Слышалов И. В. Правовой статус сотрудников ОВД, выполняющих обязанности в особых условиях
УДК 342.9 © И. В. Слышалов, 2014
Правовой статус сотрудников ОВД, выполняющих обязанности в особых условиях
И. В. Слышалов
Рассмотрены отдельные аспекты правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебные обязанности в особых условиях. Сформулирован вывод об отсутствии достаточных правовых оснований для увеличения путем ведомственного нормативного регулирования количества возможных дополнительных ограничений, устанавливаемых при выполнении обязанностей в особых условиях, в связи с чем предлагается внести изменения в нормативные правовые акты.
Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, чрезвычайные обстоятельства, чрезвычайные ситуации, особые условия службы, дополнительные ограничения.
Правовое регулирование деятельности ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях имеет комплексный характер и интегрирует нормы многих отраслей права, закрепленных в различных нормативных правовых актах Данные нормативные правовые акты в большинстве своем имеют подзаконный, ведомственный характер . На уровне законодательного регулирования вопросы деятельности органов внутренних дел в особых условиях, на наш взгляд, освещены в недостаточной мере . Так, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» \ имеющий основополагающее значение для организации деятельности ОВД, вообще не оперирует понятием «особые условия» .
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 2 (далее — Закон о службе в ОВД) содержит уже 10 упоминаний данного режима деятельности органов внутренних дел, включает отдельные нормы, регулирующие специфику деятельности органов внутренних дел в особых условиях и является, по нашему мнению, основным законодательным актом в данной области
В соответствии со ст . 35 указанного Закона в период действия военного или чрезвычайного положения, во время проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года
изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника
Следует отметить, что данная норма является новой для специального милицейского (полицейского) законодательства . Так, ст. 70 Положения о службе в органах внутренних дел 3 предусматривала лишь то, что особенности прохождения службы сотрудниками ОВД в военное время и в местностях, где введено чрезвычайное положение, определяются Президентом РФ в соответствии с действующим законодательством . Несмотря на то что ранее аналогичная норма существовала, она носила явный бланкетный характер и была рассчитана только на применение в условиях военного времени или чрезвычайного положения Нормативные предписания, содержащиеся в действующем законодательстве, более конкретны, информативны и рассчитаны на возможность применения не только в период действия военного или чрезвычайного положения, но и во время иных кризисных ситуаций
Анализ ст. 35 Закона о службе в ОВД позволяет сделать следующие выводы:
1. В соответствии с федеральным законодательством под особыми условиями понимается особый режим деятельности органов внутренних дел
2. Введение режима деятельности органов внутренних дел в особых условиях может быть вызвано исчерпывающим перечнем обстоятельств, к числу которых закон относит:
— введение на всей территории Российской Федерации или на отдельной ее части особого правового режима военного положения;
— введение на всей территории Российской Федерации или на отдельной ее части особого правового режима чрезвычайного положения;
— проведение контртеррористической операции;
— условия вооруженного конфликта;
— условия ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций
При этом считаем, что понятие «другие чрезвычайные ситуации», используемое при формулировании последнего основания, не должно толковаться расширительно. Это означает, что под ним нельзя понимать, например, «иные кризисные ситуации», поскольку в этом случае перечень оснований введения режима деятельности в особых условиях становится необоснованно открытым. Кроме того, узкое понимание чрезвычайных ситуаций, как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на наш взгляд, в большей степени соответствует терминологии, сложившейся в настоящее время в законодательстве 4 .
3. Правовой статус сотрудников органов внутренних дел при выполнении обязанностей в особых условиях претерпевает существенные изменения . Суть этих изменений состоит в возможности установления на определенный период особых условий службы и дополнительных ограничений в отношении режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел . Что еще более важно, данные установления и ограничения становятся возможными без согласия сотрудника органов внутренних дел
Максимальный срок введения режима особых условий в отношении сотрудника ограничен и составляет шесть месяцев в течение календарного года Отсутствие указания на непрерывность течения данного срока позволяет предположить, что в Законе о службе в ОВД идет речь о суммарном периоде, на который в течение календарного года возможно привлекать сотрудника к выполнению обязанностей в особых условиях.
Следует указать на серьезные негативные последствия отказа сотрудника органов внутренних дел от прохождения службы в особых условиях . Так, в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о службе в ОВД отказ сотрудника органов внутренних дел без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях является основанием для освобождения его от замещаемой должности в органах внутренних дел, расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел (соответствующее основание для расторжения контракта и увольнения сотруд-
ника органов внутренних дел предусмотрено в п. 13 ч. 2 ст. 82 указанного Закона). Следует отметить, что это совершенно новое основание для увольнения по сравнению с ранее действовавшим милицейским законодательством: ни Закон РФ «О милиции» 5, ни Положение о службе в органах внутренних дел такого основания увольнения не предусматривали
В связи с этим считаем целесообразным более внимательно рассмотреть перечень возможных вводимых ограничений и особых условий службы, предусмотренных Законом о службе в ОВД, учитывая то обстоятельство, что несогласие с любым из них может стать причиной увольнения сотрудника Основная часть ограничений и особых условий содержится в ст 35 Закона о службе в ОВД, однако отдельные особые условия службы и дополнительные ограничения указаны в иных статьях рассматриваемого Закона К ним относятся:
1) изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел (ст. 35);
2) возложение на сотрудника органов внутренних дел дополнительных обязанностей (ст. 35);
3) командирование сотрудника органов внутренних дел в другую местность (ст. 35);
4) временный перевод сотрудника органов внутренних дел в другое подразделение без изменения характера службы (ст. 35);
5) условия контракта не могут быть изменены по соглашению сторон (ст 23);
6) сотрудник органов внутренних дел может быть отозван из отпуска без его согласия (ст 64);
7) сотрудник органов внутренних дел не вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе (ст 84)
8) установление иных особых условий и дополнительных ограничений (ст. 35) .
Подчеркнем, что возможность возложения на сотрудника органов внутренних дел дополнительных обязанностей в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств не является исключительной для национального законодательства. Например, в соответствии со ст 72 2 Трудового кодекса РФ, в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий .
Как было отмечено, согласно ст 35 Закона о службе в органах внутренних дел полномочие по
определению порядка установления особых условий и дополнительных ограничений федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел Во исполнение п 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации 6 таким органом является Министерство внутренних дел Российской Федерации. 6 июня 2012 г. Министерство реализовало указанные полномочия, издав приказ МВД РФ от 6 июня 2012 г. № 562 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками ОВД службы в особых условиях» 7.
Приказом установлено, что привлечение сотрудника к прохождению службы в особых условиях осуществляется приказом Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел
Интерес представляют перечисленные в приказе особые условия службы и дополнительные ограничения, которые могут быть установлены в отношении сотрудника Сравнительный анализ показывает, что приказ предусматривает возможность введения следующих особых условий и дополнительных ограничений, помимо указанных в Законе о службе в органах внутренних дел:
1) возложение на сотрудника обязанности уведомлять непосредственного руководителя о своем местонахождении в свободное от выполнения служебных обязанностей время;
2) возможность переноса отпуска сотрудника;
3) приостановление предоставления дней отдыха за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и выплаты денежной компенсации взамен дополнительных дней отдыха;
4) ограничение выезда в свободное от выполнения служебных обязанностей время:
— за пределы территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России;
— за пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся территориальный орган МВД России, организация или подразделение, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел .
Необходимость обеспечения мобильности и боевой готовности органов внутренних дел очевидна и не вызывает сомнений. Однако реализация этих задач должна происходить в соответствии с действующим законодательством
Полагаем, что, установив дополнительные по сравнению с Законом о службе в органах внутренних дел особые условия службы и дополнительные ограничения, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел несколько вышел за пределы своих полномочий
Считаем, что предоставление законодателем полномочий по определению порядка реализации представленных полномочий не может рассматриваться органом исполнительной власти как основание для установления новых ограничений и специальных правил . Подобное расширительное толкование норм федерального законодательства со стороны различных органов исполнительной власти неоднократно рассматривалось судами в качестве основания для признания отдельных норм ведомственных нормативных актов не соответствующими законам, имеющим большую юридическую силу8 .
С учетом изложенного считаем целесообразным внести изменения в приказ МВД РФ от 6 июня 2012 г № 562 «О некоторых вопросах прохождения сотрудниками ОВД службы в особых условиях», ограничив перечень особых условий службы и дополнительных ограничений только теми, которые указаны в Законе о службе в ОВД, для чего предлагаем исключить из приказа подпункты 1 1 2, 1 1 5, 1 1 7 и 1 1 8 Полагаем, что реализация настоящих предложений позволит повысить уровень правовой защищенности сотрудников полиции, выполняющих задачи в особых условиях
1 О полиции [Электронный ресурс] : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 28 января 2011 г. Доступ из справ . -правовой системы «Консультант-Плюс».
2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 ноября 2011 г. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 № 4202-1. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»
4 См . , напр . : О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Электронный ресурс] : федеральный закон от 21 декабря
Губин А. И. Прекращение права на управление транспортными средствами по медицинским основаниям
1994 г. № 68-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 11 ноября 1994 г . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
5 О милиции [Электронный ресурс] : закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс»
6 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248. Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
7 О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях [Электронный ресурс] : приказ МВД Рос-
сии от 6 июня 2012 г. № 562 . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
8 См ., напр .: О признании частично недействующим пункта 9 .3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой [Электронный ресурс] : утв . Приказом МВД России от 14.05.2012 г. № 508 : решение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. № АКПИ13-29. Доступ из справ -правовой системы «КонсультантПлюс»
УДК 342.9 © А. И. Губин, 2014
Прекращение права на управление транспортными средствами по медицинским основаниям
А.И.Губин
В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к осуществлению данной деятельности. Приведен пример обмена информацией между Госавтоинспекцией и наркологическими учреждениями. Кроме того, изложен законодательный подход к определению субъекта, полномочного рассматривать заявление о восстановлении специального права при отпадении медицинских оснований, а также к порядку восстановления данного права.
Ключевые слова: медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, медицинские противопоказания, медицинские ограничения, прекращение права на управление транспортными средствами, восстановление права на управление транспортными средствами.
Статьей 8 Венской конвенции о дорожном движении 1, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-УШ 2, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством
Названные критерии носят объективный характер и регулируются национальным законодательством
В Российской Федерации медицинское обеспечение безопасности дорожного движения предусмотрено ст . 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 3 (далее — Закон о безопасности дорожного движения) и включает в себя, помимо прочего, обя-
зательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при прове-