ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 3
А.Г. Рихтер
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ
Общие положения нового закона "О рекламе"
Актом, регулирующим правовые отношения в области рекламы, в том числе рекламы в средствах массовой информации, является Федеральный закон "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3, заменивший действовавший ранее закон 1995 г.
Следует отметить, что Закон "О рекламе" не распространяется на политическую рекламу. Такое, пусть и оправданное, ограничение сферы действия закона ставит на повестку дня необходимость принятия федерального закона о политической рекламе. Можно высказать предположение, что изъятие политической и предвыборной рекламы из сферы закона, видимо, все же позволяет применять к политической рекламе понятийный аппарат, а также некоторые другие положения закона о рекламе, например запрет демонстрации в ней процессов курения и использования бранных слов или использования методов скрытой рекламы. При этом, очевидно, нельзя распространять на политическую рекламу ограничения, которые закон накладывает на рекламу коммерческую, прежде всего требования достоверности и добросовестности. Ведь практически в любой предвыборной кампании используется реклама, которая обещает нечто невыполнимое. Привлекать к ответственности впоследствии президента или победившую на выборах партию за то, что, скажем, они не сократили, как обещали, инфляцию, выглядело бы странно. И хотя частично политическая реклама регулируется законодательством о выборах, остаются важные вопросы, например: следует ли учитывать в общих максимальных квотах на рекламу в СМИ материалы предвыборной агитации? На практике этого не происходит, но и закон о рекламе прямого ответа на это вопрос не дает.
Закон не распространяется также на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Газетные объявления о продаже машины или обмене квартиры скорее всего под действие закона не подпадают, чего не скажешь о соседствующих с ними объявлениях об услугах частного нотариуса или профессионального маклера, систематически занимающихся подобной деятельностью. К объявлениям юридических лиц,
не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть отнесены целевые объявления организаций о приеме на работу с указанием, например, требований к кандидатам.
К исключениям в сфере действия закона о рекламе относятся еще семь видов информации. Среди них, что немаловажно, и так называемый product placement, т.е. упоминания о товаре, средствах его индивидуализации (например, названии или товарном знаке), об изготовителе или о продавце товара, которые "органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера". Это самое перспективное направление рекламы остается без соответствующих ограничений.
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некоему объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В свою очередь под объектом рекламы понимается товар, его изготовитель или продавец, средства индивидуализации, а также результат интеллектуальной деятельности (например, песня или кинофильм) либо зрелищное, спортивное мероприятие (в том числе викторины и конкурсы). Что немаловажно, к товарам закон о рекламе относит и услуги.
От других видов массовой информации рекламу отличает направленность ее создания и распространения: пробудить или поддержать интерес к объектам рекламирования и способствовать их реализации. Изъят основной в прежнем законе критерий рекламы — обязательное наличие прямой цели формировать или поддерживать интерес к объекту рекламирования (ранее реклама была "призвана формировать интерес", "целенаправленно обращала внимание"), что делает еще более сложным отделение рекламы от любой другой позитивной информации (например, в новостях) о тех или иных компаниях, предприятиях, новых товарах и услугах. Ведь любая благоприятная рецензия на вышедший в прокат кинофильм, на новую театральную постановку или же сообщение об открытии нового универмага направлена на привлечение к ним внимания. Возможность причисления подобных материалов к рекламе, видимо, зависит от компоновки, оформления и способа подачи информации.
Что означает в определении рекламы фраза "адресованная неопределенному кругу лиц"? Здесь понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получа-
теля рекламной информации. В рекламе нет указания о некоем лице или лицах, для которых она создана и именно на восприятие которых направлена. Распространение такой неперсо-нифицированной информации о лице, товаре, услуге и должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц. Понятие "неопределенный круг лиц" может включать и лиц определенной группы, например абонентов оператора мобильной связи, зарегистрированных пользователей Интернет-сайта, подписчиков журнала.
В законе говорится, что существует ответственность рекламодателя перед этим "неопределенным кругом лиц". Любой человек из тех, кого рекламодатель фактически не знает, вправе воспользоваться распространенной рекламой как формальным деловым предложением совершить сделку (т.е. воспользоваться офертой). В результате чего тот, кто предлагает ее совершить (рекламодатель), обязан соблюдать все условия, о которых он говорит в своем сообщении. В Законе о рекламе установлен срок действия рекламы, признаваемой офертой, — 2 месяца со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. Итак, фактически любая реклама — это отнюдь не безделушка, конфетти или новогоднее украшение, это предложение вступить в договорные отношения, и та сторона, которая их предлагает, обязана свои условия выполнять.
Рекламодатель — это лицо, которое определило, что и как будут рекламировать (т.е. объект рекламирования и (или) содержание рекламы), обычно это сам изготовитель или продавец товара. Рекламодатель относится к основным субъектам отношений в сфере рекламы наряду с рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространитель в свою очередь осуществляет распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Как видим, средства массовой информации обычно выступают рекламораспростра-нителями, хотя не исключены случаи, когда они являются рекламодателями и производителями рекламы. Например, при разбирательстве одного дела о нарушении законодательства о рекламе выяснилось, что местная телекомпания на основании договора с НТВ получает "федеральную" рекламу по каналу спутниковой связи, приводит "федеральную" и "территориальную" рекламу в той или иной мере к готовой для распространения форме (записывает, обеспечивает качество, заменяет, монтирует и т.д.) и далее распространяет ее на территории го-
рода и пригорода с помощью собственных технических средств (в частности передатчика). Таким образом, эта телестанция была признана не только рекламораспространителем, но и рекламопроизводителем.
Для того чтобы обратить внимание на специфику рекламной информации и не сбить потребителя с толку, закон обязывает предварять прерывание теле- и радиопрограммы или передачи рекламой сообщением о ее последующей трансляции. Форма этого сообщения не определена. В законе нет требований об обращении внимания зрителей и слушателей на окончание рекламной паузы. В свою очередь периодические печатные издания, не специализирующиеся на сообщениях и материалах рекламного характера, обязаны размещать такую информацию с пометкой одного из двух видов: "реклама" или "на правах рекламы".
Закон установил для рекламораспространителей и рекла-мопроизводителей минимальную 5%-ю квоту по распространению и производству социальной рекламы, т.е. рекламной информации, направленной на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (например, "Позвоните родителям!", "Управляя автомобилем в нетрезвом уме, вы рискуете остаться в твердой памяти"). При этом в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках и иных средствах индивидуализации коммерческих товаров, о физических и юридических лицах, кроме упоминания о спонсорах и о государственных (муниципальных) органах. Никакой ответственности за нераспространение или отказ распространять социальную рекламу не существует, и нам не известны случаи наказания за нарушения этой квоты.
Самого же спонсора как социальной, так и коммерческой рекламы закон определяет как лицо, обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения того или иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.
Отдельно устанавливается понятие "спонсорская реклама" (реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре). Такая реклама не подлежит некоторым ограничениям, существующим для другой рекламы, что неизбежно приведет к "переквалификации" рекламодателей в спонсоров в тех случаях, когда рекламу необходимо разместить, например, в религиозных передачах и передачах продолжительностью менее 15 минут. Пре-
рывание теле- и радиопрограммы спонсорской рекламой может не предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы. Это противоречит признанному в европейской практике запрету спонсору поощрять в спонсируемых программах продажу, покупку или аренду товаров или услуг спонсора или третьих лиц, в особенности посредством специальных содействующих их реализации упоминаний об этих товарах или услугах в таких программах. Что любопытно, запрет таких упоминаний в нашем законе о рекламе есть, но он распространяется только на все ту же социальную рекламу.
Закон о рекламе устанавливает максимальный ее объем в 40% от печатной площади одного номера для газет и журналов, не зарегистрированных в качестве рекламных. Что касается периодических печатных изданий, в которых объем рекламы превышает эту квоту, то им следует перерегистрироваться в качестве рекламных и указывать о своей рекламной специализации на обложке и в выходных данных. Важно отметить, что это положение не запрещает превышать указанную планку, оно лишь выводит редакции специализированных (по терминологии законодательства о СМИ) рекламных средств массовой информации из круга организаций, получающих экономические льготы от государства. Такие СМИ носят сугубо коммерческий характер и не могут рассматриваться как институты культуры и развития демократии.
Закон обязывает рекламораспространителя и рекламодателя хранить рекламные материалы или их копии, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение одного года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров. Эти материалы, а также другую информацию, необходимую для осуществления полномочий антимонопольным органом, они обязаны предоставлять по первому требованию. Полученные сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, работники этого органа разглашать не вправе, в законодательстве установлена за это административная и уголовная ответственность. Убытки, причиненные таким разглашением, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Запрет ненадлежащей рекламы
Одной из целей данного закона является недопущение недобросовестной конкуренции с использованием рекламных трюков. Другой целью стала защита потребителей от ненадлежа-
щей рекламы, к которой отнесены реклама недобросовестная и недостоверная, а также любая иная, в которой допущены нарушения требования законодательства к ее содержанию, времени, месту и способу распространения.
Чем же отличаются друг от друга недобросовестная и недостоверная рекламы?
Недобросовестная реклама неправомерно порочит тех, кто не пользуется рекламируемым товаром, или репутацию конкурентов, она содержит некорректные сравнения с товаром конкурентов.
Примером дискредитации не пользующихся рекламируемым товаром лиц может служить такой случай. Компания "Элин Продактс" занималась продвижением на товарном рынке своей продукции — моющего средства "Блеск". В ее рекламном ролике содержалось утверждение, что «благоразумные хозяйки выбирают экономичный и эффективный "Блеск"». Из этого утверждения следовало, что хозяйки, которые выбирают другие средства для мытья посуды, не могут считаться благоразумными. Антимонопольный орган признал это утверждение нарушением Федерального закона "О рекламе"1.
Некорректность сравнения с товаром конкурентов может выражаться в том, что рекламодатель распространяет информацию, что рекламируемый им товар — из всех самый долговечный, наименее дорогой, наиболее популярный, самый прочный и т.п. В таких случаях антимонопольный орган вправе оценить такой товар по потребительским свойствам, по ценовой политике и по объемам производства на территории страны. Само по себе сравнение является важным элементом конкуренции, от него выигрывает потребитель. У нас допустима сравнительная, но "корректная" сравнительная реклама. Поэтому если рекламодатель заявляет о том, что его товар самый лучший, и есть параметр для сравнения с другими предложениями на рынке, то, стало быть, возможно проверить, насколько рекламное предложение соответствует действительности, насколько оно добросовестно и корректно. Если выяснится, что это не так, то такую рекламу можно остановить.
В законе отдельно установлен запрет рекламы, в которой отсутствует часть существенных сведений о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл рекламной информации и вводятся в заблуждение ее потребители. По сути, она не допускается опять же по причине ее недобросовестности.
1 Практический комментарий Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" // Российская бизнес-газета. 2001. 6 марта.
Недобросовестным признается рекламное сообщение, которое под видом "безобидного" товара продвигает другой торговый знак, тождественный или сходный до степени смешения с запретным брендом.
Впрочем, здесь есть оговорка, позволяющая усомниться в высокой эффективности установленной нормы: запрет такой "зонтичной" рекламы не действует в случаях, когда реклама средств индивидуализации товара и его изготовителя явно не относится к товару, в отношении рекламы которого установлены ограничения. Видимо, по этой причине закон специально распространяет ограничения, существующие для рекламы табака и табачных изделий, и на рекламу разнообразных курительных принадлежностей, в том числе зажигалок.
Реклама товарных знаков, узнаваемых элементов упаковки и т.п., когда рекламирование ассоциируемой с такими марками и упаковкой продукции в эфире и прессе запрещено или ограничено, стала весьма распространенным явлением. А с введением ограничений на рекламу под одинаковой маркой стали выпускать одежду и сигареты, водку и минеральную воду, коньяк и конфеты. Производители ограниченной к рекламированию продукции, используя "замещающие" способы ее рекламирования, получают необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые четко соблюдают установленные законодательством запреты.
Примеры обнаружения закамуфлированной рекламы многочисленны. В конце 2007 г. Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Тамбовском управлении ФАС рассмотрел видеоролик, рекламирующий сушеные рыбопродукты марки "Адмиральские", и признал его рекламой пива. В ролике явно демонстрировались наполненные пивом кружки и звучал призыв использовать рекламируемые рыбопродукты как закуску к пиву.
Широкую известность получило разбирательство антимонопольного органа по поводу распространения в 2005 г. по общенациональному телевидению рекламы спонсора показа соревнований по боксу с использованием товарного знака "№тиОР, причем рекламируемым товаром представал маринованный перец. Комиссия ФАС России установила тогда, что данный товарный знак призван формировать и поддерживать интерес потребителей и к алкогольным напиткам "№тиОР. Такой вывод подтверждался результатами специально проведенного общероссийского социологического исследования: у 63% опрошенных указанная реклама прямо ассоциировалась с ал-
когольными напитками, с водкой. Аргументом для выводов Комиссии послужило и мнение Президиума Высшего арбитражного суда РФ о том, что рекламная информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара2.
В другом случае предметом разбирательства стал рекламный видеоролик, распространявшийся в 2004 г. на телеканале "Россия" питьевой воды "Ять". В нем демонстрировался процесс замораживания при температуре —10° стеклянной бутылки оригинальной формы без этикетки, с ручкой и барельефным изображением товарного знака "Ъ" в круге. В процессе замораживания бутылка покрывается ледком и инеем, однако наполняющая ее прозрачная жидкость остается незамерзшей вопреки воздействию низкой температуры. Данный видеоряд не сопровождался надписью, поясняющей, что это вода. Завершал рекламу видеоряд, в котором была показана бутылка с этикеткой "Питьевая вода Ять". По мнению Комиссии ФАС России, "формирование образа водки строится на демонстрации физического свойства жидкости, находящейся в бутылке, не замерзать при низких температурах, — что не характерно для питьевой воды. Однако такими свойствами обладает водка, и об этих свойствах водки хорошо известно потребителю". Основываясь на мнении экспертов, результатах социологического опроса и собственном изучении дела, Комиссия пришла к выводу, что реклама способствует реализации водки "Ять" и является рекламой водки "Ять".
Недостоверная реклама дает потребителю не соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре или услуге. Это может быть информация фактического характера о любых его характеристиках (например, химической основе косметического крема, количестве банок в упаковке). Запрещена в рекламе недостоверная информация о преимуществах рекламируемого товара перед другими товарами.
Недостоверной признается и реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о существе самого рекламного предложения, например о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока; о результатах исследований и испытаний товара, условиях его доставки, обмена и ремонта; гарантиях, о стоимо-
2 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Информационное письмо от 25 декабря 1998 г. № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" // ЗиП. 2000. № 3. С. 17.
сти или цене товара, порядке оплаты, размере скидок и других условиях приобретения товара. В этом же ряду и требование об обязательном указании стоимости в рублях. Внесение в закон данной нормы связано с принятой ранее практикой указания в рекламе цены на товар в иностранной валюте, курс которой существенно отличался от курса Центробанка, либо в произвольно определяемых условных единицах.
К недостоверной относится также реклама, содержащая сведения о товаре, подлежащие обязательному дальнейшему раскрытию и при этом не соответствующие действительности. Это сообщение о наличии сертификата соответствия; о правилах и сроках проведения основанных на риске игр и пари; о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с законодательством; о лице, обязавшемся по ценной бумаге; об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами.
Закон запрещает манипулирование в рекламе официальными государственными символами (флагом, гербом, гимном) и символами международных организаций без права на их использование. Запрет рекламы, содержащей недостоверные сведения о правах на использование официальных символов, связан с встречавшейся ранее порочной практикой такого рода, что создавало у потребителей впечатление о том, что, например, деятельность по оказанию тех или иных услуг проводится с ведома или при поддержке государства. В силу такого заблуждения подобные товары, работы или услуги получали неоправданное преимущество перед товарами конкурентов. По Кодексу об административных правонарушениях существует ответственность (штраф) за незаконное использование флага, гимна и герба РФ (ст. 17.10).
Наконец, недостоверна также реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения оценочного характера. К таким сведениям относится информация о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования; о результатах исследований и испытаний товара; о фактическом размере (например, ажиотажном) спроса на рекламируемый товар; о получении медалей и призов, иных наград.
Кроме недобросовестной и недостоверной рекламы закон запрещает распространение рекламы, которая побуждает к совершению противоправных действий, призывает к насилию и жестокости. Примером, когда антимонопольный орган при-
знает рекламу нарушающей эту норму закона, может служить разбирательство в Комиссии ФАС России в связи с распространением в сентябре—октябре 2006 г. телевизионной рекламы напитка "Пепси-кола". В ней группа молодых людей играет в ночное время на музыкальных инструментах во дворе многоэтажного жилого дома, беспокоя тем самым соседей.
Собравшись по обращению гражданина А., Комиссия ФАС установила, что показанные в рекламе действия молодых людей могут рассматриваться как административное правонарушение — нарушение покоя граждан и тишины в ночное время, предусмотренное в законодательных актах субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 12.07.2002 г. "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" не допускается на придомовых территориях использование магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления; игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время (с 22 до 6 часов).
Комиссия пришла к выводу, что продемонстрированное героями ролика демонстративное пренебрежение призывом человека вести себя тише, выразившееся в более громкой игре на музыкальных инструментах назло всем, "свидетельствует о безжалостности, жестокости героев рекламы". Контекст рекламы, а также использованный в ролике популярный среди подростков музыкальный исполнитель — солист группы "Звери", создаю т определенный пример поведения молодежи по отношению к другим людям. Эта модель поведения стимулирует зрителей, являющихся целевой аудиторией, вести себя в жизни так же, как герои в рекламе, побуждая их тем самым как к совершению противоправного действия — нарушению тишины в ночное время, так и к выражению жестокости — безжалостному отношению к окружающим. Учитывая изложенное, показанная по телевидению реклама напитка "Пепси-кола" была признана ненадлежащей.
В другом случае Комиссия антимонопольного органа признавала отсутствие в рекламе побуждения к насилию в слогане рекламы пива "Балтика" "Время брать банки".
В законе "О рекламе" 2006 г. фактически сохранен существовавший ранее запрет "неэтичной" рекламы с использованием бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Особо возбраняется употреблять их в отношении официальных государственных символов (флагов,
гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия. Запрещается порочить объекты культуры из Списка всемирного наследия (в этот список ЮНЕСКО входит несколько сот памятников, сооружений и других объектов). При квалификации этих нарушений антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, такие оценки имеют значение при выяснении наличия непристойных или оскорбительных образов в рекламе для тех или иных групп населения.
Подобная экспертная оценка показала, например, отсутствие образов, порочащих государственные символы, в рекламе сериала "КГБ в смокинге", использующей изображения флагов СССР и США. Эксперты сочли, что такая реклама была обусловлена сюжетом сериала, раскрывающего противостояние двух государств.
Закон прямо запрещает скрытую рекламу. Речь здесь идет о случаях, когда реклама оказывает не осознаваемое ее потребителями воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Заметим, что Закон о СМИ не только запрещает использование скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, но и предполагает в случае неоднократного нарушения этого запрета закрытие самого СМИ. Правда, в практике применения этой нормы упоминаются лишь два случая, когда регистрирующий орган выносил предупреждение за подобное нарушение.
Судя по записанным в законе примерам и встречавшимся в правоприменительной практике случаям не осознаваемого потребителями воздействия, под скрытой рекламой не понимается, как порой полагают, размещение рекламы под видом новостей, редакционного или авторского материала. Ответственность за такую рекламу не предусмотрена.
Наконец, установлен перечень товаров, реклама которых не допускается вообще: 1) товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации; 2) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры; 3) взрывчатые вещества и материалы за исключением пиротехнических изделий; 4) органы и (или) ткани человека в качестве объектов купли-продажи; 5) товары, под-
2 ВМУ, журналистика, № 3
лежащие государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; 6) товары, подлежащие обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; 7) товары, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
На практике антимонопольные органы привлекают к ответственности СМИ за нарушение этого запрета, особенно часто проявляющегося в рекламе импортных товаров без необходимой их регистрации. В 2005 г. Комиссия ФАС России признала ненадлежащей размещавшуюся на "3 канале" рекламу вибромассажера для ног. В ней указывалось на то, что это "прибор, который снимает отечность, ревматические боли и боли в суставах". В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10 мая 2000 г. "О разрешении на применение в медицинских целях изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного и зарубежного производства в Российской Федерации" такое применение разрешается после проведения в установленном порядке их государственной регистра-ции3. Данный прибор процедуру государственной регистрации в качестве изделия медицинского назначения или медицинской техники не проходил. Что немаловажно в таких ситуациях, по требованию рекламораспространителя рекламодатель всегда обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Особенности рекламы
некоторых видов товаров и услуг
Кроме указанных выше запрещенных для рекламирования предметов, из всей совокупности реализуемых на потребительском рынке товаров и услуг Закон о рекламе регламентирует распространение соответствующей информации лишь о десяти группах: алкоголя, пива, табачных изделий, медикаментов, биологически активных добавок, оружия, ценных бумаг, финансовых услуг, азартных игр и договоров ренты (в том числе пожизненного содержания с иждивением).
3 Сейчас вместо этого приказа действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 735.
Закон запрещает рекламу алкогольной и табачной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления. Установлен общий для всех этих товаров минимальный размер такого предупреждения — 10% рекламной площади.
В теле- и радиопрограммах запрещена реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, разрешена только с 22 до 7 часов по ТВ и с 24 до 9 часов местного времени по радио.
Действует широкий круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. В частности, такая реклама, адресованная неограниченному кругу потребителей, не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатления ненужности обращения к врачу, способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения лекарственного препарата. Заметим, что это ограничение по непонятной причине не распространяется на образы ветеринаров и препараты для лечения животных.
Кроме того, реклама лекарственных средств, медицинских услуг и медицинской техники отныне должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях к применению препарата, о необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации у специалиста. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, — не менее чем пять секунд. В печатных изданиях ей должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади.
Реклама рецептурных лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, может быть адресована только специальной аудитории. В силу этого из всех СМИ она допускается лишь в печатных изданиях, предназначенных для медицинских или фармацевтических работников.
Закон воздержался от специального регулирования рекламы услуг колдунов, магов, экстрасенсов, провидцев, целителей, избавляющих своих клиентов от сглаза, порчи, заговора и т.п.
Если в такой рекламе прямо не указывается на излечение конкретных "признанных" заболеваний и не говорится о медицинских свойствах процедур, то она вполне допустима. Другими словами, только если сами колдуны и маги настаивают на том, что они занимаются именно "лечением" (а не, скажем, "исцелением"), применяют "лекарственные" (а не "чудодейственные") средства, рекламораспространитель вправе требовать у них сведения о разрешении на оказание таких услуг. Наконец, сглаз и порча — не болезни, стало быть, и "лечить" их нельзя, а объявление "магистра белой магии" об оказании услуг по снятию венца безбрачия, невезения и осуществлению предсказаний не является рекламой методов лечения. Следовательно, разрешений и лицензий на оказание подобных услуг не требуется, и такая реклама не должна быть ограничена необходимостью их получения.
Законом вводятся специальные требования, предъявляемые к рекламе биологически активных добавок (БАД), пищевых добавок и продуктов и детского питания. Поскольку зачастую реклама БАД создает у потребителей искаженное представление о возможном излечении заболеваний, закон, в частности, не допускает включение в рекламное сообщение положений, создающих впечатление, что пищевая добавка является лекарственным средством или обладает лечебными свойствами, и ссылок на конкретные случаи излечения заболеваний. В отношении рекламы детского питания он содержит норму, запрещающую представлять детское питание в качестве полноценной замены грудному вскармливанию. Кстати, согласно Постановлению Главного санитарного врача Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. № 21 "О государственной регистрации биологически активных добавок к пище", такой регистрации подлежат все ввозимые и производимые на территории Российской Федерации добавки, т.е. для их рекламы требуется регистрационное удостоверение.
Специальные требования предъявляются к рекламе лотерей, основанных на риске игр и пари, к рекламе мест проведения и организаторов таких игр. В частности, в ней нельзя использовать образы людей и животных. В теле- и радиопрограммах она разрешается только с 22 до 7 часов местного времени. Что же касается журналов и газет, то такая реклама допускается лишь в рекламных печатных СМИ (с объемом рекламы свыше 40%), а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников игорных заведений и (или) лиц, участвующих в азартных играх.
Детально прописаны предъявляемые к рекламораспрост-ранителю требования к рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг, в том числе связанных с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья. В частности, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства любого объекта недвижимости, не допускается до выдачи разрешения на такое строительство, опубликования в СМИ или в Интернете проектной декларации (в ней приводится информация о застройщике и о проекте строительства), а также до государственной регистрации права собственности или права аренды на необходимый для этого строительства земельный участок. Более того, в такой рекламе должно быть обязательно указано место и способ получения проектной декларации. Схожие требования по раскрытию необходимой для потребителей информации предъявляются к рекламе, связанной с привлечением средств жилищным кооперативом.
Указание на местонахождение необходимой для потребителей информации необходимо в рекламе услуг по управлению ценными бумагами (например, акциями), фондами, средствами пенсионных накоплений.
Реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, реально оказывающего эти услуги. Заметим в связи с этим, что кредиты, скажем на покупку товаров, предоставляют кредитные организации, к которым магазины не относятся. Поэтому в рекламе продажи в кредит следует оказывать название соответствующего банка.
Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. В ней также необходимо указывать наименование эмитента и источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, когда законом это не требуется.
Реклама боевого ручного и служебного оружия разрешается только в специализированных печатных изданиях. Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается не только в специализированных изданиях для пользователей
такого оружия, но и в рекламных печатных изданиях, а также по телевидению и радио после 22 часов.
Что не может не настораживать, так это то, что ни одно из ограничений, установленных законом 2006 г. в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяется на рекламу, размещенную на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. Речь идет о программах спутникового и кабельного телевидения (большинство из которых предусматривают оплату и установку декодера). Рекламодатели этих товаров получили доступ к наиболее состоятельной части городского населения, самому лакомому сегменту рынка. Кому принесет это пользу, кроме самих компаний платного ТВ, остается невыясненным.
Кроме самого закона "О рекламе" некоторые запреты существуют в других актах. Так, Уголовный кодекс РФ запрещает рекламу порнографической продукции, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" запрещает коммерческую рекламу в составе агитационных предвыборных материалов (п. 4 ст. 54). Поскольку они не противоречат Федеральному закону "О рекламе", постольку применяются также иные законы и нормативные правовые акты.
Особенности рекламы в теле- и радиопрограммах
Так как максимальное воздействие на аудиторию оказывает реклама в теле- и радиопрограммах, российское законодательство, как и повсеместно в мире, устанавливает здесь особые ограничения. Запрещено прерывать рекламой религиозные телерадиопередачи, а также телепередачи обращений и заявлений Президента Российской Федерации, любой из палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, трансляция которых происходит по их решению; показ торжественной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации; открытия первого заседания Совета Федерации, Государственной Думы, нового Правительства. Эти обязательные трансляции определены в Федеральном законе "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Положения этого закона в совокупности с нормами закона "О рекламе" не допускают также рекламу и в таких регулярных информационно-просветительских программах по обще-
российским государственным теле- и радиоканалам, как обзорные программы по итогам работы палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. В государственных региональных аудиовизуальных средствах массовой информации не должны прерывать рекламой выступления избранных от этих регионов депутатов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, которым данный регион определен для работы его депутатским объединением. Это правило распространяется и на выпуск в эфир по одному из государственных общероссийских теле- и радиоканалов обязательной ежемесячной программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной Думе.
Не допускается прерывать рекламой трансляцию агитационных материалов, распространяемых в теле- и радиопрограммах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и о референдуме. не разрешается и распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
В законе закреплено, что показ спортивных соревнований может прерываться рекламой только в перерывах в ходе этих соревнований или во время их остановок. Если таких остановок нет, то прерывание рекламой показа тоже допустимо, но не должно приводить к потере в содержании трансляции. Возбраняется также прерывать рекламой любые телерадиопередачи продолжительностью менее пятнадцати минут.
С 2008 г. рекламное время в течение часа на телевидении составляет не более 9 минут, суточный объем рекламы также не может превышать 15% от объема эфира. Закон недвусмысленно указывает, что при определении предельного объема телевизионной рекламы следует учитывать рекламу способом "бегущей строки". Он вводит ограничение на размер площади кадра, занимаемый подобной рекламой (не более 7%).
По мнению Федеральной антимонопольной службы, при оценке продолжительности рекламы в течение часа телевещания необходимо производить измерения этой продолжительности исходя из астрономического часа вещания (например, с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут). При этом если нача-
ло (окончание) времени вещания не совпадает с началом (окончанием) астрономического часа, то объем рекламы во время вещания до начала ближайшего астрономического часа оценивается пропорционально фактическому времени вещания. Так, например, если трансляция телепрограммы начинается в 8 часов 30 минут, то объем рекламы в течение периода с 8 часов 30 минут до 9 часов 00 минут не должен превышать 15% от этих 30 минут вещания (4,5 минут). Далее с 9 часов 00 минут оценка продолжительности рекламы в телепрограмме осуществляется исходя из каждого астрономического часа. Аналогичным образом определяется объем рекламы в тех случаях, когда время окончания вещания телепрограммы не совпадает с временем окончания астрономического часа.
Эти ограничения включают телеторговые передачи (типа "телемагазин"). Закон, по сути, требует, чтобы продолжительные рекламные передачи такого типа "уходили" на специализированные на рекламе телерадиоканалы, которые бы регистрировались как рекламные СМИ. В них предусмотрен минимальный объем рекламы — 80%, — чтобы зритель не путал эти СМИ с обычными информационно-развлекательными каналами.
На радио суточный объем рекламы не может превышать 20% от общего времени вещания. Ограничения в течение астрономического часа радиовещания не предусмотрены.
В законе установлен максимальный предел рекламной паузы на телевидении (но не по радио) — как правило, четыре минуты (ч. 10 ст. 14), хотя практически везде в мире продолжительность рекламного блока регулируется естественным образом, поскольку известно, что его чрезмерная длительность приводит к низкой эффективности рекламы.
При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой теле-, радиопередачи. В законе говорится, что параметры соотношения уровня звука рекламы и прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.
Такой регламент, однако, до сих пор не разработан, что затрудняет, но не обязательно возбраняет антимонопольным органам наказывать телерадиоорганизации за такое нарушение. Это показывает проведенное в 2004 г. разбирательство в Комиссии Новосибирского управления ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе после проверки программ местной телевизионной станции
"Мир". Видеокассета с записью программ была направлена для проведения измерений звуковых характеристик в Новосибирский Центр стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. По результатам был составлен Протокол измерения звуковых характеристик записи, в котором было зафиксировано превышение уровня звука рекламы по сравнению со звуком транслируемых передач. По мнению представителей телекомпании, содержащиеся в нем измерения и расчеты были ошибочными, допускающими определенную погрешность, так как порядок их проведения не был утвержден нормативной документацией. По мнению же Комиссии, наличие или отсутствие документации по методикам расчета не препятствует осуществлению контроля за соблюдением рекламного законодательства, так как такие расчеты не требуют наличия специальных знаний.
Все указанные выше ограничения не распространяются на анонсы — информацию о передачах, которые будут транслироваться по тому же каналу вещания.
Закон не учитывает вопросов регулирования виртуальной рекламы. Виртуальная реклама уже сегодня присутствует в репортажах со спортивных соревнований, особенно происходящих за рубежом, и является одним из перспективных направлений рекламного бизнеса. Так, закон прямо говорит, что ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах не распространяются на рекламу, "размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок" (п. 1 ч. 15 ст. 14). Но закон не дает ответа на вопрос: как применять эту норму, если речь идет о рекламе, как бы размещенной в месте события, т.е. о виртуальной рекламе?
Закон не содержит положений, определяющих частоту прерывания рекламными блоками телепрограммы. Вместе с тем ограничение частоты повторения рекламных блоков должно быть предусмотрено до ратификации подписанной в 2006 г. от имени России Европейской конвенции "О трансграничном телевидении".
Закон "О рекламе" упустил также возможность регулирования телеторговых сообщений (т.н. "телемагазинов"), в нем, например, не указывается возможный максимум такой рекламы в общем объеме рекламных блоков.
Ни это упущение, ни некоторые иные положения нового закона никак не соотносятся с основными для рекламного процесса в Европе актами — Конвенцией о трансграничном
телевидении и Директивой "Телевидение без границ". Учитывая нарастающий процесс интернационализации рекламы в связи с глобализацией рынка товаров (в том числе рынка самих телепрограмм и рынка форматов программ), нельзя не отметить как этот досадный промах разработчиков законопроекта, так и вытекающую из этого недолговечность самого закона: реалии надгосударственных тенденций неизбежно заставят привести его в соответствие с общеевропейскими требованиями.
Защита интересов детей
Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная нашей страной в 1990 г., устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта. С этой целью в законодательстве Российской Федерации содержится несколько норм.
Закон "О рекламе" (ст. 6) особо защищает интересы несовершеннолетних (лиц, не достигших 18 лет) при производстве и распространении рекламы. В любой (как предназначенной, так и непредназначенной для них) рекламе не допускается дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних.
Рекламой, нарушающей это требование, экспертный совет Федеральной антимонопольной службы признал распространявшийся накануне Нового 2008 года рекламный ролик принадлежащей компании "Эльдорадо" сети магазинов "Это". Слоган рекламной кампании звучал так: "Деда Мороза не существует". По словам замглавы ФАС, в этот орган поступили обращения родителей о том, что ролик формирует негативное отношение детей к родителям, ведь они "говорят детям, что Дед Мороз есть".
В рекламе запрещается создавать у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка, побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар. Реклама не должна создавать у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками и, напротив, отсутствие у них этих то-
варов не должно формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности. Например, осенью 2007 г. ФАС признал ненадлежащей рекламу, в которой использовались образы детей и выражения: "Кто не в Prada, тот лох!", "Все люди как люди, а я в Burberry".
Дополнительно закон запрещает формировать при помощи рекламы у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью. Правда, зафиксировать формирование этих комплексов для целей применения этих норм будет весьма сложно. Нельзя показывать в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях. Недопустимо, наконец, преуменьшать в ней уровень необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой он предназначен.
При этом возможный повествовательный характер сообщений, отсутствие в них признаков прямого внушения, по мнению Высшего арбитражного суда РФ, значения не имеют4.
В Законе о рекламе содержатся нормы, устанавливающие запрет на использование образов несовершеннолетних и обращение к ним в рекламе следующих товаров: алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; табак, табачные изделия и курительные принадлежности, оружие и продукция военного назначения, основанные на риске игры, пари (за исключением лотерей). В рекламе других товаров использование образов несовершеннолетних допускается с учетом указанных выше требований.
Наконец, в детских и образовательных теле- и радиопередачах, продолжительность которых составляет от 15 до 25 минут, допускается распространение рекламы, но только непосредственно в начале передачи и перед самым окончанием программы, каждая продолжительностью до одной минуты. В передачах той же направленности продолжительностью от 25 до 40 минут допускается реклама в самом начале и перед окончанием передачи продолжительностью уже по полторы минуты, в передачах от 40 до 60 минут — по 2,5 минуты, а в теле- и радиопередачах продолжительностью более часа — три минуты в начале и три минуты в конце. Это связано с тем, что, по утверждению специалистов, для детской психики особенно вредно, когда рекламная пауза приходится на середину передачи.
4 Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Там же.
Контроль за соблюдением законодательства
У каждого из субъектов отношений в сфере рекламы есть своя сфера ответственности.
Рекламораспространитель, которым чаще всего и являются СМИ, несет ответственность за нарушение требований закона, относящихся прежде всего к месту, времени и средству ее размещения. Речь идет о случаях размещения рекламы без обязательных пометок и предваряющих сообщений, о размещении скрытой рекламы, а также запрещенных к рекламированию товаров. СМИ будут отвечать при нарушении сроков хранения рекламных материалов и договоров, нарушении требований к порядку распространения, объему рекламы в телерадиопрограммах и в печатных СМИ, а также при нарушении порядка размещения рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголя, табака и т.д.) — об этих требованиях закона говорилось выше.
СМИ-рекламораспространитель будет нести ответственность и за рекламу товаров, подлежащих государственной регистрации, лицензированию или сертификации, но не имеющих подтверждающих прохождение этой процедуры документов. Например, при рекламировании продовольственных товаров рекламораспространителю необходимо проверить наличие сертификатов на каждую товарную позицию. При этом ссылку на сертификат (лицензию, документ о регистрации) делать не обязательно. Заметим, что в нашей стране для производства и реализации большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуется получение таких документов. В силу указанной ответственности по требованию рекламораспростра-нителя рекламодатель обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Рекламодатель в свою очередь несет ответственность за содержание рекламной информации. Здесь речь идет о нарушении запрета на недобросовестную и недостоверную рекламу, о пренебрежении в рекламе интересами защиты несовершеннолетних, о нарушении требований к содержанию социальной рекламы и рекламы отдельных видов товаров, о случаях рекламы запрещенных к рекламированию товаров, в том числе товаров без обязательных лицензий регистрации и сертификатов, а также о нарушении сроков хранения рекламных материалов и договоров. Так как за содержание большинства сведений в рекламе отвечает рекламодатель, у рекламораспространителя есть право, но нет обязанности требовать их документального подтверждения.
Наконец, рекламопроизводитель, к которым, как мы убедились выше, могут отнести и СМИ, отвечает за все нарушения рекламодателя и рекламораспространителя, если будет доказано, что нарушения произошли именно по их вине.
В газетах и журналах на последней странице часто публикуются заявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле такое объявление еще ни одну редакцию-рек-ламораспространителя от ответственности не освобождало и не освободит. Редакция обязана даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Она не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но обязана убеждаться в наличии у рекламодателя всех необходимых документов на рекламируемый товар. Следует также заметить, что предписание антимонопольного органа о прекращении распространения ненадлежащей рекламы редакция средства массовой информации (рекламораспространитель) обязана исполнить вне зависимости от того, несет она ответственность за соответствующее нарушение законодательства о рекламе или нет. С другой стороны, при добровольном устранении совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать такое предписание.
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения. Он выражается в том, что ФАС предупреждает, выявляет и пресекает нарушения этого законодательства.
Контрольные функции антимонопольного органа можно разделить на две группы. Первая группа — это те полномочия, которые ФАС и ее территориальные подразделения осуществляют самостоятельно. Федеральная антимонопольная служба возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предусмотренные законом предписания. ФАС может возбудить дело по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц. Оно рассматривается в течение одного месяца со дня его возбуждения.
По результатам рассмотрения антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рек-ламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. В случае принятия федеральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления актов, противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе, ФАС предписывает их отменить или изменить.
С этой целью Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы создали постоянно действующие при них комиссии по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Дело возбуждается по решению руководителя ФАС (или руководителя территориального органа ФАС) на основании служебной записки председателя такой комиссии, обосновывающей такую необходимость.
В помощь комиссиям при Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах создаются уже упоминавшиеся выше экспертные советы по применению законодательства о рекламе. Такой экспертный совет является консультативно-совещательным органом, его решения имеют рекомендательный характер и используются при принятии решений о соответствии рекламы требованиям законодательства, а также при подготовке предложений по его совершенствованию. Совет, в частности, проводит или организует проведение экспертизы и оценки содержания рекламы, оценки воздействия рекламы на потребителей, экспертизы соответствия действительности рекламной информации. Персональный состав совета формируется антимонопольной службой из собственных специалистов, представителей других органов исполнительной власти, экспертов и специалистов в тех или иных областях знаний.
В случае невыполнения в установленный срок предписания или иного решения антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС вправе наложить штраф: на должностных лиц (от 12 до 25 тыс. руб.) и на юридических лиц (от 300 тыс. до 500 тыс. руб.). Об этом говорит Кодекс РФ об административных правонарушениях (п. 2.4 ст. 19.5). Уплата штрафа не освобождает нарушителя от исполнения предписания ФАС.
Отдельно КоАП устанавливает штраф за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспрост-ранителем законодательства о рекламе. Если штраф обязаны платить граждане, то его размер составляет от двух тысяч
до двух тысяч пятисот рублей, если должностные лица — то 4—20 тыс. руб., а юридические лица — от 40 тыс. до полумиллиона руб. (ст. 14.3).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этими статьями КоАП, рассматривают Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы. Штраф взыскивается на основании протокола об административном правонарушении, который составляет и подписывает уполномоченное должностное лицо ФАС. В большинстве случаев после выявления правонарушения в области рекламы и возбуждения дела об административном правонарушении антимонопольные органы направляют запросы, истребуют сведения, организуют экспертизы, осуществляют иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Этот процесс называется "административное расследование". Его срок не может превышать одного месяца, а в исключительных случаях — двух месяцев с момента возбуждения дела. По его окончании и составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.
Отдельное наказание полагается за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (т.е. препаратов, из которых можно изготовить такие средства) — штраф с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления (ст. 6.13 КоАП).
В свою очередь действия самого антимонопольного органа, как, впрочем, действия любого другого органа исполнительной власти, могут быть опротестованы в суде или арбитражном суде. Подача заявления в суд возможна в течение трех месяцев со дня вынесения решения ФАС. Важно знать, что обращение в суд не приостанавливает исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, если только на этот счет не было особого определения суда.
Вторая группа — полномочия, реализацию которых антимонопольный орган совершает через другие компетентные органы власти. Имеется в виду право предъявлять в суд иски о запрете распространения рекламы и иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Нередки случаи, когда разместившая на какой-то срок недостоверную рекламу компания, даже заплатив за это штраф, оказывается в выигрыше: люди продолжают покупать ее продукцию по инерции. Воспрепятствовать этому может контрреклама, распространяемая в целях ликвидации таких послед-
ствий. Обычная мера наказания — штрафы — здесь недостаточно эффективна, поскольку уже введенные недопустимой рекламой в заблуждение потребители могут так и не узнать, что товары, которые они покупают, не обладают обещанными характеристиками или, более того, опасны для здоровья. Форму, место и сроки размещения контррекламы определяет суд. По сложившейся практике и смыслу закона контрреклама распространяется в тех же СМИ, что и ненадлежащая реклама, а все расходы по ее осуществлению оплачиваются нарушителем. Примером может служить ситуация с рекламой тренажера "Аб-шейпер", распространявшаяся на телевидении в Ростове-на-Дону в 2007 г. В ней говорилось, что благодаря этому специальному роликовому массажеру решаются медицинские проблемы с позвоночником. Областное управление ФАС России признало, что в рекламе содержались недостоверные сведения о товаре, и выдало рекламодателю предписание о прекращении нарушения. Одновременно был вынесен административный штраф в 100 тыс. руб. и подано исковое заявление в Арбитражный суд Ростовской области о понуждении рекламодателя за свой счет распространить контррекламу. Суд исковое заявление удовлетворил.
По неполной статистике, в июле—октябре 2006 г. территориальные органы ФАС наложили 225 штрафов и выдали 100 предписаний субъектам рекламной деятельности. Наибольшее количество штрафов налагалось по таким основаниям, как реклама основанных на риске игр, реклама лекарственных средств, реклама в дни траура и реклама долевого строительства жилья. Больше всего предписаний было выдано в связи с нарушением норм о рекламе лекарственных средств, о рекламе основанных на риске игр, а также требований к рекламе в периодических печатных изданиях (объем и размещение) и к рекламе долевого строительства жилья. Вместе с тем практика выдачи предписаний составляет одну пятую рассмотренных дел при крайне незначительной судебной практике5.
По соглашению с Россвязьохранкультуры Федеральная антимонопольная служба сообщает в этот орган контроля за соблюдением законодательства в сфере массовой информации о фактах привлечения учредителей и редакции СМИ к административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе. По запросам Россвязьохранкультуры антимонопольная служба представляет соответствующие материалы о до-
5 Извлечения из доклада «О практике работы антимонопольных органов в свете новой редакции закона "О рекламе"». http://www.fas.gov.ru/adcont-го1/10434^МШ1
пущенных средствами массовой информации правонарушениях, за исключением материалов, составляющих коммерческую тайну.
В заключение следует отметить, что антимонопольный орган не вправе заниматься цензурой: он контролирует рекламу не с момента ее изготовления, а лишь после распространения.
Кроме антимонопольной службы в суд вправе обращаться граждане и организации, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы. В суде они могут требовать возмещения убытков (включая упущенную выгоду), возмещения вреда своему здоровью и (или) имуществу, компенсации морального вреда. Пострадавшие могут также просить суд обязать рекламодателя распространить контррекламу.
Поступила в редакцию 28.03.2008
3 ВМУ, журналистика, № 3