Научная статья на тему 'Национальный технологический суверенитет в сфере цифровых технологий: вопросы правового обеспечения'

Национальный технологический суверенитет в сфере цифровых технологий: вопросы правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное право / цифровое право / технологический суверенитет / цифровой суверенитет / цифровые технологии / национальная безопасность / информационная безопасность / information law / digital law / technological sovereignty / digital sovereignty / digital technologies / national security / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гульфия Гафиятовна Камалова

Исследование посвящено вопросам эффективного обеспечения цифрового технологического суверенитета Российской Федерации в современных условиях формирования многополярного мира. В работе исследованы подходы к определению понятия «технологический суверенитет», а также его соотношение с понятиями «информационный суверенитет» и «цифровой суверенитет». Автором на основе проведенного исследования обоснован вывод, что понятие «технологический суверенитет» в сфере цифровых технологий является родовым по отношению к понятию «цифровой суверенитет» (составляющих государственный суверенитет). В исследовании отмечается взаимосвязь вопросов технологического суверенитета в сфере цифровых технологий с развитием правового понятийного аппарата, обеспечением информационно-психологической безопасности граждан и общества, подготовкой кадров для экономики данных, с правовой защитой отечественного производителя средств и решений на базе новейших цифровых технологий и иными проблемами в данной области. Важнейшей составляющей обеспечения национальных интересов в данной сфере определено формирование правовых моделей регулирования на основе риск-ориентированного и системно-концептуального подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гульфия Гафиятовна Камалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National technological sovereignty in the sphere of digital technologies: issues of legal support

The study is devoted to the issues of effective provision of digital technological sovereignty of the Russian Federation in the modern conditions of the formation of a multipolar world. The paper examines approaches to defining the concept of “technological sovereignty”, as well as its relationship with the concepts of “information sovereignty” and “digital sovereignty”. Based on the study, the author substantiates the conclusion that the concept of “technological sovereignty” in the field of digital technologies is generic in relation to the concept of “digital sovereignty” as components of state sovereignty. The study notes the relationship between issues of technological sovereignty in the field of digital technologies with the development of a conceptual apparatus, ensuring information and psychological security of citizens and society, training personnel for the data economy, with legal protection of domestic manufacturers of tools and solutions based on the latest digital technologies and other problems in this area. The most important component of ensuring national interests is the formation of legal models of regulation based on risk-oriented and system-conceptual approaches.

Текст научной работы на тему «Национальный технологический суверенитет в сфере цифровых технологий: вопросы правового обеспечения»

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Правовое обеспечение суверенитета и информационной безопасности в киберпространстве

Национальный технологический суверенитет в сфере цифровых технологий: вопросы правового обеспечения

Аннотация. Исследование посвящено вопросам эффективного обеспечения цифрового технологического суверенитета Российской Федерации в современных условиях формирования многополярного мира. В работе исследованы подходы к определению понятия «технологический суверенитет», а также его соотношение с понятиями «информационный суверенитет» и «цифровой суверенитет». Автором на основе проведенного исследования обоснован вывод, что понятие «технологический суверенитет» в сфере цифровых технологий является родовым по отношению к понятию «цифровой суверенитет» (составляющих государственный суверенитет). В исследовании отмечается взаимосвязь вопросов технологического суверенитета в сфере цифровых технологий с развитием правового понятийного аппарата, обеспечением информационно-психологической безопасности граждан и общества, подготовкой кадров для экономики данных, с правовой защитой отечественного производителя средств и решений на базе новейших цифровых технологий и иными проблемами в данной области. Важнейшей составляющей обеспечения национальных интересов в данной сфере определено формирование правовых моделей регулирования на основе риск-ориентированного и системно-концептуального подходов.

Ключевые слова: информационное право, цифровое право, технологический суверенитет, цифровой суверенитет, цифровые технологии, национальная безопасность, информационная безопасность

DOI: 10.17803/2311-5998.2024.122.10.052-060

© Камалова Г. Г., 2024

Гульфия Гафиятовна КАМАЛОВА,

заведующий кафедрой информационной безопасности в управлении Удмуртского государственного университета, доктор юридических наук, доцент

[email protected]

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, д. 1

в

ЕСТНИК Какова Г. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Национальный технологический суверенитет в сфере

имени o.e. кутафина(мгюА) цифровых технологий: вопросы правового обеспечения

Gulfiya G. KAMALOVA,

Head of the Department of Information Security in management, Udmurt State University, Dr. Sci. (Law), Associate Professor [email protected] 1, ul. Universitetskaya, Izhevsk, Russia, 426034

National technological sovereignty in the sphere of digital technologies: issues of legal support

Abstract. The study is devoted to the issues of effective provision of digital technological sovereignty of the Russian Federation in the modern conditions of the formation of a multipolar world. The paper examines approaches to defining the concept of"technological sovereignty", as well as its relationship with the concepts of"information sovereignty" and "digital sovereignty". Based on the study, the author substantiates the conclusion that the concept of"technological sovereignty" in the field of digital technologies is generic in relation to the concept of"digital sovereignty" as components of state sovereignty. The study notes the relationship between issues of technological sovereignty in the field of digital technologies with the development of a conceptual apparatus, ensuring information and psychological security of citizens and society, training personnel for the data economy, with legal protection of domestic manufacturers of tools and solutions based on the latest digital technologies and other problems in this area. The most important component of ensuring national interests is the formation of legal models of regulation based on risk-oriented and system-conceptual approaches. Keywords: information law, digital law, technological sovereignty, digital sovereignty, digital technologies, national security, information security

Процессы формирования многополярного мира и попытки дестабилизирующего воздействия на национальную безопасность Российской Федерации, ее целостность и устойчивость со стороны государств так называемого коллективного Запада посредством санкционной агрессии в условиях дальнейшей цифровой трансформации всех сфер общественных жизни детерминируют необходимость решения первоочередных задач по обеспечению технологического суверенитета нашей страны, что особо значимо в отношении развития, внедрения и обеспечения конкурентоспособности современных отечественных цифровых технологий.

При этом следует отметить, что обеспечение технологического суверенитета в рамках продвижения отечественных цифровых технологий и разработок на их основе является вкладом не только в настоящую, но и в будущую конкурентоспособность России в мире, что актуализует решение стратегических задач в данной области и парирование существующих и потенциальных вызовов, рисков и угроз.

Указанное представляется невозможным без развития широкой кооперации по целому спектру областей в целях формирования и совершенствования условий

s А

□ □

ВО

m М О ЦЕ

im □ I

ss

БС

тП шш< А ОШ

sHm

PII

рот

П А А

транстве

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

разработки, производства и продвижения ключевых цифровых продуктов, решений и услуг российского производства. Следовательно, решение существующих проблем обеспечения технологического суверенитета применительно к цифровым технологиям носит междисциплинарный характер и требует соответствующих исследований. При этом значительную роль в развитии условий такого взаимодействия сегодня играет право, призванное обеспечить правовую основу технологического суверенитета в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая цифровые. При этом стратегическим вектором является развитие экономики данных, ключевую роль в которой играют цифровые инновации, позволяющие обеспечить устойчивость составляющих информационного пространства России к различным негативным факторам и воздействиям.

Нельзя обойти вниманием то, что в настоящее время исследователями в этой области используется широкая и разнообразная терминология, которая не всегда содержательно определена, имеется существенная правовая неопределенность. Исследование показало, что термин «информационный суверенитет», использованный в законодательстве еще в 1996 г, изначально был связан с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации и охватывал формирование и «проведение политики исходя из интересов национальной безопасности России»1. Однако сегодня он понимается значительно более широко.

Термин «цифровой суверенитет», в основном встречающийся в подзаконных актах, сегодня содержательно не раскрыт и используется в контексте формирования программ приоритетного импортозамещения, развития цифровых сервисов, внедрения отечественного программного обеспечения, повышения конкурентоспособности продукции Российской Федерации на международном рынке, а также решения задач по защите информации.

Понятие и термин «технологический суверенитет» встречается в законодательстве значительно шире, в десятках нормативных правовых актов, в том числе касающихся процессов обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры России. Вместе с тем это понятие, являясь сложным концептом, включающим множество различных вопросов, приобрело особое значение в связи с событиями, развернувшимися с февраля 2022 г.

Понятие «технологический суверенитет» в настоящее время раскрыто в Концепции технологического развития на период до 2030 г. (далее — Концепция), в которой оно определяется через наличие в России находящихся под национальным контролем критических и сквозных технологий отечественной разработки и производства, а также условий, обеспечивающих возможность достижения национальных интересов на данной основе2.

Вместе с тем исследователи предлагают и свои подходы к пониманию содержания технологического суверенитета, определяя его, например, через способность «государства обеспечить научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и

1 См., например: Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3356.

2 Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2023. № 22. Ст. 3964.

в

ЕСТНИК Качалова Г. П

УНИВЕРСИТЕТА Национальный технологический суверенитет в сфере

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий: вопросы правового обеспечения

инфраструктуры, достаточных для того, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности от иностранных технологий в критических, жизненно важных сферах»3, что представляется более точным.

В связи с этим требуется дальнейшее научное осмысление соотношения понятий «технологический суверенитет», «информационный суверенитет», «цифровой суверенитет», а также совокупности смежных с ним понятий «сетевой суверенитет», «киберсуверенитет», «научно-технологический суверенитет» и т.д. в рамках формирования новых цифровых и технологических рубежей современного государства, что особо значимо в условиях продолжающегося цивилизационного кризиса и трансграничности информационной сферы.

Вместе с тем, безусловно, в рамках настоящего исследования следует отметить, что правовое обеспечение технологического суверенитета в связи с развитием и внедрением цифровых технологий предполагает и достижение цифрового суверенитета, что определяет понятие «технологический суверенитет» в данной области как родовое.

Базовым по отношению ко всем указанным понятиям, безусловно, является общее понятие государственного суверенитета. Конституция РФ провозглашает суверенитет, определяя в качестве его носителя многонациональный народ страны и связывая его с целостностью и неприкосновенностью территории России4.

Понятие и признаки государственного суверенитета, принципы его обеспечения широко рассматривались в юридической литературе, и в данном исследовании автор не ставит задачу детально останавливаться на этом, ограничившись лишь необходимым для целей данной работы. Однако, как справедливо отмечают исследователи, по мере развития цифровых технологий и расширения их использования «традиционные модели легитимации государственной власти претерпевают инверсивные изменения»5, связанные с трансформацией процессов взаимодействия различных институтов государства и общества, что определяет дальнейшую динамику базовых концептов права.

Системный подход к исследованию вопросов государственного суверенитета вызывает необходимость отметить, что исследователи сегодня также констатируют и определенное уменьшение интереса к традиционному понятию государственного суверенитета6 при одновременном росте внимания к конкретным °О

гп

элементам суверенитета страны — экономическому, технологическому и иным, что в целом представляется ошибочным, так как снижает эффективность ком- ^Е

плексного применения междисциплинарной концепции суверенитета и усиливает центробежные силы в государстве. Однако позиция А. И. Порфирьева о

im

3 Лосев А. Ядерная энергетика и технологический суверенитет // URL: https://archive. atomicexpert.com/page2213466.html (дата обращения: 07.09.2024).

4 Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет- Ш Ш < портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

5 Ромашкина А. Б., Киричук Д. А. Политическая субъектность цифровых акторов в контек- ЕпН

I

сте обеспечения цифрового суверенитета // Вестник РУДН. Серия : Политология. 2023. "О I ^

Т. 25. № 4. С. 850. рСЕ

Неретин О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России. М. : Федеральный ПИ^

институт промышленной собственности (ФИПС), 2022. С. 9. ТРАНСТВЕ

6

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

терминологическом кризисе в праве в отношении понятия суверенитета и о том, что его классическая интерпретация входит в противоречие с современными реалиями и «фактическим правовым содержанием», высказанная еще в 2008 г., остается по-прежнему актуальной7.

Следует отметить, что система обеспечения государственного суверенитета включает широкий круг разнообразных аспектов достижения национальной безопасности, включая процессы использования информационных технологий и оборота цифрового данных, что получило закрепление в поправках к Конституции РФ 2020 г. Это определяет конституционные основания правового обеспечения устойчивого научно-технологического развития России. При этом Концепция технологического развития на период до 2030 года компьютерную технику, беспилотные летательные аппараты, электронику и телекоммуникационное оборудование относит к высокотехнологичной продукции, выделяя при этом сквозные технологии и определяя ключевым вектором технологического суверенитета развитие технологий искусственного интеллекта.

Вместе с тем Концепция определяет также угрозы технологическому суверенитету Российской Федерации, в том числе недостаточную адаптивность национальной экономики, отставание от наиболее экономически развитых государств в темпах передовых инноваций, отток квалифицированных кадров, разрыв производственных цепочек в результате санкционной агрессии западных стран.

Ключевую роль в системе обеспечения суверенитета и в преодолении указанных угроз играет способность государства оказать противодействие попыткам дестабилизирующего внешнего воздействия на экономику России, и прежде всего со стороны недружественных государств. Кроме того, представляется значимой способность государства формировать механизмы правового регулирования оборота цифровых данных, разработки и использования цифровых технологий, а также контроля национального информационного пространства. Это определяет интерес к развитию правовых средств контроля государства над информационными потоками и обеспечивающей инфраструктурой, к наращиванию отечественных цифровых технологий и продвижению их на международном рынке.

В этой связи важным для развития технологического суверенитета Российской Федерации в области цифровых технологий является формирование правовых условий для их разработки, производства, внедрения и коммерциализации. Важное значение также приобретают исследования в области информационного права в рамках публично-правовых отраслей. Правовым проблемам цифровой трансформации, информационного и цифрового суверенитета уделяется значительное внимание со стороны ученых-юристов8. Вместе с тем вопросы

7 Порфирьев А. И. Национальный суверенитет в российском федерализме : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 3.

8 См., например: Минбалеев А. В. Обеспечение кибербезопасности и международной информационной безопасности в системе обеспечения информационного суверенитета // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы : сб. докл. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. и XXIV Междунар. науч.-практ. конф. юрид. фак-та МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках XIII Моск. юрид. недели : в 4 ч. М., 2024. С. 134—137 ; Троян Н. А. Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: актуальные про-

в

ЕСТНИК Какова Г. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Национальный технологический суверенитет в сфере Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий: вопросы правового обеспечения

обеспечения технологического суверенитета в сфере цифровых технологий пока не получили столь широкого развития и требуют дальнейших исследований.

Существенное значение в развитии правового регулирования традиционно играет категориально-понятийный аппарат. В связи с этим следует отметить, что, хотя многие понятия из области информационно-коммуникационных технологий уже стали привычными для права, сегодня в правовой сфере появляется множество новых понятий: цифровые сервисы, цифровые платформы, цифровые данные, оборот цифровых данных, что предполагает исследование их правовой природы и сущности.

Для правового обеспечения технологического суверенитета в связи с применением цифровых технологий центральное место занимает понятие «цифровые данные», так как экономика данных предполагает развитие отечественной системы хранения данных, включая развитие облачных сервисов и использование технологий распределенного реестра, обеспечения их целостности, доступности и достоверности, а также конфиденциальности. Это особенно было ощутимо в условиях масштабных кибератак 2022—2024 гг., большинство из которых происходили с территорий зарубежных государств и приобрели характер одной из главных проблем обеспечения национальной безопасности на современном этапе. Все это актуализирует также правовое обеспечение оборота цифровых пространственных данных в отношении развития национальной инфрастуктуры, в том числе транспортной связанности России.

Выявление проблем правового регулирования общественных отношений в связи с применением цифровых технологий и оборотом цифровых данных актуализируется научно-техническим прогрессом. Развитие науки, техники и технологий всегда вносило существенную лепту в процессы обеспечения национального суверенитета, формируя новые векторы государственного управления и правового регулирования. При этом основные сложности правового обеспечения в области цифровых технологий связаны с трансграничностью информационной сферы, отделение от которой чревато отставанием в технологической и научной сферах, а также с динамикой таких технологий, революционно влияющих на регулируемые общественные отношения. ±0

ОШ

Это ставит перед правом задачу формирования правовых механизмов опе- Но

гп

режающего регулирования, и примером могут служить экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций9.

ОП

блемы и перспективные направления // Право и государство: теория и практика. 2024. № 6 (234). С. 169—172 ; Полякова Т. А, Камалова Г. Г. Новые векторы развития системы правового обеспечения информационной безопасности как одного из приоритетов национальной безопасности (к 30-летию принятия Закона Российской Федерации «О безопасности») // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 2 (68). С. 112—121 ; ШШ< Виноградова Е. В., Полякова Т. А. О месте информационного суверенитета в конституционно-правовом пространстве современной России // Правовое государство: теория Б^т

ш и х

и практика. 2021. № 1 (63). С. 32—49 ; Ефремов А. А. Государственный суверенитет в

условиях цифровой трансформации // Правоведение. 2019. Т. 63. № 1. С. 47—61. рПт

Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в ПИА

сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5017. ТРАНСТШЕ

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представляет интерес, что в последние годы внимание исследователей привлекают информационно-психологическая безопасность10, обеспечение достоверности информации11, вопросы сохранения национальных культурных ценностей и ценностных ориентиров права12, что детерминировано развернувшимися в последние годы информационным противоборством и борьбой за умы граждан России.

Осуществление большинства коммуникаций в обществе и государстве в виртуальном пространстве сегодня вносит в эту область значительную специфику. При этом основными направлениями информационно-психологической безопасности (как составляющей обеспечения информационной безопасности) являются развитие информационной культуры граждан, включая культуру информационной безопасности, формирование механизмов достижения безопасного национального информационного пространства, повышение кадрового и интеллектуального потенциала технологического суверенитета в области цифровых технологий.

Дальнейшее теоретическое осмысление рассматриваемой сферы связано с развитием правового дискурса относительно формирования правовых условий для достижения интеллектуального суверенитета России и включения этого понятия в понятийно-категориальный аппарат права в составе формирующегося правового института технологического суверенитета в цифровой сфере. Содержательно интеллектуальный суверенитет Российской Федерации должен включать вопросы правового обеспечения научно-исследовательской деятельности, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, подготовки 1Т-кадров и специалистов в области защиты информации и др.

Указанное необходимо для формирования национальной инновационной системы, в центре которой должно стоять производство ключевых для развития цифровой сферы продуктов и услуг, в том числе основанных на технологиях искусственного интеллекта, сенсорики, робототехники, распределенного реестра, виртуальной и дополненной реальности, квантовых и облачных технологиях.

В связи с потребностями регулирования общественных отношений при разработке и применении указанных прорывных цифровых технологий представляется существенным вопрос о роли права как важнейшего регулятора в вопросах формирования ориентиров на развитие отечественных инновационных цифровых технологий, а также динамики взаимосвязи права с техническим регулированием. Поэтому следует отметить справедливость позиции Н. А. Троян о том, что «важно создание модели максимального разрешения и использования технологий с определенной системой рисков... что позволит свести к минимуму долю иностранной информационной продукции»13.

10 Смирнов А. А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / Институт государства и права. М., 2022.

11 Петровская О. В. Недостоверность информации как угроза информационной безопасности // Мониторинг правоприменения. 2022. № 2 (43). С. 94—99.

12 Полякова Т. А, Камалова Г. Г. Ценностные изменения развития информационного права России // Правовое государство: теория и практика. 2023. № 2 (72). С. 53—59.

13 Троян Н. А. Указ. соч. С. 170.

в

ЕСТНИК Качалова Г. П

УНИВЕРСИТЕТА Национальный технологический суверенитет в сфере

имени o.e. кугафина(мгюА) цифровых технологий: вопросы правового обеспечения

Отдельного внимания заслуживает вопрос об особенностях правового обеспечения информационной безопасности в связи с использованием цифровых технологий в сферах транспорта, промышленности, здравоохранения, образования, энергетики и других (как составной части достижения технологического суверенитета). Особенно остро стоит вопрос о правовом регулировании технологий искусственного интеллекта, лежащего в основе разнообразных «умных» технологий и «умной» инфраструктуры, а также интегрирования этой технологией иных цифровых инноваций, включая большие данные, в рамках различных цифровых платформ и сервисов.

Уже сегодня следует определить правовые механизмы обеспечения баланса интересов государства, бизнеса и граждан и законодательно закрепить правовые принципы, которые позволят обеспечить права и свободы граждан как наименее защищенных субъектов информационной сферы в вопросах обеспечения информационной безопасности. Это критически важно для реализации прав граждан в ходе использования цифровых платформ и сервисов, цифрового профилирования, скоринга, «цифровых двойников» и иных цифровых решений.

Важной представляется проблема организационно-правового обеспечения развития отечественной микроэлектроники и обеспечения цифровых устройств элементной базой российского производства, что наиболее значимо с точки зрения обеспечения безопасности в военной области и защиты критической информационной инфраструктуры России. В связи этим необходимо формирование правовых средств, направленных на создание условий для полного технологического цикла производства компонентов цифровых устройств, начиная с процессов разработки и заканчивая внедрением и коммерциализацией. Кроме того, целесообразны разработка и продвижение правовых средств защиты отечественных решений и устройств на базе новейших цифровых технологий.

Правовое обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации в сфере цифровых технологий, как справедливо отмечает Н. А. Троян, меняет привычное представление о пределах и объеме правового обеспечения, так как в праве находят свое отражение новые области, требующие трансформации правовой системы14. На настоящем этапе развития права некоторые правовые модели регулирования цифровых технологий не сформированы. °О

При этом ряд цифровых технологий, как, например, технология распределенного реестра, позволяет формировать независимый от государства оборот АЕ цифровых данных и использовать его для финансирования террористической, экстремистской и иной противоправной деятельности. Для обеспечения технологического суверенитета необходимо как использование существующих правовых НЕ средств, так и формирование новых моделей регулирования индустрии экономики будущего, а также правовых и технологических требований к устойчивости и бесперебойности функционирования цифровых технологий, их совместимости шШ< и безопасности, а также системы ограничений и запретов.

Это определяет приоритетные направления современных системных шАЕ

правовых решений по обеспечению технологического суверенитета Россий- рНИ

ской Федерации в сфере цифровых технологий посредством формирования РСе

□ ТТ

П 5 >

14 Троян Н. А. Указ. соч. С. 171. ТРАНСТВЕ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

организационно-правовых мер и средств защиты национальных интересов, основанных на риск-ориентированном и системно-концепуальном подходах и позволяющих достичь безопасной цифровой среды посредством формирования условий для разработки, производства, использования и коммерциализации элементной базы, программно-аппаратного обеспечения, средств защиты информации российского производства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Виноградова Е. В., Полякова Т. А. О месте информационного суверенитета в конституционно-правовом пространстве современной России // Правовое государство: теория и практика. — 2021. — № 1 (63). — С. 32—49.

2. Ефремов А. А. Государственный суверенитет в условиях цифровой трансформации // Правоведение. — 2019. — Т. 63. — № 1. — С. 47—61.

3. Лосев А. Ядерная энергетика и технологический суверенитет // URL: https:// archive.atomicexpert.com/page2213466.html (дата обращения: 07.09.2024).

4. Минбалеев А. В. Обеспечение кибербезопасности и международной информационной безопасности в системе обеспечения информационного суверенитета // Правовое обеспечение суверенитета России: проблемы и перспективы : сб. докл. XXIV Междунар. науч.-практ. конф. и XXIV Междунар. науч.-практ. конф. юрид. фак-та МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках XIII Моск. юрид. недели : в 4 ч. — М., 2024. — С. 134—137.

5. Неретин О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России. — М. : Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). — 2022. — 166 с.

6. Петровская О. В. Недостоверность информации как угроза информационной безопасности // Мониторинг правоприменения. — 2022. — № 2 (43). — С. 94—99.

7. Полякова Т. А., Камалова Г. Г. Новые векторы развития системы правового обеспечения информационной безопасности как одного из приоритетов национальной безопасности (к 30-летию принятия Закона Российской Федерации «О безопасности») // Правовое государство: теория и практика. — 2022. — № 2 (68). — С. 112—121.

8. Полякова Т. А., Камалова Г. Г. Ценностные изменения развития информационного права России // Правовое государство: теория и практика. — 2023. — № 2 (72). — С. 53—59.

9. Порфирьев А. И. Национальный суверенитет в российском федерализме : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. — 34 с.

10. Ромашкина А. Б., КиричукД. А. Политическая субъектной цифровых акторов в контексте обеспечения цифрового суверенитета // Вестник РУДН. — Серия : Политология. — 2023. — Т. 25. — № 4. — С. 848—861.

11. Смирнов А. А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук / Институт государства и права. — М., — 2022. — 444 с.

12. Троян Н. А. Правовое обеспечение цифрового суверенитета России: актуальные проблемы и перспективные направления // Право и государство: теория и практика. — 2024. — № 6 (234). — С. 169—172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.