Научная статья на тему 'Общегосударственное законодательство координации образовательной политики государства как Гарант качественного дополнительного образования'

Общегосударственное законодательство координации образовательной политики государства как Гарант качественного дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДИСТАНЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / LEGISLATION / REMOTE AND ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амелина Ксения Евгеньевна, Стымковский Владимир Иванович

Рассмотрено общегосударственное законодательство, координирующее образовательную политику государства в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий, направленных на обеспечение качественного дополнительного образования, сопряженного с интенсивным развитием информационных технологий, что обосновывает применение дистанционной формы обучения как наиболее востребованную в плане доступности осуществления образовательного процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с законодательством Российской Федерации реализация программ дополнительного образования, может предполагать применение различных образовательных форм и технологий, в том числе и инновационных образовательных программ по технологии исключительно электронного обучения. Дистанционные и электронные формы обучения как современные образовательные технологии успешно решают поставленную обществом перед государством задачу не только предоставить возможность повышения уровня образования, но и адаптацию человека к новым условиям в различных видах деятельности, формируя новый тип личности. Государственная образовательная политика обеспечивает высокое качество образования на основе дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амелина Ксения Евгеньевна, Стымковский Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATION-WIDE LEGISLATION OF COORDINATION OF EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE AS GUARANTOR OF QUALITY ADDITIONAL EDUCATION

The nation-wide legislation coordinating educational policy of the state in the sphere of additional education with use of remote educational technologies, directed on providing the quality additional education interfaced to intensive development of information technologies that proves application of remote form of education as the most demanded in respect of availability of implementation of educational process of vocational training, retraining and professional development is considered. According to the legislation of the Russian Federation implementation of programs of additional education, can assume application of various educational forms and technologies, including innovative educational programs of technology of exclusively electronic training. Remote and electronic forms of education as modern educational technologies – successfully solve the problem set by society before the state that not only to give opportunity of increase of an education level, but also adaptation of the person to new conditions in different types of activity, forming new type of the personality. The state educational policy provides high quality of education on the basis of remote educational technologies.

Текст научной работы на тему «Общегосударственное законодательство координации образовательной политики государства как Гарант качественного дополнительного образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КООРДИНАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА КАК ГАРАНТ КАЧЕСТВЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

К. Е. АМЕЛИНА, В. И. СТЫМКОВСКИЙ

Рассмотрено общегосударственное законодательство, координирующее образовательную политику государства в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий, направленных на обеспечение качественного дополнительного образования, сопряженного с интенсивным развитием информационных технологий, что обосновывает применение дистанционной формы обучения как наиболее востребованную в плане доступности осуществления образовательного процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с законодательством Российской Федерации реализация программ дополнительного образования, может предполагать применение различных образовательных форм и технологий, в том числе и инновационных образовательных программ по технологии исключительно электронного обучения. Дистанционные и электронные формы обучения как современные образовательные технологии успешно решают поставленную обществом перед государством задачу не только предоставить возможность повышения уровня образования, но и адаптацию человека к новым условиям в различных видах деятельности, формируя новый тип личности. Государственная образовательная политика обеспечивает высокое качество образования на основе дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: законодательство, дистанционные и электронные образовательные технологии, реализация образовательных программ.

Модернизация образования и новые требования к подготовке современного специалиста повышают значимость дополнительного образования, необходимого для формирования специалиста нового типа. Всем гражданам предоставляется возможность обучении на протяжении всей его жизни для получения необходимых научных и профессиональных знаний. В Трудовом кодексе Российской Федерации говорится: «Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем» [4].

Интенсивное развитие информационных технологий позволяет применять дистанционную форму обучения как наиболее востребованную в плане доступности осуществления образовательного процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Необходимо отметить, что заинтересованность в повышении профессионализма или смены профессиональной составляющей работника может ис-

ходить как от работодателя, так и от самого сотрудника.

Проблема получения конкурентоспособной профессии за небольшой срок обучения актуализирует проблему разработки специальных образовательных программ, рассматриваемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», который определяет специальные образовательные программы по основным характеристикам образования, такими как: объем, содержание, планируемые результаты [2]. При организации учебного процесса учитываются также организационно-педагогические условия, формы аттестации, указанные в учебном плане, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочные и методические материалы.

Реализация программ дополнительного образования согласно тому же закону, может предполагать применение различных образовательных форм и технологий, в том числе наиболее актуальных - дистанционного или электронного обучения.

К. Е. АМЕЛИНА, В. И. СТЫМКОВСКИЙ

165

Реализация инновационных образовательных программ по технологии исключительно электронного обучения, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», рассматривается как образовательная деятельность, где информация, заложенная в образовательных программах и технологиях, обеспечивающая их обработку, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, осуществляющие передачу по линиям связи указанной информации, обеспечивают взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии рассматриваются как образовательные технологии, где применяются информационно-телекоммуникаци-онные сети при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогов и обучающихся [3].

Качество учебных программ и обучающих модулей, используемых в дистанционной форме обучения, повышается включением цифровых материалов, состоящих из видеозаписей лекций преподавателей, демонстрационных материалов, интерактивных задач и заданий, анкет, тестов и другого раздаточного материала.

Дистанционная форма обучения требует создания определенных условий для функционирования:

электронную информационно-образовательную среду;

- электронные образовательные ресурсы;

- совокупность технологий: информационных, телекоммуникационных;

- соответствующих средств обучения, необходимых для освоения образовательных программ обучающимися, независимо от их места нахождения.

Координация образовательной политики государства, основываясь на общегосударственное законодательство, обеспечивает высокое качество образования на основе дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), которое соответствует требованиям науки, производства, бизнеса. В приказе Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» отражена цель использования ДОТ образовательным учреждением, которая выражается в возможности освоения образовательных программ обучающимся непосредственно по месту их жительства или его временного пребывания (нахождения) [1].

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, или его филиала, независимо от места нахождения обучающихся.

В образовательном учреждении, реализующим образовательные программы с применением электронного или дистанционного обучения, необходимо создать информационную инфраструктуру, способную не только донести знания, но проконтролировать уровень их освоения у обучающихся. Использование ДОТ руководящим, педагогическим и учебно-вспомогательным персоналом, требует от них соответствующего уровня подготовки, специально оборудованных помещений, современного технического обеспечения, необходимых для реализации обучающих программ с использованием ДОТ. (Приказ Ми-нобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»).

Законодательство Российской Федерации позволяет использовать ДОТ образовательными учреждениями во всех предусмотренных формах и видах обучения: учебные, лабораторные и практические занятия, проведения практик (за исключением производственной практики), текущей и промежуточной аттестации учащихся.

Современные образовательные технологии -дистанционные и электронные успешно решают поставленную обществом перед государством задачу по предоставлению каждому члену общества возможности повышения уровня образования на протяжении всей жизни с учетом его потребностей, обеспечивая мобильность, возможность не только смены профессии, но и адаптацию человека к новым условиям в различных видах деятельности, формируя новый тип личности.

Литература

1. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 // Российская газета. 2005. № 3848.

2. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон. Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3. Полат Е. С. [и др.] Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед.

166

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева / под ред. Е. С. Полат. М., 2004.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

* * *

NATION-WIDE LEGISLATION OF COORDINATION OF EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE AS GUARANTOR OF QUALITY ADDITIONAL EDUCATION

K. Ye. Amelina, V. I. Stymkovsky

The nation-wide legislation coordinating educational policy of the state in the sphere of additional education with use of remote educational technologies, directed on providing the quality additional education interfaced to intensive development of information technologies that proves application of remote form of education as the most demanded in respect of availability of implementation of educational process of vocational training, retraining and professional development is considered. According to the legislation of the Russian Federation implementation of programs of additional education, can assume application of various educational forms and technologies, including innovative educational programs of technology of exclusively electronic training. Remote and electronic forms of education as modern educational technologies - successfully solve the problem set by society before the state that not only to give opportunity of increase of an education level, but also adaptation of the person to new conditions in different types of activity, forming new type of the personality. The state educational policy provides high quality of education on the basis of remote educational technologies.

Key words: legislation, remote and electronic educational technologies, realization of educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.