Научная статья на тему 'Государственное регулирование игорного бизнеса'

Государственное регулирование игорного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1609
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ИГОРНЫЕ ЗОНЫ / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / КАЗИНО / ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС / GAMBLING ZONE / GAMBLING BUSINESS / GAMBLING / CASINO / ILLEGAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степасюк Сергей Аркадьевич

в статье рассмотрены проблемы современного игорного бизнеса в Российской Федерации, политико-правовые, гражданские и экономические аспекты процесса формирования государственной политики в сфере регулирования деятельности. Анализируются Федеральный Закон, регулирующий деятельность игорного бизнеса. Разработаны предложения по развитию игорного бизнеса в Российской Федерации с целью увеличения доходов в бюджеты регионов; увеличения привлекательности российских курортов; увеличения количества рабочих мест, искоренения безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the problems of modern gambling business in the Russian Federation, political and legal, civil and economic aspects of state politics development in the field of activities regulation. The Federal Law regulating the activity of gambling business has been analyzed. The author has offered some developments of gambling business in the Russian Federation in order to increase the revenues to the budgets of the regions; to increase the attractiveness of the Russian resorts; to create more job opportunities and to eradicate unemployment.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование игорного бизнеса»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

УДК 32

DOI 10.21661/Г-371121

С.А. Степасюк

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы современного игорного бизнеса в Российской Федерации, политико-правовые, гражданские и экономические аспекты процесса формирования государственной политики в сфере регулирования деятельности. Анализируются Федеральный Закон, регулирующий деятельность игорного бизнеса. Разработаны предложения по развитию игорного бизнеса в Российской Федерации с целью увеличения доходов в бюджеты регионов; увеличения привлекательности российских курортов; увеличения количества рабочих мест, искоренения безработицы.

Ключевые слова: игорные зоны, игорный бизнес, азартные игры, казино, государство, теневой бизнес.

S.A. Stepasyuk

GOVERNMENT REGULATION OF GAMBLING BUSINESS

Abstract: the article deals with the problems of modern gambling business in the Russian Federation, political and legal, civil and economic aspects of state politics development in the field of activities regulation. The Federal Law regulating the activity of gambling business has been analyzed. The author has offered some developments of gambling business in the Russian Federation in order to increase the revenues to the budgets of the regions; to increase the attractiveness of the Russian resorts; to create more job opportunities and to eradicate unemployment.

Keywords: gambling zone, gambling business, gambling, casino, government, illegal business.

В современном мире термин «игорный бизнес» напрямую связан с множеством видов азартных игр. С экономической точки зрения - это процесс, обогащающий одних лиц за счет других, менее разбирающихся в нюансах игры.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Как известно, игорный бизнес напрямую связан с «наличными» денежными средствами, что приводит к усложнению функции государства в части контроля за деятельностью таких заведений. Увеличение количества игровых клубов, в том числе и «нелегальных», привело к выходу из-под контроля государства большей части данного сектора бизнеса. Проблема контроля характерна для всех стран мира. Малая прозрачность игорного бизнеса приводит к тому, что в большинстве стран вводятся ограничения или запреты на него. Единственная разновидность игорного бизнеса, на которую в большинстве стран нет ограничений -это тотализатор. Это связано с тем, что тотализатор получает немалую экономическую отдачу, а также существенный рост бюджетных поступлений. Тотализатор не несет в себе рисков, в отличие от букмекеров, так как использует только вложенные игроками денежные средства. Его легче контролировать, так как поступление и расходование средств является публичными.

Таким образом перед государством встала задача в усилении мер по контролю за игорным бизнесом. С этой целью был разработан и принят закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором запрещается организация и проведение азартных игр на всей территории Российской Федерации, за исключением специально отведенных мест (игорных зон). Согласно закону: «Игорная зона - часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом».

С выходом Федерального закона №244-ФЗ весь игорный бизнес в России разделился на две части: одни полностью прекратили свою деятельность, другие окончательно ушли в «тень». Следовательно, государство практически полностью лишилось налоговых поступлений от данного сектора бизнеса. Стоит заметить, что, несмотря на «полулегальность» игорного бизнеса, налоговый потенциал игорного бизнеса был колоссальным, по данным Контрольно-счетной палаты Москвы, в 2005 году (Федеральный закон №244-ФЗ вступил в силу с

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

2006 года, но некоторые казино работали вплоть до 2009 года, такие как: «Метелица», «Golden Palace», «Шатильон») он составлял около 4,5 млрд руб.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день один из самых доходных секторов бизнеса в нашей стране находится в упадке. Игорное дело может приносить огромные доходы как его организаторам, так и бюджету субъекта Российской Федерации. Для решения этой задачи нужно разработать более четкую нормативно-правовую базу. Ведь на сегодняшний день, в связи с принятым законам существует всего 5 игорных зон (4 из них действующие), в которых можно легально открыть казино, но практически все зоны находятся в удалении от крупных городов, на местах с полностью отсутствующей инфраструктурой. Сегодня игорное заведение можно открыть: в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае, Приморском крае и Калининградской области. Ярким примером того, что уровень развития игорного бизнеса в РФ находится практически на нуле является таблица 1.

Таблица 1

Налоговые поступления на конец 2015 года от действующих игорных зон

Наименование объектов налогообложения налогом

на игорный бизнес

игровые столы игровые автоматы

Количество объектов, Сумма исчислен- Количество объектов, Сумма исчисленного

подлежащих налогообложению налогом ного налога на игорный бизнес подлежащих налогообложению налогом налога на игорный бизнес

на игорный бизнес на от- (тыс. руб.) на игорный бизнес на от- (тыс. руб.)

четную дату (ед.) четную дату (ед.)

Российская Федерация 149 133625 1910 132582

в том числе:

Краснодарский край 68 88750 1545 114698

Алтайский край 13 18 625 76 6 743

Приморский край 68 26250 289 11141

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Из приведенной таблицы видно, что по всей стране, на 2015 год зарегистрировано всего 149 игровых столов и 1910 игровых автоматов, а это меньше чем в одном казино Лас-Вегаса (Казино Белладжио (Bellagio) — 1915 автоматов и 189 игровых столов). И тем не менее стоит отметить, что налог на игорный бизнес является самым высоким налогом на бизнес, существующим в России: максимальная ставка налога по одному автомату составляет 7 500 рублей, по одному игровому столу - 125 000 рублей в месяц.

Второй основной проблемой развития игорного бизнеса являются высокие «входные» пошлины и, на мой взгляд, суровые условия организации игорного заведения, привели к потере интереса со стороны инвесторов. Согласно закону, организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления. Стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее:

1. 600 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов.

2. 100 миллионов рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Таким образом Государство полностью исключило малый и средний бизнес из данного сектора бизнеса, что вряд ли целесообразно с позиции поступления налогов, а также с позиции создания рабочих мест в инфраструктуре отдыха и развлечений небольших городов с невысоким уровнем дохода.

Я считаю, что со своей стороны Государство должно обеспечить потенциальным инвесторам инфраструктуру для развития бизнеса, путем обустройства действующих игорных зон или переноса (открытия) игорных зон вблизи крупных экономических центров. Открытие казино в туристических местах, таких

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

как Крым, Сочи и т. д. - должно привлечь большой поток туристов в любое время года, а соответственно бесперебойное пополнение регионального бюджета, путем налоговых отчислений от деятельности игорного бизнеса, помимо этого создание новые рабочих мест даст толчок для развития региона. Ярким примером может послужить первое казино в городе Сочи - «Сочи Казино и Курорт». Открытие этого заведения обеспечило 1154 новых рабочих мест. Согласно статистическим данным на начало 2016 года количество безработных в Краснодарском крае составляло около 15000 человек, т.е. открыв 15 казино на Красной поляне и обеспечив переобучение безработных, можно практически полностью избавить регион от безработицы.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации: «Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 №244-ФЗ // Российская газета.

2. Сайбель Н.Ю. Безработица в Краснодарском крае и механизмы ее преодоления в условиях кризиса / Н.Ю. Сайбель, А.Р. Касимова // Молодой ученый. -2016. - №27. - С. 501-503.

3. Официальный сайт Контрольно-счётной палаты г. Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksp.mos.ru/

4. Новости игорного бизнеса. Ведущее русскоязычное мультимедийное издание, посвященное игорной тематике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsofgambling.com/

Степасюк Сергей Аркадьевич - магистрант ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва.

Stepasyuk Sergey Arkadyevich - graduate student at the FSBEI of HE "State University of Management', Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.