тавляет открытым вопрос о возможности продолжения рассматриваемой меры после исполнения наказания в тех случаях, когда для этого имеются медицинские показания.
Принудительному лечению «ограниченно вменяемых» во время отбывания ими наказания нужно посвятить несколько статей Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, объединенных в отдельную главу.
Резюмируя вышеизложенные доводы, можно сформулировать следующие выводы:
- в целом процесс применения принудительных мер медицинского характера в недостаточной степени урегулирован действующим законодательством. Поэтому необходимо принятие нормативно-
рации) «Об исполнении принудительных мер медицинского характера в России в России»;
- в целях контроля за реализацией принудительного лечения лиц, отбывающих наказание, не связанное с ограничением свободы, необходимо разработать межведомственную инструкцию для обеспечения взаимодействия между субъектами данного контроля (МВД России, ФСИН России, Министерство здравоохранения и социального развития России);
- основания освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью следует дополнить еще одним основанием - в отношении лиц, имеющих психическое расстройство, не исключающее вменяемости, - при прохождении курса принуди-
правового акта (например, федерального закона илительного лечения, назначенного судом, преду-постановления Правительства Российской Феде- смотреть их досрочное освобождение.
Литература
1. Шишков С. Исполнение принудительных мер медицинского характера (проблемы правового регулирования) // Законность. 2007. № 6.
2. Спасенников Б. А. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера в судебной практике // Российский судья. 2012. № 1.
3. Михеев Р. И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве. Владивосток, 1983.
4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 2012.
5. Уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. А. И. Чучаева. М., 2011.
6. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2012.
Bibliography
1. Shishkov S. Execution of compulsory medical measures (Legal Issues) // law. 2007. № 6.
2. Spasennikov B. A. Extension, amendment and termination of compulsory medical measures in the judicial practice // Russian judge. 2012. № 1.
3. Mikheyev R. I. Problems of sanity and insanity in the Soviet criminal law. Vladivostok, 1983.
4. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation / ed. by Y. I. Skuratov, V. M. Lebe-dev. Moscow, 2012.
5. Criminal Law. Overview: textbook / ed. by A. I. Chuchaeva. Moscow, 2011.
6. Skiba A. P. Enforcement of criminal penalties against convicted patients: theoretical and applied research: author: dis. ... dr. jurid. sciences. Ryazan, 2012.
УДК 351.745.7 ББК 67.99 (2) 116.31
© 2015 г. Е. Н. Билоус,
Н. Н. Васильев, И. П. Напханенко
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье на основе общих положений теории оперативно-разыскной деятельности и с учетом особенностей основополагающих принципов организации оперативно-разыскной работы в Российской Федерации сформулирована авторская концепция проблемы и путей решения правового регулирования оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.
Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 5 (72)
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскное мероприятие, разыскная работа, права и свободы конфидентов.
LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES OF INTERNAL
AFFAIRS: PROBLEMS AND SOLUTIONS
In this article formulated the concept of problems and solutions to the legal regulation of operational-investigative activity of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.
Key words: operatively-search activity; operatively-search action; investigative work; the rights and freedoms of confidants.
В текущем году исполняется 20 лет со времени принятия Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ Об ОРД). Его значение для деятельности правоохранительных органов трудно переоценить, поскольку это один из первых законодательных актов, регламентирующих такую специфическую функцию государственных органов, как оперативно-разыскная деятельность, осуществляемая в интересах защиты общества, государства и человека от преступных посягательств. Введение в действие указанного закона является существенным шагом на пути к созданию и укреплению правовой основы использования правоохранительными органами оперативно-разыскных сил, средств, методов и форм для решения задач борьбы с преступностью.
Вместе с тем двадцатилетняя практика применения норм ФЗ Об ОРД, совершенствование иной нормативной базы правоохранительных органов выявили ряд недостатков, нестыковок отдельных положений законов друг с другом, определенных противоречий, что может привести к неверному толкованию, а подчас и к нарушениям некоторых правовых норм. Суть ряда проблем, которые нам хотелось бы рассмотреть в рамках настоящей статьи, сводится к следующему.
1. В главе I «Общие положения» ФЗ Об ОРД целесообразно предусмотреть норму, посвященную основным понятиям, используемым в данном нормативном правовом акте. В связи с этим полагаем необходимым привести законодательную дефиницию оперативно-разыскного мероприятия, а также представить понятие оперативно-разыскного метода. В соответствии с действующим законодательством раскрытие оперативно-разыскных методов влечет за собой ответственность вплоть до уголовной. На этом основании перечень указанных методов должен быть обязательно перечислен в ФЗ Об ОРД.
Кроме этого, в ФЗ Об ОРД отсутствует понятие общего процесса осуществления оперативно-разыскных мероприятий, не указан механизм данных действий с опорой на необходимость соблюдения общих правил соблюдения режима секретности. Отсутствие общих правил соблюдения процесса осуществления оперативно-разыскных
мероприятий равнозначно отсутствию в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации положений, регламентирующих порядок осуществления конкретных следственных действий, без чего процесс раскрытия и расследования преступлений фактически невозможен.
Целесообразно также включить в содержание ст. 6 ФЗ Об ОРД понятия (формулировки) всех 14 оперативно-разыскных мероприятий, так как их простой перечень в виде названий затрудняет для правоприменителей уяснение их сути. Фактически это можно сравнить с ситуацией, когда в уголовном законодательстве Российской Федерации будет отсутствовать понятие преступления или понятие сущности любого из составов преступлений, имеющихся в Особенной части Уголовного кодекса. При этом в текст ст. 6 ФЗ Об ОРД необходимо внести уточнения: какие оперативно-разыскные мероприятия могут проводиться как гласно, так и негласно, а какие только негласно, что позволит избежать многочисленных нарушений и недостатков в этой сфере уголовной политики.
2. С учетом многочисленных нарушений прав человека в процессе осуществления таких специфических оперативно-разыскных мероприятий, как оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, проверочная закупка, создание в ходе их подготовки и проведения предприятий, учреждений, организаций и подразделений в целях успешного решения задач оперативно-разыскной деятельности, использование документов «прикрытия», установить в ФЗ Об ОРД новую систему получения разрешений на их проведение (санкция прокурора или судьи), участие в их проведении следователей и т. д.
Целесообразно тщательно рассмотреть с участием представителей всех ведомств, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, проблемы, связанные с соблюдением законности при проведении данных оперативно-разыскных мероприятий, особенно «оперативного эксперимента». Действительно, законность (легитимность) этого мероприятия вызывает определенные сомнения, многие ученые, практики, адвокаты, судьи, да и сами оперативные сотрудники считают, что оперативный эксперимент содержит элементы провокации (поня-
тие «провокация» в энциклопедических словарях означает вызов, подстрекательство, побуждение к действиям, которые повлекут за собой негативные последствия для лиц, в отношении которых применялись такие действия). А понятие «эксперимент» трактуется как опыт, проверка гипотез, наблюдение за исследуемым явлением, проведение опытных исследований. В самом деле, непонятно, как можно возбуждать уголовное дело по результатам проверки гипотезы, проведения опыта и т. п. и считать это действие легитимным. На наш взгляд, указанные проблемы требуют срочного решения.
3. В действующем законодательстве, регламентирующем порядок деятельности частных детективных и охранных структур, необходимо исключить указание на возможность использования данными структурами мер, сходных или идентичных оперативно-разыскным мероприятиям, применяемым субъектами оперативно-разыскной деятельности. Подобные меры должны быть категорически запрещены (розыск, наблюдение, опросы, сбор документов и справок и иных сведений, осуществляемый в замаскированном виде и т. д.) Терминологию, характерную для оперативно-разыскной деятельности, из этих законов подлежит убрать. Можно использовать термины, применяемые в гражданском праве, административном и иных отраслях права.
4. Проведенные выборочные исследования убедительно свидетельствуют о том, что ст. 11 ФЗ Об ОРД не корреспондируется с рядом норм уголовно-процессуального закона (ст. 74, 84, 89, 143 УПК РФ). В связи с этим предлагаем трансформи-
разыскной деятельности) и регламентируется исключительно ведомственными нормативными правовыми актами, носящими, как правило, закрытый характер. Подобная ситуация нарушает права и свободы граждан, которые необоснованно могут быть объявлены в розыск. Поэтому, на наш взгляд, необходимо либо создание отдельного раздела в ФЗ Об ОРД, посвященного раскрытию содержания разыскной работы, либо подготовка отдельного законодательного акта по данной проблеме.
6. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств осуществляется во многом благодаря деятельности лиц, негласно содействующих государственным органам (далее - конфиденты), осуществляющим оперативно-разыскную деятельность. ФЗ Об ОРД наделяет конфидентов государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, следующими правами:
- право выбора вида содействия государственному органу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность (на безвозмездной или возмездной основе);
- право на участие в подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- право на защиту информации о содействии конфидентов государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность;
- право на государственную защиту жизни, здоровья, имущества конфидентов, членов их се-
ровать положения названной нормы в Уголовно-пром- ей и близких;
цессуальном кодексе Российской Федерации, что- - право на освобождение от уголовной ответ-бы результаты оперативно-разыскной деятельности ственности при выполнении определенных усло-
имели равную юридическую силу при их использовании в доказывании по уголовным делам. Согласно ст. 89 УПК РФ «запрещается использовать в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности, если они не соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Это положение представляется бесполезным, поскольку если результат оперативно-разыскной деятельности отвечает всем требованиям, предъявляемым к доказательствам, то он перестает быть собственно результатом оперативно-
вий, предусмотренных данным законом;
- право на не облагаемую налогами и не указываемую в декларации о доходах оплату труда;
- право на зачисление работы по контракту в трудовой стаж;
- право на пенсионное обеспечение работающих по контракту конфидентов;
- право на выплату единовременного пособия иждивенцам в случае гибели конфидента;
- право на выплату конфиденту единовременного пособия в случае получения им телесных
разыскной деятельности, а становится полноценнымповреждений или увечий.
доказательством. В этом случае не требуется ни Права конфидентов государственных органов, специальный режим его использования, ни соответ- осуществляющих оперативно-разыскную дея-ствующая статья Уголовно-процессуального кодек- тельность, в декларативной форме отражены в
са Российской Федерации.
5. Содержание одного из важнейших направлений оперативно-разыскной деятельности - разыскной работы в ФЗ Об ОРД фактически не раскрывается (только в числе задач оперативно-
четырех статьях ФЗ Об ОРД, а их обязанности в данном законе вообще не конкретизированы.
7. Отраслевое законодательство в рамках своего предмета должно наполнять определенным содержанием идеи, закрепленные в Конституции
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 5 (72)
Российской Федерации, и соответствовать законам в других отраслях. Ряд норм ФЗ Об ОРД не только не соответствует, но даже противоречит нормам отраслевых законов в других сферах общественных отношений. Так, можно отметить, что они не в полной мере отражают требования трудового законодательства [1]. В ФЗ Об ОРД отсутствуют такие важные положения прав и свобод работающего на контрактной основе конфидента, как:
- право на изменение и расторжение контракта с государственным органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с трудовым законодательством;
- право на предоставление ему работы, обусловленной контрактом (поскольку результаты работы конфидента зависят от даваемых ему оперативным сотрудником поручений, а неопытный сотрудник полиции не всегда правильно ставит задачи перед конфидентом);
- право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией конфидента, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- право на оплату особого режима работы (ненормированный рабочий день), возмещение расходов, связанных со служебными командировками, оплату ежегодного отпуска;
- право на служебную подготовку, повышение уровня знаний и умений в необходимых для решения служебных задач областях науки и техники;
- право на защиту своих трудовых прав, свобод и интересов всеми не запрещенными законом способами;
- право на возмещение вреда, причиненного имуществу конфидента в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в соответствии с трудовым законодательством;
- обязательное социальное страхование конфидента в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Среди конфидентов государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, имеется определенное количество женщин, но действующее оперативно-разыскное законодательство также не предусматривает для них оплачиваемого декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Нормы оперативно-разыскного законодательства не содержат единого механизма пенсионного обеспечения конфидентов всех государственных органов - субъектов оперативно-разыскной деятельности, а установленный пенсионным законодательством порядок обеспечения трудовых пенсий в Российской Федерации [2] не отвечает требованиям конспирации.
8. Практика показывает, что оперативное внедрение конфидентов в преступные структуры, как
правило, невозможно без участия конфидентов в совершении преступлений, но нормы уголовного законодательства Российской Федерации не содержат положений, которые позволяли бы освободить конфидентов государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, от уголовной ответственности. В ряде случаев для освобождения конфидента от уголовной ответственности иногда используются нормы статей 75 и 76 уголовного законодательства Российской Федерации, определяющие такие основания освобождения, как в связи с деятельным раскаянием или в связи с примирением с потерпевшим [3]. Но, чтобы освободить конфидента государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, должны быть выполнены следующие условия:
- преступление совершено впервые;
- преступление подпадает под категорию небольшой или средней тяжести;
- виновное лицо добровольно явилось с повинной;
- виновное лицо способствовало раскрытию и расследованию преступления;
- виновное лицо возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления [4].
Добровольное и активное сотрудничество со следствием, безусловно, подорвет уголовный авторитет внедренного конфидента государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в криминальной среде и затруднит выполнение им новых заданий правоохранительных органов.
Действующее законодательство Российской Федерации не допускает возможности долгосрочного оперативного внедрения конфидентов государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, в банды, преступные сообщества и незаконные вооруженные формирования, так как преступления, совершаемые их участниками, как правило, подпадают под категорию тяжких или особо тяжких.
Чтобы обеспечить выполнение права конфидентов государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, на освобождение от уголовной ответственности в современных условиях необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 75 Уголовного кодекса Российской Федерации, допустив в исключительных случаях совершение конфидентом тяжких преступлений, не угрожающих жизни и здоровью граждан, если суд признал активную помощь данного лица в предупреждении, пресечении или раскрытии особо тяжкого преступления. Аналогичные изменения необходимо внести в ч. 4 ст. 18 ФЗ Об ОРД.
На практике могут возникнуть ситуации, когда интересы документирования участников преступной структуры, в которую внедрен конфидент, потребуют от него долгосрочной работы, в том числе с отбытием заключения в местах лишения свободы.
Оперативно-разыскное законодательство Российской Федерации допускает предание гласности сведений о конфидентах с их согласия в письменной форме, но не содержит указаний о том, какие действия должен предпринимать конфидент после того, как информация о его содействии правоохранительным органам попадет в криминальную среду. Право на государственную защиту жизни, здоровья, имущества конфидентов, членов их семей и близких в Федеральном законе от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и постановлении Правительства Российской Федера-
Литература
1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.10.2001 № 197-Ф. т^^Ир/ЛюшиНаШ/га
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». иКЬ:1|йр://соши11ап1Уга
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Ст. 75-76.
ции от 27 октября 2006 года № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» не упоминается, то есть осуществляется на общих основаниях. Следовательно, имеющее свою специфику обеспечение государственной защиты жизни, здоровья, имущества конфидентов, членов их семей и близких должно быть регламентировано действующим законодательством.
9. Также, по нашему мнению, необходимо ввести в ФЗ Об ОРД специальную главу «Оперативно-разыскное предупреждение», включающую в себя следующие нормы: понятие оперативно-разыскного предупреждения, его задачи; субъекты и объекты оперативно-разыскного предупреждения; формы и методы оперативно-разыскного предупреждения; основания для постановки на оперативно-профилактический учет лиц и снятия их с учета.
Bibliography
1. Federal law of Russian Federation from
12.08.1995 № 144-FZ «About operatively-search activity». URL:http://consultant/ru
2. The labour code of the Russian Federation dated 30.10.2001 № 197-FZ. URL:http://consultant/ru
3. Federal law dated 17.12.2001 № 173 «On labour pensions in the Russian Federation».
4. The criminal code of the Russian Federation
13.06.1996 № 63-FZ. URL:http://consultant/ru
УДК 351.745.7 ББК 67.99 (2) 116.31
© 2015 г. А. Г. Карпов, M. А. Трухин, А. С. Нефедьев
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается авторское определение оперативно-разыскной характеристики взяточничества в сфере образования. Акцентируется внимание на причинах и условиях, способствующих совершению данного вида преступлений в настоящее время.
Ключевые слова: взяточничество, оперативно-разыскная характеристика, сфера образования, лица, получающие вознаграждение, преподаватели, должностные лица, зачеты, экзамены, раскрытие преступлений.
SOME PROBLEMS OF OPERATIONAL SEARCH CHARACTERISTICS
OF BRIBERY IN THE FIELD OF EDUCATION
The author gives his own definition of operative search characteristics of bribery in the sphere of education. He puts an accent on the reasons and conditions making possible the commission of this kind of crime nowadays.