12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13)
12.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО КОМПЛЕКСА
Северин Виталий Андреевич, д-р юрид. наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель магистерской программы «Информационные правоотношения в инновационной экономике». Должность: профессор. Место работы: МГУ имени М.В. Ломоносова. Подразделение: кафедра коммерческого права и основ правоведения. E-mail: [email protected] Аннотация
В свете реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» перед юристами поставлены задачи правового обслуживания совершенно новых объектов - высокотехнологичных предприятий, которые ранее не были объектом внимания в рамках сырьевой экономики. Для того чтобы определить сущность правовой работы в условиях цифровой реальности юристам важно понимать суть произошедших перемен, знать причины, сдерживающие инновационное развитие в России, и проблемы правового обеспечения цифровой экономики на уровне организации. Необходимо обобщить направления деятельности юридической службы в новых условиях; проанализировать изменения договорной работы с учетом использования информационных технологий. Важно учитывать специфику правового обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности как основных направлений правовой работы в условиях новой экономики.
В основу статьи положен доклад автора на Всероссийском научно-практическом форуме с международным участием «ЦИФРОВИЗАЦИЯ-2018», МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, 3-5 декабря 2018г. Секция «Системы правовой информации в цифровом государственном управлении и нормативное регулирование цифрового развития».
Ключевые слова: цифровая экономика, информационные отношения, информация, инновации, высокотехнологичные предприятия, правовое обслуживание, юридическая служба, компетенция юристов.
THE MAIN DIRECTIONS OF LEGAL WORK IN THE ORGANIZATIONS HIGH-TECH COMPLEX
Severin Vitaliy Andreevich, Dr of Law, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, head of the master's program "Information legal relations in innovative economy". Position: Professor. Place of employment: Moscow state University named after M. V. Lomonosov. Department: commercial law and fundamentals of law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In the light of the implementation of the program "Digital economy of the Russian Federation", the lawyers are tasked with legal services for completely new facilities - high-tech enterprises that were not previously the object of attention in the framework of the commodity
economy. In order to determine the essence of legal work in the context of digital reality, it is important for lawyers to understand the essence of the changes that have occurred, to know the reasons hindering the innovative development in Russia, and the problems of legal support of the digital economy at the level of the organization. It is necessary to summarize the activities of the legal service in the new conditions; analyze the changes in contractual work taking into account the use of information technology. It is important to take into account the specifics of legal support of research and development and commercialization of intellectual property as the main areas of legal work in the new economy.
The article is based on the author's report at the all-Russian scientific and practical forum with international participation "DIGITALIZATION-2018", Lomonosov Moscow state University, December 3-5, 2018. Section "Legal information systems in digital public administration and regulation of digital development". Keywords: digital economy, information relations, information, innovations, high-tech enterprises, legal services, legal service, competence of lawyers.
Актуальность правового обслуживания совершенно новых объектов - высокотехнологичных предприятий. В 2017 году Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [9] реализация которой требует активного участия квалифицированных юристов, хорошо знающих формы и методы регулирования информационных отношений в эпоху инноваций. Цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, что способствует формированию информационного пространства и новой технологической основы для экономической сферы. Ученые-экономисты давно разработали понятие «инновационная («цифровая») экономика», что облегчает юристам исследование правовых проблем в данной сфере. Программой предусмотрено, что результатом взаимодействия государства, бизнеса и науки, должно стать создание не менее 10 национальных компаний - высокотехнологичных предприятий, которые формируют вокруг себя систему отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики. Программа определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики, это: 1) нормативное регулирование, 2) кадры и образование, 3) формирование исследовательских компетенций и технических заделов, 4) информационная инфраструктура, 5) информационная безопасность. Названные направления нуждаются в правовом обеспечении с участием юристов.
В структуре Правительства РФ образовано новое министерство, которое будет осуществлять государственную политику в области цифровой экономики. Перед юристами стоит задача правового обслуживания совершенно новых объектов - высокотехнологичных предприятий, которые ранее не были объектом внимания в рамках сырьевой экономики. Для того чтобы определить сущность правовой работы в условиях цифровой экономики важно знать причины, сдерживающие ее развитие в России, и проблемы правового обеспечения цифровой экономики на уровне организации. Необходимо обобщить направления деятель-
ности службы в новых условиях; проанализировать изменения договорной работы с учетом использования информационных технологий. Важно учитывать специфику правового обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и коммерциализации результатов научно-технической деятельности как основных направлений правовой работы в условиях новой экономики. Без анализа этих вопросов нельзя определить изменения, которые следует внести в направления деятельности юристов в этой сфере. Решение новых задач требует подготовки юристов нового поколения для цифровой экономики.
Причины, сдерживающие развитие цифровой экономики России.
Первая группа причин, это: 1) недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, финансируемых за счет государства; 2) расчет государства, что инновациями будут заниматься сами предприниматели, однако доля НИОКР в составе затрат частных организаций сегодня ничтожно мала.
Вторая группа причин, это: 1) отсутствие концептуального подхода к формированию комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием данных в цифровой форме;
2) несовершенство правового регулирования на различных стадиях инновационного процесса, что связано с отсутствием изменений компетенции юридических служб в период формирования цифровой экономики;
3) отсутствие методического обеспечения деятельности юристов в области правового сопровождения НИОКР и коммерциализации результатов научных исследований в организациях.
Третья группа причин, это: 1) несовершенство системы мотивации юристов по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики; 2) отсутствие целенаправленной подготовки юристов для нужд цифровой экономики, и действенной системы материального стимулирования в условиях инновационных методов работы; 3) компетенции юридических служб ориентированы в основном на правовое сопровождение предприятий сырьевой экономики;
4) недостаточный уровень подготовки кадров и правового обеспечения в области информационной безопасности.
Четвертая группа причин:1) отсутствует системный подход к правовой охране результатов научно-технической деятельности в условиях глобализации информационных процессов, защиты информации от незаконных действий конкурентной разведки и промышленного шпионажа;
2) существуют проблемы обеспечения прав человека в цифровом мире (персональные данные) и доверия граждан к цифровой среде в связи с использованием сложных информационно-телекоммуникационных систем;
3) отмечается рост компьютерной преступности; недостаточно ведется мониторинг информационной безопасности организаций, что способствует проявлению угроз развития цифровой экономики.
Характеристика правовых аспектов регулирования отношений в сфере цифровой экономики.
За прошедшие годы направления правовой работы в основном остались неизменны и были ориентированы на обеспечение сырьевой экономики. Формирование
цифровой экономики требует с учетом фактора «информации» внесение изменений в компетенции юридической службы организации, связанные с правовым обеспечением выполнения НИОКР, коммерциализации результатов научных исследований и участием юристов в разработке экспертной системы в области безопасности организаций.
В Доктрине информационной безопасности РФ от 05.12.2016 [13] в числе угроз отмечается: «Низкий уровень эффективности российских научных исследований, направленных на создание перспективных информационных технологий. Отечественные разработки плохо внедряются, кадровый потенциал в этой области низкий» [8]. Развитие цифровой экономики в условиях санкций Запада требует ускорения темпов импортозамещения информационных технологий, в том числе программного обеспечения за счет коммерциализации результатов научных разработок [10]. Для сравнения отметим, что в промышленно развитых странах от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Доля России ограничивается несколькими процентами. Одна из причин слабая коммерциализация научных исследований. Алексей Кудрин в рамках Ежегодного инвестиционного форума в Санкт-Петербурге отметил: «Доля инновационной продукции в России где-то около 12%, тогда как, чтобы соответствовать мировым вызовам, нужно около 30%» [1, Кудрин А.Л., 2016].
В этой связи действия государства в области научно-технической деятельности должны быть направлены на повышение мирового уровня отечественных научных разработок и ускорение их коммерциализации с целью расширения инновационного производства и увеличения доли закупок российской высокотехнологичной продукции [5, Иванов В.В., Клёсова С., Лукши О.П., Сушкова П.В., 2006; 6, Коцюбинский В.А., 2016]. В процессе коммерциализации активную роль играет государство. Используя присущие ему рычаги управления, оно соединяет в единую цепочку научные организации, вузы и промышленные предприятия. Исторически в советский период государство в лице министерств выступало продавцом и покупателем научно-технической продукции. В каждом министерстве было управление по науке и технике, которое инициировало, финансировало и контролировало процесс внедрения новой техники и технологий на подведомственных предприятиях. Деятельность руководителя предприятия оценивалась по результатам внедрения новой техники и технологии. Отсюда предприятия имели хорошо оснащенную материально-техническую базу для проведения исследований и производства, что являлось важнейшим фактором роста экономики.
В рыночных условиях ситуация изменилась. Предприятия находятся в свободном плавании, подчиняются только закону, и самостоятельно разрабатывают меры повышения конкурентоспособности и устойчивого развития, сами решают вопросы финансирования НИОКР, а также какие способы коммерциализации применить, исходя из своих имущественных интересов. За последние два десятилетия государство выступает основным заказчиком (инвестором) в процессе выполнения НИОКР; создает необходимые правовые и иные условия для взаимодействия научных институтов и промышленных предприятий при введении в оборот результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Государством ведется прямое финансирование
научно-технической деятельности из федерального бюджета в форме субсидий, госзаказов. Разработаны и действуют целевые федеральные и местные научно-технические программы. Увеличивается число особых экономических зон, технопарков в сфере высоких технологий. Осуществляются бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции; введено налоговое стимулирование.
В России имеется определенная нормативно-правовая база, позволяющая вовлекать РИД в хозяйственный оборот. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ [14] вводит ряд терминов, раскрывая понятие «коммерциализация». Гражданский кодекс РФ на основе принципа свободы договора, допускает возможность регулирования договорных отношений в сфере информации и инноваций. Федеральный закон от 12.03.2014 №35-ФЗ о внесении изменений в положения ГК РФ о правах на результаты интеллектуальной деятельности [15] позволяет упростить процесс коммерциализации РИД, созданных за счет бюджета и привлечь внимание инвесторов к заключению сделок, что должно вызывать заинтересованность организаций в разработке и внедрении инноваций.
Вместе с тем отсутствие единой концепции и устойчивой теоретической базы в рассматриваемой сфере обусловливает недостатки в реализации мер по ускорению коммерциализации. Проблемы совершенствования законодательства об инновационной деятельности, включая коммерциализацию, являются предметом обсуждения в научной среде [17, Лопатин В.Н., 2016; 18, Лопатин В.Н., 2017]. В разделе XII. Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. были определены основные направления совершенствования законодательства в различных отраслях [12]. Например, планировалось оказание ученым и научным коллективам юридической и финансовой поддержки в вопросах коммерциализации на всех этапах инновационной деятельности. Интересным было предложение о совершенствовании норм трудового законодательства в части повышения в должности педагогических и научных работников, оплаты их труда в зависимости от эффективности их инновационной деятельности, что способствует повышению мотивации в результатах труда и уменьшению оттока лиц, выезжающих за рубеж.
Представляется, что после внесения изменений в гражданское законодательство система правовых актов, регулирующих инновационные отношения, не совсем адаптирована к изменившимся условиям цифровой экономики. С введением в действие части четвертой ГК РФ и внесением в нее изменений, казалось бы, что все должно встать на свои места, но как выясняется, вопросы остаются. Российские ученые продолжают уезжать на Запад со своими патентами и там реализуют идеи. За рубежом они четко знают, сколько получат за свою разработку. А у нас, как только дело доходит до конкретных сумм, появляются различные мнения руководства, и при отсутствии твердых правил работникам легко отказать в выплате. «...Выплата вознаграждений за служебные изобретения, как правильно отмечает В.Н. Кастальский, - является не только мерой, стимулирующей авторов к творчеству, но и способом минимизации рисков стартапа, связанных с «утечкой» мозгов» [4, Кастальский В.Н., 2014]. Поэтому законодательство в части стимулирования авторов
научных разработок нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Второй пример, когда информация как отдельный вид объектов гражданских прав была исключена из ст. 128 ГК РФ. Однако информационный рынок не исчез, он бурно развивается, используются договорные конструкции, которые не поименованы в ГК РФ (договоры на выполнение маркетинговых исследований, разработка информационных продуктов и др.) В условиях рынка происходит передача коммерческой информации, выполняются работы по обработке информации и информационные услуги с использованием ценной информации. Это подтверждает вывод, что нельзя строить работу в информационной сфере на основе догм, не допускающих возражений и не видеть изменившихся обстоятельств. Нужно гибко совершенствовать инновационную систему с учетом потребностей практики в условиях «создания экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан» [9].
С принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [16] были закреплены положения о предоставлении исследовательским центрам возможности регистрировать интеллектуальные права на свои разработки, в том числе созданные при финансировании государством. Законом ограничена сфера регулирования отношений, возникающих при создании и функционировании инновационных научно-технологических центров, но в тоже время не раскрывается понятие «инновационный процесс», а также не обозначены этапы, способы и формы коммерциализации ОИС. При отсутствии комплексного подхода инновационное законодательство развивается без четкой концепции круга регулируемых отношений [3], что не позволяет системно вести исследования в данной области, готовить рекомендации для государства и бизнеса по всему циклу превращения идеи в инновационный продукт. Развитие цифровой экономики предполагает правовое обеспечение взаимодействия конкретных поставщиков и потребителей товаров (работ и услуг), сфер деятельности, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики. При разработке законодательства в этой области нужно учитывать опыт Запада, принятые Основы законодательства Евразийского экономического сообщества об инновационной деятельности и модельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере инновационной деятельности государств СНГ [7], а также перспективы развития межгосударственных отношений в рамках Евразийского экономического союза [2].
Проблемы правового обеспечения цифровой экономики на уровне организации.
Правовая работа определяется как деятельность организации, включая ее юридическую службу, направленная на достижение экономических целей, связанных с получением прибыли. При осуществлении данной деятельности возникают различные проблемы. Первая группа - проблемы методологического характера. Речь об отсутствии научного обеспечения правовой работы в условиях цифровой экономики, и оп-
ределения понятия «правовая работа» применительно к правовому обеспечению высокотехнологичных предприятий. Нужны теоретические разработки с обоснованием новых направлений деятельности юридической службы в период инновационного развития общества и государства.
Вторая группа проблем касается совершенствования законодательного и корпоративного регулирования деятельности юридических служб в России. Актуальным является разработка законопроекта о юридической службе коммерческой организации. В советский период законодательной базой правовой работы были постановления Правительства СССР и ведомственные акты. Сегодня министерства издают общие Положения о юридическом отделе, действующие на предприятиях. Деятельность юридической службы частной организации по-прежнему вне поля зрения наших законодателей. Отсутствие закона восполняется корпоративными нормами, которые по существу регулируют правовое положение юридической службы. Изменение компетенции службы осуществляется на корпоративном уровне по усмотрению самой организации.
Третья группа проблем затрагивает вопросы разработки и внедрения практических рекомендаций по совершенствованию деятельности юридических служб коммерческих организаций. В период формирования новой экономики отмечается тенденции смешения традиционных внутренних и внешних функций, выполняемых юридической службой. В службах чаще выделяются новые направления деятельности, такие как: экспертная деятельность, анализ рисков компании и разработка предложений по достижению конкурентных преимуществ за счет использования информационных ресурсов. Заслуживает внимания предложения по выбору организационной структуры юридической службы. Нужно сказать, что типовых методик, позволяющих определить наиболее приемлемую структуру службы для организаций, не существует. Учитывая, самостоятельность организации в каждом конкретном случае, она индивидуальна. Вопрос решается с учетом ее основных параметров производственной, научной и коммерческой деятельности. При выборе оптимальной структуры службы учитывается специфика малых, средних и крупных организаций, их ресурсный потенциал, определяющий возможности осуществления мер правового характера.
Компетенция юристов предприятий в области правового обеспечения НИОКР и коммерциализации, а также информационной безопасности находится на низком уровне в силу отсутствия у них необходимых знаний, навыков, умений и опыта работы в информационной сфере в эпоху инноваций. Вовлечение объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в экономический оборот дает ряд преимуществ организациям. Любое предприятие видит выгоду в коммерциализации за счет снижения издержек производства, что достигается за счет монопольного владения правами на ОИС.
Коммерциализация как процесс начинается не с момента окончания НИОКР, а с момента появления заказчика (инвестора) на создание новой продукции. Процесс коммерциализации это не простое посредничество между наукой и производством. Это ряд взаимосвязанных этапов, которые требуют правового обеспечения подготовки инновационного предложения, экспертизы технологии инвесторами, привлечения инвестиций, договорного закрепления отношений
между участниками инновационного процесса, распределения прав на будущую интеллектуальную собственность, освоения результатов в производстве, сопровождения инновационного продукта и его модификации.
На этом пути возникают проблемы. С позиций юриста к коммерциализации нужно подходить системно, имея в виду состояние законодательной базы и корпоративного регулирования информационных отношений, связанных с использованием ИС, а также выбор способов введения ИС в хозяйственный оборот, правовой защиты и оформления прав на ИС. Обладателем ценной информации чаще является государство, которое финансирует НИОКР, и реже частные организации. Для защиты своих информационных интересов субъекты используют авторско-правовой и открытый (патентное право) режимы, а также институт коммерческой тайны (закрытый режим), предусматривающие ответственность за нарушения в сфере ИС.
Юристы не создают продукцию, этим занимаются инженеры, конструкторы и технологи. Используя свои знания, навыки и способности, юристы призваны сопровождать процессы создания, регистрации, передачи и внедрения РИД в правовом отношении, используя правовые формы, средства и методы. Юристам важно знать способы и этапы коммерциализации с тем, чтобы правильно определить направления правового обеспечения, например, в собственном производстве инновационного продукта либо передачи по договору прав на использование РИД.
Реализация Программы требует изменения компетенции юридической службы с учетом феномена «информация» для инновационного развития бизнеса. Юристы, вместе с работниками других подразделений должны участвовать в анализе хозяйственной ситуации, выполнении патентных исследований, мониторинге законодательства, разработке корпоративных актов и стандартов в области ИС. В Положении о юридической службе необходимо закрепить права, обязанности и ответственность юристов, которые участвуют в формировании системы управления Ис и защиты информации. В зависимости от объема работ в организациях могут быть созданы патентно-лицензионные службы либо включенные в структуру юридической службы, выполняющие роль организатора и исполнителя в сфере управления ИС.
Важным является участие юриста в правовой оценке новшеств и признании РИД при выполнении НИОКР. Речь об идентификации полученных научных результатов НИОКР, признаки которых соответствуют юридическим признакам охраноспособных ОИС и в отношении которых может быть принято решение о признании прав на этот результат как ОИС. Для решения задач в области ИС на основе типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций Министерства образования и науки РФ [13] на предприятиях с участием юристов может быть образована экспертная комиссия по интеллектуальной собственности.
Организации могут вводить ограничение на доступ к информации на этапах коммерциализации результатов научных исследований и принимать меры по сохранению в тайне информации. В случае принятия решения о патентовании устанавливается режим конфиденциальности для любой информации о РИД до публикации заявки. Процесс патентирования является дорогостоящим и недоступным для малых и многих
средних компаний, которые, не имея возможности защитить свои права, отказываются от коммерциализации результатов НИОКР. Важно определить РИД, которые целесообразно защитить в режиме коммерческой тайны, например ноу-хау, либо РИД, не подлежащие правовой охране.
В области правового обеспечения информационной безопасности важным представляется разработка с участием юристов экспертной системы в области безопасности организаций. Построение экспертной системы безопасности коммерческой организации требует учета существующих угроз ее интересам. Различают внешние угрозы: не спровоцированные претензии со стороны контролирующих органов государства; невыполнение партнерами, поставщиками и клиентами договорных обязательств; угрозы от криминальных структур, пытающихся получить доступ к коммерчески значимой информации (КЗИ), и внутренние угрозы: конфликты в коллективе, контролируемые конкурентами, либо преступными группировками; противоправные действия работников по доступу к информации, и др.
Нормальная хозяйственная деятельность организации может быть нарушена вследствие воздействия на нее неблагоприятных внешних и внутренних факторов, т.е. условий, ведущих к дестабилизации. Дестабилизация работы организации означает нарушение привычного, делового ритма ее хозяйственной деятельности. Причинами возникновения хозяйственных кризисных ситуаций, угрожающих безопасности организации, могут быть различные факторы: целенаправленное вытеснение организации с определенного рынка товаров путем использования недобросовестных форм конкуренции; невыполнение контрагентами обязательств по охране конфиденциальности информации; ведение промышленного шпионажа по сбору и распространению КЗИ конкурентами, иные неправомерные действия в отношении организации. Субъектом дестабилизации является физическое или юридическое лицо, действия (бездействие) которого, определяет характер и содержание угроз организации. Это: конкуренты; персонал организации; партнеры, клиенты, посредники и др. лица.
Вопрос о том, каким образом выявлять угрозы информационной безопасности (ИБ), которые в общем виде сформулированы в Доктрине информационной безопасности РФ и, главное, как предупреждать возникновение этих угроз, приобретает особую актуальность и практическую значимость. Важно определить на уровне организации алгоритм разработки системы сбора и анализа данных об источниках угроз ее безопасности. Должна быть разработана и внедрена система функциональными задачами, которой будет: оперативное выявление, оценка, прогнозирование и выдача рекомендаций по предупреждению внутренних и внешних угроз ИБ в наиболее важных сферах деятельности организаций, на конкретных участках работы, где сосредоточены секреты. Функционирование этой системы позволит эффективно осуществлять меры предупреждения угроз на ранних стадиях их возникновения. Программа разработки экспертной системы безопасности организации включает следующие подпрограммы:
быстрого выхода на автоматизацию основных функций, связанных с установлением режима коммерческой тайны (сбор и анализ информации для перечня сведений, составляющих КТ, формирование и обеспечение допускной и разрешительной системы и др.);
достижения основного результата автоматизации функций, связанных с обеспечением режима обращения КЗИ (выявление, оценка и прогноз возможных угроз);
моделирования мер по предупреждению угроз и закрытию возможных каналов утечки (ВКУ) информации, выдача рекомендаций субъектам по предупреждению правонарушений.
Таким образом, разработка и внедрение системы в организациях позволит эффективно решать задачи выявления и предупреждения угроз, возникающих в процессе деятельности с использованием ЭВМ и средств коммуникации.
Список литературы
1. Газета «Ведомости», Интерфакс, 24 октября 2016, https://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/10/24/66 2131 -dolya-innovatsionnoi-produktsii
2. Евразийская экономическая комиссия, 2016. http://www.eurasiancommission.org/ru/SiteAssets/Pages/li brary/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1 %80%D0%B0%20%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80 %D1%8B%20%D0%B8%20%D1%84%D0%B0%D0%BA %D1%82%D1%8B%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0 /oB3.pdf
3. Законопроекты в этой области, см. https://zakonbase.ru/content/base/280827; Ьтр://^-prog.ru/2_88244_federalniy-zakon-ob-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-gosudarstvennoy-innovatsionnoy-politike.html и др.
4. Кастальский В.Н. Коммерциализация инновационных разработок стартапами // Ж-л Суда по интеллектуальным правам. 2014. № 5.
5. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России / Под ред. В.В. Иванова, С. Клесовой, О.П. Лукши, П.В. Сушкова. М.: Центр исследований проблем развития науки РАН, 2006.
6. Коцюбинский В.А. Теория и практика госзакупок инновационной продукции//Инновации, № 6, 2016.
7. Модельный закон об инновационной деятельности. Принят на Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (постановление N 27-16 от 16 ноября 2006 года), http://docs.cntd.ru/document/902050947
8. Новая доктрина информационной безопасности России: главные положения, Политика, 06 декабря 2016, по адресу: https://www.rbc.ru/politics/06/12/2016/ 584693759a79472bbf7195f3
9. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632- р
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79 I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
10. Постановление Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 апреля 2014 года №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", по адресу: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102352828&rdk=&backlink=1
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2014 № 161 «Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и техно-
логические работы гражданского назначения», см. по адресу: http://docs.cntd.ru/document/499098852
12. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., см.: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/
13. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", по адресу: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/4dbff9722e14f6 3a309bce4c2ad3d12cc2e85f10/
14. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция), см. по адресу: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
15. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации" от 12.03.2014 № 35-ФЗ, см. по адресу: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_160073/
16. Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 № 216-ФЗ, см. по адресу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221172/
17. VIII Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Сборник документов и материалов /под научной редакцией д.ю.н., проф. В.Н. Лопатина. М.: Издание РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2016.
18. IX Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Сборник документов и материалов /под научной редакцией д.ю.н., проф. В.Н. Лопатина. М.: Издание РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2017, и др.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,31 %.