Правовые и политические аспекты управления
Лутошкина С.Ю.
Законодательное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Лутошкина Светлана Юрьевна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: sveta lutoshkma@,mail.m
Аннотация
В связи с принятием ряда политических решений на государственном уровне, вопросы детства вызывают большой интерес не только в среде экспертов и специалистов по семейной политике, но и у широкой общественности. Анализ международного и российского законодательства в отношении обеспечения благополучия детей позволил выделить общие принципы и направления деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России. В статье описаны управленческие структуры, осуществляющие функции государства по опеке и попечительству на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Характерный для современной социальной политики процесс регионализации рассматривается на примере Кировской области.
Ключевые слова
Права детей, социальная защита, дети-сироты, опека и попечительство.
В последнее десятилетие обеспечение благополучия и защиты детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства. С этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей, а также обеспечению прав российских граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей. При этом Россия как принимает участие в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство.
Нормативно-правовая база защиты прав детей
С точки зрения норм международного права, особое значение имеют нормативные документы, принятые Организацией Объединенных Наций. Женевская декларация прав ребенка (1924), Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка(1989) и другие международно-правовые документы формируют комплекс международных стандартов
в отношении защиты и обеспечения благополучия детей, который базируется на принципах демократии, равенства, недискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека и основных свобод. Ребенок является субъектом права, однако зависимое положение детей может создавать для них трудности в использовании средств правовой защиты в случае нарушения их прав. В Конвенции о правах ребенка 1989 года отмечается, что в особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях1. К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения или которые не могут оставаться в этом окружении.
Российское законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на нормах международного права, ибо в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства, которая устанавливается при отсутствии у несовершеннолетних «родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав» (статьи 31-40)2. С целью всестороннего регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства, в 2008 году был принят федеральный закон «Об опеке и попечительстве»3. Определены полномочия и ответственность органа исполнительной власти в субъекте РФ, реализующего функции по опеке и попечительству. Законом вводится институт предварительной опеки. В случае необходимости немедленного устройства ребенка и при нецелесообразности его помещения в интернатное учреждение органы опеки и попечительства имеют право временно назначить опекуна (попечителя), даже без предварительной проверки сведений его личности. Положения, относящиеся к правам, обязанностям, ответственности опекунов и
1 Конвенция о правах ребенка (1989). URL: http://daccess-dds-
nv.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/552/66/IMG/NR055266.pdf?QpenElement (16.04.2014).
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1994. № 32. Ст. 3301.
3 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2014) «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. № 4651. 30.04.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/04/30/opeka-dok.html (01.06.2014).
попечителей, применяются также к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные направления социальной политики в сфере семьи и детства прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации4. Раздел VI Кодекса полностью посвящен формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлению (удочерению), опеке и попечительству, приемной семье. Прописан порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего семейного устройства или в случае невозможности передать ребенка на воспитание в семью — в интернатные учреждения. С целью создания условий для устройства детей в семьи, в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ5 сформирован государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, действующий как на федеральном, так и на региональном уровне. По истечении месяца со дня выявления ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, орган опеки и попечительства обязан направить сведения о нем в региональный банк данных о детях, попрошествии еще одного месяца орган исполнительной власти в субъекте РФ направляет информацию о ребенке в федеральный банк данных о детях. В Семейном кодексе также изложены положения, касающиеся материального обеспечения детей-сирот: при усыновлении ребенок сохраняет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.
В среде экспертов по социальной политике, специалистов по семейному праву, психологов существует мнение о необходимости обновления Семейного кодекса РФ с учетом современных реалий. Е.Б. Мизулина, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, утверждает, что следует смещать акцент в сторону защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: «Через многочисленные нормы семейного законодательства органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, администрации детских садов и еще порядка семи различных ведомств вправе совершенно законно в любое время вторгаться в жизнь семьи, зачастую бесцеремонно. Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать над ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической
4 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета. №17. 27.01.1996. URL: http://www.rg.ru/2007/10/22/semeinY-kodeks-dok.html (30.05.2014).
5 Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 2690. 20.04.2001. URL: http://www.rg.ru/2001/04/20/detbank-dok.html (30.05.2014).
работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык "семьи, находящейся в социально опасном положении". Это возмутительно. И, конечно, так быть не должно»6.
Дополнительные государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 18 до 23 лет) закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ7. Всесторонняя социальная защита этой категории детей, прописанная в федеральном законодательстве, на практике финансируется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи в соответствии с имеющимися ресурсами.
Указом Президента № 761 от 1 июня 2012 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы8. Для реализации важнейших положений Стратегии, где особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета на исполнение плана первоочередных мероприятий. На региональном уровне органам государственной власти рекомендовано разработать и утвердить собственные стратегии (программы) в интересах детей. Такую работу уже провели в Республиках Адыгея, Бурятия, Коми; Амурской, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Костромской, Омской, Свердловской областях, г. Москва и в других субъектах Российской Федерации9.
Принятие федерального закона, запрещающего иностранное усыновление российских детей в США («закон Димы Яковлева»)10, вызвало широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию в среде экспертов. Однако, по данным социологического опроса, проведенного Левада-Центром в январе 2014 года, российское общество в целом поддерживает эту законодательную инициативу: 57%
6 Мизулина: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке» // Известия. 04.03.2014. URL: http://izvestia.ru/news/566871 (04.03.2014).
7 Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; 2000. № 33. Ст. 3348.
8 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. № 23. Ст. 2994.
9 Нормативная база документов и методических материалов// Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Официальный сайт].URL: http://мониторингнсид.рф/normative(11.03.2014).
10 Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 5975. 29.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/29/zakon-dok.html (30.05.2014).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 109
респондентов положительно относятся к принятию данного закона, отрицательно — 19%п. Тем не менее общество ждет от государства действий, которые помогут в решении проблемы сиротства в нашей стране.
Формально-учрежденческая организация деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Реализация функций государства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует создания определенных управленческих структур и регламентации их деятельности с целью уменьшения социального неравенства и минимизации негативного влияния такой социальной проблемы, как сиротство. Обязанности по решению вопросов детей-сирот распределены между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что усложняет управляемость системой.
На федеральном уровне действуют различного рода комиссии и комитеты, которые занимаются вопросами защиты прав и законных интересов детей: Комитет Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Российско-французская комиссия по защите прав детей в семейных конфликтах, Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы при Президенте Российской Федерации, Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты по общественному контролю за реализацией семейной политики. В Приволжском федеральном округе по инициативе Полномочного представителя Президента создан Окружной совет по вопросам семьи, материнства, детства, профилактике социального сиротства и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью координации работы органов законодательной и исполнительной власти в вопросе защиты прав несовершеннолетних граждан Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 № 986 был учрежден институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка12. Среди основных функций Уполномоченного: разработка соответствующего законодательства, представление
11 Общественное мнение об усыновлении и «законе Димы Яковлева» // Левада-Центр: Аналитический центр Юрия Левады. 03.02.2014. URL: http://www.levada.ru/03-02-2014/obshchestvennoe-mnenie-ob-usynovlenii-i-zakone-dimy-yakovleva (15.03.2014).
12 Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета. № 4990. 04.09.2009. URL: http://www.rg.ru/2009/09/04/ukaz-dok.html (30.05.2014).
интересов детей в судах, осуществление независимой оценки соблюдения прав детей, а также контроль за деятельностью федеральных, региональных, муниципальных органов исполнительной власти и должностных лиц. Для исполнения вышеперечисленных задач учрежден и действует институт Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации.
Разработкой и реализацией государственной политики в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в пределах своей компетенции, обеспечивает исполнение международных договоров в области усыновления (удочерения) детей, а также информационно-аналитическое, методическое сопровождение деятельности органов опеки и попечительства.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России идет поиск новых институциональных форм социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в 2008 году предпринята попытка создания нового механизма управления, позволяющего уменьшить степень дифференциации регионов. По указу Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьям с детьми, профилактику социального сиротства, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках проводимой административной реформы осуществляется передача исполнения социально значимых функций, в том числе в сфере опеки и попечительства, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления с целью создания эффективных механизмов помощи в конкретной жизненной ситуации. На региональном уровне исполнительные органы государственной власти по организации и осуществлению социальной защиты детей-сирот определяются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», основные функции по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, реализуют органы опеки и попечительства, находящиеся в структуре органов исполнительной власти субъекта РФ. Государственное регулирование в этой сфере осуществляется с целью выявления и устройства детей-сирот и детей,
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 111
оставшихся без попечения родителей; защиты их прав и законных интересов; контроля за исполнением опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий по обеспечению достойного уровня жизни подопечных; осуществления государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализующих функции по опеке и попечительству. Отдельные полномочия могут осуществлять иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Процесс регионализации приводит к тому, что в каждом субъекте РФ формируется особая организационная структура ведомств по опеке и попечительству, создается нормативно-правовое обеспечение этой деятельности. В качестве примера рассмотрим Кировскую область, где принято более 30 нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей13. Исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по опеке и попечительству, является отдел специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области. Кроме того, вопросами по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, в той или иной степени занимаются департаменты здравоохранения и социального развития правительстваобласти, силовые ведомства, главный федеральный инспектор по Кировской области и другие структуры. Для государственной защиты прав детей, их соблюдения органами государственной власти области, органами местного самоуправления и должностными лицами в 2012 году учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области.
Основные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прописаны в Законе Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот...», среди которых:
- полное государственное обеспечение, включая бесплатное питание, обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, медицинское обслуживание, общежитие;
- бесплатный проезд на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте (кроме такси);
13 Нормативно-правовое обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник нормативно-правовых актов. Киров: Департамент образования Кировской области, 2010.
- бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
- для обучающихся в образовательном учреждении предоставляется ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, установленной правительством области;
- единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске обучающегося из образовательного учреждения;
- право на получение второго начального образования без оплаты обучения;
- право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма, площадью не менее 26 квадратных метров14.
Защита жилищных прав детей-сирот в Кировской области регулируется более чем десятью нормативно-правовыми актами. Тем не менее до сих пор существует серьезная проблема в обеспечении жильем детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Функции в этой сфере переданы на муниципальный уровень, где ощущается острый дефицит ресурсов для исполнения государственных гарантий на жилое помещение для детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Анализ деятельности органов опеки и попечительства, материалы проверок департамента образования и областной прокуратуры говорят о недостаточной работе органов местного самоуправления по соблюдению и защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде муниципальных образований не отрегулирован механизм межведомственного взаимодействия, не приняты нормативные правовые акты по реализации переданных государственных полномочий, отсутствует маневренный фонд жилья, не принимаются надлежащие меры по сохранности закрепленных жилых помещений. Это свидетельствует о низкой эффективности деятельности государства по социальной защитедетей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в отношении обеспечения государственных гарантий на жилое помещение.
14 Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» // Законодательное Собрание Кировской области [Официальный сайт]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=12098 (24.03.2014).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 113
С целью развития приоритетной формы семейного устройства детей — усыновления, в Кировской области установлено единовременное пособие при усыновлении (удочерении) в размере 50 тысяч рублей за счет средств областного бюджета. Среди других форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, — опека и попечительство, приемная семья, интернатное учреждение.
По мнению Е.Б. Мизулиной, наиболее благоприятной формой жизнеустройства этой категории детей являются «профессиональные семьи», когда супружеская пара берет под опеку сразу несколько ребятишек и они живут одной большой семьей при поддержке государства»15. Несмотря на то, что в международной практике патронат (fostercare) является наиболее эффективным механизмом семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране нет единого подхода к пониманию и регулированию правоотношений, возникающих при оформлении договорных отношений о передаче ребенка в патронатную семью. В связи с отсутствием федерального законодательства в сфере патронатного воспитания, законодательное регулирование осуществляется на уровне регионов (например, Закон Московской области «О патронате» от 05.07.2003 № 77/2003-ОЗ). В Кировской области эта перспективная форма устройства детей в семью не применяется в связи с отсутствием законодательной базы, что требует от региона принятия соответствующих решений. Кроме того, в настоящее время идет работа над проектом федерального закона «О патронате», который в случае его утверждения, будет способствовать обеспечению и развитию права ребенка жить и воспитываться в семье на территории всей России.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948). URL: http://daccess-dds-nv.un.org/doc/RESQLUTIQN/GEN/NR0/045/84/IMG/NR004584.pdf?QpenElement (16.04.2014).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
15 Мизулина: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке».
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014
3. Декларация прав ребенка (1959). URL: http://daccess-dds-nY.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/ 144/55/IMG/NR014455.pdf? OpenElement (16.04.2014).
4. Закон Кировской области от 06.11.2012 № 219-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области» // Российская газета. 08.11.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/11/12/kirov-zakon219-reg-dok.html (24.03.2014).
5. Закон Кировской области от 04.12.2012 № 222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» // Законодательное Собрание Кировской области [Официальный сайт]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=12098 (24.03.2014).
6. Закон Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области»// Законодательное Собрание Кировской области [Официальный сайт]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=14321 (24.03.2014)
7. Конвенция о правах ребенка (1989). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/552/66/IMG/NR055266.pdf70penElement (16.04.2014).
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета. № 17. 27.01.1996. URL: http://www.rg.ru/2007/10/22/sem einy-kodeks-dok.html (30.05.2014).
10. Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Российская газета. № 4990. 04.09.2009. URL: http://www.rg.ru/2009/09/04/ukaz-dok.html (30.05.2014).
11. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
12. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880; 2000.№ 33. Ст. 3348.
13. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 2690. 20.04.2001. URL: http://www.rg.ru/2001/04/20/detbank-dok.html (30.05.2014).
14. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2014) «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. № 4651. 30.04.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/04/30/opeka-dok.html (01.06.2014).
15. Федеральный закон от 28.12.2012 №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 5975. 29.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/29/zakon-dok.html (30.05.2014).
16. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М.: Контракт, 2012.
17. Африкантов К.П. Разграничение предметов ведения органов власти в сфере защиты детей-сирот // Вестник ПАГС. 2008. № 4 (17). С. 101-105.
18. Материалы круглого стола на тему: «Законодательство в области социальной адаптации детей-сирот и сопровождения выпускников детских домов.Существующие законы, льготы, противоречия, пути решения» / Общественная палата Российской Федерации. 15 октября 2013 г.
19. Мизулина: «Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке» // Известия. 04.03.2014. URL: http://izvestia.ru/news/566871 (04.03.2014).
20. Нормативная база документов и методических материалов// Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: [Официальный сайт]. URL: http://мониторингнсид.рф/normative (11.03.2014).
21. Нормативно-правовое обеспечение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник нормативно-правовых актов. Киров: Департамент образования Кировской области, 2010.
22. Общественное мнение об усыновлении и «законе Димы Яковлева» // Левада-Центр: Аналитический центр Юрия Левады. 03.02.2014. URL: http://www.levada.ru/03-02-2014/obshchestvennoe-mnenie-ob-usynovlenii-i-zakone-dimy-yakovleva (15.03.2014).
23. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации: взгляд со стороны гражданского общества: сборник статей / под общ. ред. А.В. Очировой, В.Н. Бобкова, Н.С. Григорьевой. М.: МАКС Пресс, 2009.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 116
Lutoshkina S. Yu.
Legislative Support of Activities of Social Protection of Orphans
Lutoshkina, Svetlana — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: sveta lutoshkina@mail.ru
Annotation
In conjunction with the set of policies at the state level, the issues of children are now of a great interest not only among family policy experts, but also in wide audience. Analysis of International and Russian legislation in concerning child welfare allowed the author to define general principles and tendencies of social protection of orphans in Russia. All the governments concerning guardianship and custody are reported in this article. The regionalization typical of contemporary social policy is considered an example of Kirov region.
Keywords
Children rights, social protection, orphans, guardianship and custody.
References:
1. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka (1948). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/045/84/IMG/NR004584.pdf?OpenElement (16.04.2014).
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast'pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ (v red. ot 02.11.2013).
Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1994, 32, st. 3301.
3. Deklaracija prav rebenka (1959). URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/144/55/IMG/NR014455.pdf?0penElement (16.04.2014).
4. Zakon Kirovskoj oblasti ot 06.11.2012 № 219-ZO «Ob Upolnomochennom po pravam rebenka v Kirovskoj oblasti». Rossijskaja gazeta, 08.11.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/11/12/kirov-zakon219-reg-dok.html (24.03.2014).
5. Zakon Kirovskoj oblasti ot 04.12.2012 № 222-ZO «O social'noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, lic iz chisla detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, detej, popavshih v slozhnuju zhiznennuju situaciju». Zakonodatel'noe Sobranie Kirovskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=12098(24.03.2014).
6. Zakon Kirovskoj oblasti ot 14.10.2013 № 320-ZO «Ob obrazovanii v Kirovskojoblasti» // Zakonodatel'noe Sobranie Kirovskoj oblasti [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php?ID=14321 (24.03.2014)
7. Konvencija o pravah rebenka (1989). URL: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/552/66/IMG/NR055266.pdf7QpenElement (16.04.2014).
8. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ).
Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2009, 4, st. 445.
9. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 25.11.2013). Rossijskaja gazeta, 17, 27.01.1996. URL: http://www.rg.ru/2007/10/22/semejny-kodeks-dok.html (30.05.2014).
10. Ukaz Prezidenta RF ot 01.09.2009 № 986 «Ob Upolnomochennom pri Prezidente Rossijskoj Federacii po pravam rebenka». Rossijskaja gazeta, 4990, 04.09.2009. URL: http://www.rg.ru/2009/09/04/ukaz-dok.html (30.05.2014).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2012, 23, st. 2994.
12. Federal'nyj zakon ot 21.12.1996 № 159-FZ «O dopolnitel'nyh garantijah po social'noj zashhite detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej». Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1996, 52, st. 5880; 2000, 33, st. 3348.
13. Federal'nyj zakon ot 16.04.2001 № 44-FZ (red. ot 02.07.2013) «O gosudarstvennom banke o detjah, ostavshihsja bez popechenija roditelej». Rossijskaja gazeta, 2690, 20.04.2001. URL: http://www.rg.ru/2001/04/20/detbank-dok.html (30.05.2014).
14. Federal'nyj zakon ot 24.04.2008 № 48-FZ (red. ot 02.07.2013, s izm. idop.,vstupivshimi v silu 01.01.2014) «Ob opeke i popechitel'stve». Rossijskaja gazeta, 4651, 30.04.2008. URL: http://www.rg.ru/2008/04/30/opeka-dok.html (01.06.2014).
15. Federal'nyj zakon ot 28.12.2012 № 272-FZ «O merah vozdejstvija na lic, prichastnyh k narushenijam osnovopolagajushih prav i svobod cheloveka, prav i svobod grazhdan Rossijskoj Federacii». Rossijskaja gazeta, 5975, 29.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/29/zakon-dok.html (30.05.2014).
16. Azarova E.G. Social'noe obespechenie detej: teoreticheskiepodhody. Moscow: Kontrakt, 2012.
17. Afrikantov K.P. Razgranichenie predmetov vedenija organov vlasti v sfere zashhity detej-sirot. Vestnik PAGS, 2008, 4 (17), pp. 101-105.
18. Materialy kruglogo stola na temu: «Zakonodatel'stvo v oblasti social'noj adaptacii detej-sirot i soprovozhdenija vypusknikov detskih domov. Sushhestvujushhie zakony, l 'goty, protivorechija, puti reshenija» / Obshhestvennaja palata Rossijskoj Federacii. 15 oktjabrja 2013 g.
19. Mizulina: «Semejnyj kodeks pobuzhdaet ljudej zhit' v grazhdanskom brake». Izvestija, 04.03.2014. URL: http://izvestia.ru/news/566871 (04.03.2014).
20. Normativnaja baza dokumentov i metodicheskih materialov. Monitoring realizacii nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody [Oficial'nyj sajt]. URL: http://monitoringnsid.rf/normative (11.03.2014).
21. Normativno-pravovoe obespechenie prav detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: sbornik normativno-pravovyh aktov. Kirov: Departament obrazovanija Kirovskoj oblasti, 2010.
22. Obshhestvennoe mnenie ob usynovlenii i «zakone Dimy Jakovleva». Levada-Centr: Analiticheskij centr Jurija Levady, 03.02.2014. URL: http://www.levada.ru/03-02-2014/obshchestvennoe-mnenie-ob-usynovlenii-i-zakone -dimy -yakovleva (15.03.2014).
23. Razvitie semejnyh form vospitanija detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej, v Rossijskoj Federacii: vzgljad so storony grazhdanskogo obshhestva: sbornik statej / pod obshh. red. A.V. Ochirovoj, V.N. Bobkova, N.S. Grigor'evoj. Moscow: MAKS Press, 2009.