УДК 37.014.1 http://regionsar.ru
ISSN 2587-8549 (Print)
DOI: 10.15507/2413-1407.106.027.201902.290-309 ISSN 2413-1407 (Online)
Региональные особенности в законодательстве Республики Мордовия об образовании
А. И. Беляйкина
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, Россия), nasta.belle&yatidex. rtt
Введение. Образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От его состояния во многом зависит будущее России, ее экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. Следовательно, выявление и изучение особенностей нормативно-правового регулирования права на образование в регионах России является актуальной темой. Цель статьи - исследовать законодательство Республики Мордовия об образовании, выявить, происходит ли учет социально-экономических, национальных, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона при нормотворчестве. Материалы и методы. Материалами для исследования послужили нормы действующего законодательства об образовании Российской Федерации и Республики Мордовия. Информационной базой стали открытые данные муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Мордовия. Использовались методы системно-структурного анализа, сравнения, формальнологический метод.
Результаты исследования. В ходе работы выявлены особенности региона, учитываемые при нормотворчестве в сфере образования Республики Мордовия: национальные, экономические, географические, социально-экономические. Установлено, что в Республике Мордовия предусмотрены дополнительные гарантии реализации конституционного права на образование: материальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального или республиканского бюджета Республики Мордовия.
Обсуиадение и заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что учет особенностей Мордовии в региональном законодательстве об образовании находится на соответствующем уровне. Перспективы дальнейшего исследования видятся в выявлении особенностей регионов и внедрении их в законодательство субъектов Российской Федерации. Полученные данные будут полезны региональным органам власти, администрациям муниципальных районов при разработке нормативно-правовых актов и программ развития образования региона.
Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании субъекта Российской Федерации, региональные особенности, социально-экономическое развитие, региональная идентичность, Республика Мордовия
© Беляйкина А. И.. 2019
0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. Ё^г^ю^в This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Regional Features in the Legislation of the Republic of Mordovia on Education
A. I. Beliaikina
National Research Mordovia State University (Saransk, Russia), nasta.belle&yandex. ru
Introduction. Education is of priority interest for the state. The future of Russia, its economic development, and the level of welfare in the society largely depend on its quality. Therefore, identification and study of the peculiarities of the legal regulation of the right to education in the regions of Russia is a relevant topic. The purpose of this paper is to investigate the legislation of the Republic of Mordovia on education, to identify whether consideration is given to socio-economic, national, geographical, ethnocultural, demographic and other features of the region when laws are made.
Materials and Methods. The rules of the current legislation of the Russian Federation and the Republic of Mordovia on education were used as the materials for the study. Open data from municipal budgetary educational institutions of the Republic of Mordovia formed the information base of the research. The study employed the method of systemic and structural analysis, that of comparison, as well as the formal logical method.
Results. The study has revealed the peculiarities of the region taken into account in the Republic of Mordovia in the process of rule-making in the field of education: the ethnic, economic, geographical, and socio-economic ones. It has been established that in the Republic of Mordovia additional guarantees are provided for the realization of the constitutional right to education: material support is provided to orphans and children left without parental care whose tuition is paid for from the federal or republican budget.
Discussion and Conclusion. The research results made it possible to draw the conclusion that consideration of the peculiarities of Mordovia in regional legislation on education is at the appropriate level. Further research may be associated with identifying the regional features and introducing them into the legislation of the constituent entities of the Russian Federation. The data obtained will be useful to regional authorities and administrations of municipal districts when drafting regulations and drawing up programs for the development of education in the region.
Keywords: right to education, legislation on education of a constituent entity of the Russian Federation, regional features, socio-economic development, regional identity, Republic of Mordovia
Введение. Все чаще мы слышим выражения «глобализация образования», «интеграция в мировое образовательное пространство», «унифицированная система образования», «единое образовательное пространство» и пр. Однако Россия - государство с огромной территорией, расположенной в четырех климатических поясах, где проживают более 190 народов1, поэтому полного единообразия в самой стране быть не
1 Всероссийская перепись населения 2010. Федеральная служба государственной статистики. LTRL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogil612.htm (дата обращения: 25.03.2019).
может, не говоря уже о применении мировой системы образования. Российская Федерация имеет свою образовательную систему с давними традициями, устоями, порядками, особенностями, сложившимися исходя из характеристик страны.
Российская Федерация провозглашает общедоступность, бесплатность образования, недопустимость дискриминации в сфере образования. Обеспечение образованием должно происходить в соответствии с потребностями личности, необходимо учитывать уровень подготовки, особенности развития, способности и интересы человека, защищать и развивать этнокультурные особенности и традиции народов России в условиях многонационального государства. Данные направления государственной политики могут быть реализованы лишь при совместной деятельности федеральных, региональных органов власти, а также органов местного самоуправления. Основной объем обязанностей по реализации стратегии государства в сфере образования по конкретному правовому регулированию возложен на региональный и местный уровень.
В данной статье будет рассмотрена проблема учета социально-экономических. национальных, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей субъекта при региональном и местном правотворчестве в Республике Мордовия. Важность исследования состоит в том. что данные признаки регионов обусловливают существование российской национальной системы образования в целом. Цель статьи -исследовать законодательство Республики Мордовия об образовании, выявить особенности нормативно-правового регулирования конституционного права на образование в Мордовии.
Обзор литературы. В научной среде имеется обширная литература, посвященная проблемам образования. Образование как правовую категорию, право на образование как субинститут основного конституционно-правового института социальных и культурных прав человека и гражданина рассматривает Т. Н. Матюшева2 [1-3]. История формирования права на образование в России, понятие и содержание конституционного права на образование, его пределы, направления правового регулирования исследуются в трудах Е. Д. Волоховой [4; 5], Л. А. Дольниковой3.
М. А. Задорина особое внимание уделяет изучению содержания права на среднее профессиональное образование [6], Н. В. Третьяк разбирает гарантии реализации права на образование в законодательных актах субъектов Российской Федерации [7], О. Л. Шабалина делает упор на исто-
г Матюшева Т. Н. Эволюция понятий «образование», «воспитание», «обучение» в образовательном законодательстве // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы V Всеросс. науч.-практ. конф. 2016. С. 43-49.
3 Дольникова Л. А. Конституционное право Республики Башкортостан: учеб. Уфа: ГУП УПК, 2003. 149 с.
рическом аспекте отечественного законодательства об образовании [8]. Однако исследованием законодательства об образовании в регионах занимаются немногие. Опишем основные тезисы работ некоторых авторов по данной проблематике.
О. В. Стульникова в своих публикациях дает анализ реализации права на образование на уровне субъектов Российской Федерации, исследует проблемы компетенции Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования, обосновывает необходимость принятия образовательного кодекса. На основе результатов социологического исследования, проведенного в Пензенской, Ульяновской областях и Республике Мордовия, автором выявлены причины нарушения конституционных прав молодежи, включая право на образование в регионах: «отсутствие надежных законов, коррумпированность государственных структур, бесконтрольность действий правоохранительных органов»4 [9].
О. А. Теплякова исследует правовые нормы по разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; разрабатывает «предложения по законодательному разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе обеспечения права на образование», выявляет пробелы в российском и региональном законодательстве в сфере образования5, коллизии (федеральное и региональное законодательство) в регулировании права на образование (право на дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование) [10].
С. В. Безуглов занимается исследованием особенностей нормативно-правового регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности; изучает проблемы обеспечения доступности права на образование сельских жителей, нормативного регулирования территориальной доступности получения образования в сельской местности, правовое положение педагогических работников сельских образовательных учреждений6. В своих работах он делает вывод, что нормативное регулирование права на образование в сельской местности больше развито и систематизировано на региональном уров-
4 Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 25 с.
5 Теплякова О. А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005. 23 с.
6 Кудлаев Ю. О., Безуглов С. В. Проблемы обеспечения равноправия сельских жителей при получении образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сб. ст. по материалам IX Всеросс. конф. молодых ученых. 2016. С. 545-547.
не. чем на федеральном. В регионах, по мнению автора, отсутствует единая концепция формирования образовательного законодательства: нормативный акт по одинаковым вопросам в одном субъекте Российской Федерации принимается в форме закона, в другом - в форме подзаконного акта представительного органа, исполнительного органа либо единоличного органа исполнительной власти.
Т. В. Грачева исследует вопросы о соотношении законодательного регулирования в сфере образования на федеральном и региональном уровнях, наличие противоречий в нормах данных законодательных уровней. Автором определена специфика реализации права на образование в Москве - «особая система образовательных учреждений, более высокое качество образования, политика города в части обеспечения получения образования всеми жителями Москвы в объеме среднего (полного) общего и установление дополнительных гарантий для жителей Москвы»7.
О. М. Ильина, исследуя правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации, выявляет следующие черты: в законодательстве Кировской области установлены дополнительные меры социальной поддержки для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе бесплатное предоставление медицинских услуг в образовательном учреждении, библиотечных услуг и др.); в Самарской области в общеобразовательных учреждениях применяется интегрированное образование - дети с отклонениями в развитии обучаются в одном классе с нормально развивающимися сверстниками; в Республике Карелия полномочия по воспитанию и обучению детей-инвалидов переданы органам местного самоуправления [11].
В результате изучения нормативных актов Пермского края, социально-экономической обстановки в регионе В. К. Довгягло, В. А. Ко-лышкиной были выявлены следующие проблемы в сфере образования края: дефицит педагогических кадров, невысокая квалификация учителей в сельской местности, бюрократические проволочки при получении мер социальной поддержки педагогическими работниками, нарушение принципа бесплатности, доступности образования, отсутствие надлежащей материально-технической базы в образовательных организациях [12].
В Республике Марий Эл. как отмечают К. В. Позднеев, Н. И. Петренко, к особенностям региона следует отнести: установление дополнительных гарантий реализации права на образование детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Законодательством республики установлено, что «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, получившие основное общее
7 Грачева Т. В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.. 2004. 24 с.
или среднее (полное) общее образование имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение (а не только право на бесплатное обучение на подготовительных курсах в образовательных учреждениях высшего образования)» [13]. Дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных учреждениях общего, среднего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения (не только до достижения 23 лет).
Достаточно большое внимание уделяют праву на образование человека иностранные ученые. Так, Д. Монк в качестве особенности образования в Великобритании выделяет домашнее обучение, набирающее большую популярность в последнее время. По мнению исследователя, «домашнее образование является проблемой, которая привлекает мало внимания общественности, правительства и ученых» [14].
У. Маккей в своих трудах обратил внимание на то. что право на образование вытекает исключительно из закона [15]. Если право на образование существует только в нормативных актах, то образование может рассматриваться не как право каждого ребенка, а как привилегия, предоставляемая законодателем, обеспечиваемая исполнительным органом и контролируемая, в качестве крайней меры, судом8.
Н. Коррейа. К. Камилоа. С. Агиара исследуют право детей на образование в дошкольных образовательных учреждениях [16]. Ш. Ридл в своей работе обращает внимание на то, что в современном законодательстве Шотландии прослеживается тенденция расширения прав детей, наравне с правами родителей и молодежи [17].
С. Бхан, С. Родрикс отмечают, что в Индии неравные социальные, экономические и политические условия оказывают сильное влияние на доступ детей к образованию и их участие в учебном процессе. Так, в некоторых штатах Индии государство не осведомляет граждан о правах в сфере образования, существует плохая доступность школ, отсутствуют необходимая инфраструктура, квалифицированный персонал, адаптированные учебные программы, материалы, системы контроля в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья [18].
Профессор А. Азизи исследует вопросы реализации права на образование на родном языке в Македонии (Республика Северная Македония), а именно возможность получения образования на албанском языке [19].
5 Mac Kay A., Krinke G. Education as a Basic Human Right: A Response to Special Education and the Charter // Canadian Journal of Law and Society. 1987. No. 2. Pp. 73-95. DOI: https://doi.org/10.1017/S0829320100001162
В респу блике единственным государственным языком является македонский, хотя население страны, помимо македонцев, состоит из албанцев, турков, цыган, сербов и других народов.
Несмотря на обозначенные исследования, в настоящее время в юридической науке недостаточно изучены региональные особенности в законодательстве об образовании края, области, округа, республики (территориальной единицы государства). Исследованию этих вопросов и посвящена данная работа.
Материалы и методы. В качестве объекта исследования выступили общественные отношения, возникающие в сфере образования. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, федеральные законы). Республики Мордовия (Конституция Республики Мордовия, законы, постановления Правительства и указы Главы Республики Мордовия), муниципальные правовые акты г. Саранска (решения Совета депутатов г. о. Саранск). Также материалом для исследования послужили научные труды, публикации в периодических изданиях российских и зарубежных ученых по анализируемой теме, открытые данные муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, а именно: уставы, учебные планы, рабочие программы учебных курсов Мордов-скопошатской средней общеобразовательной школы им. В. В. Кир-дяшкина Ельниковского района, Мордовско-Пимбурской средней общеобразовательной школы Зубово-Полянского района, Лобаскинской средней школы Атяшевского района, Тат-Пишленской средней общеобразовательной школы Рузаевского района, Кривозерьевской средней общеобразовательной школы Лямбирского района Республики Мордовия.
В работе применялись общенаучные методы - диалектический, системный, анализ, синтез, сравнение; специально-правовой метод познания - формально-юридический. Метод сравнения был применен при сопоставлении федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, в частности, при исследовании вопросов, посвященных языку образования, социальной поддержке отдельных категорий обучающихся. С его помощью выявлены отличия, особенные положения в законодательстве Республики Мордовия. Формально-юридический метод применялся для уяснения, интерпретации смысла и содержания исследовавшихся нормативных правовых актов по вопросам образования в России и Мордовии.
Научный метод анализа выступил в качестве основного исследовательского метода. Проведен анализ положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов и иных нормативно-правовых актов Республики Мордовия в сфере образования (указы Главы Республики Мордовия, постановления Правительства Республики Мордовия, решения Совета депутатов г. о. Саранск).
Использование вышеперечисленных методов позволило исследовать объект, провести обобщающий анализ теоретического и правового материала, а также выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере образования в субъектах Российской Федерации. Полученные результаты исследования изложены и обобщены на основе формально-логического метода.
Результаты исследования. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. е ч. 1 ст. 72). Ст. 41 Конституции Республики Мордовия 1995 г. закрепляет право каждого на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, получаемого впервые.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 6-9) определяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в сфере образования. Однако уточненные положения данного закона, конкретные полномочия органов государственной власти субъекта как правило должны содержаться в базовом законе об образовании субъекта Российской Федерации9, других нормативно-правовых актах, разработанных с учетом социально-экономических, национальных, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.
Первичные нормы по вопросам образования в Республике Мордовия закреплены в законе Республики Мордовия № 53-3 от 08.08.2013 «Об образовании в Республике Мордовия»10 (далее - закон № 53-3), который был разработан на основе проекта модельного закона субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации» Минобрнауки России11 с учетом особенностей системы образования Мордовии.
9 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИР-170/17 от 01.04.2013 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минобрнауки России. LTRL: ЬИрв^/минобрнауки.рф/ документы/3444/файл/2272/13.04.01-ИР-170_17.pdf (дата обращения: 25.03.2019).
10 «Об образовании в Республике Мордовия»: Закон Республики Мордовия № 53-3 от 08.08.2013 [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями). Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
11 Проект модельного закона субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минобрнауки России. LTRL: Шр://минобрнауки.рф/докумеН'Ш/1249/файл/1880/Проект_модельного_закона. pdf (дата обращения: 25.03.2019).
Выделим основные особенности региона, учтенные в законе № 53-3 и других нормативно-правовых актах, принятых во исполнение данного закона.
1. Изучение в образовательных организациях, находящихся на территории Республики Мордовия, национального языка. В соответствии с ч. 2 ст. 3 закона № 53-3 «преподавание и изучение мордовского (мокшанского, эрзянского) языка как государственного языка Республики Мордовия осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Мордовия, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с ФГОС»12. Кроме того, ч. 3 ст. 3 закона № 53-3 закрепляет право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов России, а также право на изучение родного языка из числа языков народов России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
Схожие по содержанию нормы прописаны в законе Республики Мордовия № 19-3 от 06.05.1998 «О государственных языках Республики Мордовия». В нем отмечено, что органы государственной власти Мордовии обеспечивают на территории республики создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков (ст. 8). Республика предоставляет гражданам Российской Федерации, проживающим на ее территории, условия для изучения и преподавания государственных языков Республики Мордовия и языков народов, компактно проживающих на ее территории, в пределах возможностей системы образования (ст. 10)13.
Так, в рамках национально-регионального компонента учебного плана в МОУ «Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Кирдяшкина»14, МБОУ «Мордовско-Пимбурская средняя общеобразовательная школа»15 ученики 1-11 классов изучают родной
12 «Об образовании в Республике Мордовия»: Закон Республики Мордовия № 53-3 от 08.08.2013.
13 «О государственных языках Республики Мордовия»: Закон Республики Мордовия № 19-3 от 06.05.1998 [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями). Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
н Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мордовскопошатская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Кирдяшкина» [Электронный ресурс]. URL: http://mposheln.schoolrm.ru/sveden/ (дата обращения: 18.02.2019).
15 Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мордовско-Пимбурская средняя общеобразовательная школа» [Электронный ресурс]. LTRL: http://mpimbzub.schoolrm.ru/sveden/ (дата обращения: 18.02.2019).
(мокшанский) язык и родную (мокшанскую) литературу, в МБОУ «Jlo-баскинская средняя школа»16 ученики 1-9 классов - родной (эрзянский) язык и родную (эрзянскую) литературу, в МБОУ «Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа»17, МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа»18 обучающиеся 1-11 классов изучают родной (татарский) язык и родную (татарскую) литературу.
Поскольку Республика Мордовия является субъектом Российской Федерации, образованным по национальному признаку, государственным языком в ней наряду с русским признается мордовский (мокшанский и эрзянский) язык. Следовательно, в данном случае мы можем говорить об учете в региональном законодательстве об образовании национального компонента [20].
2. Включение в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, литературы на национальном языке. Министерство образования Республики Мордовия участвует в экспертизе включаемых в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Мордовия, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке19.
3. Материальная поддержка и поощрение обучающихся в образовательных и научных организациях Республики Мордовия. Согласно п. 8 ст. 6 закона № 53-3, Правительство Республики Мордовия утверждает порядок назначения материальных мер поощрения и поддержки в сфере образования и молодежной политики. Так, постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.12.2015 № 701 установлены нормативы для формирования стипендиального фонда за счет республиканских бюджетных средств в отношении:
16 Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лобаскинская средняя школа» [Электронный ресурс]. LTRL: http://lobatsh.schoolrm.ru/ sveden/ (дата обращения: 18.02.2019).
17 Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа» [Электронный ресурс]. LTRL: http:// tatruz.schoolrm.ru/sveden (дата обращения: 18.02.2019).
18 Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://krivlmb. schoolrm.ru (дата обращения: 18.02.2019).
15 «Об образовании в Республике Мордовия»: Закон Республики Мордовия № 53-3 от 08.08.2013. Ст. 7.
- государственной академической и государственной социальной стипендии обучающимся очной формы обучения в государственных профессиональных образовательных организациях Мордовии - 400 руб. и 600 руб. в месяц соответственно;
- государственной стипендии аспирантам очной формы обучения в государственных научных организациях Республики Мордовия - 2 500 руб. в месяц20.
Аналогичное полномочие закреплено у Главы Республики Мордовия (п. 5 ст. 4 закона № 53-3) и реализовано в следующих нормативных актах:
- Указ Главы Республики Мордовия № 22-УГ от 19.01.2018 предусматривает следующие виды премий: призерам и победителям заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам - 30 тыс. и 60 тыс. руб. соответственно; призерам (бронзовая, серебряная, золотая медали) международной (мировой) олимпиады - 100 тыс., 200 тыс., 300 тыс. руб. соответственно21;
- Указ Главы Республики Мордовия № 98-УГ от 25.04.2016 устанавливает стипендию обучающимся в ГБОУ РМ «Республиканский лицей» в размере 400 руб. в месяц22;
- Указ Главы Республики Мордовия № 228-УГ от 04.10.2014 вводит:
1) именные и повышенные именные стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования, в размере 500 руб. и 1000 руб. в месяц;
2) именные и повышенные именные стипендии студентам, обучающимся по образовательным программам высшего образования
20 Постановление Правительства Республики Мордовия № 701 от 10.12.2015 «Об утверждении нормативов для формирования стипендиального фонда для обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных научных организациях Республики Мордовия и Положения о Порядке формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Мордовия для обучающихся по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных научных организациях Республики Мордовия» [Электронный ресурс]: (с изменениями). Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
21 Указ Главы Республики Мордовия № 22-УГ от 19.01.2018 «Об учреждении премий Главы Республики Мордовия учащимся образовательных организаций Республики Мордовия - победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, победителям и призерам международной (мировой) олимпиады школьников по общеобразовательным предметам» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
22 Указ Главы Республики Мордовия № 98-УГ от 25.04.2016 «Об установлении стипендии обучающимся в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республики Мордовия «Республиканский лицей» [Электронный ресурс]: (с изменениями). Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
(бакалавриат, специалитет. магистратура), - 1500 руб. и 2000 руб. в месяц23.
Размеры различных видов стипендий, устанавливаемых Правительством и Главой Республики Мордовия, зависят от объема бюджета республики и экономической обстановки в регионе (развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и пр.), т. е. происходит учет экономических особенностей региона в законодательстве об образовании.
4. Типовые требования к одежде обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Мордовия. П. 10.1 ст. 6 закона № 53-3 содержит полномочие Правительства Республики Мордовия по утверждению типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Мордовии.
Согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия № 208 от 12.05.2014 «Об утверждении Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», в образовательных организациях устанавливаются следующие виды школьной одежды: повседневная, парадная и спортивная.
Повседневная школьная одежда обучающихся предполагает:
1) для мальчиков и юношей - брюки классического покроя, пиджак или жилет нейтральных цветов; однотонная сорочка сочетающейся цветовой гаммы; аксессуары (галстук, поясной ремень);
2) для девочек и девушек - жакет, жилет, юбка, брюки классического покроя или сарафан нейтральных цветов; непрозрачная блузка (длиной ниже талии) сочетающейся цветовой гаммы; платье в различных цветовых решениях, которое может быть дополнено белым или черным фартуком, съемным воротником, галстуком24.
Учитывая, что климат региона умеренно-континентальный и в зимнее время температура воздуха может опускаться до -27 °С, в Постановлении есть оговорка, согласно которой в холодное время года допускается ношение обучающимися джемперов, свитеров и пуловеров сочетающейся цветовой гаммы. Одежда обучающихся должна соответствовать погоде
23 Указ Главы Республики Мордовия № 228-УГ от 04.10.2014 «Об установлении именных стипендий студентам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия» [Электронный ресурс]: (с изменениями). Дата обновления: 20.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
и Постановление Правительства Республики Мордовия № 208 от 12.05.2014 «Об утверждении Типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия» [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями). Дата обновления: 21.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении. В данном случае происходит учет географических, климатических особенностей Республики Мордовия.
5. Стоимость питания в общеобразовательных учреждениях г. о. Саранск. Решением Совета депутатов г. о. Саранск № 425 от 04.02.2015 установлена стоимость услуг по организации питания школьников в муниципальных (в том числе автономных) общеобразовательных учреждениях г. о. Саранск:
- горячие завтраки для обучающихся 1-4 классов - 45 руб., в том числе за счет средств бюджета г. о. Саранск в размере 8 руб.;
- горячие завтраки для обучающихся 5-11 классов - 50 руб., в том числе за счет средств бюджета г. о. Саранск в размере 8 руб.;
- горячие обеды для обучающихся 1-4 классов - 52 руб., в том числе за счет средств бюджета г. о. Саранск в размере 8 руб.;
- горячие обеды для обучающихся 5-11 классов - 58 руб., в том числе за счет средств бюджета г. о. Саранск в размере 8 руб.23.
Указанный размер стоимости питания установлен органом местного самоуправления с учетом уровня прожиточного минимума на душу населения республики, уровня средней заработной платы в регионе и общей социально-экономической ситуации в Мордовии.
6. Особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия. Некоторые правовые документы Республики Мордовия устанавливают конкретный порядок (механизм) реализации отдельных элементов права на образование. Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 закона № 53-3 обучающимся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия26. Следовательно, мы делаем вывод, что в бюджете Мордовии достаточно денежных средств для закупки специальной учебной литературы, а также оплаты услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (учтены экономические возможности региона).
25 Решение Совета депутатов городского округа Саранск № 425 от 04.02.2015 «Об установлении стоимости муниципальной услуги по организации питания обучающихся школьного возраста в муниципальных общеобразовательных учреждениях, муниципальных автономных образовательных учреждениях городского округа Саранск» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
16 Постановление Правительства Республики Мордовия № 621 от 03.11.2015 «Об утверждении Порядка предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
7. Социальная поддержка отдельных категорий обучающихся в Республике Мордовия. Отдельные нормативно-правовые акты региона устанавливают специальные средства поддержки обучающихся. Согласно ст. 11 закона Республики Мордовия № 102-3 от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки:
- ежемесячное денежное пособие при отсутствии горячего питания в государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, а также при наличии только одноразового горячего питания (ч. 1. п. 8 ст. 11);
- ежемесячная денежная выплата:
а) за счет средств федерального или республиканского бюджета студентам очной формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования в расположенных на территории Республики Мордовия образовательных организациях высшего образования - в размере 100 % государственной академической стипендии, установленной законодательством Российской Федерации для указанной категории обучающихся (ч. 1. п. 10 ст. 11);
б) за счет средств республиканского бюджета студентам очной формы обучения по образовательным программам среднего профессионального образования в расположенных на территории Республики Мордовия государственных профессиональных образовательных организациях -в размере 100 % государственной академической стипендии, установленной законодательством Республики Мордовия для указанной категории обучающихся (ч. 1. п. 10 ст. 11);
- ежегодное денежное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей до завершения обучения в профессиональных образовательных организациях Мордовии (ч. 1. п. 11 ст. 11);
- право бесплатного проезда по единой социальной проездной карте на автомобильном транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении на территории Республики Мордовия за счет средств республиканского или местных бюджетов предоставляется студентам очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств республиканского бюджета и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (ч. 1. п. 17 ст. 11);
- право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих без взимания платы (ч. 1. п. 22 ст. II)27.
В случае достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение до завершения обучения по таким образовательным программам (ч. 3.2. ст. 11).
В указанном выше нормативном документе принимаются во внимание социально-экономические особенности региона - проживание на территории республики социально незащищенной категории граждан, их тяжелое материальное положение.
Обсуждение и заключение. Различная географическая протяженность регионов, климатические особенности, неравномерность распределения населения по территории, стратификация населения по уровню доходов, неоднородная экономическая и хозяйственная структура экономики страны являются признаками территориальных субъектов, которые определяют особенности их законодательства. Существующие в сфере образования неурегулированные вопросы, пробелы в праве, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации либо совместной компетенции субъекта Российской Федерации и самой Российской Федерации, необходимо разрешать региональным нормотворцам с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона. Однако не стоит увлекаться, злоупотреблять особенностями субъекта РФ при региональном нормотворчестве во вред естественным, а также гарантированным Конституцией Российской Федерации правам человека и гражданина.
Цель исследования, заявленная в начале статьи, достигнута. Проведенный анализ нормативно-правовых актов Республики Мордовия свидетельствует о принятии во внимание ряда особенностей региона при нормотворчестве: национальных, климатических, территориальных, экономических, социальных. Выявлено, что субъект устанавливает дополнительные, по отношению к федеральным, гарантии реализации конституционного права на образование.
27 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия»: Закон Республики Мордовия № 102-3 от 28.12.2004 [Электронный ресурс]: (с изменениями и дополнениями). Дата обновления: 21.02.2019. Доступ из системы ГАРАНТ.
Несмотря на значительное число исследований, посвященных вопросам образования, недостаточное внимание уделено изучению региональных особенностей в законодательстве об образовании территориальной единицы государства. Следовательно, данный вопрос продолжает оставаться актуальным.
Полученные в исследовании выводы могут быть использованы при подготовке последующих публикаций и учебных пособий по проблемам конституционного права и послужить стимулом для дальнейших исследований данной проблемы, в том числе и в других субъектах Российской Федерации. Материалы статьи могут применяться в педагогической деятельности, в частности вузами в учебном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Матюшева Т. Н. Конституционное право человека и гражданина на образование в Российской Федерации: становление и развитие понятия // Современное право. 2009. № 1. С. 13-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12874451 (дата обращения: 19.03.2019).
2. Матюшева Т. Н. Образование как правовая категория: понятие и составляющие // Право и образование. 2009. № 1. С. 21-30. URL: http://old.edit.muh. ru/content/mag/magcontent.php?link=pr0109 (дата обращения: 19.03.2019).
3. Матюшева Т. Н. К вопросу о становлении субинститута права на образование // Современное право. 2017. № 6. С. 22-26. URL: https://elibrary.rii/item. asp?id=29460231 (дата обращения: 19.03.2019).
4. Волохова Е. Д. Формирование права на образование в истории России // Известия высших учебных заведений: Правоведение. 2002. № 3 (242). С. 249-257. URL: https://elibrary.ra/item.asp?id=23087860 (дата обращения: 19.03.2019).
5. Волохова Е. Д. Понятие и содержание конституционного права на образование //Право и образование. 2002. № 3. С. 22-32. URL: https://elibrary.rii/ item.asp?id= 15522020 (дата обращения: 19.03.2019).
6. Задорина М. А. Конституционно-правовое содержание права на среднее профессиональное образование // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2016. Т. 15, № 3 (32). С. 54-59. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu5.2016.3 7
7. Третьяк Н. В. Гарантии реализации конституционного права на образование в законодательных актах субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (21). С. 57-63. URL: http://aprp-msal. ru/articles/article_21535.html?issue=apmag-4-2011 (дата обращения: 19.03.2019).
8. Шабалина О. Л. Нормативное закрепление права на образование в отечественном законодательстве: историко-правовой анализ // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 242-244. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110850 (дата обращения: 19.03.2019).
9. Стульникова О. В. Проблемы законодательства субъектов Российской Федерации в области образования // Вестник Саратовской государственной академии права. 2007. № 2. С. 226-231. URL: https://elibrary.ra/item.asp?id=9544480 (дата обращения: 19.03.2019).
10. Теплякова О. А. Коллизии в регулировании права на образование // Право и образование. 2005. № 4. С. 65-72. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=9228635 (дата обращения: 19.03.2019).
И. Ильина О. М. Правовое регулирование права на образование детей-ин-валидов в субъектах Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. № 4 (17). С. 96-100. URL: http://vestnik.pags.ru/ vestnik/archive/vestnikN17.php (дата обращения: 19.03.2019).
12. Довгяло В. К., Колышкина В. А. Проблемы реализации права граждан на общее образование в Российской Федерации: пути решения (на примере Пермского края) // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 146-158. URL: http://vestnik3.pspu.ru/vestnik3-2017.php (дата обращения: 19.03.2019).
13. Поздеев К. В., Петренко Н. И. Развитие дополнительного права на образование, установленного федеральным законодательством в законодательстве Республики Марий Эл // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2016. № 2 (4). С. 90-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28376455 (дата обращения: 19.03.2019).
14. Monk D. Problematising Home Education: Challenging 'Parental Rights' and 'Socialisation' // Legal Studies. 2004. Vol. 24, issue 4. Pp. 568-598. DOI: https:// doi. org/10.111 l/j,1748-121X.2004.tb00263.x
15. MacKay A. W. Human Rights and Education: Problems and Prospects // Education & Law Journal. 1997. Vol. 8. Pp. 69-88. URL: https://papers.ssm.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=2991631 (дата обращения: 19.03.2019).
16. Riddell S. The Biggest Extension of Rights in Europe? Needs, Rights and Children with Additional Support Needs in Scotland // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23, issue 5. Pp. 473^190. DOI: httpsV/doi.org/lO.l 080/13603116.2019.1580925
17. Children's Right to Participate in Early Childhood Education Settings: A Systematic Review / N. Correia [et al.] // Children and Youth Services Review. 2019. Vol. 100. Pp. 76-88. DOI: https://doi.org/10.1016/jxhildyouth.2019.02.031
18. Bhan S., Rodricks S. Indian Perspective on Child's Right to Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 69. Pp. 367-376. DOI: https:// doi. org/10.1016/j.sbspro.2012.11.422
19. Azizi A. The Right to Education in the Republic of Macedonia: The Right to Education in one's Mother Tongue // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. Pp. 2435-2440. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2011.04.123
20. Беляйкина А. И. Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образования // Постулат. 2018. № 8. URL: http://e-postulat.ru/index.php/ Postulat/article/view/1790/1824 (дата обращения: 19.03.2019).
Поступила 04.02.2019; принята к публикации 15.03.2019; опубликована онлайн 28.06.2019.
Об авторе:
Беляйкина Анастасия Игоревна, аспирант кафедры международного и европейского права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), ОЯСШ: https://orcid.org/0000-0003-0560-8886, па в1а.Ье11е@уапёех.ги
Для цитирования'.
Беляйкина А. И. Региональные особенности в законодательстве Республики Мордовия об образовании // Регионология. 2019. Т. 27, № 2. С. 290-309. БОР https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.290-309
Автор и его научный руководитель прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Matyusheva T.N. [The Constitutional Right of a Person and a Citizen to Education in the Russian Federation: Formation and Development of the Concept], Sovremennoe pravo = Modem Law. 2009; (1): 13-18. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id= 12874451 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
2. Matyusheva T.N. Education as Legal Category: Concept and Integral Parts. Pravo i obrazovanie = Law and Education. 2009; (l):21-30. Available at: http:// old.edit.muh.ru/content/mag/magcontent.php?link=pr0109 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
3. Matyusheva T.N. Development of the Subinstitute of the Right to Education Revisited. Sovremennoe pravo = Modern Law. 2017; (6):22-26. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29460231 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
4. Volokhova E.D. [Formation of the Right to Education in the History of Russia], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij: Pravovedenie = Proceedings of Higher Education Institutions: Jurisprudence. 2002; (3):249-257. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=23087860 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
5. Volokhova E.D. [The Concept and Content of the Constitutional Right to Education], Pravo i obrazovanie = Law and Education. 2002; (3):22-32. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=15522020 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
6. Zadorina M.A. Constitutional and Legal Content of the Right to Secondary Vocational Education. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Jurisprudentsiva = Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence. 2016; 15(3):54-59. (In Russ.) DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu5.2016.3.7
7. Tretyak N.V. Guarantees of the Constitutional Right to Education in the Legislation of the Russian Federation. Aktualnye problemy rossijskogo prava = Actual Problems of the Russian Law. 2011; (4):57-63. Available at: http://aprp-msal.ru/articles/article_2153 5.html?issue=apmag-4-2011 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
8. Shabalina O.L. [Standardization of the Right to Education in Russian Legislation: A Historical and Legal Analysis], Nachalnaya shkola: Problemv i perspektivy, tsennosti i innovatsii = Primary School: Problems and Prospects, Values and Innovations. 2015; (8):242-244. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110850 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
9. Stulnikova O.V. [Problems of the Legislation of Subjects of the Russian Federation in the Field of Education], Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj akadeniii prava = Bulletin of Saratov State Academy of Law. 2007; (2):226-231. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9544480 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
10. Teplyakova O.A. [Conflicts in the Regulation of the Right to Education], Pravo i obrazovctnie = Law and Education. 2005; (4):65-72. Available at: https:// elibrary.ru/ item.asp?id=9228635 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
11. Ilyina O.M. Special Education Right Legal Regulation in the Russian Federation Regions. Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvemioj sluzlibv = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 2008; (4):96-100. Available at: http://vestnik.pags.ru/vestnik/archive/vestnikN17.php (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
12. Dovgyalo V.K., Kolyshkina V.A. Problems of Implementation of the Right of Citizens to General Education in the Russian Federation: Ways of Solution (on the Example of the Perm Region). Vestnik Petviskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 3: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki = Vestnik of Perm State Humanitarian Pedagogical University. Series 3: Liberal Arts and Social Sciences. 2017; (2): 146-158. Available at: http://vestnik3.pspu.ru/vest-nik3-2017.php (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
13. Pozdeev K.V., Petrenko N.I. Development of the Additional Right for Education Established by the Federal Legislation in the Legislation of the Republic of Mari El. Vestnik Mezhregionalnogo othytogo sotsialnogo institute = Bulletin of the Interregional Open Social Institute. 2016; (2):90-98. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28376455 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
14. Monk D. Problematising Home Education: Challenging 'Parental Rights' and 'Socialisation'. Legal Studies. 2004; 24(4):568-598. DOI: https://doi.org/10.llll/ j,1748-121X.2004.tb00263.x
15. MacKay A.W. Human Rights and Education: Problems and Prospects. Education & Law Journal. 1997; 8:69-88. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=2991631 (accessed 19.03.2019).
16. Riddell S. The biggest Extension of Rights in Europe? Needs, Rights and Children with Additional Support Needs in Scotland. International Journal of Inclusive Education. 2019; 23(5):473-490. DOI: https://doi.org/10.1080/1360311 6.2019.1580925
17. Correia N., Camilo C., Aguiar C., Amaro F. Children's Right to Participate in Early Childhood Education Settings: A Systematic Review. Children and Youth Services Review. 2019; 100:76-88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childy-outh.2019.02.031
18. Bhan S., Rodricks S. Indian Perspective on Child's Right to Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012; 69:367-376. DOI: https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2012.11.422
19. Azizi A. The Right to Education in the Republic of Macedonia: The Right to Education in One's Mother Tongue. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011; 15:2435-2440. Available at: https://doi.org/ 10.1016/j. sbspro. 2011.04.123.
20. Beliaikina A.I. The legislation of Regions of the Russian Federation in the Field of Education. Postulat. 2018; (8). Available at: http://e-postulat.ru/index.php/ Postulat/article/view/1790/1824 (accessed 19.03.2019). (In Russ.)
Submitted 04.02.2019; accepted for publication 15.03.2019; published online 28.06.2019.
About the author.
Anastasia I. Beliaikina, Postgraduate, Department of International and European Law, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevists-kaya St., Saransk 430005, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0560-8886, nasta.belle@yandex.ru
For citation'.
Belyaikina A.I. Regional Features in the Legislation of the Republic of Mordovia on Education. Regionology = Russian Journal of Regional Studies. 2019; 27(2): 290-309. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201902.290-309
The author and the academic supervisor have read and approved the final version of the manuscript.