АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.9:796.034.2(470)
Т. Ю. Бойкова, С. И. Смирнов
Правовое регулирование государственной политики развития
и поддержки массового спорта в Российской Федерации
В статье проведен анализ правового регулирования государственной политики развития и поддержки массового спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровне как одного их приоритетных направлений физкультурно-спортивной политики государства.
The article analyzes the legal regulation of the state policy of development and support of mass sports at the federal, regional and municipal levels as one of the priorities of the state's physical culture and sports policy.
Ключевые слова: государственная политика, массовая физическая культура; федеральные и региональные правовые акты.
Key words: state policy, mass physical culture; Federal and regional legal acts, acts of international sports law.
В современном обществе формирование здорового образа жизни, гармоничное и полноценное развитие подрастающего поколения через систему ценностей физической культуры и спорта является одним из основных направлений национальной политики в Российской Федерации. В этой связи органы власти на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) наравне с улучшением качества жизни и благосостояния россиян уделяют особое внимание укреплению здоровья, физическому развитию детей, духовному воспитанию молодежи, а также вопросам создания материально-технической базы спорта и повышению значимости физической культуры как инструмента решения социальных и экономических задач.
Возросшая включенность государственных структур в регулирование общественных отношений, возникающих в процессе реализации гражданами своего конституционного права на свободный доступ к физической
© Бойкова Т. Ю., Смирнов С. И., 2019
187
культуре и спорту как к необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, проявляется в большом количестве правовых актов, регулирующих данные отношения. Вместе с тем говорить об упорядоченности правового регулирования сферы физической культуры и спорта представляется преждевременным.
Государственная политика развития и поддержки массового спорта в Российской Федерации формируется на основе совокупности правовых актов разной юридической силы, которые содержат как общие, так и специальные меры регулирования государственной физкультурно-спортивной политики. В зависимости от уровня субъекта управления сферы физической культуры и спортом необходимо выделить федеральное, региональное и муниципальное правовое регулирование.
Федеральный уровень управления в области физической культуры и спорта, на котором формируются определяются стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта, на сегодняшний день представлен следующими нормативно-правовыми и иными актами:
1. Федеральный закон <О физической культуре и спорте в Российской Федерации>, который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Касательно норм, регламентирующих поддержку массового спорта, следует отметить ст. 28, содержащую нормы организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, которые самостоятельно определяют формы занятий физкультурой и спортом на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Статья 30 Закона содержит нормы относительно организации физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха населения. Предусмотрено, что в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры могут включаться положения о создании работникам и членам их семей занятий физической культурой и спортом [3].
2. Федеральный закон <Об образовании в Российской Федерации>, который к компетенциям образовательной организации относит создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также определяет особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта [4].
3. Указ Президента от 24.03.2014 .№172 о введении в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса <Готов к труду и обороне>,
188
основной целью которого является дальнейшее совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта, создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения [1].
Особое значение в системе правового регулирования государственной политики занимают программные документы стратегического планирования, которые с точки зрения правовой науки являются подзаконными актами и направлены на реализацию законодательных положений и решение долгосрочных и текущих проблем развития сферы физической культуры и спорта. Система стратегического планирования, отражающая конкретные предложения и ожидаемые результаты реализации государственной политики реализации и поддержки массового спорта, дает возможность систематизировать цели и задачи государственной политики с учетом этапов планирования на всех уровнях управления сферой физической культуры и спорта.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет основные направления реализации государственной политики в сфере поддержки массового спорта. В том числе совершенствование законодательства сферы, организация площадок развития массового спорта, финансирование и обеспечение инфраструктурой, кадровое обеспечение, развитие системы соревнований и спортивных мероприятий, пропаганда физической культуры и спорта; улучшение инфраструктуры и совершенствование финансирования сферы физической культуры и спорта [2].
Для обеспечения реализации поставленной цели и задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработан отраслевой документ - «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», который содержит оценку состояния сферы физической культуры и спорта и направлен на решение проблем государственного значения: ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд, усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений, значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий. Целью решения выяв-
ленных проблем является «создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта» [7].
Для достижения приоритетов и целей государственной политики, а также для эффективного решения системных проблем в рамках практической реализации Стратегий развития сферы физической культуры и спорта на федеральном уровне управления разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Данные стратегические документы являются инструментом реализации целей государственной политики и определяют основные показатели, которые должны реализовывать органы государственной власти в рамках своих полномочий и возможностей [6].
В наиболее общем виде полномочия субъектов РФ в области физической культуры и спорта сформулированы в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3]. Региональное правовое регулирование физкультурно-спортивной политики по развитию и поддержки массового спорта подразумевает самостоятельное формирование субъектами Российской Федерации органов, которые ответственны за реализацию положений закона на практике. Так, например, Закон Санкт-Петербурга «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта» определяет основные цели, принципы, механизмы реализации политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта, определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Санкт Петербурге в области физической культуры и спорта и массового спорта, а также дополнительные меры социальной поддержки спортсменов и тренеров [5]. Наряду с принятым законом «О спортивной политике» в Санкт-Петербурге действуют программные документы, которые направлены на реализацию законодательных положений и решение долгосрочных и текущих проблем развития сферы физической культуры и спорта на уровне субъекта Федерации. За период программного развития физической культуры и спорта реализованы три программы развития отрасли физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге. Данный вид правовых актов является отправной точкой реализации региональной политики в сфере физической культуры и спорта.
190
На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляется соответствующим структурным подразделением, на который возложены обязанности организации осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования, обеспечения повседневной жизнедеятельности населения. Создание условий для занятий физической культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта.
Таким образом, на федеральном уровне создаётся модель отношений в сфере физической культуры и спорта, которая определяет основные цели, задачи, принципы и методы осуществления физкультурно-спортивной политики. Существующая на федеральном уровне нормативная и ресурсная база позволяет планомерно и последовательно добиваться поставленных целей, прогнозировать высокую эффективность развития, своевременно реа-лизовывать задачи на региональном муниципальном уровне управления сферой физической культуры и спорта.
Список литературы
1. О Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне»: указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 (ГТО) // СЗ РФ. - 31.03.2014. -№ 13. - Ст. 1452.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СЗ РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 10.12.2007. - № 50. - Ст. 6242.
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
5. Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта: закон Санкт-Петербурга от 14.12.2009 № 532-105 (ред. от 04.12.2018) (принят ЗС СПб 11.11.2009) // Вестн. Законодательного собрания Санкт-Петербурга. -№ 33. - 28.12.2009.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 (ред. от 29.03.2019) // СЗ РФ. - 05.05.2014. - № 18 (часть I). - Ст. 2151.
7. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // СЗ РФ. - 17.08.2009. - № 33. - Ст. 4110.