ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАРУШИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
LEGAL EDUCATION OF YOUNG OFFENDERS IN SECURE INSTITUTIONS BY DESIGN TECHNOLOGY
В.М. Сапогов V.M. Sapogov
Технология проектирования, метод проектов, правовое воспитание, несовершеннолетние правонарушители, правосообразное поведение.
В статье рассматриваются основные походы к применению технологии проектирования в правовоспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями в условиях изоляции от общества, определяется практическая значимость применения метода проектов при формировании правосообразного поведения и правосознания данной категории детей. Представлены структурно-содержательное описание проектной технологии и основные требования к использованию метода проектов в правовоспитательном процессе учреждений закрытого типа.
Design technology, project-based learning, legal education, young offenders, legal behavior. The paper examines the main approaches to the use of design technology in legal awareness-raising work with young offenders in isolation from society, determines the practical importance of the use of project-based learning in the formation of legal behavior and legal awareness of this category of children. It also presents the structural-meaningful description of the project technology and the basic requirements for the use of project-based learning in legal awareness-raising work in secure institutions.
Профессиональный интерес педагогических работников к технологии проектирования, отмечаемый в последнее время, как представляется, не случаен, в том числе и по причине того, что социальное проектирование несет в себе большую воспитательную значимость.
Особую актуальность, по нашему убеждению, проектная технология приобретает в сфере правового воспитания и формирования правосообразного поведения несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в учреждениях закрытого типа.
Основу метода проектов заложили идеи американского философа Дж. Дьюи, которые позднее, в конце XIX - начале XX вв., развивались американскими педагогами, в частности Е. Пар-херст и У.Х. Килпатриком. Дальтон-план Е. Парк-херст основывался на ее убеждении в том, что наиболее эффективно обучение и развитие ребенка происходит в ситуации свободы его дей-
ствий и выбора, а следовательно, в рамках этого плана предусматривались соотношение планируемой педагогом учебно-воспитательной работы с интересами и способностями каждого обучающегося и обеспечение его независимости и одновременно ответственности перед другими [Российская..., 1999, с. 109].
Не соглашаясь с форматом традиционной школы, У.Х. Килпатрик предложил вариант построения учебно-воспитательного процесса на основе уже имеющегося опыта ребенка, его собственного пути искания и преодоления затруднений в конкретных жизненных ситуациях окружающей социальной среды. Только при такой педагогической системе «экспериментализ-ма», по мнению У.Х. Килпатрика, становится возможным превратить воспитание в непрерывную перестройку жизни ребенка и повышение качества ее содержания, а также подготовить обучающегося к проживанию в условиях динамичных изменений в обществе и возникнове-
ния неизвестных проблем в его будущей жизни [Российская..., 1999, с. 430-431].
В отечественной педагогической практике рассматриваемый метод, наряду с известными педагогами-экспериментаторами С.Т. Шацким, В.Н. Сорока-Росинским, реализовывал А.С. Макаренко в работе с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями в 1930-х гг.
Рассмотрение современных подходов к пониманию метода проектов выводит нас на исследование проектирования в аспекте изучения механизмов развития социальной активности ребенка в воспитательном процессе без отрыва от реалий окружающей действительности, формирования умений адаптироваться к жизненным обстоятельствам, общения и сотрудничества с людьми в различных видах деятельности.
Под проектированием для целей правовоспитательной деятельности в учреждениях закрытого типа мы понимаем системную совокупность социально-правовых и психолого-педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование ожидаемого состояния правового сознания воспитанников, специфическую деятельность воспитанников под руководством педагогов, результатом которой является развитие правосообразного поведения несовершеннолетнего в учреждении и по окончании пребывания в нем.
Представляется, что проектирование в правовоспитательном процессе учреждений закрытого типа не может быть рассмотрено вне содержания управления деятельностью субъектов правового воспитания, а значит, при использовании метода проектов необходимо определить механизм обеспечения управляемости и регулируемости взаимоотношений педагог - воспитанник в правовом пространстве учреждения.
Как уже было отмечено, результатом проектной деятельности воспитанников учреждений закрытого типа выступает новообразование в его социально-правовом облике, что непосредственно связано с целевой установкой достижения исправления (перевоспитания) несовершеннолетнего правонарушителя. Таким образом, метод проектов может стать факто-
ром интенсификации исправительного процесса, под которой В.М. Гусев понимал усиление исправительного воздействия, предполагающее оптимизацию всех сторон деятельности персонала учреждения, форм воспитательной работы на основе рекомендаций различных отраслей науки (педагогики, права, психологии и т.д.) [Гусев, 1974, с. 132].
В условиях изоляции от общества вектор правовоспитательной работы зачастую ориентирован на формирование внешне правопослуш-ного воспитанника, деструктивное поведение которого может проявиться в критических ситуациях, о чем свидетельствуют периодические публикации в СМИ о бунтах в воспитательных колониях и специальных профессиональных училищах закрытого типа [Бунт...].
На наш взгляд, в педагогической практике учреждений, в которых возникают подобные события, недостаточно внимания уделяется изучению сущностных аспектов социализации воспитанников, выражающихся в сочетании в их поведении приспособления и обособления, не просчитываются периоды возрастного развития, в которых социальный иммунитет воспитанников к негативным влияниям снижается или утрачивается.
Очевидно, что в условиях изоляции от общества усложняет ситуацию и определенная несоразмерность воздействия взрослого на ребенка.
На возникновение деструктивности в поведении от неадекватности вмешательства воспитателя указывают исследования К.Е. Сумнитель-ной и С.И. Сумнительной, которые, в частности, определили зависимость усиления адаптивной реакции ребенка от насыщенности воздействия взрослого, а также корреляцию продолжительности воздействия и появление устойчивых стереотипов реакции и отклонений в поведении ребенка [Сумнительные К.Е., С.И., 2015, с. 111].
Представляется актуальным исследование копинг-поведения (от англ. «coping» - совладение) воспитанников учреждений закрытого типа в различных трудных ситуациях в аспекте определения исправительно-коррекционного воздействия на несовершеннолетнего право-
<С £
d pq
0
ь
к
1 W m Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
нарушителя, что необходимо для разработки в процессе ресоциализации конкретных копинг-стратегий для разрешения воспитанниками проблемных ситуаций, формирования осознанного воспитанниками продуктивного копинг-поведения [Крюкова, 2008, с. 88-91], что может быть достижимо благодаря вовлечению воспитанников в разработку и реализацию индивидуальных социально-правовых проектов. Особую важность уровень сформированности копинг-стиля воспитанника в период его нахождения в учреждении приобретает после окончания срока пребывания в учреждении.
Разрешая противоречие в соотношении изолированности и социальной открытости учреждения закрытого типа, технология проектирования предполагает создание условий для широкого спектра социальных проб воспитанников в относительно закрытом социально-правовом пространстве, в том числе благодаря социальному партнерству учреждения.
Обозначая важность использования ресурсов социальных партнеров в процессе организации правового воспитания в учреждениях закрытого типа, следует обратиться к педагогическому наследию С.Т. Шацкого. Современными педагогами подтверждаются его утверждения о тщетности усилий педагогов, занимающихся воспитанием ребенка вне связи с его реальным или потенциальным социальным окружением.
Выделяя три типа школ (изолированная от окружающей среды; не сотрудничающая с окружающей средой, но интересующаяся воздействием среды на ребнка; контролирующая, регулирующая и организующая воздействие среды на ребенка), С.Т. Шацкий подтвердил практикой деятельности созданных им детских воспитательных организаций, что не поддержанные жизненной необходимостью воспитательные меры или не воспринимаются детьми, или способствуют воспитанию приспособленцев, которые, не игнорируя установки педагогов, поступают им вопреки, а значит, первостепенной задачей воспитателей являются изучение неорганизованных и организованных воздействий на ребенка и преодоление отрицательных воздей-
ствий среды с опорой на положительные влияния [Шацкий, 1980, с. 7-25].
Основанное на добровольных началах и осознанное участие несовершеннолетних правонарушителей в разработке и реализации социально-правовых проектов создает благоприятные условия для формирования у них социальных жизненно важных компетентностей, расширяет возможности освоения социальных ролей, программ, новых способов социального взаимодействия как внутри учреждения, так и за его пределами [Морозова, Бегидова, 2015, с. 48].
Отметим следующие потенциальные возможности технологии проектирования для правовоспитательной деятельности в учреждении закрытого типа:
- воспитаннику, участвующему в разработке и реализации социально-правового проекта, создаются условия для преодоления нерешительности. Соглашаясь подготовить проект, воспитанник уже делает выбор, а далее, достигая цели проекта, обучается, выбирая сферу приложения усилий, нести личную ответственность за последствия своих действий;
- коллективная работа над проектом формирует важные социальные навыки, крайне необходимые для вовлечения воспитанников в правовоспитательный процесс в учреждении;
- у воспитанника, принимающего участие в разнообразных видах деятельности, появляются дополнительные возможности проверить свои социальные и профессиональные предпочтения;
- результатом работы по проекту является создание реального (не всегда вещественного) продукта, имеющего для воспитанника практическое значение и проявляющегося в качественно новых социально-правовых навыках и опыте. К тому же воспитаннику становится доступным для осознания механизм, благодаря которому задуманная, продуманная и осуществленная деятельность приносит ожидаемые плоды;
- идеи для создания и реализации социально-правовых проектов могут быть предложены не только персоналом учреждения, но и самими воспитанниками, их законными представителями, социальными партнерами, специ-
алистами - профессионалами в области социального проектирования;
- проектная работа может объединить усилия всех субъектов правовоспитательной деятельности учреждения, в ходе которой могут быть установлены новые контакты с социальными партнерами, качественно преобразиться социально-правовое пространство учреждения.
С содержательно-методической стороны проект - это модель предлагаемых социально-правовых изменений в виде словесного описания предполагаемых действий, необходимых по их осуществлению, и сопутствующих этому показателей и расчетов.
Воспитанники учреждения закрытого типа могут стать участниками таких социально-правовых проектов, как: практико-ориентированные, или прикладные (результат работы по проекту может быть использован в деятельности учреждения или за его пределами), информационные (предполагают проведение анализа и обобщение информации о каком-либо социально-правовом объекте, явлении, событии), ролевые и игровые (для участия необходимо принять на себя определенную социальную роль, обусловленную содержанием проекта, определить поведение в игровой ситуации), проекты, включающие в содержание совокупность поисковых, творческих приемов.
Независимо от вида социально-правового проекта целью его разработки и реализации является вовлечение воспитанников учреждения закрытого типа в реальную практическую деятельность по разрешению своими силами ранее обозначенных социально-правовых проблем.
В числе основных задач следует выделить: повышение уровня культуры воспитанников; формирование навыков правосообразного поведения в сообществе и работы в групповом поле, развитие социальных умений и навыков по планированию предстоящей деятельности, расчету требуемых ресурсов, анализу промежуточных результатов и окончательных итогов работы и т.п.
Актуальными для функционирования учреждений закрытого типа объектами деятельности в ходе социально-правового проектирова-
ния выступают: социальные явления («негативы социума» - наркомания, алкоголизм, сквернословие, табакокурение, бродяжничество, правонарушения); социальные отношения (взаимоотношения в среде взрослых и несовершеннолетних, в отдельных сферах жизнедеятельности общества, например трудовой, жилищной, семейной и др.); социальные институты (учреждения и органы власти, образовательные и медицинские организации, учреждения социально-бытового обслуживания и др.); социальное пространство (внешний вид и обустройство мест отдыха и досуга, территорий общего пользования).
Разработка социально-правового проекта начинается с получения информации о социальном объекте и формулировки проблемы, что в последующем предопределяет поэтапный план практических шагов (действий) по достижению поставленных целей и задач по преобразованию социального объекта.
Для организации непосредственной работы по проекту может быть использована матрица проекта, состоящая из двенадцати структурных элементов, в основу которой положена схема, предложенная А.С. Прутченковым для разработчиков социальных проектов: руководитель и участники проекта (данные воспитателя, воспитанников); название и вид проекта; тематическое и проблемное поле; цель, задачи; описание деятельности; описание результата, полученного в результате реализации проекта; предметные области знаний, содержание которых включено в проект; материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта; поэтапный план работы (график выполнения работ) с указанием обязанностей участников проекта; форма презентации итогов работы; критерии оценки качества выполнения проекта; анализ результатов личностных изменений у участников проекта [Прутченков, 2002].
При организации проектной деятельности в учреждении закрытого типа следует учитывать ряд принципиальных требований. Во-первых, деятельность по проекту ограничивается целями, задачами, временным промежутком, результатами и т.п., что позволяет контролировать
<С £
d pq
0
ь
к
1 W Р2 Е-
U
CL
<
о ^ о о
О Й
2S
ш Е-
S
О
Рч
W
13
о §
к
%
о
W :г s
ь
I—
<с п
W
с
S
д
н
U
W М
и оценивать деятельность воспитанников как по итогам работы, так и поэтапно и вносить необходимые коррективы в ходе реализации меро- 2. приятий в соответствии с планом (графиком). Во-вторых,участникам-исполнителям должен быть понятен общий замысел проекта, а отдельные его части должны логически соотноситься и обосновывать друг друга, соответствовать поставленным целям и обеспечиваться соответствующими ресурсами. В-третьих, основная 3. идея проекта должна вытекать из проблемы, на решение которой ориентирована вся деятельность по проекту. В-четвертых, воспитанник - 4. участник проекта должен быть осведомленным о средствах и возможностях решения проблемы не только в ходе его реализации, но и в перспективе в других условиях жизнедеятельности.
Основным препятствием для использова- 5. ния технологии проектирования в правовоспитательной деятельности учреждения закрытого типа выступает отсутствие подготовленных специалистов, владеющих навыками разработки социально-правовых проектов. 6.
Применение метода проектов потребует от персонала учреждения закрытого типа комплексного индивидуального сопровождения, 7. непрерывного мониторинга жизненно важных компетентностей каждого воспитанника на всех этапах работы по реализации разрабо- 8. танных проектов, проработки ресурсного обеспечения (информационного, финансового, материально-технического) подготовки и реализации проектов.
Библиографический список
1. Бунт в Жигулевской колонии для несовер- 9. шеннолетних (подборка материалов) / Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля». URL: http://old.prison.org/ penal/protest/doc40.shtml; Массовый бунт
подростков в спецучилище произошел в Кар-гате. URL: http://globalsib.com/14126/ Гусев В.М. Проблема научно обоснованной интенсификации карательно-воспитательного процесса в ИТУ // Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных: материалы Всесоюзной науч.-прак. конф. Рязань, 1974.
Крюкова Т.Л. Человек как субъект совлада-ющего поведения // Психологический журнал. 2008 . Т. 2, № 2. С. 88-95. Морозова И.В., Бегидова С.Н. Формирование социального опыта в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2 (32). С. 46-50. Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта: пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». М.: МООДиМ «Новая цивилизация», 2002. 86 с. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. Т. 2. Сумнительная К.Е., Сумнительная С.И. Воспитание соучастием и примером // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. по матер. IV Межд. науч.-практ. конф., 31.07.2015: в 6 ч. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. Ч. VI. С. 109-113. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой; сост. Л.Н. Скат-кин, М.Н. Скаткин, М.В. Голованова. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.