DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-129-133 NIION: 2018-0076-1/23-21 MOSURED: 77/27-023-2023-1-21
ДЕНИКАЕВА Разела Несюровна,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного и финансового права СКФУ, e-mail: [email protected]
ГАРБАЛЕВА Татьяна Михайловна,
студентка группы ЮРП-м-з-21-7 СКФУ, e-mail: [email protected]
ПЕРВЫШОВ Евгений Анатольевич,
доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного
и финансового права СКФУ, e-mail: [email protected]
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО ПРАВА И ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация. Актуальность изучения налогового мониторинга и его особенностей в нашем современном государстве не вызывает сомнений, так как за последние годы возможность применения налогоплательщиками данной формы налогового контроля стала приоритетной для налогоплательщиков, отвечающим требованиям налогового контроля. Автором рассматривается процесс проведения налогового мониторинга, выявлены его преимущества перед традиционными методами налогового контроля, а также ограничения, препятствующие переходу налогоплательщиков на налоговый мониторинг. В данной статье обоснованы выводы о системе налогового мониторинга как одной из наиболее перспективных форм налогового контроля в условиях цифровизации. Кроме того, в результате проведенного исследования автором предложены направления решения установленных проблем развития налогового мониторинга.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, субъекты взаимодействия, онлайн-режим, преимущества, проблемы, эффективность, налоговый контроль, мотивированное мнение.
TAX MONITORING AS A TAX LAW INSTITUTION AND AN EFFECTIVE
METHOD OF TAX CONTROL
Annotation. The relevance of studying tax monitoring and its features in our modern state is beyond doubt, since in recent years the possibility of using this form of tax control by taxpayers has become a priority for taxpayers that meet the requirements of tax control. The author considers the process of tax monitoring, reveals its advantages over traditional methods of tax control, as well as restrictions that prevent taxpayers from switching to tax monitoring. This article substantiates the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
DENIKAEVA Razela Nesyurovna,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, NCFU
GARBALEVA Tatyana Mikhailovna,
student of the YURP-m-z-21-7 group of NCFU
PERVYSHOV Evgeny Anatolievich,
Associate Professor, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, NCFU
conclusions about the tax monitoring system as one of the most promising forms of tax control in the context of digitalization. In addition, as a result of the study, the author proposed directions for solving the established problems of the development of tax monitoring.
Key words: tax monitoring, subjects of interaction, online mode, advantages, problems, efficiency, tax control, motivated opinion.
Для того чтобы налоговая система любого мирового государства эффективно функционировала, обязательным ее элементом должен стать налоговый контроль. В настоящее время для российского государства характерны значительные проблемы в исследуемой сфере. Об этом свидетельствуют и статистические данные, в соответствии с которыми объем теневых, не декларируемых доходов российских граждан, соразмерен 15 % ВВП, а потери бюджета составляют 2 трлн. руб. [1, с. 62] Конечно, отечественный законодатель постоянно совершенствует формы налогового контроля, в том числе и под влиянием процесса цифровиза-ции. Именно налоговый мониторинг является новым правовым институтом, позволяющим осуществлять инспекторам «удаленный» текущий финансовый контроль.
Особая роль налогового мониторинга предопределена сегодняшними экономическими и политическими санкциями, так как одна из главных задач, которая стоит перед государством -это обеспечение налоговых поступлений в бюджет для социальной и экономической поддержки населения и отечественных компаний.
Экономическая сфера нашего государства достаточно серьезно пострадала от последствий коронавирусной инфекции, так как множество производств приостановили свое действие, а некоторые и вовсе не справились с финансовым бременем и существующими обязательствами. Некоторые хозяйствующие субъекты заключили соглашение о мониторинге в пандемийный период, так как они столкнулись с неопределенностями ввиду действия моратория на проверки. Также налоговыми органами был продлен срок для подачи заявлений на переход режима мониторинга до 1 октября вместо 1 июля.
Необходимо подчеркнуть, что мониторинг в области налогов не является чисто российским «изобретением», так как проведение налогового контроля в дистанционном доступе является общемировой стабильной практикой. Впервые термин «горизонтальный мониторинг» в налоговой области был применен налоговыми инспекторами Нидерландов в 2002 году к 20 хозяйствующим субъектам.
В целом, большинство исследователей сходятся в том, что налоговый контроль представляет собой подвид финансового контроля, необходимость существования которого связана с
совершенствованием, усложнением общественных отношений в сфере налогов и сборов. [2, с. 458] Если руководствоваться нормативными положениями, то согласно ст. 82 Налогового кодекса (далее - НК РФ) под налоговым контролем следует понимать целенаправленную деятельность должностных лиц уполномоченных органов, основная задача которой состоит в контроле за соблюдением налогового законодательства. [3]
Между тем, указанное нормативное определение не признается исследователями идеальным и соответствующим, поскольку оно не раскрывает содержание и специфику контрольных мероприятий, не указывает на объект контрольных действий. Кроме того, отдельные функции налогового контроля реализуются сотрудниками таможенной службы, например, если речь идет о налогообложении товаров, перемещаемых через государственную границу, а это идет вразрез с положениями абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ, где указано, что налоговый контроль выполняется должностными лицами налогового органа.
Как уже отмечено ранее, на создание такой формы налогового контроля, как налоговой мониторинг, значительное влияние оказала цифровая экономика. Базовым нормативно-правовым документом цифровой модернизации общественных отношений является «Стратегия развития информационного общества до 2030 года», утвержденная указом Президента РФ от 9 мая 2017 года. Данный документ закрепил цели и задачи российской политики в сфере информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, в Стратегии обозначены приоритеты, интересы и принципы развития информационного пространства. Развитие независимого и суверенного информационного общества в России крайне важно в условиях мировой конкуренции. Успешное взаимодействие участников мониторинга обеспечивается с помощью применения современных 1Т-технологий.
Правовое регулирование налогового мониторинга представлено разделом ^2. НК РФ, элементами которого являются две главы - общие положения о налоговом мониторинге и порядок проведения исследуемой процедуры. Легальная дефиниция налогового мониторинга в отечественном законодательстве отсутствует.
Система налогового мониторинга стала применяться еще в 2015 году. Участниками налогового мониторинга являются: со стороны налого-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
вого органа - должностные лица - «налоговые инспекторы», со стороны проверяемого субъекта - крупные государственные корпорации, другие юридические лица, принимая во внимание содержание ст. 105.26 НК РФ об объеме налоговых платежей и получаемых доходов.
Мониторинг в области налогов является предметом исследований множества научных трудов, как с позиции экономических специалистов, так и с точки зрения практикующих юристов. Однако, это не способствовало формированию единообразного взгляда на сущность и место в институте налогового права, а также необходимость применения в реальной жизни налогового мониторинга.
В научной литературе сформировано множество определений дефиниции «налоговый мониторинг». Так, С.В. Мирошник определяет его как достаточной своеобразный, инновационный институт налогового права, который, по сути, является комплементарным сочетанием камеральной и выездной налоговой проверки, где должностные лица налоговой на регулярной основе в режиме онлайн доступа проводят проверку налогоплательщика, а в случае выявления нарушений - сразу же сообщают ему. [4, с. 19] То есть тем самым, взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком вышло на качественно иной, более высокий уровень, способствуя формированию доверительных отношений.
Это подтверждает и О.И. Лютова, которая отмечает, что отношения «проверяющих» и «проверяемых» поменяли вектор развития от исключительно императивных начал к социальному партнерству. [5, с. 70]
Институт налогового мониторинга базируется исключительно на отношениях доверия, прозрачности и взаимопонимания. Его сущность заключается в заключении соглашения между налоговым органом и проверяемым субъектом о расширенном информационном взаимодействии, где налогоплательщик сообщает о возможных налоговых рисках, предоставляет онлайн доступ к данным бухгалтерской и налоговой отчетности, а налоговый инспектор обеспечивает своевременное консультирование и смягчение контрольной деятельности. Плюсы соглашения о налоговом мониторинге возникают для обеих сторон: налогоплательщик будет точно осведомлен о возможных последствиях своей деятельности, в случае если допущены нарушения норм налогового законодательства, а также в отношении него будет снижено бремя контроля. В свою очередь, налоговый орган будет обладать информацией о современных тенденциях проводимых финансовых транзакций, может гибко изменять направление налогового
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
администрирования, сокращая расходы на его проведение, кроме того, обеспечивать стабильное пополнение бюджета государства.
Итак, сущностные признаки налогового мониторинга можно представить в следующем порядке:
1. Замена традиционных камеральных и выездных проверок на онлайн взаимодействие;
2. Хозяйствующий субъект получает возможность консультации у налогового инспектора в сокращенные сроки;
3. Срок действия заключаемого соглашения о мониторинге составляет календарный год, срок проверки - 1 год и 9 месяцев;
4. В процессе проведения мониторинга должностными лицами формируется мотивированное мнение по поводу правильности и своевременности уплаты обязательных платежей, а исполнение мотивированного мнения налогового органа исключает возможность применения санкций к налогоплательщику.
Отдельные авторы, в том числе Каплина М.С. и Жукова Т.В., сформулировали четыре базовых, по их мнению, принципа налогового мониторинга:
1. Мониторинг проводится на основании заявительного характера;
2. Проверяемый субъект получает мотивированное мнение налогового органа;
3. Проверяемый субъект должен обладать необходимым уровнем внутреннего контроля;
4. Благодаря введению мониторинга произошел переход от классических форм налогового контроля к инновационным. [6, с. 8] Однако, наряду с обозначенными преимуществами налогового мониторинга, налогоплательщики сообщают и о негативных сторонах проводимого контроля, в частности:
- хозяйствующие субъекты опасаются увеличения налогового бремени после предоставления доступа к бухгалтерским и налоговым данным;
- некоторые налогоплательщики не могут соответствовать предъявляемым требованиям к 1Т-технологиям, а дооснащение оборудование требует серьезных затрат;
- требуется постоянное совершенствование системы управления рисками и внутреннего контроля;
- существуют ситуации разного подхода должностных лиц к проверкам систем внутреннего контроля. [7, с. 146]
Также в качестве недостатков системы мониторинга авторами, в частности И.С. Черкашиным, обозначается, что процедуру налогового мониторинга невозможно приостановить, а также проведение мониторинга не исключает реализации дру-
гих контрольных действий. [8, с. 171] Действительно, законодательством предусмотрена возможность только досрочно прекратить действие соглашения, например, если хозяйствующий субъект предоставил недостоверные данные.
Нельзя не сказать и об ужесточении законодательства в отношении участников налогового мониторинга, что пугает крупных налогоплательщиков, намеревавшихся заключить соглашение. Например, в 2021 году был дополнен список случаев для проведения выездной проверки (ранее в НК РФ было только 2 обстоятельства), также должностные лица могут производить осмотр территории налогоплательщика.
В качестве другой проблемы мониторинга можно отметить, что на сегодняшний день мониторинг - это право налогоплательщика, а не обязанность и проведение процедуры налогового мониторинга возможно исключительно по желанию налогоплательщика. По нашему мнению, необходимо распространить обязательное проведение налогового мониторинга на максимально возможное количество налогоплательщиков.
Вместе с тем, согласно Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга Правительство РФ ожидает значительное поэтапное увеличение числа участников мониторинга за счет снижения критериев, причем учитываются не только налоги, но и НДФЛ, страховые взносы.
По данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ в 2023 году участниками налогового мониторинга станут 448 хозяйствующих субъектов и это на 32% больше, чем в предыдущем году. [9] Речь идет об организациях из нефтяной, энергетической и банковской сферах.
На сегодняшний день, в условиях жесточайших экономических санкций и культуры отмены, Российская Федерация продолжает совершенствовать процедуру налогового мониторинга и к 2024 году ожидается, что в число проверяемых субъектов будут включены индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане. Разработано множество приказов ФНС России для увеличения скорости подачи документов в налоговую, причем ранее доступ к документам осуществлялся через интерфейс, а сейчас через АИС «Налог-3». Приказом ФНС России № ЕД-7-23/1142@ установлены требования к сведениям налогоплательщика, которые должны содержаться в информационной системе хозяйствующего субъекта и должны быть реализованы до 1 января 2024 года. Другими словами, налоговый мониторинг полностью трансформируется и выставляются абсолютно новые требования к взаимодействию.
На основании вышеизложенного, можно утверждать, что результаты правоприменительной практики лишь подтверждают потребность дистанционного взаимодействия участников налогового контроля. Невозможно отрицать и успешный мировой опыт. Безусловно, существуют определенные трудности мониторинга, однако, его результаты превосходят выявленные недостатки. В процессе налогового мониторинга происходит выявление и пресечение налоговых правонарушений сразу на этапе совершения, а также реализуется другая задача фискальных органов государства - обеспечение поступления налоговых платежей в казну. В соответствии с подсчетами экспертов, введение налогового мониторинга позволило сократить государственные расходы на проведение выездных проверок на 40 %. Следует подчеркнуть, что именно электронный формат взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих структур, в основе которого лежит доверие и прозрачность, является инновационным подходом в проведении налогового контроля. Снижение критериев лишь подтверждают, что в скором времени налоговый мониторинг будет распространен на малый и средний бизнес.
Список литературы:
[1] Корсун, Т.И., Дрыгина, Ж.В. Налоговый мониторинг как институт налогового права и эффективный способ налогового контроля // Человек. Социум. Общество. - 2022. - № 8. - С. 60-68.
[2] Гребнев, А.И. К вопросу о совершенствовании форм и методов налогового контроля // Аллея науки. - 2022. - Т. 1. - № 2 (65). - С. 455-462.
[3] Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 16.01.2023).
[4] Мирошник, С.В. Правовые основы налогового мониторинга // Налоги. - 2019. - № 5. - С. 19-21.
[5] Лютова, О.И. Административно-правовой статус налоговых консультантов //Административное право и процесс. - 2018. - № 4. - С. 68-71.
[6] Каплина, М.С., Жукова, Т.В. Налоговый мониторинг - цифровая революция российской налоговой системы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2022. - № 9 (148). - С. 7-15.
[7] Колесникова, Е.Н. Непопулярный взгляд на налоговый мониторинг// Вестник университета. - 2022. - № 10. - С. 141-148.
[8] Черкашин, И.С. Достоинства и недостатки налогового мониторинга // Наука в исследованиях
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
молодежи - 2020. Материалы студенческой научной конференции. В II частях. - 2020. - С. 171-173.
[9] Деятельность ФНС России // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/activities_fts/12789356/. - (Дата обращения: 16.01.2023).
Spisok literatury:
[1] Korsun, T.I., Drygina, ZH.V. Nalogovyj monitoring kak institut nalogovogo prava i effektivnyj sposob nalogovogo kontrolya // CHelovek. Socium. Obshchestvo. - 2022. - № 8. - S. 60-68.
[2] Grebnev, A.I. K voprosu o sovershenstvova-nii form i metodov nalogovogo kontrolya // Alleya nauki. - 2022. - T. 1. - № 2 (65). - S. 455-462.
[3] Nalogovyj kodeks RF ot 31 iyulya 1998 goda № 146-FZ // Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravo-vaya sistema. [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru. - (Data obrashcheniya: 16.01.2023).
[4] Miroshnik, S.V. Pravovye osnovy nalogovogo monitoringa // Nalogi. - 2019. - № 5. - S. 19-21.
[5] Lyutova, O.I. Administrativno-pravovoj status nalogovyh konsul'tantov //Administrativnoe pravo i process. - 2018. - № 4. - S. 68-71.
[6] Kaplina, M.S., ZHukova, T.V. Nalogovyj monitoring - cifrovaya revolyuciya rossijskoj nalogovoj sistemy // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. - 2022. - № 9 (148). - S. 7-15.
[7] Kolesnikova, E.N. Nepopulyarnyj vzglyad na nalogovyj monitoring// Vestnik universiteta. - 2022. -№ 10. - S. 141-148.
[8] CHerkashin, I.S. Dostoinstva i nedostatki nalogovogo monitoringa // Nauka v issledovaniyah molodezhi - 2020. Materialy studencheskoj nauchnoj konferencii. V II chastyah. - 2020. - S. 171-173.
[9] Deyatel'nost' FNS Rossii // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/12789356/. - (Data obrashcheniya: 16.01.2023).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023