5.11. ПРОБЕЛЫ В НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАЩИТЫ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РЕКЛАМЕ
Семенова Дарья Дмитриевна. Должность: юрист. Место работы: Общество с ограниченной ответственностью «НТИ Энерджи». E-mail: [email protected]
Аннотация
Не смотря на наличие большого количества публикаций, посвященных пробелам в нормативно-правовом регулировании защиты от недобросовестной конкуренции, многие коллизионные вопросы и пробелы в правовом регулировании, остаются неразрешенными. Целью работы является анализ нормативного регулирования защиты от недобросовестной конкуренции в рекламе.
Предметом исследования являются пробелы в нормативном регулировании защиты от недобросовестной конкуренции в рекламе.
Для выявления пробелов в правовом регулировании защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы представляется необходимым в первую очередь выявить как нормативную базу, так и законодательно установленные способы такой защиты, а так же «обозначить» существующие пробелы в правовом регулировании и предложить их решения.
Результаты научной работы могут быть использованы при разработке проектов изменений к Федеральным Законам, подготовке научных и учебных пособий по предпринимательскому праву, а так же в рамках проведения лекций или семинаров для студентов.
Статья может представлять интерес для компаний, специализирующихся на рекламной деятельности, в частности, для их руководителей и юристов, для преподавателей и студентов юридических факультетов, выбравших гражданское и предпринимательское право как специализацию.
Ключевые слова: пробелы в регулировании, защита от недобросовестной конкуренции, реклама.
THE DEFICIENCIES IN REGULATION OF PROTECTION AGAINST UNFAIR COMPETITION IN ADVERTISING
Semenova Darya Dmitrievna. Position: lawyer. Place of employment: NTI Energy, LLC. E-mail: [email protected]
Annotation
Despite on the presence of a large number of publications devoted to the problems and gaps in the legal regulation of protection against unfair competition, many conflict issues remain unresolved. The aim of the work is the analysis of regulatory protection against unfair competition in advertising.
The subject of research are gaps in the normative regulation of protection against unfair competition in advertising.
In order to identify gaps in the legal regulation of protection against unfair competition in advertising seems necessary first to identify how the regulatory framework and statutory methods of such protection, as well as the "mark" the existing gaps in the legal regulation and offer them solutions.
The scientific results can be used in the process of the federal law amendments drafting , in the collection of scientific
and teaching materials on entrepreneurial law, in the process of providing lectures and seminars for students.
The article may be interesting to companies specializing in advertising, in particular, for their directors and lawyers, teachers and law students who specialized at civil and entrepreneurial law.
Keywords: deficiencies in regulation, protection against unfair competition, advertising.
Представляется необходимым отметить, что единого нормативно-правового акта, регулирующего непосредственно защиту от недобросовестной конкуренции не существует, а следовательно, не существует и нормативно-правового акта, регулирующего такую разновидность конкурентных отношений, как конкурентные отношения в сфере рекламы или рекламной деятельности. Некоторые авторы, например: Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г.1, рассматривая нормативно-правовые источники защиты от недобросовестной конкуренции, классифицируют такие источники по этапам развития.
Не оспаривая обоснованность такого подхода мы, в данном случае, проанализируем способы защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности в следующем порядке:
1) Общие положения о способах защиты прав, закрепленные на уровне законодательства Российской Федерации;
2) Системное рассмотрение отдельно взятых нормативно-правовых источников регулирования способ защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности.
При этом отметим, что понятия недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламы необходимо рассматривать в «комплексном анализе».
Конституция Российской Федерации достаточно детально закрепляет такую категорию как «защита прав», которой посвящено несколько ее статей.
Так, статья 2 Конституции устанавливает: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Согласно статье тридцатой, каждый имеет право на объединения для защиты своих прав, что в дальнейшем детализируется в законодательстве. В контексте рассматриваемого вопроса, можно привести в пример саморегулирование в сфере рекламы, установленное главной четвертой Федерального закона от 13 марта 2006 года «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), закрепляющий «постулат» о праве обращаться в уполномоченные органы для защиты прав членов саморегулируемой организации.
Далее, Конституция Российской Федерации закрепляет не только право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом, но содержит положение, гарантирующее судебную защиту (статьи 45 и 46).
Как «таковые», способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее по тексту - ГК РФ). Законодатель, перечисляя названные способы особо отметил, что возможно применение и иных способов, пре-
1 Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 30.12.2015)//"Российская газета", №
238-239, 08.12.1994.
дусмотренных законом. Таким образом акцентировано, что перечень способ защиты, установленный ГК РФ, является открытым: иные способы защиты допустимо использовать, если они предусмотрены другими нормами. Например, в ст. 1251 ГК РФ указано на такой способ защиты нарушенных личных неимущественных прав, как публикация решения суда о допущенном нарушении. При этом, на что следует обратить особое внимание, способ защиты гражданских прав, не упомянутый действующим законодательством применяться не может3.
Поскольку целью защиты права является восстановление того положения, которое имело бы место в условиях отсутствия нарушения права, допустимо применять одновременно несколько способов защиты права. Например, в условиях некорректного сравнения рекламируемого товара с товаром другого производителя, последний вправе требовать не только компенсации убытков, но и размещения аналогичным способом контррекламы.
На международном уровне понятие «защита от недобросовестной конкуренции» берет свое начало в 1900 году, когда в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности были включены положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Так, статья 10 ter возлагает на страны-участницы обязанность по обеспечению гражданам других стран-участниц законных средств для эффективного пресечения актов конкуренции, противоречащих честным обычаям в промышленных и торговых делах. Кроме того, страны-участницы обязаны предусмотреть меры, позволяющие союзам и объединениям, существование которых не противоречит законам их стран и которые представляют заинтересованных промышленников, изготовителей или торговцев, действовать через суд или административные органы с целью пресечения актов недобросовестной конкуренции4.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в области рекламы в Российской Федерации, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), которая, в частности, осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламной деятельности и конкуренции на товарных рынках.
Говоря о правовом регулировании защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности, необходимо отметить, что впервые законодатель включил положения о защите от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности в Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Этот закон устанавливал основы правового регулирования рекламной деятельности, положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности, ввел как общие требования к рекламе, так и определил специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль в лице антимонополь-
3 Постатейный комментарий к главам 1 — 5 Гражданского кодекса Российской Федерации.; Под ред. Л.В. Санниковой//Статут", 2015
4 Актуальные проблемы юридической науки и практики в сфере пресечения недобросовестной конкуренции (по материалам I Международной научно-практической конференции, Саратов, 23 марта 2013 г.; ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: ООО «Издательство «Научная книга», 2013
ного органа за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение.
Правовому регулированию защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламы посвящалась Глава IV названного Закона: «Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы». Статья 26 указанного Закона перечисляла функции федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.
Вопрос об отнесении правового регулирования рекламной деятельности к ведению Российской Федерации оставался дискуссионным вплоть до вынесения 4 марта 1997 г. Конституционным Судом постановления № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»5.
В указанном Постановлении «зафиксировано», что правовое регулирование рекламной деятельности относится к исключительной компетенции Российской Федерации в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка. С другой стороны, отдельные аспекты рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы) могут быть объектом правового регулирования на местах.
Однако, несмотря на разъяснения Конституционного Суда, в отдельных субъектах РФ продолжали приниматься нормативные правовые акты, призванные регулировать рекламу на соответствующей территории.
Например, Определением от 26.12.2007 № 81-Г07-166 Верховный Суд РФ признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановление Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 № 1-ОП «О рекламе».
В Определении Верховного Суда РФ было отмечено, что нормативный акт субъекта Российской Федерации признан судом недействующим, поскольку отношения в области рекламы алкогольной и табачной продукции регулируются только федеральным законодательством. При этом оспариваемое Постановление, запрещающее рекламирование в средствах массовой информации алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области, по своему содержанию федеральному законодательству не соответствует.
С вступлением в силу ФЗ «О рекламе» утратил свое действие не только Закон о рекламе 1995 года, но и иные правовые акты, касающиеся рекламной деятельности, принятые на его основе.
Соответственно положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности приобрели «усовершенствованный» вид. Так, если в предыдущем законе государственный контроль в сфере рекламной деятельности и саморегулирование в рекламной деятельности содержались в одной главе, а функциям антимонопольного органа в сфере рекламы была уделена всего одна статья, то в новом ФЗ «О рекламе», функциям антимонопольного органа и государственному контролю, посвящена отдельная гла-
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе"//"Вестник Конституционного Суда РФ", № 1, 1997
6 Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 81-Г07-16
«Об оставлении без изменения решения Кемеровского областного суда от 08.10.2007, которым было удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Законодательного Собрания Кемеровской области "О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области"» от 11.07.1994 № 1-ОП.//СПС Консультант плюс
ва: Глава 5 «Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе».
Непосредственно функции антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы фиксирует статья 33 ФЗ «О рекламе», которая состоит из трех частей.
Согласно первой части ФАС России:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предупреждение правонарушений представляет собой активность ФАС, направленную на недопущения совершения незаконных действий участниками рекламных правоотношений. Это профилактические действия, развитие правильного поведения субъектов правоотношений, выдача предписаний о недопущении нарушения, публикация сведений о совершении нарушений, иные меры воспитательного и информационного характера, имеющие целью воздействие на сознание субъектов рекламной деятельности.
Выявление нарушений в сфере рекламной деятельности - целенаправленная деятельность, в результате которой контролирующий орган стремится обнаружить в конкретных деяниях признаки правонарушения с учетом точного закрепления в законодательстве о рекламе видов и форм противоправных деяний. Данная деятельность, как правило, заключается в проведении проверок.
Пресечение нарушения предполагает прерывание его совершения и принятие мер, обеспечивающих законопослушное поведение виновного.
Для предупреждения, выявления и пресечения правонарушений ФАС и его территориальные органы ведут учет совершения правонарушений по различным основаниям, взаимодействуют с правоохранительными органами, инициируют проведение законодательных реформ7;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рассмотрение данной категории дел должно осуществляться по общим правилам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства с особенностями, которые изложены в Законе. Эти правила содержатся в гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе является начальным этапом процесса разрешения административного спора, в комиссии ФАС рассматривают заявления и сообщения о нарушении рекламного законодательства и принимают решение о возбуждении дела или об отказе в возбуждении.
Раскрывая часть первую статьи тридцать третьей, необходимо отметить, что данная часть фиксирует именно обязанности ФАС, права ФАС, в свою очередь, зафиксированы в части второй указанной выше статьи, согласно которой антимонопольный орган вправе:
1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводите-лям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
7 Спиридонова М.А., Удалова Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" (под ред. В.А. Лариновой).// СПС ГАРАНТ, 2011 г.
Рекламодатель-изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Применительно к данному пункту обозначенные предписания могут касаться, например, следующих вопросов: прекращения ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; прекращения злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; прекращения недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг; совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции8 и т.д.
2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявлять в суды иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявлять в суды иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в предусмотренных Федеральным законом случаях;
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд с заявлением о требовании контррекламы.
Необходимо обозначить, что ФЗ «О рекламе» не содержит понятия «контрреклама». Данный термин встречается лишь в отдельных статьях, в том числе статья тридцать третья содержит пояснения о том, что контрреклама выражается в форме опровержения недостоверной рекламы.
Однако, на наш взгляд, целесообразно ввести в ФЗ «О рекламе» понятие термина «контрреклама», изложив его следующим образом:
Контрреклама - способ защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности, который выражается в публичном опровержении недостоверной рекламы.
Согласно Постановлению пленума ВАС РФ9 в случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания названный орган вправе обратиться в суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя.
При решении вопроса об обязании лица осуществить публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу) судам необходимо учитывать: антимонопольный орган не обязан доказывать, что недосто-
8 Кайль А.Н., Нарушева Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. №38-ФЭ "О рекламе" (под ред. к.ю.н., доцента А.В. Копьёва). //СПС Гарант 2011.
9 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58"О неко-
торых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"//"Вестник ВАС РФ", № 12, де-
кабрь, 2012.
верная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку недостоверная реклама сама по себе уже несет угрозу нарушения этих прав (интересов).
Таким образом, Пленум ВАС РФ ограничил бремя доказывания, лежащее на антимонопольном органе, обязанностью доказать лишь факт недостоверности рекламы, который уже сам по себе влечет необходимость опровержения, даже если не установлено нарушение прав конкретных лиц.
5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов и т.д.
Лицо, подверженное административному наказанию за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Если до истечения этого срока это же лицо совершило еще как минимум одно нарушение законодательства о рекламе, оно считается преступившим закон неоднократно. Это обстоятельство в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) является отягчающим. Поэтому закон дает право антимонопольному органу воздействовать на правонарушителя с помощью суда.
6) выдавать органам местного самоуправления муниципального района или органам местного самоуправления городского округа обязательные для исполнения предписания об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.
Аннулирование - это упразднение уже принятого и имеющего юридическую силу разрешения органом, который его вынес.
7) организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе субъектами рекламной деятельности.
Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством о рекламе, в процессе осуществления деятельности в сфере рекламы.
Необходимо отметить, что проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»10 с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленным законодательством о рекламе.
Приказом ФАС России от 19.11.2004 г. №18011 установлен перечень должностных лиц территориальных
10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. От 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)//30.12.2008//"Парламентская газета" № 90, 31.12.2008.
11 Приказ ФАС России от 19.11.2004 г. №180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении"(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2004 № 6192) "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 51,20.12.2004
органов ФАС России, которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в пределах компетенции антимонопольного органа вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России.
Перечень должностных лиц центрального аппарата ФАС России, которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ в пределах компетенции антимонопольного органа вправе составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях на бланке ФАС России установлен Приказом ФАС России от 29.07.2015 № 667/1512 .
Отметим, что перечень должностных лиц значительно расширен по сравнению с предшествующим приказом ФАС, изданным в 2005 году13.
Таким образом, нам представляется возможным констатировать:
1). Законодательство не предполагает наличие понятия способов защиты, однако способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 части первой ГК РФ, перечень которых является открытым.
2). Необходимо обозначить, что ФЗ «О рекламе» не содержит понятия «контрреклама». Данный термин встречается лишь в отдельных статьях, в том числе статья тридцать третья содержит пояснения о том, что контрреклама выражается в форме опровержения недостоверной рекламы.
Однако, на наш взгляд, целесообразно ввести в ФЗ «О рекламе» понятие термина «контрреклама» по которым следует понимать способ защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности, который выражается в публичном опровержении недостоверной рекламы.
3). Представляется целесообразным введение в ФЗ «О рекламе» статьи, которая будет перечислять способы защиты от нарушений в сфере недобросовестной конкуренции в процессе осуществления рекламной деятельности, в частности, такие способы защиты должны буду включать в себя контррекламу.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы юридической науки и практики в сфере пресечения недобросовестной конкуренции (по материалам I Международной научно-практической конференции, Саратов, 23 марта 2013 г.; ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов: ООО «Издательство «Научная книга», 2013
2. Кайль А.Н., Нарушева Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе" (под ред. к.ю.н., доцента А.В. Копьёва). //СПС Гарант 2011.
3. Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Хол-кина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
4. Постатейный комментарий к главам 1 — 5 Гражданского кодекса Российской Федерации; Под ред. Л.В. Саннико-вой//Статут", 2015
12 Приказ ФАС России от 29.07.2015 № 667/15 "О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 № 39260)//"Российская газета", № 241, 26.10.2015
13 Приказ ФАС РФ от 05.05.2005 № 85 (ред. от 15.12.2006)"С> перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2005 № 6598)//"Российская газета", № 114, 31.05.2005.
5. Спиридонова М.А., Удалова Н.М. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. №Э8-ФЗ "О рекламе" (под ред. В.А. Лариновой).// СПС ГАРАНТ, 2011 г.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе"//"Вестник Конституционного Суда РФ", № 1, 1997
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 30.12.2015)//"Российская газета", № 238-239, 08.12.1994.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // Российская газета. 27.07.2006. № 162.
9. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03. 2015) // «Российская газета» от 15 марта 2006 г. № 51
10. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. От
28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с
10.01.2016)//30.12.2008//"Парламентская газета" № 90, 31.12.2008.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 № 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе"//"Вестник Конституционного Суда РФ", № 1, 1997
12. Приказ ФАС России от 19.11.2004 г. №180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонаруше-нии"(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2004 № 6192) "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 51,20.12.2004
13. Приказ ФАС РФ от 05.05.2005 № 85 (ред. от 15.12.2006)"О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2005 № 6598)//"Российская газета", № 114, 31.05.2005.
14. Приказ ФАС России от 29.07.2015 № 667/15 "О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 № 39260)//"Российская газета", № 241, 26.10.2015.
15. Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 N 81-Г07-16 «Об оставлении без изменения решения Кемеровского областного суда от 08.10.2007, которым было удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Законодательного Собрания Кемеровской области "О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области"» от 11.07.1994 № 1-ОП.//СПС Консультант плюс.
16. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58"О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"//"Вестник ВАС РФ", № 12, декабрь, 2012.
Рецензия
научного руководителя на статью «Пробелы в нормативном регулировании защиты от недобросовестной конкуренции в рекламе», автор - Семенова Дарья Дмитриевна, Специальность- 12.00.03 - «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право».
Подготовлена статья «Пробелы в нормативном регулировании защиты от недобросовестной конкуренции в рекламе», в которой автор проводит анализ нормативно-правовых актов, содержащих защиту от недобросовестной конкуренции применительно к рекламе, раскрывает правовые источники, фиксирующие указанные правовые категории, а так же приводит выводы исходя из проанализированных материалов.
Автор рассматривает обозначенные вопросы, не рассматривая «недобросовестную конкуренцию» и «рекламу» по отдельности, а используя комплексное понятие «недобросовестная конкуренция в сфере рекламы».
Выводы автора приведены в заключительной части статьи и представляют собой мотивированные утверждения:
1. Законодательство не предполагает наличие понятия способов защиты, однако способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 части первой ГК РФ, перечень которых является открытым.
2. Необходимо обозначить, что ФЗ «О рекламе» не содержит понятия «контрреклама». Данный термин встречается лишь в отдельных статьях, в том числе статья тридцать третья содержит пояснения о том, что контрреклама выражается в форме опровержения недостоверной рекламы.
Однако, на наш взгляд, целесообразно ввести в ФЗ «О рекламе» понятие термина «контрреклама» по которым следует понимать способ защиты от недобросовестной конкуренции в сфере рекламной деятельности, который выражается в публичном опровержении недостоверной рекламы.
3. Представляется целесообразным введение в ФЗ «О рекламе» статьи, которая будет перечислять способы защиты от нарушений в сфере недобросовестной конкуренции в процессе осуществления рекламной деятельности, в частности, такие способы защиты должны включать в себя контррекламу.
Обоснование вышеуказанных выводов автор раскрывает на протяжении всей статьи и достаточно детально анализирует, «опираясь» на нормы законодательства и судебную практику.
При этом автор не только высказывает собственное обоснованное мнение по указанным вопросам, но и предлагает вариант устранения существующей коллизии.
Таким образом, представляется возможным констатировать, что автором статьи проделана достаточная работа, которая является не только частью диссертационного исследования, но и базой для дальнейшего научно-теоретического анализа. Представленная статья, в целом, соответствует теме, обозначенной в заголовке (названии). Вероятно, проблемы, затронутые в настоящей статье, раскрыты должным образом и могут применяться в дальнейшей научной работе, а статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель,
преподаватель кафедры «Предпринимательское и корпоративное право», федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», к.ю.н., доцент Кирилин Алексей Владимирович