УДК 342.51
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Республики Марий Эл)
Н.М. Швецов, О.В. Крылова
Статья посвящена вопросам регулирования взаимоотношений субъектов системы образования как между собой, так и с государственными органами власти и управления, отдельными юридическими лицами и гражданами на основе норм права на примере Республики Марий Эл. Рассматриваются актуальные задачи и проблемы, связанные с необходимостью повышения эффективности образования и науки в Республике Марий Эл.
Ключевые слова: правовая политика в сфере образования; закон об образовании; региональная система образования; Республика Марий Эл.
N.M. Shvetsov, O.V. Krylova. LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF EDUCATION (on the example of the Republic of Mari El)
The article is devoted to regulation of interrelations of subjects of the education system, both among themselves and with state authorities and management, separate legal entities and citizens on the basis of the law on the example of the Mari El Republic. The relevant tasks and problems connected with need of increase in efficiency of science and education for the Republic of Mari El are considered.
Keywords: legal policy in education; law on education; regional education system; Republic of Mari El.
Конституцией Российской Федерации (ст. 43) установлены общие принципы государственной политики в сфере образования: «Каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии; основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [1].
Конституционные положения обычно непосредственно не реализуются. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов в области образования. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, насчитывает сегодня уже не сотни, а тысячи актов.
Говоря о значимости образования в современном мире, следует отметить тот факт, что, как подчеркивается в докладе ЮНЕСКО, для развития мира «единственно значимыми ресурсами являются лишь знания,
изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование» [3].
Правовая политика, проводимая государством в области образования, есть последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов. Она ориентирована на усовершенствование механизма правового регулирования в сфере образования. Эта деятельность, как видится, более эффективна, когда реализуется на практике в форме соответствующих нормативно-правовых актов.
В Республике Марий Эл наряду с федеральным законодательством существует свой собственный закон об образовании. Он в набольшей степени углубил, конкретизировал и детализировал положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].
Закон Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. № 29-3 «Об образовании в Республике Марий Эл» «регулирует отношения по реализации конституционного права граждан на образование на региональном уровне в пределах компетенции Республики Марий Эл [4].
На основании данного закона установле-
144
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)
ны правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в республике. Также определены полномочия органов государственной власти в сфере образования и меры социальной поддержки обучающихся, педагогических и иных работников системы образования, установлены социальные гарантии для обучающихся и педагогических работников, условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.
В сфере образования закреплены также нормы экспериментальной и инновационной деятельности, информационной открытости, обеспечение обучающихся питанием, вещевым имуществом, учебниками и учебными пособиями, получение образования для тех, кто имеет выдающиеся способности. Данные нормы закреплены в постановлении Правительства Республики Марий Эл от 04.12.2013 г. № 371 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Республике Марий Эл» [5]. Данное новшество инновационной инфраструктуры позволяет развивать систему образования на долгосрочный период с учетом направлений и перспектив социально-экономического развития.
Анализ состояния и перспектив развития образования реализуется в информационной открытости и подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению на официальных сайтах органов исполнительной власти Республики Марий Эл в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Новый закон «Об образовании в Республике Марий Эл» от 01.08.2013 г. усовершенствовал систему образования. В соответствии с ним «в дошкольных учреждениях детей не только воспитывают, но и обучают, при этом родительская плата не должна быть увеличена. Также в плату за присмотр и уход за ребенком не включены расходы на реализацию образовательной программы, оплату труда работников и ремонт детского сада» [4].
Нововведения затрагивают и школьные программы. По ним в обязательное изучение входят такие предметы, как русский язык, литература, математика, иностранный язык и история России. В данном законе прописан еще один пункт, по которому ученик должен определить один предмет на выбор, напри-
мер: филология, информатика, общественные и естественные науки.
Что касается высших учебных заведений, то мониторинг эффективности вузов стал обязательным и проводится почти каждый год.
С каждым годом рассматривается все больше предложений по усовершенствованию данного нового закона. В целевых программах системы образования улучшаются техники преподавания в вузе, прием и сдача документов абитуриентов, постройка новых инновационных зданий и сооружений для обучающихся, обучение детей инвалидов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Все это помогает развивать, совершенствовать и реализовывать правовую политику в сфере образования Республики Марий Эл.
Республикой Марий Эл в области профессионального образования должны быть решены, в соответствии с планом мероприятий «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», следующие задачи: модернизация в реализации региональных программ среднего профессионального образования, непрерывность профессионального образования, создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, обеспечение социальной поддержки обучающихся и социальных гарантий работникам профессионального образования [6].
Но главной задачей является подготовка профессиональных кадров для социальной сферы Республики Марий Эл. Существует проблема в открытии новых профессий и специальностей в высших образовательных организациях в интересах работодателей. Это осуществляется за счет бюджетных ассигнований только по аккредитованным профессиональным образовательным программам.
Еще одной проблемой является материально-техническое обеспечение. Подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, возможна только на современном высокотехнологичном оборудовании. Как видится, происходит несоответствие выпускников требованиям работодателей ввиду слабой материально-технической и учебно-производственной базы и их несоответствия современному уровню производства.
Выявляется острая проблема в кадровой обеспеченности и квалификации педагогических работников. Эффективным решением в подготовке кадров является осваивание сов-
ременных техник и новых производственных технологий, способность быть мобильным на рынке образовательных услуг.
Кроме того, существует ряд проблем, к которым относится, в первую очередь, недостаточная мотивационная готовность преподавателей и мастеров производственного обучения к деятельности в условиях инновационного развития высшего образования, их компетентность в области современных производственных технологий. Проблемой является и низкий уровень привлечения педагогов, имеющих ученые звания и степени, старение педагогических кадров. В Республике Марий Эл их средний возраст составляет 51,8 лет (в возрасте от 31 до 55 лет - 62,8 %; в возрасте старше 56 лет - 24,1 %; молодых работников до 30 лет - 13,1 %). Небольшой уровень притока молодых преподавателей обусловлен невысоким уровнем заработной платы и сложностью контингента обучающихся.
Основными проблемами в создании условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях высшего образования является и ограниченность использования дистанционных форм обучения, и недостаточный уровень квалификации педагогов системы высшего профессионального образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, а также устаревшая архитектура типовых зданий, которая не позволяет переоборудовать их с учетом особых нужд обучающихся.
Одной из актуальных проблем является также то, что многие предприятия не заинтересованы в осуществлении сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями. Работодатели не считают себя участниками образовательного процесса, позиционируя себя лишь потребителями и заказчиками квалифицированных кадров. Как видится, необходимо взаимодействие органов исполнительной власти со средствами массовой информации, тематические передачи, публикации о рабочих профессиях, рабочих династиях, о победителях конкурсов профессионального мастерства.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются различные меры социальной поддержки учащихся системы среднего профессионального образования. Они финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За успехи в учебе и активное участие в общественной работе учащиеся образовательных организаций среднего профессионального образо-
вания получают материальное поощрение в соответствии с уставом учебного заведения. Данные меры, реализуемые в регионе, носят субъективный характер. Это является препятствием для привлечения абитуриентов к обучению в системе профессионального образования.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что система образования в Республике Марий Эл, а также проанализированный закон «Об образовании в Республике Марий Эл» являются одной из важных составных частей в образовании. Это основные звенья в структуре образования всего государства в целом. С каждым годом рассматривается все больше предложений:
- по усовершенствованию и улучшению данного закона;
- улучшению техники преподавания в вузах в рамках целевой программы в системе образования;
- приему и сдаче документов абитуриентов;
- постройке новых инновационных зданий и сооружений для обучающихся;
- обучению детей инвалидов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Все это обусловливает развитие, усовершенствование и реализацию правовой политики в сфере образования Республики Марий Эл.
Список литературы
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ). М.: Проспект, 2014. 32 с.
2. Об образовании в Республики Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. № 29-3 (принят Госсобранием Республики Марий Эл 26.07.2013 г., в ред. от 24.10.2016 г. № 41-3). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О плане мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: распоряжение Правительства РФ от 30.042014 г. № 722-р.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ) // Рос. газ. 2012. 31 дек.
146
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4(30)
5. Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками в Республике Марий Эл: постановление Правительства Республики Марий Эл
от 04.12.2013 г. № 371 (в ред. от 02.09.2015 г. № 484). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. 9-е изд. испр. и доп. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2015. 640 с.
ШВЕЦОВ Николай Михайлович - доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: Pesetz@mail. ru.
КРЫЛОВА Ольга Валерьевна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
SHVETSOV, Nikolay Mikhaylovich - Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Economis, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Right. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].
KRYLOVA, Olga Valeryevna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].