Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге: правовое регулирование'

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге: правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
629
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / REGIONAL PHYSICAL CULTURE AND SPORTS POLICY / LEGAL REGULATION / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойкова Т. Ю., Марьясин В. С., Молчанова Н. А.

В статье исследуются организационно-правовые особенности правового регулирования физкультурно-спортивной политики на региональном уровне. Анализируются концептуальные вопросы формирования целей и задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъекте и их отражение в основных правовых актах, направленных на совершенствование физкультурно-спортивной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the organizational and legal features of the legal regulation of physical culture and sports policy at the regional level. Analyzes the conceptual issues of the formation of goals and objectives of state policy in the field of physical culture and sports in the subject and their reflection in the basic legal acts aimed at improving the physical culture and sports system.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге: правовое регулирование»

УДК 342.5:796.062

Т. Ю. Бойкова, В. С. Марьясин, Н. А. Молчанова

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге: правовое регулирование

В статье исследуются организационно-правовые особенности правового регулирования физкультурно-спортивной политики на региональном уровне. Анализируются концептуальные вопросы формирования целей и задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта в субъекте и их отражение в основных правовых актах, направленных на совершенствование физкультурно-спор-тивной системы.

The article examines the organizational and legal features of the legal regulation of physical culture and sports policy at the regional level. Analyzes the conceptual issues of the formation of goals and objectives of state policy in the field of physical culture and sports in the subject and their reflection in the basic legal acts aimed at improving the physical culture and sports system.

Ключевые слова: региональная физкультурно-спортивная политика, правовое регулирование, стратегическое планирование.

Key words: regional physical culture and sports policy, legal regulation, strategic planning.

Государственная политика регионального развития формируется в соответствии с «Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и базируется на системе «приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [5]. Одним из факторов эффективности реализации государственной политики является система правового регулирования, которая включает в себя несколько уровней:

© Бойкова Т. Ю., Марьясин В. С., Молчанова Н. А., 2019

119

- Конституция Российской Федерации, которая закрепляет общие социальные функции физической культуры и спорта (ст. 41), определяет принципы построения системы власти и основы формирования государственной политики (ст. 72);

- федеральные конституционные законы, правовые акты президента Российской Федерации, правительства, положения о государственных органах, которые отражают приоритеты, цели и функции сферы физической культуры и спорта (Указы Президента РФ: от 07.05.2012 N° 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и др.);

- федеральные законы, постановления правительства РФ о целевых программах (Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3; О физической культуре и спорте в Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3, постановления правительства Российской Федерации о целевых программах и др.);

- подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в сфере физической культуры и спорта; (постановления правительства, Министерства спорта РФ, Министерства просвещения и др.);

- государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

- распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.

С учетом особенностей развития каждый субъект Российской Федерации разрабатывает собственную стратегию развития физической культуры и спорта. В наиболее общем виде полномочия субъектов РФ в области физической культуры и спорта сформулированы в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [3]. К ним относятся: определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ; принятие государственных реги-

ональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта; реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. К числу полномочий, связанных с обеспечением проведения физкультурных и спортивных мероприятий, можно отнести: организацию, проведение региональных официальных физкультурных, спортивных, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий; утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ; установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ.

Необходимо отметить, что в ч. 2 ст. 38 вышеназванного закона определено соответствующее целям реализации полномочий субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта содержание расходных обязательств. Причем региональные органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и их участию в таких спортивных соревнованиях, если в них участвуют спортсмены этих субъектов РФ, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с деятельностью органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии со ст. 7 указанного закона.

Полномочия по организации и проведению региональных официальных физкультурных, спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий включают в себя: установление порядка их проведения; утверждение и реализацию соответствующих календарных планов; содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; информационное обеспечение.

Обозначение в отмеченном нормативном акте общих вопросов организации управления в исследуемой сфере подразумевает самостоятельное формирование субъектами Федерации органов, которые ответственны за реализацию данных положений на практике.

Государственная политика развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге формируется на основе совокупности правовых актов

разной юридической силы, которые содержат как общие, так и специальные меры физкультурно-спортивной политики субъекта.

Закон Санкт-Петербурга от 14.12.2009 № 532-105 «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта» содержит нормы, которые направлены на регулирование общественных отношений между участниками физкультурно-спортивной системы. В частности, в нем сформулированы основные принципы физкультурно-спортивной политики (ст. 3), механизмы ее реализации (ст. 4), определены субъекты отношений, их права и обязанности (ст. 5, 5.1), а также ряд организационных вопросов сферы физической культуры и спорта [4].

В Санкт-Петербурге наряду с принятым вышеназванным законом действуют программные документы, которые с точки зрения правовой науки являются подзаконными актами и направлены на реализацию законодательных положений и решение долгосрочных и текущих проблем развития сферы физической культуры и спорта. Данный вид правовых актов является отправной точкой реализации региональной политики в сфере физической культуры и спорта.

В законе «О стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» на основании актуального состояния физической культуры и спорта, анализа конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон развития города в сопоставлении с другими субъектами обозначена стратегическая цель физкультурно-спортивной политики: «Повышение уровня физической культуры населения Санкт-Петербурга и развитие системы подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [2].

Достижение поставленной стратегической цели развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге предполагает реализацию нижеследующих задач.

Во-первых, «популяризация занятий физической культурой и спортом», в образовательных организациях, по месту работы, жительства и отдыха населения за счет проведения информационно-просветительских кампаний, физкультурно-оздоровительных программ в средствах массовой информации, мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и формирование позитивного общественного мнения о занятиях физической культурой и спортом.

Во-вторых, «создание инфраструктуры для регулярных занятий физической культурой и спортом шаговой доступности». Для формирования

условий, обеспечивающих возможность населению систематически заниматься физической культурой и спортом, необходимо проведение капитального ремонта и оснащение оборудованием и инвентарем спортивных объектов физической культуры и спорта, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, развитие сети внутридворовых спортивных площадок, стадионов, спортивных клубов в общеобразовательных организациях в Санкт-Петербурге, осуществить проектирование, строительство и реконструкцию спортивных объектов [2].

В-третьих, «развитие физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья». В рамках указанной задачи необходимо предусмотреть организацию физической культуры и спорта и спортивных сооружений для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, организацию курсов повышения квалификации для специалистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, приобретение необходимого спортивного инвентаря и оборудования для команд спортсменов-инвалидов. Необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.

В-четвертых, «создание инфраструктуры для развития спорта высших достижений и проведения межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий». Особое внимание следует уделять планированию, размещению и созданию объектов спорта для проведения физкультурных и спортивных мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня, включая тренировочные базы, а также решению задач их транспортного и инженерного обеспечения в документах территориального планирования.

В-пятых, «совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса и резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации», которая предполагает повысить уровень доступности и востребованности детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, улучшить материально-техническую базу и систему управления процессом подготовки спортсменов высокого класса.

В целях подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации необходимо организовать открытие отделений по видам спорта в учреждениях физической культуры и спорта и обеспечение их деятельности. Очень важно развивать базовые виды спорта для подготовки резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, создавать и совершенствовать материальную базу отрасли, способствующую развитию

123

олимпийских и неолимпийских видов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для систематической, методически и финансово обеспеченной тренировочной работы.

В целях количественной оценки степени реализации физкультурно-спортивной политики в Санкт-Петербурге в Стратегии устанавливаются показатели достижения целей развития сферы физической культуры и спорта: доля жителей Санкт-Петербурга, систематически занимающихся спортом в общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет к 2035 г. должна составить 57 процентов; уровень удовлетворенности населения условиями для занятий физической культурой и спортом должен повыситься до 76 процентов.

Таким образом, Стратегия на основании анализа основных трендов, а также внутренних возможностей и внешних условий развития сферы физической культуры и спорта определяет основные векторы физкультурно-спортивной политики и ключевые индикаторы развития. Инструментом реализации указанных ориентиров в среднесрочном периоде постановлением правительства Санкт-Петербурга утверждена государственная программа Санкт-Петербурга, в которой определен набор действий для реализации стратегической цели региональной политики развития сферы физической культуры и спорта [1].

На сегодняшний день существует объективная потребность в закреплении позиций по тем результатам, которые сложились в ходе уже проделанной работы в рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге.

Основными благоприятными факторами, способствующими развитию физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, могут стать:

- повышение уровня вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом;

- повышение уровня обеспеченности населения спортивными объектами, в том числе шаговой доступности;

- повышение уровня развития детско-юношеского спорта;

- наличие развитой спортивной инфраструктуры для профессионального занятия различными видами спорта, в том числе паралимпийскими;

- повышение уровня квалификации тренерско-преподавательского состава, в том числе в спортивных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга;

- проведение в Санкт-Петербурге значительного количества спортивных мероприятий всероссийского и международного уровня.

Слабыми сторонами и основными факторами, сдерживающими развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге, являются:

- территориальные диспропорции обеспеченности спортивной инфраструктурой;

- недостаточный уровень развития спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом инвалидами и другими маломобильными группами населения;

- низкий уровень материально-технической оснащенности отдельных объектов физической культуры и спорта.

Список литературы

1. О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге»: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 498 (ред. от 06.11.2018) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - URL: http://www.gov.spb.ru, 15.07.2014

2. О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (принят ЗС СПб 19.12.2018): закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http ://www.pravo .gov.ru, 25.12.2018

3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации (ред. от 27.12.2018): федер. закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 // СЗ РФ. - 10.12.2007. - № 50. -Ст. 6242.

4. Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта: закон Санкт-Петербурга от 14.12.2009 № 532-105 (ред. от 04.12.2018) (принят ЗС СПб 11.11.2009) // Вестн. Законодательного собрания Санкт-Петербурга. - № 33. - 28.12.2009.

5. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 // СЗ РФ. - 23.01.2017. - № 4. - Ст. 637.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.