ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.23
О.В. Бесчастнова
канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ АЗАРТНЫХ ИГР В РФ
Аннотация. Согласно закону с 1 июля 2009 г. игорный бизнес в России можно организовывать только на территории четырех игорных зон, а с 2011 года в УК РФ была введена ответственность за организацию и проведение азартных игр. Данная статья посвящена проблемам ответственности за организацию азартных игр в РФ.
Ключевые слова: игорный бизнес, азартные игры, организация, правовое регулирование.
O.V. Beschastnova, Astrakhan state University
THE RESPONSIBILITY FOR THE ORGANIZATION OF GAMBLING GAMES
Abstract. According to the law of July 1, 2009 the gambling business in Russia can be organized only on the territory of four gambling zones, and in 2011 in the criminal code of the Russian Federation was introduced responsibility for the organization and conduct of gambling. This article is devoted to the problems of the responsibility for the organization of gambling in the Russian Federation.
Keywords: gaming, gambling, organization, legal regulation.
Сфера деятельности по организации и ведению игорного бизнеса в России в последнее время привлекает большое внимание в связи со значительным ростом денежных оборотов, диверсификацией видов азартных игр и пари и способов вовлечения в них людей из самых разных слоев населения. Поэтому количество правонарушений в сфере игорного бизнеса также неумолимо растёт. Данный вид правонарушений в связи со своей массовостью и высокой латентностью представляет серьёзную угрозу экономической безопасности России.
Непоследовательность государства в решении проблем правового регулирования игорного бизнеса привела к осложнению экономической обстановки в стране. В результате незаконных действий организаторов азартных игр Российской Федерации наносится значительный экономический ущерб.
Анализ специальной литературы и материалов конкретных уголовных дел показывает, что спектр правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых в сфере игорного бизнеса, в последнее время значительно расширился. Постоянно появляются новые схемы и способы легализации игорного бизнеса. Организаторы азартных игр не стараются найти законные альтернативы трансформации игорных заведений, маскируя свои противоправные действия.
Нелегальный игорный бизнес, как составляющая теневой экономики России, занимает в настоящее время одну из приоритетных позиций по масштабам своего развития, в сравнении с другими видами экономических преступлений. В свете изменений
законодательства многие организаторы игорных клубов не стали перепрофилировать вид своей деятельности и, несмотря на запрет, продолжают заниматься бизнесом, пополняя ряды теневого преступного мира [5, с. 29].
Сфера игорного бизнеса России на протяжении последнего десятилетия отличалась заметным ростом и высокой рентабельностью. Не секрет, что в сфере игорной деятельности осуществляется огромный оборот денежных средств.
Именно финансовоёмкие, высокоприбыльные, быстро развивающиеся и стойкие к ударам экономических кризисов отрасли экономики традиционно привлекают пристальное внимание правонарушителей. Недостаточная разработанность правовой регламентации игорной деятельности расширяет возможности для совершения правонарушений в этой сфере. Безусловно, процесс совершенствования игорного законодательства за последние годы интенсифицировался, однако многие вопросы и по сей день остаются нерешёнными. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2009 года игорный бизнес можно организовывать только на территории четырёх игорных зон: Алтайского и Приморского края, Калининградской области, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края [3]. Таким образом, в России были запрещены все виды деятельности, связанные с игорным бизнесом. Из аналогичной деятельности оставили только лотерейные клубы, однако чёткого разделения между лотереей и казино нет. Этим и пытаются воспользоваться недобросовестные предприниматели.
По мнению многих предпринимателей вступивший с изменениями в действие 1 июля 2009 года федеральный закон № 244-ФЗ, запретивший деятельность на территории Российской Федерации предприятий игорного бизнеса вне игорных зон, скорее упростил процесс его организации, поскольку теперь не нужно получать официальную лицензию [6, с. 5]. Сегодня уйти в полулегальное подполье оказывается для них достаточно выгодным и привычным делом. В связи с этим сейчас наблюдаются попытки отдельных бизнесменов закамуфлировать теневой бизнес под различные виды легальной деятельности. На месте бывших игровых клубов появляются Интернет-кафе, клубы спортивного покера, стимулирующие лотереи, развлекательно-стимулирующие мероприятия, лотерейные автоматы, предоставление доступа через сеть Интернет на сайты, зарегистрированные вне территории РФ и предоставляющие услуги по проведению азартных игр, и другие приспособления, с помощью которых заядлым игрокам предоставляется возможность проиграться. При этом организаторы азартных игр, используя несовершенство законодательной базы, разрабатывают всё новые формы предоставления игорных услуг, продолжая осуществление весьма прибыльного вида предпринимательской деятельности.
На территории Астраханской области деятельность подпольных игровых клубов также подлежит контролю. По данным Следственного Управления Следственного комитета РФ по Астраханской области, на территории Кировского района г. Астрахани в 2010 году был выявлен факт осуществления игровой деятельности под видом проведения разных видов лотерей ООО «Индустрия развлечений» [7]. По данному факту проводилась проверка.
Прокуратурой Кировского района г. Астрахани раз в полгода проводится очередная плановая проверка в целях выявления нелегально действующих игровых залов. 1 апреля 2011 года Прокуратурой совместно с УВД г. Астрахани и Следственным Управлением следственного комитета по Астраханской области был произведен очередной рейд, в результате которого было выявлено три нелегально действующих игровых заведения. Один из клубов находился на улице Эспланадной и был переоборудован под интернет-клуб, в котором через интернет производились игра в покер. Остальные находились на улицах Ахматовская и Коммунистическая. В последнем было изъято шесть игровых автоматов [7].
В начале апреля 2011 года на одном из заседаний губернатор Астраханской области А.А. Жилкин дал команду компетентным органам взять проблему распространения «подпольных» игорных заведений под видом интернет-кафе на особый контроль.
Победить организаторов азартных развлечений сложно, потому что в их бизнесе крутятся сотни миллионов долларов. Хозяева игорных заведений мгновенно реагируют на малейшие изменения правовой, политической и криминальной ситуации, используя в первую очередь закон, разрешающий организовывать лотереи. Были тут же придуманы так называемые «суррогатные технологии».
Главный недостаток в законе о лотереях, которым пользуются организаторы игорного бизнеса - отсутствие жестких требований к лотерейному оборудованию и его сертификации. То есть надо лишь поменять название, например, рулетку переименовать в лотерею. Правила игры остаются близкими к прежним, меняются только некоторые, не самые главные детали и нюансы. Происходит все в тех же залах и на тех же автоматах. По данным Федеральной налоговой службы, в росреестре было зарегистрировано 1002 всероссийских лотерей и 1605 стимулирующих. Из зарегистрированных в РФ 142 юрлиц - организаторов лотерей, в Москве находилось 118.
При этом законодательство устроено так, что даже налоговые органы не могли контролировать эти лотереи. Только в Москве каждая лотерейная точка в полгода платила налог всего около 2 тысяч рублей. А «стимулирующие» лотереи - например, «за закон и правопорядок», не перечисляли в бюджет города вообще ничего. Они якобы были направлены на стимулирование продаж и услуг и де-юре не влекли к появлению прямого дохода.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года №214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» вступил в силу 10 августа 2010 года [2]. В рамках новых дополнений запрещено проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях. Вместе с тем, практика показывает, что после издания новых нормативных актов, организаторы незаконной игорной деятельности находят всё новые лазейки.
Особо следует отметить, что Законом 2009 года предусмотрен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, включая подвижную. Кроме того, установлены требования к организаторам азартных игр. Ими могут быть исключительно российские юридические лица, учредителями (участниками) которых не являются РФ, субъекты РФ или органы местного самоуправле-
ния и чистые активы которых составляют не менее 600 млн рублей - для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов; не менее 100 млн рублей - для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Федеральным законом № 250-ФЗ от 20 июля 2011 г. в УК РФ была введена ст. 171.2, устанавливающая уголовную ответственность за организацию и проведение азартных игр. Данная статья предусматривает ответственность за организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Уже очевидно, что для того, чтобы поставить игорный бизнес в законные рамки и под полный госконтроль, нужны дальнейшие существенные изменения в законодательстве. Кроме того, необходимо построить и ввести в действие функционирующие игровые зоны, предоставив легальную возможность организации игорной деятельности.
Список литературы:
1. Уголовный кодекс РФ 1996 г. (в ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства. - 1996. - №25. - Ст.2954
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года №214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» (в ред. ФЗ от 09.07.2010)// Собрание законодательства РФ. 02.08.2010.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 03.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 2007. №1. Ст. 7.
4. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» ( в ред. ФЗ от 27.07.2010г.)// Собрание законодательства РФ. 2010. №31.
5. Пурник А.В. Игорный бизнес. - М, 2009.
6. Басалаева Е.В. Доходный тотализатор: «Игорный бизнес в России и за рубежом». - 2007. - №2.
7. Официальный сайт следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области. URL: www.astr-skr.ru
List of references:
1. The criminal code of the Russian Federation of 1996. (as amended on 28.07.2012 g.) / / Collection of legislation. - 1996. - №25. - Article.2954
2. The Federal law of July 27, 2010 №214-FZ «On introducing amendments to the Federal law «On lotteries» in (ed. The Federal law from 09.07.2010) // Collection of legislation of the Russian Federation. 02.08.2010.
3. The Federal law from December, 29th, 2006 n 244-FZ «About state regulation of activities on organization and conduct of gambling and on amending some legislative acts of the Russian Federation» (in red. The Federal law from 03.11.2010) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2007. №1. Article. 7.
4. Federal law of 11th November 2003 № 138-FZ «On lotteries» in (ed. The Federal law from 27.07.2010) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2010. №31.
5. Purnik A.V. The gambling business. - M, 2009.
6. Basalaeva E.V. Profitable betting: «Gambling business in Russia and abroad». - 2007. - №2.
7. Official website of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Astrakhan region. URL: www.astr-skr.ru