Низова Л.М., Данилова М.И.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВО
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретает положение детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Дети с особыми нуждами — одна из самых незащищенных категорий нашего общества. Рождение больного ребенка оказывает травмирующее воздействие на взаимоотношения между родителями. Сложившаяся ситуация становится испытанием как для проверки подлинности чувств между родителями, так и между каждым из родителей и ребенком. По мнению В.В. Ткачевой, в 32% случаев семьи, где появляется ребенок с ограниченными возможностями, не выдерживают такого испытания и распадаются, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии [1. С. 150]. В большинстве же случаев семьи сплачиваются и борются с недугом ребенка, начинают излишне его опекать. Тем самым ребенок-инвалид становится зависимым
в социальном, территориальном и экономическом плане, что негативно сказывается на дальнейшем его развитии [2. С. 119].
Приятной неожиданностью для поддержки семьи стало предоставление возможности направления материнского капитала на реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. Это имеет особую значимость для дотационных субъектов, к которым относится Республика Марий Эл. По состоянию на 1 января 2016 г., в республике проживали 2540 детей-инвалидов (рис 1).
Реабилитация детей-инвалидов находится в центре внимания Правительства Республике Марий Эл. Аргументами этому являются: реализация республиканской целевой программы «Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»; функционирование трех реабилитационных центров для детей-инвалидов и детского дома-интерната, специализированного педиатрического бюро. Комплексные центры социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям осуществляют со-
циальное сопровождение семей с ния необходимой помощи, консуль-детьми-инвалидам, составляют реа- тируют родителей, находящихся в билитационный маршрут для оказа- домашних условиях.
Источник: Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://maristat. gks.ru (дата обращения: 14.06.2016)
Рис. 1. Динамика численности детей-инвалидов в РМЭ, тыс. человек
В настоящее время из общего числа детей-инвалидов республики 1577 человек охвачены услугами в системе образования, 320 детей — услугами системы социальной защиты.
В то же время, 643 ребенка относятся к неорганизованным детям, т.е. неохваченным услугами реабилитации, в том числе 440 из них дошкольного возраста и 208 — школьного.
В современных условиях социальная защита детей-инвалидов перерастает из социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека. По мнению Президента Российской Федерации Путина В.В., необходимо «в ближайшие годы создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать, найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы — до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места»
В Республике Марий Эл для таких
семей установлены дополнительные
выплаты и льготы1:
• компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому;
• выделение дополнительных ежемесячных денежных выплат одному из неработающих родителей, воспитывающих двух и более детей-инвалидов;
• предоставление земельного участка семьям, воспитывающих детей-инвалидов;
• ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов;
• предоставление права проезда по единому социальному проездному билету детям-инвалидам и лицам, непосредственно сопровождающим их;
1 Закон Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 50-З (ред. от 02.03.2016)«О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
• оплата четырех выходных дополнительных дней в месяц в размере среднего заработка одному из работающих родителей по уходу за детьми-инвалидами.
В рамках постановления Правительства Республики Марий Эл № 659 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, осуществляющих социальное обслуживание на территории Республики Марий Эл» проводятся такие реабилитационные услуги, как:
• социально-бытовые (обеспечение жилой площадью, питанием, мягким инвентарем, гигиеническими услугами);
• социально-медицинские (реабилитационные мероприятия в соответствии с ИПР);
• социально-психологические (психодиагностика, психокоррекция, психотренинги, психопрофилактика);
• социально-педагогические (обучение, воспитание, социокультурная реабилитация);
• социально-трудовые (помощь в трудоустройстве, дистанционная занятость);
• социально-правовые (защита прав и законных интересов получателей услуг), услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (обучение навыкам поведения, компьютерной грамотности, пользованию техническими средствами реаби-литации).2
2 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11 декабря 2014 г. № 659 «Об утверждении Порядка предоставления соци-
Социально-педагогические услуги детям-инвалидам являются неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дети-инвалиды, в зависимости от психофизического развития и желания родителей, получают образовательные услуги как в государственных специальных (коррекционных), так и в общеобразовательных учреждениях. В России разработан федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который, по мнению С.В. Алехиной: «... задает высокую планку к содержанию образования, меняет отношение к результату образования ребенка с ОВЗ, исключает необучаемость, открывает двери к инклюзии» [4. С. 89].
В республике сохранена оптимальная сеть государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха и речи (1), зрения (1), интеллекта (8), в которых обучаются 1210 детей-инвалидов.
Специфика специального (кор-рекционного) образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки. В текущем учебном году в республике впервые открылся класс, в котором обучаются дети со сложной структурой дефекта, 2 ученика этого класса
альных услуг в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, осуществляющих социальное обслуживание».
имеют диагноз «ранний детский аутизм».
Часть детей-инвалидов «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательную школу. Данный факт актуализирует проблему становления инклюзивного образования как одного из условий создания безбарьерной среды. В настоящее время в 25-ти образовательных учреждениях (9,6% от общего их количества) созданы условия для обучения детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Включение детей-инвалидов в образовательный процесс на базе школ общего типа — это сравнительно новый подход для российского образования. Для решения этой задачи в республике проведен конкурс среди образовательных учреждений на соответствие материально-технической базы для организации инклюзивного образования. В число базовых организацией вошла МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» (п. Советский). Здесь используется многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции обучения детей-инвалидов, которая имеет следующие формы:
а) комбинированная — ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны пе-дагога-дефектолога, учителя-логопеда, психолога;
б) частичная — обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой, в этом случае часть дня они проводят в специальных классах;
в) временная — дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.
Другим видом получения образования для детей-инвалидов является обучение с помощью дистанционных образовательных технологий. Категория детей, временно или постоянно не имеющих возможность посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья, учатся на дому (378 человек) [5. С. 7]. Такой тип обучения в республике осуществляется по двум моделям:
1) обучение осуществляется непосредственно в центре дистанционного образования;
2) организация надомного обучения осуществляется на базе образовательного учреждения по месту жительства ученика и дополняется дистанционными уроками педагогами центра дистанционного образования.
Новым направлением социально-педагогических услуг детей-инвалидов является обучение на базе дома-интерната. Так, например, Савинский детский дом-интернат получил лицензию Министерства образования и науки Республики Марий Эл на осуществление образовательной деятельности. Здесь функционируют две программы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта от 4 до 8 лет и с 8 до 18 лет, цель которых — обучение детей с нарушениями интеллекта грамоте, элементарному счету с дальнейшей социализацией их в общество. Ведущую роль в социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов занимают
три направления развития речи: понимание обращенной речи; активизация речи; интонационная выразительность речи.
Следующей ступенью получения образования детьми с инвалидностью является профессиональная подготовка к трудовой деятельности. Задача профессиональной реабилитации — коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности. Так, в Савинском детском доме-интернате для повышения эффективности реализации данного вида реабилитации используются четыре формы организации труда:
1) первично-индивидуальная;
2) операционно-групповая;
3) коллективная;
4) индивидуально-профессиональная.
Показательным результатом реабилитационной работы является участие воспитанников в соревнованиях муниципального, республиканского, российского и международного уровней. Представленная система обучения и воспитания детей-инвалидов позволяет не только охватить разнообразный контингент обучающихся, но и планомерно готовить ребенка к трудовой деятельности.
Кроме этого, в республике успешно реализуется постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2012 года № 242 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях и в организациях Республики Марий Эл». Мониторинг показал положительную динамику за последние три года (рис. 2).
2 Е
Ш 2
8 х
2 Т
^ О 2 ю (Л
* о.
3000 2500 2000 1500 1000 500 0
-2664
^^^ 10АК -1086 1397 1446
^^^ 1246
2011 2012 2013 2014 2015
Источник: Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл.
Рис. 2. Динамика численности квотированных рабочих мест для инвалидов в
Республике Марий Эл
На этом фоне увеличилось число созданных специализированных рабочих мест для инвалидов в 3 раза (с 33 до 93 ед.)
Степень социализации детей-инвалидов зависит от качества социокультурной реабилитации, которая носит характер содействия в повышении интереса к культуре, искусству и внедрению новых форм разви-
тия и демонстрации достижений и талантов. Социокультурная реабилитация — комплекс мероприятий и процессов, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов [7].
В Республике Марий Эл в целях создания равных прав и свобод в области культуры, принят Закон РМЭ № 85-Ш «О культуре», в который в 2015 году внесены существенные изменения об обеспечении условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (ст. 30), в том числе, музеев, учреждений культуры и искусства (ст. 39).3
В ведущих театрах, музеях, библиотеках республики установлены подъемные устройства, лифты, специальные приспособления в туалетах, специальная методическая литература. Инфраструктура сферы культуры пополнилась новыми учреждениями: Марийский национальный театр оперы и балета им. Э. Сапаева, Республиканский театр кукол, Музей детства, Республиканская детско-юношеская библиотека им. В.Х. Колумба, где предусмотрены меры для свободного доступа инвалидов.
Особую значимость в социокультурной реабилитации инвалидов имеет деятельность Республиканской библиотеки для слепых, на базе которой создан социокультурный центр реабилитации, где проводятся интеллектуальные игры, литературно-музыкальные композиции, конкурсы и акции «Подари ребенку книгу», «Библиопомощь на дому». Примером эффективной социокультурной реабилитации инвалидов является также деятельность Национального музея имени Т. Евсеева, на базе которого проводятся образовательные, культурные, музыкально-театрализованные представления для детей-инвалидов.
В рамках социокультурной реабилитации детей-инвалидов в Савин-ском доме-интернате широко используется иппотерапия — лечебная
3 Закон Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III «О культуре» (ред. от 26.10.2015).
верховая езда для восстановления здоровья и психоэмоционального состояния ребенка. В учреждении создана конноспортивная секция. Использование данного инновационного метода облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности ребенка с инвалидностью.
В целях выявления приоритетов и проблем социокультурной реабилитации детей-инвалидов, определения мер по их устранению нами проведено социологическое исследование (выборка составила 150 родителей детей-инвалидов), которое показало следующее:
• основная часть респондентов (дети-инвалиды и их родители) (80%) удовлетворены разнообразием проводимых социокультурных мероприятий;
• 95% удовлетворены профессионализмом и внимательностью специалистов учреждений культуры;
• на фоне положительных изменений две третьи респондентов (67%) считают, что некоторые учреждения остаются недоступными: отсутствуют специальные оборудования (30%), недостаточное транспортное обслуживание (25%), дороговизна услуг (12%);
• большинство респондентов (85%) внесли предложения о развитии инклюзивных форм услуг, т.е. проведение совместных со здоровыми сверстниками мероприятий.
В ходе интервьюирования специалистов учреждений культуры выявлены следующие пожелания: установить интерактивные доски, плазменные экраны, аудиовизуальный комплекс (90%), поставить дополнительные перила (75%), необходи-
мость использования технологий арттерапии, сказкотерапии, мастер-классов (68%).
Кроме того, необходимо организовать адресные программы (выездные лекции, экспозиции), увеличить финансирование культурных программ, разработать новые проекты социокультурной реабилитации инвалидов.
Проведенный мониторинг, социологический и экспертный опрос по социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общество позволил выявить следующие проблемы:
1) недостаточное финансирование реабилитационных мероприятий, которые осуществляются в основном за счет региональных бюджетов. Так как Республика Марий Эл является дотационной, возникают большие проблемы с материально-техническим обеспечением реабилитации детей-инвалидов в учреждениях культуры и социальной защиты;
2) использование старых стандартов, определяющих названия учреждений социального обслуживания и методы их деятельности;
3) принижение роли отцовства в воспитании детей-инвалидов в семье;
4) сохранение отрицательного общественного мнения по отношению к детям-инвалидам, что сдерживает развитие инклюзии;
5) сужение арсенала профессий по подготовке детей-инвалидов к их будущему трудоустройству;
6) дефицит кадров узкой специализации в социальных и учебных учреждениях.
Обобщив опыт технологий социальной реабилитации детей-инвалидов, авторами выработаны предложения по созданию дополнительных
условий для их участия в жизни общества:
• в дополнение к действующим нормативно-правовым актам целесообразно разработать государственные стандарты социального обслуживания населения, интегрирующие взгляды поставщиков и получателей услуг;
• провести разграничение полномочий федеральных и региональных органов по вопросам финансирования и организации реабилитации детей-инвалидов с учетом возможностей субъекта РФ;
• с учетом международного опыта видится необходимым рассмотрение возможности законодательного закрепления при инклюзивном образовании норматива количества детей-инвалидов относительно здоровых детей в одном классе, а также норматива количества тьюторов, сопровождающих детей-инвалидов при освоении ими программ обучения;
• усилить контроль за качеством предоставления детям-инвалидам всех видов социальных услуг;
• продолжить выполнение мероприятий по обеспечению доступности образовательных, профессиональных, культурных, социальных учреждений для детей-инвалидов;
• формировать благоприятное общественное мнение населения в отношении детей-инвалидов на основе доверия, поддержки и взаимоуважения;
• стимулировать работодателей для создания специализированных и квотируемых рабочих мест для инвалидов;
• повышать роль и ответственность семьи как института общества, учебных, медицинских и
общественных организаций в реабилитации детей с инвалидностью;
• развивать социальное партнерство между научными и учебными организациями в вопросах подготовки кадров, внедрения новых технологий и методов в
совершенствовании реабилитации детей-инвалидов.
Все это позволит повысить эффективность социальной реабилитации детей-инвалидов, восстановить их социальный статус и ускорить интеграцию в общество.
Литература
1. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. — М.: УМК «Психология», 2006. — 320 с.
2. Низова Л. М. Социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество (на мезоэкономическом уровне). — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. — 208 с.
3. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. — 2012.
4. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. — 2015. — № 3 (69). — С. 88-89.
5. Швецова Г.Н. Система воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл // Всероссийская научно-практическая конференция. — Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2016. — 250 с.
6. Мерцалова Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. — 363 с.
Bibliography
1. Tkacheva V.V. Tekhnologii psikhologicheskogo izucheniya semey, vospityvayushchikh de-tey s otkloneniyami v razvitii [Technologies for psychological study of families having children with developmental disabilities]. Moscow. UMK «Psikhologiya» [Training and methodology complex 'Psychology']. 2006. 320 p.
2. Nizova L.M. Sotsial'naya reabilitatsiya i integratsiya invalidov v obshchestvo (na me-zoekonomicheskom urovne) [Social rehabilitation and integration of disabled people into society (at the microeconomic level)]. Yoshkar-Ola: Povolzhskiy gosudarstvennyy tekhno-logicheskiy universitet [Volga State University of Technology]. 2015. 208 p.
3. Putin V.V. Stroitel'stvo spravedlivosti. Sotsial'naya politika dlya Rossii [Construction of justice. Social policy for Russia]. Komsomolskaya Pravda. 2012.
4. Alekhina S.V. FGOS dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: trudnosti perekhoda [Federal state educational standard for children with disabilities: the transition difficulties]. Obrazovatel'naya politika [Education Policy]. 2015. No. 3 (69). P. 88-89.
5. Shvetsova G.N. Sistema vospitaniya i obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Respublike Mariy El [The system of upbringing and education of children with disabilities in the Republic of Mari El]. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya kon-ferentsiya. [Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference]. Yoshkar-Ola: Mariyskiy institut obrazovaniya [Mari Institute of Education]. 2016. 250 p.
6. Mertsalova L.V. Sotsiokul'turnaya reabilitatsiya kak odno iz napravleniy sotsial'noy raboty [Sociocultural rehabilitation as one of the areas of social work]. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tom I [Proceedings of the international scientific and practical conference, Vol. I]. Novosibirsk. Novosibirskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet [Novosibirsk State Technical University]. 2001. 363 p.