Научная статья на тему 'Оптимизация процесса управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании'

Оптимизация процесса управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1737
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / MUNICIPALITY / MECHANISM OF MANAGEMENT / QUALITY OF LIFE / MODEL / TECHNOLOGY OF OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Кочкаров Энвер Энгельсович, Кубеков Энвер Аджимурадович

Совершенствование муниципальной системы физической культуры и спорта связано с научным обоснованием и апробацией перспективных направлений повышения эффективности функционирования механизма управления физкультурно-спортивным комплексом города. В статье приведен анализ сатистических данных развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Армавир, раскрыт авторский концептуальный подход к оптимизации процесса управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне (на примере города Армавира), показана динамика развтия отрасли в соответствии с выделенными критериями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Кочкаров Энвер Энгельсович, Кубеков Энвер Аджимурадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT MANAGEMENT IN MUNICIPALITY

Improvement of municipal system of physical culture and sport is connected with scientific justification and approbation of the promising trends towards increasing efficiency of functioning of the mechanism of sport management in the city. The paper presents the analysis of statistical data on development of physical culture and sport in the Armavir municipality. The authors disclose their conceptual approach for optimization of physical culture and sport management at the municipal level using an example of the city of Armavir, and show the dynamics of branch development in accordance with the allocated criteria.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании»

УДК 796.01:37.0 ББК 75.115 П 31

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы Армавирского института социального образования (филиал) Российского государственного социального университета; E-mail: [email protected] Э.Э. Кочкаров

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected] Э.А. Кубеков

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

( Рецензирована )

Аннотация. Совершенствование муниципальной системы физической культуры и спорта связано с научным обоснованием и апробацией перспективных направлений повышения эффективности функционирования механизма управления физкультурно-спор-тивным комплексом города. В статье приведен анализ сатистических данных развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании г. Армавир, раскрыт авторский концептуальный подход к оптимизации процесса управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне (на примере города Армавира), показана динамика развтия отрасли в соответствии с выделенными критериями.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, муниципальное образование, механизм управления, качество жизни, модель, технология оптимизации.

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social Work Department of Armavir Institute of Social Education (Affiliate) of the Russian State Social University; E-mail: [email protected] E.E. Kochkarov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Sports Disciplines Department, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected] E.A. Kubekov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Sports Disciplines Department, Karachay-Cherkess State University; E-mail: [email protected]

OPTIMIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT MANAGEMENT IN MUNICIPALITY

Abstract. Improvement of municipal system of physical culture and sport is connected with scientific justification and approbation of the promising trends towards increasing efficiency of functioning of the mechanism of sport management in the city. The paper presents the analysis of statistical data on development of physical culture and sport in the Armavir municipality. The authors disclose their conceptual approach for optimization of physical culture and sport management at the municipal level using an example

of the city of Armavir, and show the dynamics of branch development in accordance with the allocated criteria.

Keywords: physical culture and sport, municipality, mechanism of management, quality of life, model, technology of optimization.

В течение двух десятилетий прошлого века под влиянием социально-экономических преобразований в российском обществе была полностью утрачена сложившаяся с советских времён ведомственно-территориальная модель управления физкультурно-спор-тивным комплексом. Отсутствие должного внимания к развитию физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне оказало негативное воздействие на здоровье населения страны. В этот период значительно снизилась до 11-17% доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом (при 40-60% в экономически развитых странах) и, как следствие, ухудшились показатели качества жизни на 25-30%.

Принятие и реализация законов о «Муниципальных образованиях» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] позволяет ликвидировать кризис массовой физической культуры по месту жительства. Местное самоуправление помимо задач, связанных с организацией и управлением жизни микрорайонов, призвано оказывать содействие развитию физической культуры по месту жительства с учётом сложившихся социокультурных и экономических условий. Однако для их успешной реализации необходима разработка научных основ «запуска» государственных и рыночных механизмов управления физической культурой и спортом, обеспечивающих их развитие как конкурентоспособной отрасли и гарантирующее качество предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Все это нашло отражение в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] и в основных положениях федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Феде-

рации на 2006-2015 годы», утвержденной Правительством РФ от 15 сентября 2005 года [3].

На региональном уровне приоритетные направления развития физической культуры и спорта определены в Законе Краснодарского края от 10 мая 2011 г. №2223-К3 «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» [4]. В соответствии с этим законом разработаны и реализуются такие программы, как «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани на 2012-2014 г.», «Развитие детско-юношеского спорта на Кубани на 2011-2013 г.», «Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012-2015 г.».

Проведенный анализ законодательной базы функционирования социальных служб муниципальных образований позволяет утверждать, что для развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне имеются все необходимые, законодательно закрепленные акты и социально-экономические условия. Однако многие актуальные проблемы развития и управления в области физической культуры и спорта являются до сих пор слабо изученными, в частности, недостаточно рассмотрены процессы совершенствования и механизмы эффективного управления отраслью на уровне муниципальных образований. Их решение требует выявления и апробации комплекса организационных, экономических и управленческих условий развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне.

Теоретические и методологические основания совершенствования процесса управления физической культурой и спортом рассмотрены в работах российских учёных В.Н. Зуева, A.A. Исаева, В.В. Кузина, К.Д. Чермита и др.

В научное обоснование экономических проблем, менеджмента, маркетинга и государственного регулиро-

вания физической культуры и спорта значительный вклад внесли В.И. Жол-дак, Д.В. Нелюбин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин, Н.Х. Токаев и др.

С позиций организации физкуль-турно-спортивной деятельности на муниципальном уровне представляют интерес работы В.И. Жолдак, И.В. Ма-крушиной и P.M. Магомедова раскрывающие основные аспекты системной организации социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне [5; 6].

В нашем исследовании на основе оценки большого объёма фактологического материла произведён анализ эффективности деятельности муниципального образования в сфере физической культуры и спорта и определено её место в структуре экономики Краснодарского края и города Армавира, что позволило предложить меры по повышению эффективности функционирования механизма управления развитием физкультурно-спортивного комплекса на муниципальном уровне.

Выполненный с учетом нормативов обеспеченности, единовременной пропускной способности и предложенного индикатора физкультурно-спортивной активности населения анализ физкультурно-спортивного комплекса города Армавира позволил разработать организационную модель совершенствования управления развитием физической культуры и спорта, основанную на повышении эффективности взаимодействия социальных партнеров. Содержание мероприятий включало программы, в которых сконцентрированы усилия и ресурсы её субъектов, направленные на развитие физической культуры и спорта как фактора повышения здорового образа жизни, рекреации, развития адаптивной и физической культуры и спортивной подготовленности населения города, что в совокупности определяет качественные и стилевые характеристики образа жизни населения.

Для объективной оценки эффективности функционирования механизма управления физкультурно-спортивным комплексом города в целевых програм-

мах развития физической культуры и спорта нами были определены следующие критерии:

— численность и контингент занимающихся физической культурой и спортом;

— материально-техническое и кадровое обеспечение;

— финансовое обеспечение развития физической культуры и спорта из бюджета муниципального образования;

— средняя заработная плата специалистов физической культуры и спорта;

— развитие адаптивной физической культуры;

— отношение к деятельности физ-культурно-спортивных организаций местных органов власти, общественных и других организаций СМИ;

— объективная оценка результатов деятельности в средствах массовой информации;

— интересы различных категорий населения в формах и средствах физической культуры и спорта и др.

В качестве дополнительной информации использовались сведения о демографической ситуации в регионе, физическое состояние, уровень здоровья и тенденции общей заболеваемости населения.

В ходе экспериментальной работы нами была осуществлена адаптация методики количественной оценки эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, оказываемых организациями на уровне муниципального образования [5]. Содержание методики отражено в процессе последовательно выстроенных этапов (исследование потребности населения в ассортименте и требования к качеству физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, оценка эффективности оказываемых услуг, определение интегрального показателей эффективности и итоговое заключение о эффективности организации). Реализация этих этапов позволила оптимизировать систему управления физкультурно-спортивным комплексом города на основе объективной оценки качества услуг на микро— и мезоэкономических уровнях.

Экспериментальная модель модульной технологии, включающая аналитический, содержательный, процессуальный, оценочный и коррекционный модули, позволяет прогнозировать и моделировать процесс управления физкультурно-спортивной и рекреационной деятельностью на уровне муниципального образования [7].

Реализации модели обеспечивалась участием в региональных и муниципальных программах развития физической культуры и спорта. Так для финансового обеспечения данных программ в муниципальное образование город Армавир в 2013 г было привлечено средств из краевого бюджета на общую сумму 8 876,00 тыс. руб.; из них 25% (2 239,00 тыс. руб.) — заработная плата сотрудников учреждений, подведомственных отделу физкультуры и спорта города. Из бюджета муниципального образования города Армавир было выделено 135 226,20 тыс. руб.

Средняя заработная плата работников в физкультурных учреждениях по итогам 2013 года составила: руководителя учреждения 36 809,00 руб., тренера-преподавателя 19 028,00 руб. По сравнению с 2010 годом средняя заработная плата руководителей и основных работников спортивных учреждений увеличилась на 14,9%.

В соответствии с задачами, поставленными администрацией Краснодарского края, приоритетным направлением в работе спортивных учреждений является привлечение не менее 50% детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

По результатам 2013 года численность детей, занимающихся в спортивных школах города, составила 7748 человек, или 50,8% из числа детей, обучающихся в общеобразовательных школах, что 4,4% на больше, чем в 2010 году.

Таким образом, на сегодняшний день процент охвата детей, занятых в спортивных отделениях муниципальных учреждениях о город Армавира, имеет значительную динамику

прироста по годам и является одним из самых высоких на территории Краснодарского края, превышая среднекра-евой показатель почти на 12% [8].

В 2013 году участие в краевых соревнованиях финансировалось за счет средств долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Армавир на 2012-2014 годы». Участие в первенствах и чемпионатах Краснодарского края осуществлялось на условиях софинансирования в рамках мероприятий долгосрочной краевой целевой программы «Развитие детско-юношеского спорта в Краснодарском крае на 2011-2013 годы». На участие в данных мероприятиях было потрачено 2670,1 тыс. руб., из них средств местного бюджета 1033,1 тыс. руб., краевого 1637,00 тыс. руб. По итогам 2013 года сумма средств, направленных из местного бюджета на участие в соревнованиях, уменьшилась почти на 700,00 тыс. руб. Это обусловлено ростом кредиторской задолженности, связанного с участием в соревнованиях (начиная с 2010 года кредиторская задолженность растет и в настоящий момент составляет 1165,4 тыс. руб.). Данная тенденция отрицательно сказывается на результатах спортсменов, з, также работе тренерского состава.

Следует отметить позитивную динамику деятельности по развитию адаптивной физической культуры среди жителей города, имеющих ограниченные возможности здоровья. На сегодняшний день в Армавире насчитывается 18328 инвалидов. Для поддержки развития физических возможностей людей данной категории в 2009 года была разработана комплексная программа и создано муниципальное бюджетное учреждение физкультурно-оздоровительный клуб «Пульс». В 2013 году к занятиям адаптивной физической культурой и спортом жителей данной категории привлечено 1568 человек, или 8,6% от общего числа инвалидов, проживающих на территории муниципального образования город Армавир. По сравнению

с 2010 годом прирост занимающихся данной категории составил, 3,1%.

В результате применения разработанной технологии оптимизации на уровне муниципального образования г. Армавира численность занимающихся физкультурой и спортом по сравнению с данными 2010 года, увеличилась на 12,5%, а доля физкультурников и спортсменов от общей численности населения достигла 18,9%, что значительно выше показателей 2010-2012 годов. Значительный рост отмечается по числу подготовленных физкультурных кадров (на 17,2%), спортсменов массовых разрядов и мастеров спорта (на 14,7%), а также по количеству спортивных сооружений (на 12,3%) по сравнению с данными 2010 года [8].

По результатам социологических исследований, проведенных в 2013 году отделом физической культуры и спорта совместно с органами местного самоуправления, из общего числа опрошенных жителей города Армавир положительно об уровне эффективности мероприятий в сфере физической культуры и спорта высказались 75,9% населения. По уровню удовлетворенности населения качеством оказываемых услуг в сфере физической культуры и спорта муниципальное образование город Армавир находится на третьем месте среди городов Краснодарского края.

Анализ вышеизложенных данных позволил определить условия эффективного развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне:

— повышение уровня финансовой и материально-технической поддержки;

— улучшение эффективности спортивно-массовой работы по месту жительства;

— установление продуктивного взаимодействия с социальными партнерами;

— пересмотр содержания работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья и ивалидами;

— подготовка и повышение квалификации кадров;

— развитие волонтёрского движения;

— улучшение организации агитационно-пропагандистской деятельности и широкое привлечение СМИ.

Таким образом, проведенное исследование состояния законодательной базы функционирования социальных служб муниципальных образований России, анализ эффективности деятельности отрасли физической культуры и спорта и определение её места в структуре социокультурной сферы города Армавира, разработка и реализация технологии и условий оптимизации послужили основой для стабильного развития физкультурно-спортивного комплекса муниципального образования.

Примечания:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

3. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы: Федеральная целевая программа // Собрание законодательства РФ. 2006. №6. Ст. 3215.

4. О физической культуре и спорте в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 10 мая 2011 г. №2223-К3 // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

5. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М.: Дрофа, 2007. 165с.

6. Макрушина И.В., Магомедов P.M. Система социально-ориентированной физкультурно-спортивной работы в городе Дербенте // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология. 2012. Вып.1 (95). С. 250-256.

7. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. №6. С. 67-70.

8. Итоги работы отдела физкультуры и спорта за 2013 год // Администрация МО г. Армавир: официальный сайт. URL: http://www.armawir.ru/articles/12007/

References:

1. On the general principles of organization of the local government in the Russian Federation: The federal law of October 6, 2003 No. 131-FZ // SPS ConsultantPlus. M., 2014. A screen title.

2. On physical culture and sport in the Russian Federation: The federal law of December 4, 2007 No. 329-FZ // SPS ConsultantPlus. M., 2014. A screen title.

3. Development of physical culture and sport in the Russian Federation for 2006-2015: the Federal target program // Collection of laws of the Russian Federation. 2006. No. 6. Art. 3215.

4. On physical culture and sport in Krasnodar Krai: The law of Krasnodar Krai of May 10, 2011 No. 2223-KZ // SPS ConsultantPlus. M., 2014. A screen title.

5. Zholdak V.I., Zuyev V.N. Management in the sphere of physical culture and sport. M.: Drofa, 2007. 165 pp.

6. Makrushina I.V., Magomedov R.M. System of socially oriented sports and sports work in the city of Derbent // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2012. Iss.l (95). P. 250-256.

7. Petkov V.A., Kobtseva O.N. Projecting of health saving activity of an educational institution // Physical culture and health. 2009. No. 6. P. 67-70.

8. Results of work of the department of physical culture and sports for 2013 // Municipality administration of Armavir: the official site. URL: http://www .armawir.ru/ articles/12007/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.