационной безопасности (выделено мною, автором), в том числе как ответ на новые вызовы со стороны киберпреступности»7.
Конечно, сравнивая предложение о «создании принципиально новой интеллектуальной системы информационной безопасности» с разработками советского периода, хочется сказать о преемственности концептуальных взглядов на проблемы обеспечения безопасности. Подтверждением этому является советский опыт защиты государственных секретов. Например, 35 лет назад в СССР творческим коллективом инженеров, конструкторов, программистов, экономистов и юристов был разработан информационный облик автоматизированной системы управления режимным обеспечением работ (сокращенно - АСУРО) в оборонных отраслях промышленности (тогда было 10 министерств). В 1988 году результаты проведенной НИР, в частности методология разработки АСУРО были доложены разработчиками8 на Межотраслевой научной конференции «Защита информации на объектах ЭВТ» в ЦНИИ «Монолит» Министерства общего машиностроения СССР, что вызвало практический интерес у представителей оборонных предприятий. К сожалению, эта разработка не была доведена до опытного образца в связи распадом СССР.
Сегодня в связи с предложением Департамента Мин-цифры России вопрос о создании такой системы снова актуален, но речь идет уже об использовании информационных (цифровых) технологий, что является принципиально новым с практической точки зрения и
6 См.: СПРАВКА по вопросу определения перечня перспективных информационных технологий для их инвестиционной поддержки и оценки информационной безопасности (федеральный проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // 5ргаука-^уа-риЬИка15п-na-sajte.pdf (digital.gov.ru)
7 См.: СПРАВКА по вопросу определения перечня перспективных информационных технологий для их инвестиционной поддержки и оценки информационной безопасности (федеральный проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // 5ргаука^1уа-риЬИка15п-na-sajte.pdf (digital.gov.ru)
8 См.: Северин В. А., Савков Н. П. К вопросу о разработке АСУРО // Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ. Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва: 1988; Северин В. А., Васин О. Н. Технические средства АСУРО // Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва Москва: 1988; Северин В. А., Барменков А. Н. Вопросы программно-математического обеспечения АСУРО// Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ. — Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва: 1988.
требует отдельного исследования (возможно на основе выделения гранта). Фундаментальные изменения общественно-политической системы и информационная революция внесли существенные изменения в информационное законодательство о регулировании информационных (цифровых) отношений, о применении форм и методов защиты информации и т.д., что должно быть учтено при разработке технического задания НИР на исследование новой системы ИБ. С учетом требований Минцифры России к облику системы, представляется МГУ имени М.В.Ломоносова мог бы выступить генеральным подрядчиком по договору с заказчиком.
Концептуально разработка экспертной системы в области информационной безопасности организаций предполагает участие юристов в анализе хозяйственной ситуации с использованием правовых средств для выявления и оценки причин возникновения кризисных ситуаций, угрожающих безопасности организации9, в их числе могут быть:
целенаправленное вытеснение организации с определенного рынка высокотехнологичной продукции10 путем использования недобросовестной конкуренции;
невыполнение контрагентами договорных обязательств по охране конфиденциальности информации;
ведение промышленного шпионажа по сбору и распространению информации по заданию конкурентов, иные неправомерныедействия.
Субъектами дестабилизации могут быть не только конкуренты,но и персонал организации,клиенты и др. лица, с которыми непосредственно контактируют юристы. Поэтому информация, которую получает юрист в процессе своей деятельности является важным источников пополнения системы сбора и анализа данных об угрозах безопасности организации.
Вопрос о том, каким образом выявлять угрозы информационной безопасности (ИБ), которые в общем виде сформулированы в Доктрине информационной безопасности РФ11 и, главное, как предупреждать возникновение этих угроз, приобретает практическую значимость на уровне организаций12.
На наш взгляд должна быть разработана система -функциональными задачами, которой будет: оперативное выявление, оценка, прогнозирование и выдача рекомендаций по предупреждению внутренних и внешних угроз ИБ в наиболее важных сферах деятельности высокотехнологичных предприятий, где сосредоточена и обращается ценная информация. Программа включаеттри подпрограммы: - быстрого выхода на автоматизацию основных функций, связанных сустановлением правового режима деятельности высокотехнологичного предприятия (сбор и анализ информации для разработки актуального перечня сведений, составляющих тайну (государствен-
9 См.: Северин В. А. КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЭК // Пробелы в российском законодательстве. — 2022. — Т. 15, № 3. — С. 139-144
10См.: Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики от 16 сентября 2020 - docs.cntd.ru
11 См.: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" (garant.ru)
12 См.: Северин В. А. Комплексная защита информации на пред-
приятии: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б.И. Пугинского. — Из-
дательский Дом Городец Москва, 2008.С.31-38.
ную, служебную, коммерческую и др.), разработка нормативно-правового и технического регулирования функционирования допускной и разрешительной системы управления в реальном времени и др.);
- достижения основного результата автоматизации функций, связанных с обеспечением правового режима обращения охраняемой информации в процессе хозяйственной деятельности высокотехнологичного предприятия (выявление нарушений установленного режима обращения информации, оценка и прогноз внутренних и внешних угроз на возможных каналах утечки охраняемой информации);
- моделирования режимных мер по предупреждению угроз и закрытию возможных каналов утечки охраняемой информации, выдача рекомендаций субъектам информационных (цифровых) правоотношений по предупреждению нарушений в информационной сфере.
Функционирование системы позволит эффективно осуществлять меры предупреждения угроз на ранних стадиях их возникновения, возможно в дальнейшем с использованиемтехнологии искусственного интеллекта и др. цифровых инструментов. Выходные данные системы, могут быть использованы юристами в работе, например, по возмещению убытков от нарушения права организаций на информацию, составляющей коммерческую тайну. Эффективность этой работы зависит от её информационного сопровождения исполнения договора и фиксирования нарушений договорных обязательств в виде причинения организации ущерба. Данные о нарушениях в процессе обращения ценной информации нужны будут для оценки ущерба, составления экономически обоснованного расчета убытков и юридического обоснования в суде требования о возмещении убытков.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПОЛАГАЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В условиях цифровой реальности, когда отмечается «огромный спрос на цифровых специалистов»13, юристам важно: понимать суть происходящих перемен в обществе, связанных с цифровизацией; правильно оценивать опасность угроз информационной безопасности для инновационного развития России; знать и умело применять методы и способы правового обеспечения информационной безопасности на уровне предприятия. Такой уровень профессиональной подготовки позволит юристу эффективно участвовать в разработке и реализации мер по обеспечению безопасности высокотехнологичных предприятий.
На форуме «Открытые инновации» вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что «правительство подготовило и уже реализует программу развития 1Т-отрасли по 6 ключевым направлениям, и одно из них... это поддержка кадров»14, в том числе юристов в сфере правового обеспечения ИБ цифровой ЭКОНОМИМОМ.: Алпатова Ирина. «Число 1Т-специалистов увеличится втри раза к 2024 году», Российская газета, 19.10.2020, https://rg.ru/2020/10/19/ chislo-it-specialistov-uvelichitsia-v-tri-raza-k-2024-godu.html
14 Там же.
ки. Спрос на юристов, имеющих такую специализацию за последние пять значительно вырос.
Поэтому подготовка юристов, знающих вопросы ПОИБ должна быть скорректирована на основе разработки новых учебных программ и увеличения бюджетных мест в вузах. Это объясняется тем, что компетенция юристов предприятий в области правового обеспечения информационной безопасности находится на низком уровне в силу отсутствия у них необходимых знаний и опыта работы в информационной сфере в эпоху инноваций.
Многие юристы не могут системно представить своё участие с использованием имеющейся нормативно-правовой базы в разработке механизмов корпоративного регулирования информационных отношений, связанных с оборотом объектов интеллектуальной собственности (ОИС). От знания юристом способов коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) зависит выбор правовых средств обеспечения, например, внедрение инновации в собственном производстве или продажа инновационной продукции15.
Процесс патентования является дорогостоящим для малых и средних компаний, поэтому в процессе выполнения НИОКР организации могут вводить ограничение на доступ к информации, используя правовой институт коммерческой тайны. Это совместная работа юристов, специалистов IT-подразделения и службы безопасности, связанная с защитой информации до её официального опубликования.
В новых условиях нужно обратить внимание на обеспечение ИБ в договорной работе с учетом использования информационных (цифровых) технологий. Имеется специфика правового обеспечения безопасности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и процессов коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), требующих внимания юристов, обслуживающих высокотехнологичные предприятия16. В МГУ на юридическом факультете для студентов бакалавриата разработан авторский учебный курс «Защита информации в договорной работе», а в рамках магистерской программы «Информационные правоотношения в инновационной экономике» читается курс «Правовая работа в организациях высокотехнологичного комплекса»17.
Нужно сказать, что с развитием новейших технологий изменился сам подход к вопросам обеспечения ИБ организаций в силу использования информационных и цифровых технологий. Да, нужно отметить, что в стране в рамках Ассоциации юристов России функционирует и достаточно успешно работает - Комиссия по информационному праву, правовой информатизации и информационной безопасности под руководством профессора A.B. Морозова18, но одного участия юристов как представляется недостаточно, учитывая необходимость междисци-
15 См.: Северин В. А. Совершенствование деятельности юристов в цифровой экономике// Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. — №6. — С. 47-53.
16 См.: Северин В. А. Основные направления правовой работы в организациях высокотехнологичного комплекса // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — N°3. — С. 218-224.
17 См.: Северин В.А. Правовая работа в организациях высокотехнологичного комплекса. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА URSS, ЛЕНАНД Москва. - 264 с.
18См.: Комиссия по информационному праву, правовой информатизации и информационной безопасности (alrf.ru)
плинарного подхода к вопросам обеспечения ИБ.
В МГУ в марте 2000 г. под научным руководством ректора Московского университета академика РАН Виктора Антоновича Садовничего начал работать ежемесячный межведомственный междисциплинарный семинар по научным проблемам информационной безопасности, где на междисциплинарном уровне обсуждались гуманитарные и научно-технические проблемы обеспечения информационной безопасности (физико-математические, технические), а также проблемы кадрового обеспечения информационной безопасности19. В современных условиях спустя 20 лет, учитывая положительный опыт работы междисциплинарного семинара по научным проблемам ИБ, представляется важным возобновить эту работу в Московском университете.
К этому нужно добавить, что в Московском университете функционирует Центр проблем информационной безопасности ВМК МГУ (руководитель ЦПИБ И.В. Чижов)20, но центр решает научно-технические проблемы ИБ.
Поскольку обеспечение информационной безопасности цифровой экономики проблема комплексная, то и решать её под силу специалистам, имеющим разносторонние знания. Однако базовая подготовка в области обеспечения информационной безопасности ведется в вузах раздельно: технический и гуманитарный блок, причем последний чаще присутствует в первом в виде отдельных учебных курсов. Реализация майского Указа Президента Российской Федерации от 01.05.2022 №25021 требует подготовки специалистов в
19См.: Шерстюк В.П. МГУ: научные исследования в области информационной безопасности // Информационное общество, 2005, вып. 1, с. 48-53.
20См.: Центр проблем информационной безопасности | ВМК МГУ (msu.ru)
21 См.: Указ Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации" (garant.ru)
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатова Ирина. «Число IT-специалистов увеличится в три раза к 2024 году», Российская газета, 19.10.2020, https://rg.ru/2020/10/19/chislo-it-specialistov-uvelichitsia-v-tri-raza-k-2024-godu.html.
2. Волков В.Э. Цифровое право. Общая часть: учебное пособие / В. Э. Волков. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 111 с.
3. Лаптев A.A. Понятие «Высокотехнологичной компании» в современной микроэкономической теории // Инновации. 2007. №7.
4. Северин В. А., Савков Н. П. К вопросу о разработке АСУРО Ц Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ. Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва: 1988.
5. Северин В. А., Васин О. Н. Технические средства АСУРО Ц Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва Москва: 1988.
6. Северин В. А., Барменков А. Н. Вопросы программно-математического обеспечения АСУРО // Сб. докладов межотраслевой науч. конференции Защита информации на объектах ЭВТ. — Инв. 8085. — РИО ЦНИИ Монолит Москва: 1988.
области кибербезопасности. Анализ показывает, что в стране действует обширная сеть коммерческих учебных центров, которые ведут профессиональную переподготовку и повышение квалификации в основном в технической области ИБ22, не уделяя должного внимания переподготовке юристов в этой области.
Между тем, нужен комплексный подход. В этом плане хотелось отметить, что под руководством В.А. Вайпана - проректора по инновационному научно-технологическому развитию МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой правовой информатики Юридического факультета МГУ подготовлен договор с целью объединения усилий трех кафедр Московского университета (кафедра правовой информатики, кафедра компьютерного права и информационной безопасности Высшей школы государственного аудита и кафедра информационной безопасности факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ) на территории Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» для реализации совместных проектов, в том числе в области информационного права и ИБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработка и внедрение предлагаемой системы с использованием информационных технологий будет способствовать повышению уровня обеспечения информационной безопасности высокотехнологичных предприятий с участием юристов, подготовка которых должна осуществляться на междисциплинарном уровне.
22 См.: Перечень программ профессиональной переподготовки в области информационной безопасности согласованных в ФСБ России, УМО ИБ - Учебно-методическое объединение высших учебных заведений России по образованию в области информационной безопасности (isedu.ru)
REFERENCES
1. Alpatova Irina. "The number of IT specialists will increase threefold by 2024", Rossiyskaya Gazeta, 10/19/2020, https://rg.ru/2020/10/19/chislo-it-specialistov-uvelichitsia-v-tri-raza-k-2024-godu.html.
2. Volkov V.E. Digital law. General part: textbook / V. E. Volkov. Samara: Samara University Press, 2022. Ill p.
3. Laptev A.A. The concept of a "high-tech company" in modern microeconomic theory // Innovations. 2007. №7.
4. Severin V. A., Savkov N. P. On the issue of the development of ASURO // Collection of reports of the intersectoral scientific conference Protection of information at EVT objects. Inv. 8085. — RIO Central Research Institute Monolith Moscow: 1988.
5. Severin V. A., Vasin O. N. Technical means of ASURO Ц Collection of reports intersectoral scientific conferences Information protection at EVT facilities Inv. 8085. — RIO Central Research Institute Monolith Moscow Moscow: 1988.
6. Severin V. A., Barmenkov A. N. Issues of software and mathematical support for ASURO//Collection of reports of the intersectoral scientific conference Information protection at EVT facilities. — Inv. 8085. — RIO Central Research Institute Monolith Moscow: 1988.
7. Северин В.А. Правовая работа в организациях высокотехнологичного комплекса. Москва. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА URSS, ЛЕНАНД. 2022. - 264 с.
8. Северин В.А. Коммерческая тайна в России. — М.: ИКД «Зерцало-М». 2007. — 615 с.
9. Северин В. А. Комплексная защита информации на предприятии: Учебник для вузов /Под ред. проф. Б.И. Пугинского. — Издательский Дом Городец Москва, 2008. — 368 с.
10. Северин В. А. Основные направления правовой работы в организациях высокотехнологичного комплекса // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — № 3.
11. Северин В. А. Совершенствование деятельности юристов в цифровой экономике // Проблемы экономики и юридической практики. — 2021. — № 6.
12. Северин В. А. КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЭК// Пробелы в российском законодательстве. — 2022. - Т. 15, № 3.
13. Шерстюк В.П. МГУ: научные исследования в области информационной безопасности // Информационное общество, 2005, вып. 1.
7. Severin V.A. Legal work in organizations of the hightech complex. Moscow. URSS PUBLISHING GROUP, LENAND. 2022. - 264 p.
8. Severin V.A. Commercial secret in Russia. — M.: ICD "Zertsalo-M". 2007. - 615 p.
9. Severin V. A. Complex information protection at the enterprise: Textbook for universities / Edited by prof. B.I. Puginsky. — Gorodets Publishing House Moscow, 2008. - 368 p.
10. Severin V. A. The main directions of legal work in high-tech complex organizations // Gaps in Russian legislation. — 2019. — № 3.
11. Severin V. A. Improving the activities of lawyers in the digital economy // Problems of economics and legal practice. — 2021. — No. 6.
12. Severin K A. THE CONCEPT OF MONITORING INFORMATION SECURITY THREATS IN FUEL AND ENERGY SECTOR ORGANIZATIONS // Gaps in Russian legislation. — 2022. — vol. 15, No. 3.
13. Sherstyuk V.P. Moscow State University: scientific research in the field of information security // Information Society, 2005, issue 1.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Статья поступила в редакцию 28.11.2023, принята к публикации 19.12.2023 The article was received on 28.11.2023, accepted for publication 19.12.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Северин Виталий Андреевич, д-р юрид. наук, руководитель магистерской программы «Информационные правоотношения в инновационной экономике», почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры правовой информатики, Юридический факультет; Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; г. Москва, Россия. IstinaResearcherlD (IRID): 2700224, ORCID: 0000-0002-0012-1094, AuthorlD: 552647. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Severin Vitaly Andreevich, Dr.Sci.(Law), Head of the Master's Program "Information Legal Relations in Innovative Economy", Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Professor of the Department of Legal Informatics, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University; Moscow, Russia. IstinaResearcherlD (IRID): 2700224, ORCID: 00000002-0012-1094, AuthorlD: 552647. E-mail: severin-v.a@ mail.ru