УДК 378
ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «КОМПАНИЯ-ОРГАНИЗАТОР -ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОБУЧАЮЩИЙСЯ»
© Владимир Иванович СТЫМКОВСКИЙ
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденция, e-mail: [email protected]
Рассмотрена договорная политика при реализации программ дополнительного образования в системе инновационной структуры «компания-организатор - образовательное учреждение - слушатель» с использованием дистанционных образовательных технологий. Освящен вопрос правового взаимодействия триады «организация - учебное заведение - обучающийся». В системе дополнительного образования при реализации программ переподготовки и повышения квалификации необходимо соответствующее кадровое, учебно-методическое, научное, информационное и материально-техническое обеспечение. Применение дистанционных образовательных технологий не исключает возможности непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в процессе проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций. Все отношения «организатор - учебное заведение - обучающийся» в таком формате могут быть опосредованы системой гражданско-правовых договоров, которая является достаточно сложной.
Основным и первоначальным договором данных взаимоотношений выступает договор смешанного юридического характера между компанией-организатором (заказчиком) и учебным заведением (исполнителем), содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законами или иными правовыми актами. В этом случае к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Заключенный договор обязывает образовательное учреждение разработать учебную программу или отдельные обучающие курсы, после чего предоставить исключительные права этих разработок для использования компании-заказчику, а заказчик, в свою очередь, обеспечивает маркетинг образовательных услуг и группу обучающихся для прохождения онлайн-обучения. Договор, заключенный между слушателем и образовательным учреждением о прохождении дистанционного обучения по определенной программе, будет являться конечным результатом деятельности компании-организатора. Исполнение первоначального договора с компанией-организатором требует от учебного заведения заключения договора авторского заказа на разработку учебных курсов с преподавателями. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор авторского заказа предусматривает, что одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Особое внимание при формировании всех перечисленных договоров следует обратить на распределение интеллектуальных прав на отдельные учебные курсы и программу в целом.
Договор авторского заказа между учебным заведением и преподавателем права на результаты работ закрепляется между учебными заведениями - заказчиками, в таком случае они получают все возможности по выстраиванию договорных отношений в сфере образовательных услуг с организаторами обучения.
Ключевые слова: дополнительное образования; дистанционные образовательные технологии; образовательные программы; договоры; авторские права.
В системе дополнительного образования при реализации программ переподготовки и повышения квалификации необходимо соответствующее кадровое, учебно-методическое, научное, информационное и материально-техническое обеспечение. Применение дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) не исключает возможности непосредственного взаимодействия педаго-
гического работника с обучающимся в процессе проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций. Образовательное учреждение вправе определить как соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ, так и
ЙБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
непосредственное взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Усиленно развивающиеся цифровые и ГГ-технологий зачастую создают трудности для образовательного учреждения в создании инфраструктуры, соответствующей современным требованиям. Для решения этой задачи зачастую привлекают коммерческие компании - организаторов обучения, формирующие информационную инфраструктуру. В этом случае задачей учебного заведения становится наполнение этой структуры соответствующими учебными планами и учебными курсами с соответствующими дисциплинами. Компании, оказывающие такие услуги, предлагают образовательным учреждениям полный цикл услуг аутсорсинга бизнес-процессов по внедрению онлайн-обу-чения, которые включает не только проектирование и производство курса, но и маркетинг, техническое сопровождение в процессе организации обучения.
Лица, желающие получить повышение квалификации или пройти переподготовку, а также их работодатели, зачастую не имеют четкого представления об объеме и содержании обучающих курсов, которые необходимо изучить слушателю в процессе дополнительного обучения, сложно найти как соответствующую программу курса обучения, так и сориентироваться среди учебных заведений, предлагающих образовательные услуги. Поэтому деятельность компании-посредника между желающими обучаться и учебными заведениями становится востребованной. Такие компании имеют возможность предоставить лицам не только подходящую учебную программу, но и полный пакет услуг - от предоставления информации по перечню программ до организации помощи в оформлении документов на обучение и предоставления доступа к онлайн-курсам.
Модель таких отношений в реализации дистанционного обучения предполагает три разнородных субъекта - это непосредственно обучающийся, учебное учреждение и компания-организатор. Правовое сопровождение модели таких отношений требует не только тщательной проработки, но и создания обширной договорной базы.
Все функции по созданию инфраструктуры дистанционного обучения компании-организаторы оставляют за собой, это:
- выбор учебного заведения;
- разработка учебным заведением концепции учебной программы по необходимой тематике;
- требования к преподавателям по отдельным дисциплинам;
- организация необходимых видеосъемок лекций;
- формирование единого мультимедийного обучающего комплекса;
- обеспечение доступа к цифровым материалам;
- организация онлайн-общения преподавателя и слушателя и т. д.
Все отношения «организатор - учебное заведение - обучающийся» в таком формате могут быть опосредованы системой гражданско-правовых договоров, которая является достаточно сложной.
Основным и первоначальным договором данных взаимоотношений выступает договор смешанного юридического характера между компанией-организатором (заказчиком) и учебным заведением (исполнителем), содержащим элементы различных договоров, предусмотренных законами или иными правовыми актами. В этом случае к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Заключенный договор обязывает образовательное учреждение разработать учебную программу или отдельные обучающие курсы, после чего предоставить исключительные права этих разработок для использования компании-заказчику, а заказчик, в свою очередь, обеспечивает маркетинг образовательных услуг и группу обучающихся для прохождения онлайн-обучения. Договор, заключенный между слушателем и образовательным учреждением о прохождении дистанционного обучения по определенной программе, будет являться конечным результатом деятельности компании-организатора.
Согласно приказу Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» образовательное учреждение при использовании ДОТ обеспечивает доступ обучающихся, педагогов и учебно-вспомогательный персонал к УМК (на бумажном или элек-
тронном носителях), который включает: учебный план образовательного учреждения и соответствующий учебный план обучающегося, программу изучаемого предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники - необходимые для освоения и реализации данной образовательной программы [1].
Образовательное учреждение вправе дополнить разработанный преподавателем учебно-методический комплекс справочными изданиями и словарями, научной литературой, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, ссылками на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы.
Вышеуказанный приказ устанавливает, что при использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам, если не установлены государственные образовательные стандарты по разработанным программам, то при формировании учебно-методического комплекса используются соответствующие требования к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.
Исполнение первоначального договора с компанией-организатором требует от учебного заведения заключения договора авторского заказа на разработку учебных курсов с преподавателями. В соответствии с Гражданским кодексом РФ договор авторского заказа предусматривает, что одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме [2]. В случае если соглашением сторон не предусматривается передача заказчику материального носителя произведения во временное пользование, то оно передается за-
казчику в собственность. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
В зависимости от того, кто организовывает видеосъемку необходимого материала, в т. ч. лекций, с преподавателями заключается либо отдельный договор на данную работу компанией-организатором, либо соответствующая обязанность преподавателя включается в договор авторского заказа с образовательным учреждением. Если работа над созданием учебно-методического комплекса для дистанционного обучения включается в трудовые обязанности работника в соответствии с его трудовым договором или должностными инструкциями, в заключении договора авторского заказа нет необходимости, достаточно служебного задания работодателя на выполнение соответствующих работ.
Законодательством установлено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение (т. е. право на его использование) принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, автор имеет право на вознаграждение в случае использования служебного произведения или передачи исключительного права другому лицу работодателем. Автор приобретает указанное право на вознаграждение в случае принятия решения работодателем о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не использования этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом [3].
В связи с этим не следует забывать о выплате авторского вознаграждения за использование созданного преподавателями произведения.
Особое внимание при формировании всех перечисленных договоров следует обратить на распределение интеллектуальных прав на отдельные учебные курсы и программу в целом.
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
Договор авторского заказа между учебным заведением и преподавателем права на результаты работ закрепляется между учебными заведениями - заказчиками, в таком случае они получают все возможности по выстраиванию договорных отношений в сфере образовательных услуг с организаторами обучения. Если учебные программы и курсы разрабатываются как служебные произведения, то исключительные права на них на основании закона принадлежат только работодателю. Первоначальный договор, в свою очередь, между организатором дистанционного обучения и образовательным учреждением может предусмотреть передачу прав от учебного заведения заказчику в рамках исключительной лицензии, когда лицензиату предоставляются права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.
В данном случае недопустимо полное отчуждение исключительного права, иначе образовательное учреждение может утерять возможность на осуществление образовательной деятельности с использованием соответствующих материалов, формирование же «обратного» лицензионного договора бу-
дет усложняющим для структуры взаимосвязей участников договора.
Обозначенные выше правовые документы являются лишь основой выстраивания правоотношений компания-организатор -образовательное учреждение - слушатель. Показанные правовые документы в правоотношениях «компания-организатор - образовательное учреждение - слушатель» являются лишь основой выстраивания правоотношений. На сегодня требуются более четко структурированные дополнительные юридические конструкции в регулировании всех складывающихся в указанной сфере отношений.
1. Об использовании дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 г. № 137 // Российская газета. 2005. № 3848.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): принят Государственной Думой
21.10.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 2): принят Государственной Думой
22.11.1995 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.
UDC 378
LEGAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE "ORGANIZING COMPANY - EDUCATIONAL INSTITUTIONS - STUDENT"
Vladimir Ivanovich STYMKOVSKY, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Jurisprudence Department, e-mail: [email protected]
Contractual policy in the implementation of programs of additional education in the innovative structure of "organizing company - Educational Institutions - listener" with the use of distance learning technologies is considered. The question of right interaction triad "organization of the school student" is scrutinized. In the system of supplementary education programs for retraining and skills, appropriate staffing, educational, scientific, information and logistical support is necessary. The use of distance learning technologies does not exclude the possibility of direct interaction with the students of teaching staff in educational, laboratory and practical classes, practices, monitoring, interim and final certifications. All relationships "organizer - school - student" in this format may be mediated by a system of civil law contracts, which is quite complicated. The basic data and the original contract relationship stands of mixed legal agreement between the organizing company (customer) and institution (performer), containing elements of various contracts stipulated by laws or other legal acts. In this case, the parties to the agreement on the mixed used in the relevant parts of the rules on contracts , elements of which are contained in a mixed contract , unless otherwise provided by agreement between the parties or the substance of the mixed contract. The signed agreement obliges the institution to develop a training program or individual training courses, and then provide the exclusive rights of these developments for the company-customer, and the customer, in turn, provides marketing services and educational group of students to pass online learning. The contract between the student and the educational institution of the passage of distance learning in a particular program will be the end result of the activities of the organizing company. The execution of the original contract with the organizing company requires the school to enter into a contract author's order to develop training courses with teachers. In accordance with the Civil Code of the Russian Federation Treaty author's order provides that a party (the author) is obligated to order the other party (the customer) a contract resulting from scientific, literary or artistic material in the media or in any other form. Special attention to the formation of all these contracts should be paid to the distribution of intellectual property rights on individual courses and the program as a whole. Copyright treaty reservation between the school and professor of law at the results of the work is fixed between the schools - the customers, in this case, they can fully alignment of contractual relations in the sphere of educational services with training providers.
Key words: supplementary education; distance educational technologies; educational syllabi; contracts; copyright.