УДК 796.034.2
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Преподаватель А. Б. Орлов,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в настоящей статье на основе анализа современных источников рассматривается актуальный вопрос теории управления физической культурой, а именно - вопрос финансирования массового спорта на федеральном и региональном уровне. Изучены особенности спортивного законодательства, динамика финансирования массового спорта и перспективы его роста по уровням управления, проанализированы условия развития массового спорта в России и регионе, приведены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: поддержка массового спорта, законодательство в области физической культуры и спорта, развитие массового спорта, территориальный принцип управления, эффективность исполнительной власти, управление спортивными сооружениями.
В современной теории управления физической культурой вопросы финансирования занимают одну из центральных позиций. Государство через Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Федерации определяет основы государственной политики в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления обеспечивают условия для развития физической культуры и массового спорта на территориях муниципальных организаций. При этом спортивное законодательство только федерального уровня насчитывает более 300 нормативно-правовых актов.
Цель настоящего исследования - изучить правовые аспекты финансирования массового спорта.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности спортивного законодательства федерального и регионального уровня.
2. Проанализировать условия развития массового спорта в России и регионе.
3. Рассмотреть показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.
Объектом исследования явились законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и Краснодарского края, касающиеся сферы физической культуры и спорта.
Предмет исследования: динамика финансирования массового спорта и перспективы его роста по уровням управления.
Спортивное законодательство на федеральном уровне включает более 300 нормативно-правовых актов. Основным из них является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте), определяющий понятийный аппарат отрасли (ст. 1 Закона о спорте), а также правовые, организационные, экономические и социальные основы физической культуры и спорта.
Государство через Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Федерации определяет основы государственной политики в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления обеспечивают условия для развития на территориях муниципальных организаций физической культуры и массового спорта, спортивных федераций по видам спорта, а также отвечают за спорт высших достижений и участие российских спортсменов в национальных и международных соревнованиях. Олимпийский комитет России обеспечивает участие сборной команды России в Олимпийских играх и курирует вопросы олимпийского образования.
Территориальный принцип разделения управленческих функций в области физической культуры и спорта позволяет разграничить компетенцию и ответствен-
ность государственных (федеральных и региональных) органов власти и органов местного самоуправления (4).
Ставя перед собой задачу сравнения уровня финансирования физической культуры и спорта в целом по стране, на юге России и в Краснодарском крае, мы получили следующие показатели (табл.1):
Так, финансирование физической культуры и спорта на одного жителя Российской Федерации в 2009 г. составило 822,6 руб., а в Краснодарском крае - 1073,2 руб. В 2010 г. этот показатель составил 1050,2 руб. - в Российской Федерации и 1325,2 руб. - в Краснодарском крае. При этом расходы краевого бюджета на развитие физической культуры увеличились с 5538647,1 руб. в 2009 г. до 6929951,4 руб. в 2010 г., но процент внебюджетных средств, израсходованных на физическую культуру и спорт, уменьшился в 2010 г. (1,2%) по сравнению с 2009 г. (1,6%). В то же время на федеральном уровне данный показатель увеличился (2010 г. - 9,0 %, 2009 г. - 7,1%).
Таким образом, в Краснодарском крае показатель финансирования физической культуры и спорта на одного жителя выше, чем в Южном федеральном округе и в Российской Федерации (5).
Необходимо отметить, что впервые в истории физической культуры и спорта в Российской Федерации с 2011 года раздел «Физическая культура и спорт» в федеральном бюджете выделен в самостоятельный с общим финансированием в объеме 42,4 млрд. руб (1).
В соответствии с Федеральным законом от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Федерации, относится решение такого вопроса, как «осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организация и проведение официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской
Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоение спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» (6) .
Указом Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» были утверждены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта:
1. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.
2. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
3. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
Согласно «Программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», финансирование краевых целевых программ в области физической культуры и спорта в Краснодарском крае имеет показатели, представленные на рисунке (3).
600000 580000 560000 540000 520000 500000 480000 460000 440000
538341
„-52ЦЦ9-
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Рис. Финансирование краевых целевых программ в области физической культуры и спорта (тыс. руб.)
Вместе с тем современная ситуация в Краснодарском крае характеризуется низким уровнем обеспе-
Таблица 1
Финансирование физической культуры и спорта
Показатели Российская Федерация Южный федеральный округ Краснодарский край
2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010 г.
Всего израсходовано, руб. 116745085,2 150087370,4 8577770,8 10357794 5538647,1 6929951,4
% внебюджетных средств 7,1 9,0 2,4 1,5 1,6 1,2
Финансирование на 1 жителя, руб. 822,6 1050,2 625,5 744,7 1073,2 1325,2
№2 I 2012
23
ченности населения спортивными сооружениями, который из расчета на 10 тысяч жителей составляет 23,6% от социального норматива. В 22 муниципальных образованиях данный показатель ниже краевого. В связи с этим уровень вовлеченности в занятия физической культурой и спортом всех категорий населения края составляет 17,2 процента от количества жителей края. Широкому вовлечению различных категорий населения в занятия физкультурой и спортом препятствует состояние спортивных сооружений, не соответствующее современным требованиям.
Значительная часть имеющихся на Кубани спортивных сооружений построена в 1970-х годах, является отсталыми в техническом отношении, что не стимулирует к занятиям физической культурой и спортом. Большинство сооружений не имеет необходимых площадей для организации работы с населением.
В связи с недостаточным и нестабильным финансированием физической культуры и спорта из местных бюджетов десятилетиями не осуществлялся капитальный ремонт и не проводилась реконструкция спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья занимающихся.
Нечеткое определение приоритетов в управлении и недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли, сдерживают развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом. Действующее налоговое законодательство не стимулирует частные структуры вкладывать собственные средства в строительство и реконструкцию физкультурно-спортивных объектов социального назначения(2) .
Поддержка администрации Краснодарского края в данной сфере становится наиболее значимой и заключается в применении программно-целевого метода решения обозначенной приоритетной проблемы с привлечением средств из краевого бюджета на финансирование комплексных спортивно-массовых мероприятий, проводимых среди различных категорий населения: детей, подростков, студентов, трудящихся, старшего поколения, ветеранов спорта, на укрепление материально-технической базы объектов спортивных учреждений и развитие сети комплексных спортивно-игровых площадок.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-К3 «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» органы государственной власти Краснодарского края оказывают содействие физкультурным организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края, посредством:
1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Краснодарского края;
3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами Краснодарского края (7) .
Такое содействие может осуществляться в порядке, установленном главой администрации (губернатором) Краснодарского края, а также осуществляется при разработке, принятии, реализации краевых целевых программ развития физической культуры и спорта, ведомственных и межмуниципальных программ развития физической культуры и спорта в форме выделения государственных грантов на основе результатов конкурсов.
Следует отметить, что в Краснодарском крае утверждена долгосрочная целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2009-2011 годы», цель и задачи которой - создание условий для регулярных занятий физической культурой и спортом различных категорий населения; вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом широких слоев населения, детей, молодежи и граждан старшего поколения; проведение спортивно-массовых мероприятий; финансовая поддержка работы спортивных клубов в муниципальных образованиях; организация пропаганды физической культуры и спорта, включающая распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни; освещение соревнований; информационная поддержка программы в сети Интернет (8).
Объемы и источники финансирования программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы и источники финансирования целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2009-2011 годы»
Источники финансирования Объемы Финансирования, тыс. руб.
всего 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Краевой бюджет 985798,9 215845,9 423551,0 347551,0
Местные бюджеты 280350,0 75000,0 90100,0 115250,0
Итого 1266148,9
В результате реализации программы:
1) удельный вес населения Краснодарского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится на 100 тысяч человек, в том числе по годам:
- 2009 год - на 25 тысяч человек, или до 18 % от численности населения края;
- 2010 год - на 35 тысяч человек, или до 20 %;
- 2011 год - на 40 тысяч человек, или до 22 %;
2) обеспеченность спортивными сооружениями в Краснодарском крае на 10 тысяч человек населения составит:
- в 2009 году - 24,2 %,
- в 2010 году - 24,5 %,
- в 2011 году - 24,8 %.
Таким образом, выделение средств из краевого бюджета органам местного самоуправления на укрепление материально-технической базы муниципальных спортивных учреждений (ремонт, реконструкция объектов муниципальных спортивных учреждений и приобретение спортивных сооружений в муниципальную собственность), приобретение спортивно-технологического оборудования для устройства многофункциональных спортивно-игровых площадок осуществляется в форме субсидий. Выделение субсидий из краевого бюджета производится при утверждении в местных бюджетах муниципальных образований Краснодарского края средств на эти цели в объеме не менее 5 % от объема средств краевого бюджета. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно строить отношения с потребителями физкультурных и (или) спортивных услуг, предельно удовлетворять их запросы и реализовывать экономические интересы, не нарушая их прав и законных интересов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выступление руководителя департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края Черновой Л.А. [Электронный ресурс]. - Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края. - Режим доступа: http:// www.kubansport.ru/
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http:www.gov.ru
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]. - Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http: www. ed. gov.ru
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 // Российская газета. - 2007. - 8 декабря.
5. Показатели развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - Режим доступа: http:www.minstm.gov. ru
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 27.06.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/online/base
7. О физической культуре и спорте в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-K3 [Электронный ресурс]. - Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края. - Режим доступа: http://www. kubansport.ru/dep2.html
8. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 февраля 2009 г. № 75 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2009 - 2011 годы» (с изменениями от 25 мая, 20 августа 2009 г., 9 марта, 10 августа, 7 октября 2010 г., 20 апреля 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края. - Режим доступа: http://www.kubansport.ru/dep2.html
LEGAL ASPECTS OF MASS SPORT FINANCING AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS
A. Orlov, Lecturer,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
Topical question of physical education management, especially the question of mass sport financing at federal and regional levels is considered in the article on the basis of modern information sources analysis. Peculiarities of sport legislation, dynamic of mass sport financing, and its growth prospects depending on management levels are issued, developmental conditions of mass sport in Russia and in our region are analyzed, the estimative results of
effectiveness of executive branch of different Russian Federation regions in the sphere of physical education and sport are given in the article.
Key words: mass sport support, legislation in the field of physical education and sport, mass sport development, territorial type of management, effectiveness of executive branch, sport construction management.
№2 l 2012
25