УДК 340 (075.8)
Правовое регулирование игорного бизнеса в России
Аннотация. Проблема правового регулирования игорного бизнеса в России все еще актуальна. После принятия в 2006 г. Федерального закона были обозначены территории легальных игорных зон и условия ведения игорного бизнеса. Однако реформа не решила проблему. Игорный бизнес ушел в «тень» или в неподконтрольный Интернет. Все это - признаки неэффективности реформы. Вопросы легализации игорного бизнеса, повышения конкурентоспособности официальных игорных зон России и перспектив международного сотрудничества в данной сфере остаются открытыми.
Ключевые слова: игорный бизнес; налог на игорный бизнес; игорные зоны России; борьба с отмыванием денег; Организация Объединенных Наций.
Abstract. Nowadays the problem of legal regulation of gambling business is one of the most actual. After the adoption of the Federal Law in 2006 the gambling zones were created on the territory of the Russian Federation to limit gambling activities, to protect the morals and the rights of citizens. But this reform has not helped to deal with the problems - legal gambling business could not «move» to the gaming zones, and go to shadow business, or an uncontrollable Internet. Moreover, according to the audit Chamber the performance of spending of the money allocated for the development of gambling zones seeks to negative indicators that show that the creation of gambling zones in Russia is not affective. The question of eradication a shadow gambling business, of increasing of competitiveness of gambling zones in the Russian Federation and prospection of international cooperation in this sphere appears.
Keywords: gaming business; gambling tax; gambling zone of the Russian Federation; anti-money laundering program of the United Nations Organization.
Слепцова Ю. M.,
Щ студентка юридического факультета Я Финансового университета Ш Ы [email protected]
Предпринимательская деятельность, связанная с содержанием игорных заведений, в Российской Федерации получила официальный статус в 1993 г. С этого времени сначала в Москве и Санкт-Петербурге стали появляться казино,тотализаторы,залы игровых автоматов, бинго и т. п. Постепенно игорный бизнес освоил другие российские города. Так возникла проблема правового регулирования азартных игр, которая остается актуальной до настоящего времени.
Впервые дефиниция азартных игр была закреплена в Налоговом кодексе РФ в 2002 г. [1]. В соответствии со ст. 14 Кодекса налог на игорный бизнес является региональным налогом, элементы
которого закреплены в главе 29. После принятия Федерального закона от 27.12.2002 в Налоговый кодекс была внесена глава 29, где определено содержание понятия «азартная игра», а также зафиксированы объекты налогообложения,налоговые ставки и налоговый период [2]. К азартным играм стали относить не только игры с материальным выигрышем, но и лотереи, игры на тотализаторе и в букмекерских конторах, появившихся в России после распада СССР. В соответствии с законодательством РФ деятельность игорных заведений считается законной только при наличии лицензии.
Согласно ст. 365 Налогового кодекса налогоплательщиками являются казино, места расположения игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы. Полная информация об объектах налогообложения содержится в статьях Кодекса. При этом законодатель подчеркивает, что каждый из объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации по месту установки не позднее, чем за два дня до установки.
Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов на-
Научный руководитель Галас М. Л., доктор исторических наук, профессор.
Правовое регулирование игорного бизнеса в России
логообложения [1, ст. 367]. Но при этом каждый субъект полномочен самостоятельно устанавливать налоговые ставки в обозначенных пределах. Так, например, за один игровой стол - 25000125000 руб., за один игровой автомат - 15007500 руб. [1, ст. 369].
Пункт 2 ст. 369 указывает, что если субъекты не установлены,то применяется минимальный порог налогообложения.Соответственно,игровой стол - 25000 руб., игровой автомат - 1500 руб. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, на ставку налога. Поэтому субъектам выгоднее самим устанавливать ставки, чтобы увеличить поступления в бюджет. Таким образом, налоговые поступления от игорного бизнеса могут составить значительную часть дохода бюджета региона.
Согласно правилам организации игр, между организатором и участником оформляется своеобразный договор, предполагающий выдачу документа (лотерейного билета, квитанции и др.; п.2 ст. 1063 ГК РФ). В гражданском законодательстве Российской Федерации конкретизируется: договор содержит информацию об условиях, сроках проведения игр, порядке определения выигрыша и его размере. В случае неисполнения организатором своих обязанностей участник игры вправе потребовать выплаты выигрыша и возмещения убытков, причиненных организатором (ГК РФ, п. 5 ст. 1063) [3].
В 2006 г. государство решило бороться с «иг-романией», к тому времени ставшей поистине национальным бедствием. В декабре был принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (далее - Закон «О проведении азартных игр») для «ограничения осуществления игорной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан» [4]. Закон ограничивал места расположения игорного бизнеса, были введены так называемые «игорные зоны»1.
После принятия Федерального закона операторы игорных заведений столкнулись со многими трудностями. Возникла проблема инвестиций2. Для
1 В Краснодарском крае, Калининграде, Владивостоке и Алтайском крае создаются зоны «Азов-Сити», «Янтарный берег», «Приморье» и «Сибирская монета».
2 К примеру, казино «Оракул» и «Шамбала», функционирующие в Краснодарском крае, по некоторым данным за 2011 г. принесли доход в региональный бюджет в размере всего лишь около 87 млн руб., в то время как ежедневный доход одного
вхождения в проект игорной зоны иностранные компании, например,требуют наличия развитой транспортной инфраструктуры. Ее отсутствие не позволило легальному игорному бизнесу «переехать» в определенные государством игорные зоны, и он ушел в «тень» и в неподконтрольный государственному регулированию Интернет.
Хотя в Законе «О проведении азартных игр» запрещена их организация в сети Интернет [4], там их огромное количество, которое продолжает ра-сти3. После вступления в силу Закона за период с 2009 по 2012 г., органы Прокуратуры совместно с Министерством внутренних дел РФ пресекли деятельность свыше 38,6 тыс. разного рода незаконных игорных заведений, а также 448 подпольных казино [7]. При этом значительно сократилось число легальных казино и игорных домов, которые могли бы приносить прибыль государству и обеспечить занятость, в первую очередь, населения регионов.
Тем временем, согласно информации, размещенной на сайтах Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) [8] и Ассоциации развития игорной зоны «Азов-Сити» [9], после ограничения игорного бизнеса в Российской Федерации стали интенсивно развиваться игорные проекты в странах ближнего зарубежья, что вызвало отток финансов и инвестиций из страны4. После введения безвизового режима для российских граждан общедоступным стало посещение казино Макао в Китае [10]. И не исключено, что в скором времени в Китае появятся новые проекты развития этой специфической сферы туризма.
Счетная палата РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов Федерации провела проверку расходов и эффективности функционирования легальных игорных зон в 2007-2010 гг.
подпольного игорного заведения составляет от 3 до 25 млн
руб. [5].
3 С развитием «онлайновых» азартных игр увеличивается и количество зависимых людей. Заместитель главного врача «Республиканского наркологического диспансера» И. М. Тазетдинов подчеркнул, что с введением данного закона количество зависимых не уменьшилось, а увеличилось [6].
4 Например, территория азарта в Калининграде может пострадать из-за конкурентов. Основными соперниками игорной зоны «Азов-Сити», располагающейся в курортном районе нашей страны, являются Армения и Грузия. Согласно информации сайта АДИБ в Грузии в скором времени построится игровая зона, нацеленная на привлечение российских граждан, также стало известно, что в первое время казино в тех зонах не будут подвергаться налогообложению. Примеру Грузии также решила последовать и Киргизия, которая разрабатывает проект игорной зоны, которая будет располагаться рядом с известным озером Иссык-Куль.
[11]. Согласно отчету, государственные средства, выделенные за этот период на создание и развитие игорных зон, составили 1,4 млрд руб. Большая часть средств была направлена на развитие игорной зоны Краснодарского края. В настоящее время эффективность расходования выделенных денежных средств стремится к отрицательным значениям, что свидетельствует о неэффективности практики создания легальных игорных зон в России.
Не секрет, что игорный бизнес может использоваться как инструмент «отмывания» денежных средств и незаконного обогащения. Неслучайно, в рамках реализации политики борьбы с коррупцией 31 октября 2003 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о предупреждении коррупции и борьбе с ней в государствах - участниках ООН, а также об установлении международного сотрудничества в данной сфере. В статьях 14 и 20 Конвенции указывается, что в странах, входящих в состав ООН, действует внутренний режим регулирования и надзора за банками и небанковскими финансовыми учреждениями, юридическими и физическими лицами, которые предоставляют какие-либо услуги, связанные с переводом денежных средств или ценностей. Также принимаются все возможные меры по признанию уголовно наказуемыми умышленных деяний, связанных с незаконным обогащением. В ст. 43 подчеркивается, что, «когда это возможно», государства - участники оказывают содействие друг другу в расследовании правонарушений,связанных с коррупцией
[12]. И хотя единой глобальной политики в сфере игорного бизнеса нет, поскольку суверенные государства по-разному относятся к азартным играм, преследуя свои цели, Организацией Объединенных Наций предпринята попытка установления международного сотрудничества для устранения негативных последствий игорного бизнеса как инструмента «отмывания» денег.
Азартные игры в России законодательно организованы в прибыльный бизнес, способствующий удовлетворению потребностей определенных слоев населения, рассматривающих их как форму досуга. Формально этот бизнес контролируется государством и регламентируется налоговым и гражданским законодательством (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ). В связи с активным уходом в «тень» субъектов данного бизнеса, возникла потребность создания уполномоченного государственного органа для контроля за исполнением предпринимателями - организаторами азартных игр Федераль-
ного закона. Очевидна необходимость применения более радикальных мер в отношении лиц и организаций, нарушающих действующий закон.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/. Дата обращения: 12.09.2013.
2. Федеральный закон от 27.12.2002 № 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс] //URL: http://Www. consultant.ru/ Дата обращения: 20.09.2013.
3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ - Часть 2// Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 05.10.2013.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Спра-вочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ Дата обращения: 21.09.2013.
5. Артемов В. Ограничение игорного бизнеса в России по-американски: оно того стоило? [Электронный ресурс] //URL: http://www. azov-city-gr.ru/ru/ Дата обращения: 02.09.2013.
6. Новости. Игрок XXI века: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // URL: http://www.kazved.ru/ Дата обращения: 13.09.2013.
7. Новости. Органы Прокуратуры пресекли деятельность подпольных казино [Электронный ресурс] // URL: http://www.prokuratura.sp.ru/ news/rus/13212/ Дата обращения: 02.09.2013.
8. Российская Ассоциация Развития Игорного Бизнеса. [Электронный ресурс] // URL: http://www.azov-city-gr.ru/ru./ Дата обращения: 12.09.2013.
9. Игорные зоны России - стимул для развития игорного бизнеса ближнего зарубежья. [Электронный ресурс] // URL: http://www. azov-city-gr.ru/ru/new/3522/ Дата обращения: 02.08.2013.
10. Макао отменила визовый режим для граждан России. [Электронный ресурс] // URL: «Российская газета» - www.rg.ru./ Дата обращения: 23.08.2013.
11. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка расходов государственных средств на создание игорных зон за 2007-2010 годы, а также оценка эффективности их функционирования»(совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации). Бюллетень № 6, 2012 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ach.gov.ru/ru./ Дата обращения: 04.10.2013.
12. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10. 2003. [Электронный ресурс] //URL: http://www.un.org/ru./ Дата обращения: 04.09.2013.