ПРАВО
УДК 376.58
В. М. Сапогов
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются общие черты и особенности педагогического управления правовоспитательным процессом в воспитательных колониях и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, исследуется его влияние на организацию правового воспитания. Основное внимание автор акцентирует на содержании и принципах педагогического управления правовоспитательным процессом в учреждениях закрытого типа.
Ключевые слова: правовое воспитание, воспитательные колонии, учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, педагогическое управление правовоспитательным процессом.
Организация социальных отношений по повышению уровня правовой культуры в обществе и сопутствующая ей правовоспитательная деятельность предполагает постановку определенных целей, задач и соответствующих решений, что требует специального механизма управления, способного обеспечить требуемое социальное функционирование, совершенствование и развитие [1, с. 12-15].
Представляется важным не просто дать научное определение педагогического управления правовоспитательным процессом, но и определить его роль в механизме правового воспитания и выявить характер влияния процессов управления на формирование правового сознания несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях изоляции от общества, и на обеспечение процессов развития их социально-правовой активности.
Сотрудники и работники воспитательных колоний, образовательных организаций для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (далее — учреждений закрытого типа) призваны вносить полноценный вклад в осуществление и обеспечение системы управления правовоспитательным процессом, осознавать меру ответственности и степень участия при выполнении педагогической функции. Важно, чтобы понимание этого участия было не узким, а профессионально-педагогическим.
Осознание необходимости выполнения помимо основной служебной еще и педагогической функции может происходить у работников учреждений закрытого типа при организации коллективного управления деятельностью и принятии коллегиальных решений в сфере правового воспитания, включенности в целостный правовоспитательный процесс и ощущении себя частью общей системной работы по правовому воспитанию, в том числе, при создании в учреждении соответствующей для
Серия «Экономика, право и управление». 3/2016
формирования правового сознания несовершеннолетних среды, именуемой правовым пространством [2, с. 15-16]. Организация правового пространства предоставляет персоналу и воспитанникам учреждений закрытого типа определенную самостоятельность в выборе форм правовоспитательной деятельности, управления, способов локального нормативно-правового регулирования, что, в свою очередь, оказывает определенное влияние на формирование правового поведения у несовершеннолетних и воспитателей (сотрудников) [3, с. 71-72].
Характеризуя сущностную сторону педагогического управления процессом правого воспитания в условиях изоляции несовершеннолетних от общества, как целостной социальной системы действия личностных социальных, психологических, педагогических, правовых и многих других факторов, следует обозначить систему принципов осуществления этого управления.
К числу принципов, обеспечивающих эффективность педагогического управления правовоспитательным процессом, по нашему мнению, можно отнести:
- принцип объективности, сущность которого сводиться к тому, что управленческая деятельность в сфере правового воспитания должна исходить из учета реальных возможностей общества и государства и реального состояния объекта управляющего воздействия — воспитанников учреждений закрытого типа;
- принцип законности в осуществлении управления мероприятиями по правовому воспитанию;
- принцип научности, предполагающий построение правовоспитательной деятельности в учреждениях исходя из апробированных достижений педагогики, психологии, социологии, юридической науки с учетом потребностей социально-правовой практики;
- принцип целевой направленности педагогического управления правовым воспитанием в учреждении, предусматривающий распространение управленческих решений только на формирование правового сознания (правовой культуры) воспитанников, а не иных мировоззренческих установок (религиозных, политических, иных). Кроме того, в процессе осуществления управленческих действий необходимо учитывать конкретно взятые факторы и условия, которые влияют на достижение поставленных целей по правовому воспитанию различных социально-демографических групп несовершеннолетних правонарушителей и отдельно взятых воспитанников;
- принцип гласности (открытости) в процессе реализации правовоспитательных мероприятий, обеспечивающий доступность и подконтрольность деятельности субъектов правового воспитания общественным объединениям, в частности общественным наблюдательным комиссиям [4];
- принцип подбора персонала для осуществления управленческой деятельности по правовому воспитанию предполагает, что к организации правового воспитания, вне всяких сомнений, должны привлекаться квалифицированные специалисты, получившие специализированное юридическое образование или прошедшие необходимую педагогическую и правовую подготовку. К сожалению, эта проблема до настоящего времени остается полностью не решенной;
- принцип обратной связи, предусматривающий поступление субъекту управления информации об эффекте, которого удалось достичь в результате осуществления правовоспитательных мероприятий, о возможных ошибках и недостатках, требующих учета и при необходимости корректировки управленческого цикла.
Педагогическая управленческая деятельность в правовоспитательном процессе не идентична управлению правовым воспитанием в других управленческих сферах, где приоритет отдается прямому воспитательному воздействию права на сознание и поведение людей и созданию соответствующих условий для социально активного поведения членов общества [5, с. 148-151]. Ее специфика обусловлена следующим:
- в целях обеспечения качества педагогической деятельности всех участников правовоспитательного процесса осуществляется постановка педагогических задач, планирование деятельности педагогических работников и продуктивного развития системы социально-педагогических отношений;
- деятельность организаторов правого воспитания направлена на обеспечение систематического, интенсивного функционирования и эффективного развития педагогического процесса;
- организация совершенствования профессиональной управленческой деятельности педагогических работников проявляется как содержательная основа для повышения эффективности педагогической деятельности в области правового воспитания. Речь идет о формировании личности педагога (управленца и методолога) способного не столько учить, сколько создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания и самоуправления обучающихся в рамках их правового воспитания.
Представляется, что к повседневным управленческим задачам работников, организующих правовое воспитание несовершеннолетних в условиях изоляции от общества, следует отнести:
1. Формирование личной педагогической целеустремленности на инновационный характер правовоспитательной деятельности, умений прогнозировать последствия принимаемых педагогических решений по использованию правовоспитательных методов и технологий, так как недостаточно, чтобы воспитатель (сотрудник) мог хорошо ориентироваться в пространстве инновационных моделей и технологий правового воспитания и делал обоснованный выбор, он должен быть способным определять факторы и условия эффективности их применения.
Очевидно, что новации в правовоспитательной деятельности учреждений закрытого типа должны быть не только актуальными, но и соответствующими реально существующим в данных учреждениях условиям и, если воспитатель начинает реализацию технологии развивающей, проблемной или исследовательской направленности, а в целом учебно-воспитательный процесс в учреждении строится по знание-ориентированной модели, то в этих условиях на первых порах возможно лишь частичное внедрение инновационных форм и методов правового воспитания. Воспитателю необходимо также учитывать современные подходы к пониманию правового воспитания и правосознания несовершеннолетних, сформулированные не только в сфере педагогики и юриспруденции [6, с. 95-97]. Построенная на личностном подходе, современная философская конструкция человека как правового субъекта, по мнению Т. Д. Федоровой, способна учитывать новые проявившиеся антропологические модусы его социально-культурного существования: чувственно-эмоциональные, интеллектуально-психологические, деятельностно-волевые [7, с. 40].
2. Изучение динамики, качества и эффективности правовоспитательной работы, в том числе в других учреждениях и за рубежом, на основе собранной информации о достигнутых успехах и допущенных ошибках в целях обобщения и внедрения в
Серия «Экономика, право и управление». 3/2016
практику. Оценивая опыт правового воспитания и развития правосознания воспитанников в других учреждениях закрытого типа и в зарубежных организациях и примеряя возможность его использования, обоснованным является анализ уровня новизны опыта по критериям: теоретико-методологическая обоснованность; стабильность результатов и их педагогическая комплексность; массовость и качество практической апробации; отсутствие отрицательных влияний на другие стороны педагогической деятельности; обоснованность затрат времени и средств; перспективность и наличие условий по применению опыта в условиях учреждения закрытого типа. Для различения принципиальной новизны опыта правового воспитания от педагогической авантюрной затеи с популистскими целями методологически обоснованным является проведение эксперимента с оценкой его применимости и результативности в условиях изоляции несовершеннолетних от общества. Безусловно, основную роль в данном вопросе играет собственный опыт экспериментальных и творческих новаций воспитателя, использующего социально-ориентированные разработки педагогической и юридической наук.
3. Овладение методами и приемами вовлечения воспитанников учреждений закрытого типа в творческий поиск с целью стимулирования их активности во всех видах правовоспитательной деятельности, осмысления и обогащения личного социально-правового опыта, социальной активности и правосообразного поведения.
На наш взгляд, наращивание воспитанниками учреждений закрытого типа активно приобретенного опыта в сфере социально-правового регулирования отношений с участием детей и молодежи происходит с высокой результативностью при использовании в процессе правого воспитания технологии проектной деятельности.
Разработка воспитанниками таких проектов, как «Социальные ловушки для молодого человека»; «Мой дом — моя крепость»; «Где мне помогает право»; «Мои гражданские права», будет способствовать выстраиванию индивидуальных траекторий развития личного потенциала и достижению субъективно значимых результатов, ориентированных на выстраивание позитивных моделей социально-правовой жизни после окончания срока пребывания в учреждении закрытого типа, что, соответственно, требует дополнительного изучения.
Литература
1. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 1999. 234 с.
2. Сапогов В. М. Правовое воспитание в механизме формирования правосознания и становления социально активной личности несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции от общества / В. М. Сапогов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 2. С. 13-16.
3. Сапогов В. М., Алексеев Д. Е. Организационно-правовые проблемы преодоления деформации правосознания несовершеннолетних осужденных / В. М. Сапогов, Д. Е. Алексеев // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 5. С. 69-72.
4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014.
5. Певцова Е. А. Правовое поведение и правовая активность / Е. А. Певцова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 5. С. 148-151.
6. Певцова Е. А. Новая теория правосознания как основа эффективного применения права и преобразования правовой культуры России / Е. А. Певцова // Материалы второго Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды». 25-26 апреля. Ч. III. М. 2014. С. 85-97.
7. Федорова Т. Д. Нравственно-личностные ценности и правовое воспитание в условиях современной культуры / Т. Д. Федорова // Правовая культура. 2013. № 1 (14). С. 38-42.
Об авторе
Сапогов Владимир Митрофанович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории и теории государства и права, юридический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: [email protected]
V. M. Sapogov
PEDAGOGICAL ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN RIGHT EDUCATIONAL PROCESS OF ESTABLISHMENTS OF THE CLOSED TYPE
FOR MINOR OFFENDERS
In article the common and special features of pedagogical management of right educational process in educational colonies and special teaching and educational establishments of the closed type are considered, its influence on the organization of legal education is investigated. The author focuses the main attention on the contents and the principles of pedagogical management of right educational process in establishments of the closed type.
Key words: legal education; educational colonies; teaching and educational establishments of the closed type; pedagogical management of right educational process.
About the author
Sapogov Vladimir Mitrofanovich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History and theory of the state and right, Faculty of Law, Pskov State University, Russia. E-mail: [email protected]