УДК 378
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ксения Евгеньевна АМЕЛИНА
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденция, e-mail: [email protected] © Владимир Иванович СТЫМКОВСКИЙ Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденция, e-mail: [email protected]
Рассмотрен правовой аспект оказания образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий, направленный на реализацию социально-правовых гарантий и повышение качества образования. Изменения, происходящие в современном мире, повышают значимость дополнительного образования, необходимого для формирования и удовлетворения потребностей человека в обучении на протяжении его жизни. Всем гражданам без исключения предоставляется возможность овладевания научными и профессиональными знаниями. Все большую значимость приобретает дистанционное обучение как наиболее востребованная форма обучения в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В связи с чем важно, чтобы современное качество образования с использованием дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) соответствовало современным требованиям науки и производства. Это формирует необходимость координации образовательной политики с опорой на общегосударственное законодательство. Преимуществом использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Кроме того, реализация программ переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающая кадровое, научное, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение системы обучения с использование ДОТ, не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Это также является положительным результатом для формирующейся модели российского образования. Кроме того, создание такой инфраструктуры для образовательного учреждения не всегда выполнено, т. к. зачастую оно отстает от развивающихся цифровых и ^-технологий. Решением этой проблемы может стать возможность привлечения коммерческих компаний - организаторов обучения, которые организуют информационную инфраструктуру, а учебное заведение осуществляет ее наполнение учебными курсами, соответствующими учебному плану дисциплинами. Образовательным учреждениям такие компании обеспечивают полный цикл услуг аутсорсинга бизнес-процессов по внедрению онлайн-обучения, что включает проектирование и производство курса, маркетинг и продажу, техническую поддержку и организацию процесса обучения.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; образовательные услуги; онлайн-обучение.
Изменения, происходящие в современном мире, повышают значимость дополнительного образования, необходимого для формирования и удовлетворения потребностей человека в обучении на протяжении его жизни. Всем гражданам без исключения пре-
доставляется возможность овладевания научными и профессиональными знаниями. Трудовой кодекс Российской Федерации предписывает: «Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая
обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем» [1].
В современный век больших скоростей и бурного развития информационных технологий все большую значимость приобретает дистанционное обучение как наиболее востребованная форма обучения в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
При этом инициатором обучения в данном случае может стать как сам обучающийся, так и его работодатель, проводящий политику повышения профессионализма своих работников.
Проблема получения конкурентоспособной профессии за небольшой срок обучения актуализирует проблему разработки специальных образовательных программ, рассматриваемых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) «Об образовании в Российской Федерации» как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), также организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [2]. Согласно тому же закону процесс реализации образовательных программ в дополнительном образовании требует различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Указанным федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» под реализацией образовательных программ с применением исключительно электронного обучения понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информа-
ции, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Качественный учебный курс, предназначенный для дистанционного обучения слушателей, включает в себя набор цифровых материалов, состоящих из видеозаписей лекций преподавателей, обширных демонстрационных материалов, интерактивных заданий, тестов и т. п.
При этом в процессе реализации дистанционного обучения возникает несколько юридических проблем, без преодоления которых надлежащее обучение становится невозможным.
Для дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Современное качество образования с использованием дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), соответствующее современным требованиям науки и производства, вызывает необходимость координации образовательной политики с опорой на общегосударственное законодательство. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). Данное положение отражено в Приказе Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [3].
При реализации образовательных программ с применением электронного обуче-
ния, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Тем самым образовательная организация обязана создать информационную инфраструктуру, призванную донести знания до обучающегося и установить возможность контроля уровня их освоения и, как следствие, вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ (Приказ Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).
Стоит отметить, что образовательная организация вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.
Реализация программ переподготовки и повышения квалификации, обеспечивающая кадровое, научное, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение системы обучения с использование ДОТ, не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.
Создание такой инфраструктуры зачастую затруднительно для образовательного учреждения, т. к. оно отстает от усиленно развивающихся цифровых и 1Т-технологий.
С целью решения этой проблемы возможно привлечение коммерческих компаний - организаторов обучения, которые организуют информационную инфраструктуру, а учебное заведение осуществляет ее наполнение учебными курсами, соответствующими учебному плану дисциплинами. Образовательным учреждениям такие компании предлагают полный цикл услуг аутсорсинга бизнес-процессов по внедрению онлайн-обучения, что включает проектирование и производство курса, маркетинг и продажу, техническую поддержку и организацию процесса обучения.
Кроме этого, зачастую специалисту, а также и его работодателю, имеющим четкое представление об объеме и содержании сведений, которые необходимо получить в процессе дополнительного обучения, тяжело найти соответствующую учебную программу или сориентироваться среди предлагаемых различными субъектами видов образовательной деятельности. Поэтому деятельность компаний, являющихся посредниками между обучающимися и учебными заведениями, оказывается востребованной. Лица, осуществляющие поиск подходящей учебной программы, получают от таких компаний объемный пакет услуг - от предоставления информации о существующих и необходимых им программах и организационной помощи в оформлении документов на соответствующее обучение до предоставления доступа к онлайн-курсам.
В описанной модели отношений по реализации дистанционного обучения задействованы три разнородных субъекта - слушатель, учебное заведение и компания-организатор. С правовой точки зрения соответствующие отношения требуют тщательной проработки и обширной договорной базы.
Компании-организаторы берут на себя основной набор функций по созданию инфраструктуры дистанционного обучения. Они выбирают учебное заведение, заказывают у него разработку концепции учебной программы по заданной тематике, формулируют требования к преподавателям по отдельным дисциплинам, организовывают необходимую видеосъемку лекций, формируют единый мультимедийный обучающий комплекс, обеспечивают доступ к цифровым материалам, организовывают онлайн-общение преподавателя и слушателя и т. д. Отноше-
ния организатор - учебное заведение - слушатель в данном случае могут быть опосредованы только сложной системой гражданско-правовых договоров.
Основным и первоначальным договором здесь может выступить договор смешанного юридического характера между компанией-организатором (заказчиком) и учебным заведением (исполнителем), содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законами или иными правовыми актами. В данном случае к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В соответствии с заключенным договором образовательное учреждение разрабатывает учебную программу и отдельные учебные курсы, после чего предоставляет исключительные права на их использование компании-заказчику, а заказчик, в свою очередь, обязуется обеспечить маркетинг образовательных услуг и набор слушателей для прохождения онлайн-обучения. Конечным результатом деятельности компании-организатора является договор между слушателем и образовательным учреждением о прохождении дистанционного обучения по определенной программе. Согласно уже упоминавшемуся ранее Приказу Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» образовательное учреждение при использовании ДОТ обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебновспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - позволяющему обес-
печить освоение и реализацию образовательной программы.
Разработанный преподавателем учебнометодический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
В вышеуказанном Приказе устанавливается, что содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам. При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
Во исполнение своего первоначального договора с компанией-организатором учебное заведение должно заключить договор авторского заказа на разработку учебных курсов с преподавателями. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор авторского заказа предусматривает, что одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
В зависимости от того, кто организовывает видеосъемку необходимого материала, в т. ч. лекций, с преподавателями заключается либо отдельный договор на данную работу компанией-организатором, либо соответствующая обязанность преподавателя включается в договор авторского заказа с образовательным учреждением. Если работа над созданием учебно-методического комплекса для дистанционного обучения включается в трудовые обязанности работника в соответствии
с его трудовым договором или должностными инструкциями, в заключении договора авторского заказа нет необходимости, достаточно служебного задания работодателя на выполнение соответствующих работ.
Законодательством установлено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение (т. е. право на его использование) принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, если работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.
В связи с этим не следует забывать о выплате авторского вознаграждения за использование созданного преподавателями произведения.
Особое внимание при формировании всех перечисленных договоров следует обратить на распределение интеллектуальных прав на отдельные учебные курсы и программу в целом.
Договором авторского заказа между учебным заведением и преподавателем права на результаты работ должны быть закреплены за учебными заведениями - заказчиками, в таком случае они получает все возможности по выстраиванию договорных отношений в сфере образовательных услуг с организаторами обучения. Если учебные курсы и про-
граммы создаются как служебные произведения, то исключительные права на них принадлежат работодателю на основании закона. В свою очередь, в первоначальном договоре между организатором дистанционного обучения и образовательным учреждением речь может идти о передаче прав от учебного заведения заказчику в рамках исключительной лицензии, когда лицензиату предоставляются права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
В данном случае недопустимо полное отчуждение исключительного права, иначе будет утеряна возможность образовательного учреждения на осуществление образовательной деятельности с использованием соответствующих материалов, формирование же «обратного» лицензионного договора представляется излишне усложняющим структуру взаимосвязей участников.
Обозначенные выше правовые документы являются лишь основой выстраивания правоотношений «компания-организатор» -«образовательное учреждение - слушатель». Очевидно, что указанных договоров не достаточно для регулирования всех складывающихся в указанной сфере отношений, и для их более четкого структурирования требуются дополнительные юридические конструкции.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 3.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон принят Государственной Думой 21.12.2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (Ч. 1). Ст. 7598.
3. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. № 137 // Российская газета. 2005. № 3848.
Поступила в редакцию 22.08.2013 г.
UDC 378
LEGAL ASPECT OF PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES IN FURTHER EDUCATION SPHERE USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
Ksenia Evgenyevna AMELINA, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Jurisprudence Department, e-mail: [email protected]
Vladimir Ivanovich STYMKOVSKY, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Jurisprudence Department, e-mail: [email protected]
The legal aspects of the provision of educational services in the field of further education using distance learning technologies aimed at implementing social and legal guarantees and improve the quality of education are considered. The changes taking place in the modern world increase the importance of additional education required for the formation and human needs in education throughout his life. All citizens, without exception, have the opportunity of mastering scientific and professional knowledge. The increasing importance is the distance learning as the most popular forms of training in the field of training and retraining of personnel. In this connection it is important to modernize the education quality using distance learning technologies (hereinafter DOT), that corresponds to the modern requirements of science and industry. It generates the need for coordination of education policy, building on national legislation. The advantage of using DOT educational institution is to give students the possibility of development of educational programs, directly at the place of residence of the student or temporary residence (location). With the implementation of educational programs with the use of e-learning, distance learning technologies place educational activities is the location of the organization, carrying out educational activities, or its affiliate, regardless of the location of students.
In addition, the implementation of programs of retraining and providing human, scientific, educational, information and logistics systems training with the use of DOT does not rule out the possibility of educational, laboratory and practical exercises, practices, monitoring, interim and final certifications by direct interaction with the students of teaching staff. The ratio of the volume of conducted educational, laboratory and practical exercises using DOT or by direct interaction with the students of teaching staff is determined by the educational institution. It is also a positive result for only the emerging model of education in Russia. Besides the creation of such an infrastructure for educational institutions are not always satisfied, since it often lags behind the emerging digital and IT-technologies. In connection with this the solution to this problem may be the possibility of the involvement of commercial companies - training providers who organize the information infrastructure and the educational institution carries out its content courses of study relevant to the curriculum subjects. Educational institutions such companies provide a full service business process outsourcing the implementation of online learning that includes the design and manufacture of the course , marketing and sales , technical support and organization of the learning process.
Key words: distance educational technologies; educational services; on-line teaching.
б